Страховые взносы с самозанятых физических лиц.

В силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Объект обложения для указанной категории плательщиков установлен в п. 3 ст. 420 НК РФ в двух вариантах и зависит от величины реального дохода (с учетом расходов - Постановление КС РФ от 30 ноября 2016 г. N 27-П), полученного таким плательщиком.

Если доход плательщика не превысил 300 тыс. руб. (в т.ч. и в отсутствие приносящей доход деятельности или при получении убытка), то взимается фиксированная сумма, зависящая от установленного размера МРОТ на начало года (и, строго говоря, от того, какую часть года у плательщика есть соответствующий статус). Таким образом, для этой ситуации объектом обложения является сам по себе факт существования указанного плательщика при наличии соответствующего статуса (правовое состояние). В некоторой степени здесь можно говорить о подушном (или точнее - статусном) налогообложении. Ранее в п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. N 79 в отношении предшествующего законодательства было разъяснено, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.

В случае, если доход плательщика превысил 300 тыс. руб., в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ объектом обложения признается сумма превышения дохода над указанной величиной, но и фиксированную сумму плательщик также обязан уплачивать.

Налоговая база (база для исчисления страховых взносов) для самозанятых лиц в НК РФ специально не выделена. Это неудивительно, поскольку для случая дохода, не превышающего 300 тыс. руб., в принятой в НК РФ терминологии ее вообще затруднительно определить (как и для любого подушного налога). В силу п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В подушном налоге проблематично что-либо "мерить", "характеризовать" - сам по себе облагаемый факт существования некоторого лица (плательщика) либо имеет место, либо не имеет места. Поскольку законодатель сразу устанавливает сумму страховых взносов, которую должно уплатить самозанятое лицо по факту наличия у него соответствующего статуса, это удобнее описывать в терминологии ранее приведенного краткого перечня существенных элементов налога (п. 2.2) и рассматривать обобщенный элемент 3 - сумма налога (страхового взноса) или способ ее исчисления. Если же доход превысил 300 тыс. руб., то база для исчисления страховых взносов, очевидно, равна сумме превышения дохода над указанной величиной (п. 3 ст. 420, подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).

Как именно исчисляется доход для целей страховых взносов различными самозанятыми лицами (в т.ч. использующими специальные налоговые режимы), определено в п. 9 ст. 430 НК РФ.

Ставки (тариф) страховых взносов для самозанятых лиц установлены в п. 2 ст. 425, п. 1 ст. 430 НК РФ. В общем случае в варианте дохода, не превышающего 300 тыс. руб., ставки составляют (от 12 размеров МРОТ, установленного на начало года):

1) на обязательное пенсионное страхование - 26%;

2) на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Соответственно, суммарная ставка равна 31,1% (26% + 5,1%) от 12 размеров МРОТ, установленного на начало года. Таким образом, за 2017 год указанные плательщики, с учетом МРОТ = 7 500 руб. (Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 164-ФЗ), должны уплатить фиксированный платеж в размере 27 990 руб.

Если же доход превысил 300 тыс. руб., то ставка равна 1% от суммы превышения дохода над указанной величиной, но соответствующие взносы уплачиваются только на обязательное пенсионное страхование.

При этом в подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ установлено ограничение: сумма страховых взносов в ПФ РФ не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного в п. 2 ст. 425 НК РФ (т.е. 26%). Соответственно, максимальная сумма страховых взносов, которую следует уплачивать в ПФ РФ, с учетом того же МРОТ = 7 500 руб., составляет 187 200 руб.

Страховые взносы с самозанятых лиц также исчисляются ими самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 432 НК РФ).

Налоговым периодом по страховым взносам (обозначен как расчетный период) в соответствии со ст. 423 НК РФ признается календарный год. Для целей исчисления страховых взносов с самозанятых лиц отчетные периоды не используются.

Сроки уплаты страховых взносов самозанятыми лицами в общем случае следуют из п. 2 ст. 432 НК РФ: суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 тыс. руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

При этом, как следует из п. 2 ст. 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Расчет по страховым взносам (аналог налоговой декларации) для самозанятых лиц в НК РФ в общем случае не предусмотрен. В частности, при доходе, не превышающем 300 тыс. руб., сумма страховых взносов является фиксированной (определяется только наличием у плательщика соответствующего статуса) и не требует расчета, в котором заинтересован налоговый орган. В п. 1.1 приложения N 2 к Приказу ФНС России от 10 октября 2016 г. N ММВ-7-11/551@, установившего форму расчета, установлено, что он заполняется только лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями); а также главами крестьянских (фермерских) хозяйств. Следует отметить, что обязанность самозанятых лиц (за исключением глав крестьянских (фермерских) хозяйств) представлять расчеты по страховым взносам была отменена еще с 1 января 2012 г. (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 34).

