Ограниченные вещные права: право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Статья 216 ГК. называет право хозяйственного ведения имуществом в числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками. В ГК предусмотрено, что правом хозяйственного ведения могут наделяться государственные и муниципальные унитарные предприятия, кроме федеральных казенных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления. Соответственно этому ГК не предусматривает использование права хозяйственного ведения как способа осуществления иных, кроме государственной и муниципальной собственности, форм собственности.

Помимо того, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, он осуществляет также контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право на получение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении предприятия имущества.

Что же касается собственника имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, то он также не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных ГК.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия его собственника. Не относящимся к недвижимому, имуществом оно распоряжается самостоятельно, кроме случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение.

Право оперативного управления как способ осуществления права государственной и муниципальной собственности. В числе вещных прав лиц, не являющихся собственниками, ст. 216 ГК называет также право оперативного управления имуществом. Субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Казенное предприятие может быть образовано по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие именуется федеральным казенным предприятием. Казенное предприятие может быть создано на базе не только федеральной собственности, но и собственности, принадлежащей субъектам федерации, либо муниципальной собственности.

Содержание и границы осуществления права оперативного управления наиболее общим образом определены в п. 1 ст. 296 ГК; «Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собстнника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им». Обратим внимание на то, что эта характеристика права оперативного управления распространяется как на казенные предприятия, так и на учреждения и исходит из того, что правоспособность как тех, так и других является специальной. Собственнику имущества, выделенного казенному предприятию или учреждению в оперативное управление, предоставляется право изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

В отношении казенных предприятий, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, предусмотрено, что они не вправе без согласия собственника распоряжаться не только недвижимым, но и движимым имуществом.

Субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества несет РФ как субъект ГП.

68. Сервитутные права (основания установления, характеристика, виды, прекращение сервитута).

Сервитут – ограниченное вещное право пользования чужим имуществом.

Принято считать, что предметом сервитута могут быть земельные участки, здания, сооружения, водные объекты. Однако некоторые авторы считают, что сервитутное право может применяться также и к личности. Примером личного сервитута является право пожизненного проживания в чужом доме, возникшее в силу завещательного отказа.

Сервитутное право обременяет имущество собственника, но не лишает его трех полномочий собственника.

Субъектами сервитутных правоотношений могут быть граждане и юридические лица.

Виды сервитутов:

публичные, устанавливаемые законом в интересах всех лиц (например, каждый может пользоваться водными объектами в соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ);

частные, устанавливаемые на основании договора, но в соответствии с законом.

Суть сервитутного права легко можно уяснить на примере земельного сервитута. Так, собственник земельного участка может требовать от собственника соседнего земельного участка права ограниченного пользования им для прохода, проезда и т. д. Земельный участок, представляемый на праве сервитута, называется «служащим», а земельный участок, собственник которого требует установления сервитута, называется «господствующим».

Устанавливается сервитут по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения – по решению суда. Сервитут подлежит государственной регистрации, он может быть возмездным.

За сервитутом закреплено право следования. Это значит, что он сохраняется и при смене собственника «служащего» земельного участка. Собственник «служащего» земельного участка может потребовать прекращения сервитута, если он мешает использованию земельного участка по назначению. Если согласие между участниками сервитута не достигнуто, спор решается судом.

По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между собственником недвижимого имущества, интересы которого не могут быть обеспечены без установления сервитута, и собственником соседнего участка, здания или другого недвижимого имущества, кото­рое должно быть обременено сервитутом. Стороны договариваются об установлении и условиях сервитута. В частности, собственник недви­жимого имущества, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лица, в интересах которого уста­новлен сервитут, соразмерную плату за пользование этим имуществом (п. 5 ст. 274 ГК). Договор об установлении сервитута подлежит реги­страции в порядке, установленном для регистрации прав на недвижи­мое имущество. При недостижении соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается по иску лица, требующего уста­новления сервитута.

В случаях, предусмотренных законом, сервитут возникает без спе­циального соглашения сторон. Достаточно наступления определенных в законе иных юридических фактов. Так, если при продаже земельного участка, на котором находится здание или иная недвижимость, принад­лежащие продавцу, а условия пользования соответствующей частью земельного участка, обслуживающей эту недвижимость, в договоре купли-продажи не определены, у продавца возникает право ограничен­ного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответ­ствии с ее назначением (ч. 2 ст. 553 ГК).

Закон устанавливает два случая прекращения сервитута по требо­ванию собственника обремененного сервитутом недвижимого имуще­ства. Первый предусматривает прекращение сервитута ввиду отпаде­ния оснований, по которым он был установлен. Второй предусматри­вает право лица, обладающего имуществом, обремененным сервитутом, требовать по суду его прекращения в случае, когда оно не может использовать это имущество в соответствии с его назначением (ст. 276 ГК). Кроме того, учитывая природу сервитутного права, его прекраще­ние возможно вследствие отказа от него обладателя сервитута, в связи с гибелью имущества, являвшегося предметом сервитута, а также в случае отчуждения недвижимого имущества, обремененного сервиту­том, в собственность обладателя сервитута.

69.Право частной собственности граждан и юридических лиц (субъекты, объекты, содержание, основания приобретения).

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица (п. 1, 2 ст. 212 ГК).

Граждане могут быть субъектами права частной собственности независимо от возраста, состояния здоровья, дееспособности. Субъектами права собственности могут быть и иностранные граждане, наравне с гражданами РФ, а также лица без гражданства, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ.

