Прекращение деятельности туристского предприятия

Прекращение деятельности туристского предприятия может осуществляться путем ликвидации или реорганизации юридиче­ского лица.

В случае невозможности продолжения юридическими лицами по различным причинам работы законодательство предусматривает пять форм их реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

Сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности, а об­щее (генеральное) или частное (сингулярное) правопреемство.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них в порядке генерального правопреемства переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении одного юридического лица к другому по­следнее в порядке генерального правопреемства получает права и обязанности присоединенного юридического лица в соответ­ствии с передаточным актом.

В случае разделения юридического лица его права и обязанно­сти в порядке сингулярного правопреемства переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделитель­ным балансом. Ранее существовавшее юридическое лицо пре­кращает свое юридическое и фактическое существование.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в порядке сингулярного право­преемства к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании юридического лица оно приобретает но­вую организационно-правовую форму, вследствие чего к вновь возникшему юридическому лицу в порядке генерального право­преемства переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за ис­ключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу. Реорганизация юридического лица, как правило, осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо признается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего.

В отличие от реорганизации ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обя­занностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация юридического лица производится по решению его учредителей (участников) либо органа, уполно­моченного на то учредительными документами. Решение о доб­ровольной ликвидации принимается при наличии одного из ос­нований: истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создано; признание судом регистрации юридического лица недействительной в связи

с допущенными при его создании нарушениями законодательст­ва, носящими неустранимый характер.

Принудительная ликвидация юридического лица допускается по решению суда или иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами. Некоторыми основаниями принуди­тельной ликвидации по решению суда являются: осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо дея­тельности, запрещенной законодательством, либо с иными не­однократными или грубыми нарушениями законодательства; признание юридического лица экономически несостоятельным (банкротом); признание судом регистрации юридического лица недействительной в связи с допущенными при его создании на­рушениями законодательства и др.

Истцами (имеющими право иска по закону) ликвидации ту­ристского предприятия могут выступать:

· налоговые органы;

· орган, зарегистрировавший предприятие;

· орган, выдавший лицензию на право деятельности;

· орган, выдавший сертификат качества;

· общество по защите прав потребителей и др.

Порядок ликвидации юридического лица определяется пре­жде всего Гражданским кодексом государства, а также положе­нием о государственной регистрации и ликвидации (прекраще­нии деятельности) субъектов хозяйствования. Право принимать решение о ликвидации субъектов хозяйствования предоставлено регистрирующему органу. Процесс ликвидации считается завер­шенным после внесения в единый Государственный регистр юридических лиц записи о прекращении деятельности предпри­ятия.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие этапы включает в себя создание туристского предприятия?

2. В чем заключаются возможные цели деятельности туристского предприятия?

3. Какие лица могут выступать субъектами хозяйствования?

4. В чем состоят правовые признаки юридического лица?

5. От каких факторов зависит выбор организационно-правовой формы туристского предприятия?

6. Какие документы относят к учредительным? Дайте их разверну­тую характеристику.

7. Разработайте сравнительную таблицу всех возможных организацион­но-правовых форм предприятия. Выделите привлекательные и нежелатель­ные для предпринимателя стороны каждой из этих форм. В чем сущность регистрации юридического лица?

8. Вы приняли решение зарегистрировать свое собственное турист­ское предприятие и планируете заниматься реализацией туров других туристских предприятий. Назовите наиболее приемлемые организаци­онно-правовые формы -для регистрации вашего предприятия. Ответ обоснуйте.

9. В чем состоит особенность образования туристского предпри­ятия?

10. Каким должен быть офис туристского предприятия?

11. В чем особенность подбора и обучения персонала для работы на туристском предприятии?

12. При создании туристского предприятия вы остановились перед выбором сотрудников. Сотрудников с какими качествами вы хотели бы видеть на предприятии? Каким образом вы планируете осуществлять отбор персонала?

13. В чем сущность реорганизации юридического лица?

14. Что понимают под ликвидацией юридического лица?

Литература

Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Дело, 1999.

Гостиничный и туристический бизнес / Под ред. А.Д. Чудновского. М.: ЭКМОС, 1998.

Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. М.: Нолидж, 1996.

Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения и формуляры в тури­стской деятельности. М.: ПРИОР, 1998.

Горбылева З.М. Экономика туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.

Дурович А.П. Реклама в туризме. Мн.: БГЭУ, 2001.

Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. М.: Ось-89, 1999.

Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финан­сы и статистика, 2000.

Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. М.: Финансы и статистика, 2002.

182

Исмаев Д.К. Работа туристской'фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.

Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Мн.: БГЭУ, 1999. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности. М.: Финансы

и статистика, 2001.

Основы туристской деятельности / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина.-М.: Советский спорт, 2000.

Организация туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.

Смирнова М. Тот, кто не умеет улыбаться, не должен открывать тур­фирму // Пять звезд, 1997. Дек. С. 22-23, 28.

Тавгень Н.А. Трудовое и хозяйственное право. Мн.: БГЭУ, 1999.

Энциклопедия офиса: Практическое руководство для секретаря / Сост. И.В. Самыкина. М.: БИНОМ> 1995.

Энциклопедия туризма: Справочник / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квар-тальнов. М.: Финансы и статистика, 2001.

Глава 5

Наши рекомендации