Глава 6. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

6.1. Транспортный налог

Транспортный налог является региональным прямым (поимущественным) налогом. Он предусмотрен гл. 28 НК РФ, которая действует с 1 января 2003 г. Предшественником данного налога в части автомобилей является налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался на основании ст. 6 Федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации" (утратил силу), а в части иных транспортных средств - налог на имущество физических лиц, взимавшийся на основании п. 2 ст. 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" (утратил силу), а в предшествующем периоде - в силу в т.ч. разд. V Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. N 3819-X "О местных налогах и сборах" (утратил силу). Кроме того, непродолжительное время действовал Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств" (утратил силу).

Примечательно также и то, что ранее, например, Декретом ВЦИК, СНК РСФСР от 9 декабря 1921 г. "О местных денежных средствах" (утратил силу) предусматривались сборы с лошадей, лодок или яликов для перевозки людей, ручных тележек или ручных саней, предназначенных для промысла, с паромов, грузовых лодок, с велосипедов, самодвижущихся экипажей, а также яхт и моторных лодок. Обложение было впоследствии усовершенствовано Постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. "Временное Положение о местных финансах" (утратило силу), которым платежи уже были обозначены, в т.ч. как налог с лошадей и выездных экипажей, налог с велосипедов, самодвижущихся экипажей, яхт и моторных лодок.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 28 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога (ст. 356 НК РФ). Кроме того, региональные органы власти вправе не устанавливать для налогоплательщиков - организаций отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ), они имеют возможность устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса (п. 3 ст. 361 НК РФ), могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ). Также при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ). Если региональные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не вводят транспортный налог на подведомственной территории, то налог тем не менее считается введенным для физических лиц и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 4 ст. 361 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

К примеру, приняты Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге", Закон Нижегородской области от 28 ноября 2002 г. N 71-З "О транспортном налоге".

Налогоплательщиками транспортного налога на основании ст. 357 НК РФ в общем случае признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Объектом налогообложения согласно п. 1 ст. 358 НК РФ признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, объектом налогообложения транспортным налогом является факт владения определенными видами транспортных средств, зарегистрированными в установленном порядке (правовое состояние).

В частности, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (п. 2), регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют:

- подразделения ГИБДД МВД РФ - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- военные автомобильные инспекции (автомобильные службы) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и иных организаций, имеющих воинские формирования, - транспортных средств воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, а также транспортных средств, являющихся опытными (испытательными) образцами военной и специальной техники, изготавливаемыми предприятиями промышленности по государственному оборонному заказу для нужд федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на срок проведения испытаний.

Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При этом исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. N 12223/10 факт регистрации транспортного средства является принципиальным для вывода о том, что у владельца имеется обязанность по уплате транспортного налога. Возможно, позиция ВАС РФ следует из Определения КС РФ от 29 сентября 2011 г. N 1267-О-О (позиция впоследствии воспроизведена в т.ч. в Определениях КС РФ от 25 сентября 2014 г. N 2015-О, от 24 марта 2015 г. N 541-О): федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в гл. 28 НК РФ связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Можно заключить, что здесь имеет место иногда встречающаяся особенность поимущественных налогов, сводящаяся к сугубо формальному подходу: обязанность заплатить налог признается за всеми, чье имя внесено в налоговую ведомость (необязательно собственник или пользователь имущества) <1413>.

--------------------------------

<1413> Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 54; Горский И.В., Медведева О.В., Лебединская Т.Г., Юдин Е.А. Налогообложение недвижимого имущества в зарубежных странах. М., 2010. С. 28.

Очевидно, что в таком случае экономическим основанием поимущественного налога (п. 3 ст. 3 НК РФ) является не факт владения имуществом, а факт его регистрации в государственном органе. При этом государственная регистрация транспортного средства (как, впрочем, и любая иная публичная регистрация имущества или прав на него), как это следует из Определения КС РФ от 5 июля 2001 г. N 154-О, не затрагивает самого содержания права на имущество. В иных актах КС РФ (Постановление от 12 мая 2011 г. N 7-П, Определения от 7 декабря 2006 г. N 544-О, от 1 октября 2008 г. N 670-О-О, от 26 января 2010 г. N 124-О-О) разъяснено, что государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств.

