Способы, методы и типы правового регулирования

В правовом регулировании используются три способа регулирования: дозволение, связывание, запрет.

Дозволение — это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах, при этом существует альтернатива — субъект может использовать или не использовать эту возможность.

Позитивное связывание — возложение на лиц обязанности совершать ак­тивные, позитивные действия. Это приказ, долг совершать такие действия.

Запрет — обязанность не совершать какие-то действия. Запрет есть разновидность обязанности. Это обязанность воздерживаться от соверше­ния действий, запрещенных правом.

Таким образом, можно говорить о двух основных способах регулирова­ния. Нормы права или предоставляют субъекту в тех или иных ситуациях юридическую возможность (субъективное право) совершения каких-либо действий, или возлагают на субъекта активную, либо пассивную обязанность (запрет). Отметим, что если закон возлагает на кого-либо обязанность совер­шения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих дей­ствий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия. Управомоченный субъект по сво­ему усмотрению использует дозволение. Он может им воспользоваться, а мо­жет и не воспользоваться. У него существует свобода выбора. Но она отсут­ствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совер­шить соответствующие действия, предписанные в норме.

Типы правового регулирования — это определенное сочетание способов регулирования — дозволения, связывания и запрета, которые основываются на существующих в юридической практике и теории формулах.

Общедозволительный тип регулирования основывается на общем доз­волении, из которого путем запрета делается исключение. Он обычно фор­мулируется так: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливается строго и четко сформулированные запреты. Объем запретов невелик, а объем дозволений не определен (все, что не запрещено законом). Например, субъектам дозво­лено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сде­лок любому субъекту запрещено (купля-продажа оружия, наркотиков). Раз­решено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изготовление наркотиков, оружия и т.д.). Этот тип характе­рен для отношений, регламентируемых гражданским правом. Способствует (хотя бы не препятствует) проявлениям инициативы, самостоятельности, гражданской активности.

Разрешительный тип регулирования основывается на формуле: дозво­лено только то, что прямо разрешено законом, т.е. на общем запрете како­го-либо вида действий, деятельности. Участник правовых отношений по­добного типа может совершать действия, которые прямо разрешены зако­ном, а все остальные действия запрещены. Он присущ отраслям права, свя­занным с государственным управлением. В законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий. Все, что выходит за пределы ком­петенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Выбор того или иного типа правового регулирования зависит от со­держания регулируемых отношений, а также ряда других условий, которые вместе взятые требуют от законодателя избрать для данных отношений именно такой, а не иной способ их юридического построения, чтобы сде­лать правовое регулирование наиболее эффективным, целесообразным, спо­собствующему прогрессу.

Метод правового регулирования - это определенная совокупность спо­собов, приемов и других средств правового регулирования, используемых той или иной отраслью права. Метод той или иной отрасли права проявля­ется в характере правового положения субъектов (например, субъекты гра­жданского права равноправны, административного — находятся в отноше­ниях властеподчинения и т.п.). В основаниях возникновения правоотноше­ний (в гражданском праве — сделки, в уголовном — преступления, в админи­стративном — акты соответствующих органов и административные проступ­ки и т.д.). В характере санкций (наказания — в уголовном, административ­ные взыскания — в административном праве, возмещение имущественного ущерба и убытков и т.д. — в гражданском праве). Таким образом, разнообра­зие общественных отношений, входящих в сферу и пределы правового ре­гулирования порождает различие не только в способах, типах, но и в мето­дах правового регулирования. В зависимости от вышеизложенного выделя­ют следующие основные методы.

1. Императивный (или метод централизованного регулирования или метод субординации). Признаки метода: а) отношение власти и подчинения;

б) вариант поведения строго задан; в) никакие отклонения от него не допус­каются.

При его помощи регулируется отношения, где приоритетным является общесоциальный интерес, который выражает, прежде всего, государство. По­этому этот метод в основном используется в публично-правовых отраслях.

2. Диапозитивный (или метод децентрализованного регулирования или метод координации). Признаки метода: а) равенство субъектов; б) наличие взаимных прав и обязанностей; в) закон устанавливает лишь общие рамки поведения, внутри которых субъекты права сами определяют вариант сво­его поведения.

Применяется для регламентации отношений субъектов гражданского общества при удовлетворении своих частных интересов, т.е. в сфере отрас­лей частного права.

Наши рекомендации