Позиция государства как акционера выражается в письменных директивах Росимущества или другого уполномоченного государственного органа.

Для акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 91-р, позиция акционера - Российской Федерации по значительному кругу директивных вопросов осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

ДИРЕКТИВА - выдаваемое представителю государства письменное распоряжение голосовать определенным образом по вопросам повестки дня общего собрания или совета директоров.

Вопросы повестки дня общего собрания, по которым выдаются обязательные директивы:

- утверждение повестки дня;

- увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии;

- образование и досрочное прекращение полномочий ЕИО общества;

- рекомендации по размеру дивидендов;

- одобрение крупных сделок;

- принятие решения об участии и о прекращении участия в других обществах (п. 17 Порядка деятельности представителей интересов Российской Федерации в совете директоров, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738).

Представители государства в органах управления

хозяйственных субъектов

Представители интересов государства в органах управления акционерных обществ (ст. 39 Закона о приватизации).

Лица, занимающие соответственно государственные и муниципальные должности.

Иные лица:

- независимые директора - лица, которые связаны с корпорацией исключительно в силу своего членства в совете директоров;

- профессиональные поверенные - эксперты в той или иной области, с которыми заключается договор о представлении интересов Российской Федерации (голосуют по директивам, однако не являются государственными/муниципальными служащими).

Независимый директор и его аффилированные лица не должны:

- занимать должности в органах управления, быть работником(-ами) общества, его дочерних обществ и (или) управляющей организации;

- быть аудитором общества или аффилированным лицом аудитора общества;

- быть аффилированными обществу и его дочерним обществам;

- быть контрагентом или работником контрагента общества, если совокупный объем сделок в целях реализации договора в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества;

- представлять интересы контрагентов общества, с которыми совокупный объем сделок в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества;

- получать от общества вознаграждения и иные выплаты, величиной 10% и более совокупного годового дохода указанных лиц, за исключением выплат как независимому директору и заключением сделок для обеспечения личных, домашних, семейных или иных, не связанных с предпринимательской деятельностью, нужд;

- участвовать в опционных программах общества.

Независимый директор не должен:

- являться государственным служащим или служащим Банка России;

- являться непрерывно в течение последних пяти лет членом совета директоров, в который его избирают;

- являться членом совета директоров более чем в трех акционерных обществах;

- занимать должность в органах управления в другом обществе, в котором члены органов управления общества, в которое он избирается, являются членами комитета по кадрам и вознаграждениям.

Требования к независимым директорам в компаниях с государственным участием установлены в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738.

Специальные корпоративные права государства

("золотая акция")

ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ" - комплекс прав, обеспечивающих ее владельцу полный контроль над акционерным обществом, в том числе право накладывать "вето" при принятии общим собранием акционеров решений о внесении изменений и дополнений в устав, о реорганизации и ликвидации общества, об изменении уставного капитала, о заключении экстраординарных сделок (п. 3 ст. 38 Закона о приватизации).

Правовая природа.

Внимание! "Золотая акция" не является особым видом ценной бумаги, это условное наименование специальных корпоративных прав, которые могут при определенных обстоятельствах возникнуть у государства, являющегося акционером общества.

Права.

"Золотая акция" дает право вето на решение вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров.

При голосовании в совете директоров представитель государства пользуется такими же правами, как и другие члены совета; представитель государства не вправе вмешиваться в компетенцию исполнительных органов общества.

Внимание! Решение об использовании "золотой акции" принимается Правительством РФ или органами государственной власти субъектов РФ в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан (п. 1 ст. 38 Закона о приватизации).

Внимание! Закон о приватизации запрещает Российской Федерации и ее субъектам одновременно использовать "золотую акцию" в отношении одного и того же акционерного общества.

Основания и порядок использования государством

"золотой акции":

┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Решение об использовании "золотой акции" может быть принято государством │

│ в двух случаях: │

└─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────┴────────────────────┐

V V

┌────────────────────────────────────┐┌────────────────────────────────────┐

│При приватизации унитарных ││При принятии решения об исключении │

│предприятий в акционерные общества, ││публичного акционерного общества из │

│если в собственности государства ││перечня стратегических акционерных │

│остается менее 25% акций ││обществ (независимо от количества │

│ ││акций, находящихся в государственной│

│ ││собственности) │

└────────────────────────────────────┘└────────────────────────────────────┘

Порядок использования "золотой акции":

- после принятия решения об использовании "золотой акции" в устав АО и в реестр его акционеров вносится соответствующая запись;

- изменение в устав АО об использовании "золотой акции" вносится исключительно на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без проведения общего собрания акционеров (п. 4 ст. 12 Закона об АО);

- после принятия решения об использовании "золотой акции" государство направляет в органы управления и контроля акционерного общества своих представителей, осуществляющих деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738;

- орган государственной власти, назначивший представителя в совет директоров и ревизионную комиссию АО с "золотой акцией", вправе осуществить его замену в любое время (абз. 3 п. 2 ст. 38 Закона о приватизации);

- "золотая акция" действует вплоть до принятия решения о ее прекращении Правительством Российской Федерации либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 2 п. 5 ст. 38 Закона о приватизации).