По мнению О.Р. Михайловой, и с точки зрения теории налогов, и с точки зрения гражданского права взимание транспортного налога при физическом отсутствии транспортного средства невозможно <1414>. Тем не менее, в настоящее время в качестве объекта транспортного налога исходя из позиции ВАС РФ имеет место высоковероятная презумпция - факт регистрации транспортного средства означает и факт физического наличия этого транспортного средства у налогоплательщика.

--------------------------------

<1414> Михайлова О.Р. Транспортный налог без транспорта. Возможно ли это? // Налоговед. 2012. N 5. С. 67.

При этом лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, как правило, имеет возможность без несоразмерных затрат снять его с регистрации. В Определении КС РФ от 21 мая 2015 г. N 1035-О разъяснено, что федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. При этом Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утв. Приказом МВД РФ от 7 августа 2013 г. N 605) предусмотрена возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца в случае неисполнения новым владельцем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение 10 дней со дня приобретения транспортного средства.

Однако если по объективным причинам невозможно снятие с учета (хотя оно, разумно полагать, было бы осуществлено плательщиком), обязанность по уплате транспортного налога отсутствует. Как следует из Определения ВС РФ от 17 февраля 2015 г. N 306-КГ14-5609, применительно к обложению транспортным налогом потерпевшего аварию самолета, до момента завершения расследования уголовного дела по факту данного авиационного происшествия органом СКР, проведение налогоплательщиком действий по снятию самолета с учета не представлялось возможным. Налоговый орган и суды проигнорировали указанное обстоятельство, придав решающее значение лишь наличию факта государственной регистрации судна как единственного условия для возникновения обязанности по уплате транспортного налога, без учета указанных обстоятельств объективного характера.

Кроме того, следует отметить позицию ВАС РФ, выраженную в Постановлении Президиума от 7 июня 2012 г. N 14341/11: транспортные средства общества подлежат государственной регистрации в органах государственного технического надзора и в силу этого обстоятельства признаются объектами обложения транспортным налогом. Уклонение общества от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств не освобождает его от уплаты транспортного налога.

Данная позиция, в частности, не исключает и такого подхода: все основания постановки на учет и снятия с учета транспортных средств в виде закрытого перечня содержатся в вышеуказанных Правилах регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ. Если транспортное средство не поставлено на учет (снято с учета) при наличии (отсутствии) указанных оснований, для целей транспортного налога это не имеет правового значения.

Таким образом, правила регистрации облагаемых рассматриваемым налогом транспортных средств (в т.ч. и принятые органами исполнительной власти), во многом предопределяют объект налогообложения. Впрочем, сходная ситуация имеет место и в другом поимущественном налоге - в налоге на имущество организаций. Там правила бухгалтерского учета основных средств, разрабатываемые Минфином России, также фактически предопределяют объект налогообложения.

Виды транспортных средств, которые не являются объектом налогообложения, хотя и подлежат регистрации, НК РФ предусматривает в п. 2 ст. 358 (в том числе весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л. с.; транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом).

Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ исчисляется различными способами в зависимости от вида транспортного средства (как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; как паспортная статическая тяга реактивного двигателя; как валовая вместимость в регистровых тоннах; как единица транспортного средства).

Предельные налоговые ставки (возможные к снижению на региональном уровне) следуют из ст. 361 НК РФ. Так, в зависимости от мощности двигателя для легковых автомобилей они установлены до 150 руб/л. с.; для грузовых автомобилей - до 85 руб/л. с.; для мотоциклов и мотороллеров - до 50 руб/л. с. Для несамоходных (буксируемых) судов, для которых определяется валовая вместимость, предусмотрена предельная ставка 200 руб. с каждой регистровой тонны валовой вместимости. Кроме того, для регионального законодателя предусмотрены не только максимальные, но и минимальные ставки данного налога (а автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 л. с. можно вообще освободить от налога).