Для того чтобы гражданин мог выступать в качестве собственника, не требуется специальной регистрации. Если он намерен заниматься предпринимательской деятельностью, то должен регистрироваться в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, а не собственника, реализуя право на использование своих способностей для предпринимательской деятельности.

В то же время принадлежность гражданину объектов недвижимости требует государственной регистрации безотносительно к тому, для каких не противоречащих закону целей они используются (ст. 131 ГК).

При создании гражданином юридического лица (самостоятельно или совместно с другими) независимо от его организационно-правовой формы гражданин передает вклад в собственность юридического лица, а сам приобретает по отношению к нему обязательственные права (ст. 48 ГК).

Круг объектов, которые граждане могут иметь в собственности, очерчен оборотоспособностью имущества (ст. 129 ГК). Гражданин может иметь в собственности не только предметы потребления (одежду, обувь, мебель, квартиру, жилой дом и др.),

но и средства производства (оборудование, трактор и проч.), при этом имущество

может быть как движимым (денежные знаки, ценные бумаги, различные

предметы домашнего обихода, автомашины и проч.), так и недвижимым (жилой дом,

квартира и проч.).

Содержание права собственности граждан составляют правомочия владения, пользования и распоряжения. Гражданин осуществляет их своей властью, по своему усмотрению, но в пределах, установленных законом, и в установленном законом порядке.

Основания возникновения и прекращения. Производными основаниями, в частности, являются: получение вознаграждения за работу, выполненную по трудовому договору

(контракту) и по гражданско-правовым сделкам, включая сделки, совершенные при

осуществлении предпринимательской деятельности; получение процентов по

банковским вкладам, доходов от организаций, с которыми гражданина связывают

обязательственные правоотношения, например, от производственного кооператива,

полного товарищества, участником (членом) которых он является, дивидендов от

акционерного общества; получение имущества по договору дарения, купли-продажи и

др.; получение имущества в порядке наследования по закону или по завещанию.

Субъектами права собственности юридических лиц, согласно п. 3 ст. 213 ГК, признаются коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником). Круг юридических лиц-собственников необычайно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы, а также другие предусмотренные законом организации.

Право собственности юридических лиц характеризуется следующими наиболее существенными признаками. Прежде всего именно юридическое лицо является единым и единственным собственником принадлежащего ему имущества. Учредители юридического лица-собственника имеют на его имущество либо обязательственные права, если речь идет о хозяйственных обществах и товариществах, производственных и потребительских кооперативах, либо вообще не имеют имущественных прав, если речь идет об общественных и религиозных организациях, ассоциациях и союзах.

В собственности юридического лица находится имущество, переданное ему в качестве вклада его учредителями, а также произведенное и приобретенное юридическим лицом по иным основаниям в процессе его деятельности.

Юридические лица, подобно иным собственникам, вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. При этом некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность.

И при общей, и при специальной правоспособности право собственности юридического лица может быть ограничено законом. ГК предусмотрена, например, возможность ограничения права юридического лица иметь в собственности отдельные виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. К таковому относится имущество, изъятое из оборота или ограниченное в обороте. Например, изъяты из оборота недра, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). Собственниками объектов, ограниченных в обороте, могут быть только те из юридических лиц, которые удовлетворяют специальным требованиям, определенным в порядке, устанавливаемом законом.

В отношении имущества, которое согласно закону может находиться в собственности юридического лица, устанавливает правило о недопустимости стоимостного и количественного ограничения объектов права собственности юридических лиц. К примеру, в собственности акционерного общества, не относящегося к автотранспортным предприятиям, могут находиться автомобили любой стоимости и в любом количестве. Исключения, касающиеся стоимостных или количественных ограничений, могут быть установлены федеральным законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства.

Основаниями приобретения и прекращения права собственности юридических лиц являются общие основания, — гражданско-правовые сделки, объединение имущества, создание его в процессе производственной деятельности и т.п. Вместе с тем законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности юридических лиц. Так, источниками формирования имущества благотворительной организации могут быть благотворительные пожертвования, поступления из государственного и местного бюджетов, труд добровольцев и другие юридические факты, не относящиеся к общим основаниям приобретения права собственности.

70. Право государственной и муниципальной собственности (понятие, субъекты, объекты, основания приобретения, особенности правового режима отдельных видов имущества).

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т. е. собственность, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам федерации .

Субъекты права муниципальной собственности.— в качестве таковых выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования

Объекты права собственности Объекты гражданских прав подразделяются на изъятые из оборота; ограниченные в обороте; находящиеся в свободном обращении.

Природные ресурсы как объекты права собственности. Гражданское зак-во в отношении природных ресурсов закрепляет два принципиально важных положения: во-первых, природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью; во-вторых, природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Право государственной и муниципальной собственности как субъективное право. Его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе.

Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов). Государственная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.

В состав государственной собственности входят:

объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);

объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);

объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления. Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества.Муниципальную собственность составляют следующие объекты:

1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуатационные предприятия;

2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;

3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;

4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;

5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).

Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности – передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:

1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);

2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия совершаться могут при отсутствии прямого ограничения в законе).

Среди различных оснований возникновения права государственной собственности необходимо выделить общегражданские и специальные способы приобретения государственной собственности. К первой груп­пе способов относятся основания, по которым собственником может стать не только государство, но и любой другой субъект гражданского права. Вторую группу составляют основания, по которым только госу­дарство может стать собственником соответствующего имущества. Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности. К ним относятся: национализа­ция, реквизиция, конфискация, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.); переход по праву наследо­вания выморочного имущества.

Наши рекомендации