Основные нормативные акты и судебная практика

- ГК РФ;

- Закон об АО;

- Закон об ООО;

- Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ";

- Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738;

- Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом";

- Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом";

- Постановление Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25.

Глава 12. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ

В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Банковские учреждения опаснее,

чем готовые к сражению войска.

Томас Джефферсон

Сферы специального правового регулирования

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Существует специальное правовое регулирование в отношении │

│ финансовых организаций, осуществляющих: │

└─────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────┼──────────────────────┐

V V V

┌────────────────────────┐┌───────────────────────┐┌──────────────────────┐

│ банковскую ││ инвестиционную ││ страховую │

│ деятельность ││ деятельность ││ деятельность │

└────────────────────────┘└───────────────────────┘└──────────────────────┘

Причины специального правового регулирования

- осуществление предпринимательской деятельности в данных сферах связано с аккумулированием значительных ликвидных ресурсов, привлекаемых не только от профессиональных предпринимателей, но и от обычных граждан-потребителей;

- предпринимательская деятельность в данных сферах осуществляется посредством предоставления финансовых услуг, предметом которых являются активы, обладающие свойствами высокой мобильности;

- предпринимательская деятельность в данных сферах является высоко рискованной, корпорации в большей степени подвержены опасности потери устойчивости.

§ 1. Особенности правового положения

корпораций в банковской сфере

Банковская система России

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Банк России │

└──────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

V

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Кредитные организации │

│ хозяйственные общества, имеющие исключительное право на основании │

│ специального разрешения (лицензии) Банка России осуществлять │

│ банковскую деятельность │

│ (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности) │

│┌───────────────────────────────────────────┐┌─────────────────────────────┐│

││ Банки ││ Небанковские кредитные ││

││кредитные организации, которые имеют ││ организации ││

││исключительное право осуществлять в ││в отличие от банков, имеют ││

││совокупности следующие банковские операции:││право осуществлять только ││

││- привлечение во вклады денежных средств ││отдельные банковские ││

││ физических и юридических лиц; ││операции, допустимое ││

││- размещение указанных средств от своего ││сочетание которых ││

││ имени и за свой счет на условиях ││определяется Законом о банках││

││ возвратности, платности, срочности; ││и банковской деятельности ││

││- открытие и ведение банковских счетов ││и Банком России ││

││ физических и юридических лиц ││ ││

│└───────────────────────────────────────────┘└─────────────────────────────┘│

└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Особенности учреждения кредитных организаций

Для государственной регистрации кредитных организаций необходимо соответствующее разрешение (лицензия) Банка России.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Установлены дополнительные требования, предъявляемые как к содержанию учредительных документов банка, так и к составу документов, предъявляемых учредителями для принятия решения о государственной регистрации будущей кредитной организации (ст. 10 Закона о банках и банковской деятельности, Инструкция Банка России N 135-И).

Помимо учредительных документов, в Банк России представляются также специфические документы, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации, а также бизнес-план.

- бизнес-план - документ, содержащий предполагаемую программу действий кредитной организации на ближайшие два календарных года, включая ожидаемые результаты деятельности;

- в Банк России представляются документы, необходимые для оценки деловой репутации учредителей кредитной организации и руководства, а также анкеты о соответствии руководства банка квалификационным требованиям.

Имущественная основа деятельности кредитных организаций

Минимальный размер уставного капитала кредитных организаций:

- 300 млн. руб. - для банков;

- 90 млн. руб. - для расчетных небанковских кредитных организаций;

- 18 млн. руб. - для депозитно-кредитных и платежных небанковских кредитных организаций (ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности).

Банк России устанавливает предельный размер неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации (не более 20% уставного капитала).

Внимание! Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, свыше 1% акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, свыше 10% - предварительного согласия Банка России (ст. 11 Закона о банках и банковской деятельности).

Особенности корпоративного управления

в кредитных организациях

Цели управления:

Эффективность и результативность финансово-хозяйственной деятельности при совершении банковских операций и других сделок, эффективность управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, управления банковскими рисками, под которым понимается:

- достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления финансовой, бухгалтерской, статистической и иной отчетности;

- соблюдение нормативных правовых актов, учредительных и внутренних документов кредитной организации;

- предотвращение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности;

Внутренний контроль в кредитных организациях регулируется "Положением об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (утв. ЦБ РФ 16 декабря 2003 г. N 242-П).

Наши рекомендации