Соответственно, на региональном уровне установлены конкретные ставки налога. Так, в ст. 2 Закона г. Москвы "О транспортном налоге" для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. предусмотрена ставка 12 руб/л. с. В соответствии со ст. 6 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге" для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 45 л. с. до 100 л. с. ставка составляет 22,5 руб/л. с. Таким образом, легковой автомобиль с мощностью двигателя 82 л. с., зарегистрированный в г. Москве, в общем случае будет облагаться годовым транспортным налогом в сумме 984 руб., а зарегистрированный в г. Н. Новгороде - 1 845 руб.

В п. 2 ст. 362 НК РФ введены повышающие коэффициенты для легковых автомобилей (минимальный размер: 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет; максимальный размер: 3 - в т.ч. в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет). Какие именно автомобили являются "дорогими" и как именно исчисляется их средняя стоимость, определено в Перечнях легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей, ежегодно (в течение текущего года) принимаемых Минпромторгом России, а также в Приказе Минпромторга России от 28 февраля 2014 г. N 316 "Об утверждении Порядка расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации".

Определенную проблему может представлять отнесение транспортного средства к одной из групп, выделенных в ст. 361 НК РФ, при том, что от решения данного вопроса зависит размер налоговой ставки и, соответственно, налога. В частности, является актуальным вопрос отнесения некоторых автомобилей к грузовым (к легковым, к автобусам). Классический пример "проблемного" в этом аспекте автомобиля - УАЗ "буханка". В настоящее время принятые в России категории транспортных средств (для целей предоставления права на управление ими) определены в п. 1 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (A, B, C, D и др.). Но эти категории, указываемые в регистрационных документах, не всегда позволяют однозначно ответить на данный вопрос. В частности, четкого нормативного определения терминов "легковой автомобиль", "грузовой автомобиль" не имеется.

Интересно то, что для грузового автомобиля при определенной мощности двигателя ставка транспортного налога может быть меньше, чем для легкового автомобиля с такой же мощностью двигателя. По этой причине некоторые владельцы мощных автомобилей категории "В" типа "пикап" стремятся убедить налоговый орган в том, что их автомобиль является грузовым.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2007 г. N 5336/07 рассматривался вопрос налогообложения автомобилей с оборудованной на них спецтехникой (кранами, цистернами, подъемниками, бетоносмесителями, буровыми установками), а также спецмашин (пожарных, уборочных, автомастерских, топливозаправщиков и т.п.). Налогоплательщик настаивал на их отнесении к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу", а налоговый орган - к категории "грузовые автомобили". Суд указал, что если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 ст. 361 НК РФ. Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории "С". Следовательно, при исчислении транспортного налога надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные региональным Законом о транспортном налоге для категории "грузовые автомобили".

Предлагается и общий вариант решения указанной проблемы: применительно к ст. 361 НК РФ автомобиль может быть грузовым, легковым либо автобусом. При определении типа транспортного средства необходимо руководствоваться паспортом транспортного средства. Если указанный документ не позволяет однозначно определить, к какой из категорий следует относить конкретный автомобиль, то исходя из п. 7 ст. 3 НК РФ следует применять наименьшую ставку из возможных <1415>.

--------------------------------

<1415> Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Волго-Вятского округа "О практике применения налогового законодательства" (по итогам заседания 27 октября 2011 г.) // Экономические споры: проблемы теории и практики. 2011. N 4; СПС "Гарант"; СПС "КонсультантПлюс"; URL: http://www.fasvvo.arbitr.ru.

Исходя из ряда актов КС РФ (в т.ч. Постановления от 2 декабря 2013 г. N 26-П, Определений от 14 декабря 2004 г. N 451-О и от 25 февраля 2016 г. N 329-О) с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание.

Следует, однако, заметить, что по отношению к некоторым видам облагаемых транспортных средств (в т.ч. водные, воздушные, а также иные транспортные средства, изначально предназначенные не для движения по дорогам (трактора, вездеходы)), говорить об уровне воздействия на некие пути общего пользования затруднительно. По обоснованному мнению П.А. Попова, Н.Р. Хачатрян и М.Ф. Ивлиевой, воздушные пути в принципе невозможно износить <1416>.

--------------------------------

<1416> Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 131.

Исчисляется транспортный налог (п. п. 1, 2 ст. 52, п. 1 ст. 362 НК РФ):

- налогоплательщиками-организациями: самостоятельно;

- налоговыми органами: для налогоплательщиков - физических лиц, с заблаговременным направлением плательщику налогового уведомления.

Поскольку для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению транспортных средствах и об их владельцах, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ).

К примеру, в ст. 3 Закона г. Москвы "О транспортном налоге" отчетные периоды для налогоплательщиков-организаций не установлены; а в ст. 5 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге" установлены.

Срок уплаты транспортного налога установлен:

- для организаций: например, в соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы "О транспортном налоге" - не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом; в соответствии со ст. 9 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге" уплата авансовых платежей по налогу производится в следующие сроки: а) за первый квартал - 30 апреля текущего налогового периода; б) за второй квартал - 31 июля текущего налогового периода; в) за третий квартал - 31 октября текущего налогового периода; по итогам налогового периода - 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- для физических лиц: в п. 1 ст. 363 НК РФ - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по транспортному налогу представляется только организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ).

Федеральные налоговые льготы предусматриваются в ст. 361.1 НК РФ. В частности, освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Указанные федеральные налоговые льготы корреспондируют с платой с автомобилей массой более 12 тонн, взимание которой контролирует так называемая система "Платон".

На территориях субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и региональные налоговые льготы. Так, в силу подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы "О транспортном налоге" от уплаты налога освобождаются организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси). В ст. 7 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге" установлено, что для пенсионеров - владельцев мотоциклов и легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с., моторных лодок с мощностью двигателя до 30 л. с. включительно ставка налога на одну лошадиную силу снижается на 50%. Данная льгота распространяется на одно транспортное средство по заявлению налогоплательщика.

6.2. Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес является региональным прямым (на предполагаемый доход) налогом, предусмотренным гл. 29 НК РФ, действующей с 1 января 2004 г. Налог на игорный бизнес ранее уплачивался на основании Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" (утратил силу).

Региональные органы власти при регламентации налога на игорный бизнес в соответствии с п. 1 ст. 369 НК РФ могут определить ставку налога в пределах, установленных НК РФ. Иные элементы данного налога, в том числе объект, база, период, сроки уплаты, регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем (п. 3 ст. 12 НК РФ). Кроме того, если региональный закон вообще не принят, то применяются специально установленные федеральные ставки (п. 2 ст. 369 НК РФ), т.е. налог будет являться введенным и без нормотворческой активности региональных органов власти, поскольку все существенные элементы этого налога есть непосредственно в НК РФ. Каких-либо льгот по данному налогу на федеральном уровне не предусмотрено, возможности введения региональных налоговых льгот НК РФ не предполагает.

Например, приняты Закон г. Москвы от 21 декабря 2011 г. N 69 "О ставках налога на игорный бизнес", Закон Нижегородской области от 30 сентября 2009 г. N 194-З "О налоговой ставке при проведении азартных игр в Нижегородской области".

Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2009 г. вне специально созданных игорных зон (на территории Республики Крым; Алтайского края; Краснодарского края; Приморского края; Калининградской области) возможно проведение азартных игр только в букмекерских конторах, тотализаторах, их пунктах приема ставок (т.е. недопустимо их проведение в казино и с использованием игровых автоматов). По этой причине, например, в Законе г. Москвы "О ставках налога на игорный бизнес" и в Законе Нижегородской области "О налоговой ставке при проведении азартных игр в Нижегородской области" ставки установлены только для процессинговых центов букмекерских контор и тотализаторов, их пунктов приема ставок; в противном случае налогами облагалась бы незаконная деятельность. Одновременно в Законе Краснодарского края от 20 октября 2003 г. N 611-КЗ "О налоге на игорный бизнес" установлены ставки для всех возможных видов игорного бизнеса, в т.ч. для игровых столов и игровых автоматов. При этом осуществление запрещенной деятельности в сфере игорного бизнеса (например, с использованием игровых автоматов вне зон) наказуемо по ст. 14.1.1 КоАП РФ.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ). Отсутствие среди налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей следует из ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона "О государственном регулировании...": организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Соответственно, в ст. 364 НК РФ даны специальные определения, в том числе:

- игорный бизнес - предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр;

- игровое поле - специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников азартной игры и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре.

Ряд определений, подлежащих субсидиарному применению для целей гл. 29 НК РФ в силу п. 1 ст. 11 НК РФ, дан в ст. 4 упомянутого Федерального закона "О государственном регулировании...". В их числе можно отметить следующие:

- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;

- пари - азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

- ставка - денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры (за исключением денежных средств, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом интерактивной ставкой) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;

- интерактивная ставка - денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр;

- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, п

Наши рекомендации