Дата проведения: 25.11.16 г.

Транскрипт интервью.

Интервьюер:Феклистова Любовь

Информант:Ногачина Любовь Семеновна

Дата проведения: 25.11.16 г.

Интервьюер:Здравствуйте, скажите пожалуйста, как Вас зовут, год рождения, место рождения, его короткое описание, первое воспоминание, где, с кем, какая обстановка была?

Информант: Здравствуйте, меня зовут Ногачина Любовь Семеновна. Я родилась …в сел…в селе Борисовка, Городищенского района, Пензенской области, в 1948 году…Наше село расположено на берегу реки…река Юговка, это живописное место, красивое место, поэтому оно мне очень дорого.

Интервьюер: Опишите пожалуйста бытовые условия жизни последовательно в тех местах, в которых Вы проживали. Какой был дом, из чего сделан, сколько комнат, какое освещение, отопление, водоснабжение и канализация, если они вообще были? Чей это был дом или квартира: частный или государственный, ведомственный? Как ваша семья поселилась в этом месте?

Информант:Дом…наш … был срубовым, …он состоял из двух комнат. Отопление у нас было печное, освещение сначала было … была керосиновая лампа, потом у нас подключили…, это самое, такое освещение, …а та…дом был частным, …наша-то семья…просто родители наши купили этот дом, поэтому проживали мы в этом доме. Детство прошло в нем.

Интервьюер: Было ли у Вас дома холодно в осеннее – зимний сезон? Были ли протечки в потолке, грибок или плесень на стенах?

Информант: Ну, … в осеннее – зимний сезон, конечно, было прохладно, приходилось топить. У нас стояли дома печки, которые…которыми мы, значит, отапливали, дровами, сами …отапливали дровами, конечно, когда натопишь, было тепло, было уютно. Грибка у нас не было, протечек у нас не было, потому что мы постоянно следили за домом, ремонтировали его, …и приходилось очень часто как бы следить за ним, иначе там все могло быть…

Интервьюер: Скажите, пожалуйста, какие меры по утеплению Вы принимали? Приходилось ли Вам заклеивать окна на зиму?

Информант: Обязательно, каждую осень мы проклеивали, вставляли вторые окна, проклеивали их, утеплялись, иначе было бы очень холодно зимой. Все меры принимали по утеплению своего жилища.

Интервьюер: Сколько человек или семей жили в вашем доме или квартире? Была ли важна для жизни вашей семьи дворовая территория, как она была устроена? Если был подъезд, расскажите о его состоянии. Принимали ли участие жильцы дома в благоустройстве подъезда и дворовой территории?

Информант: Дом у нас был частный, жили мы одни, то есть, вот родители и …это самое…двое нас, детей, постоянно конечно, …что там…это…ааа…ну мы сами конечно, это самое…следили за … благоустройством своего дома…это самое…придворовое хозяйство…у нас был двор, в котором содержали, … был двор, в котором значит, …была это самое… придворовая территория, в которой мы значит держали свои живности, то есть, это хозяйство наше было. Там у нас была корова…это самое…овцы, поросята, куры, потому что иначе как, подсобное…без подсобного хозяйства в селе невозможно было прожить. Это для нас было большое подспорье, жизненно важные…эти самые…мероприятия такие.

Интервьюер: Часто ли ва…Вы делали ремонт? Что именно ремонтировали? Кто и как это делал?

Информант:Ремонт мы делали, …каждую…ремонт произво…проводили мы каждую весну, …то есть мы…эээ…делали, ну такой косметический ремонт, клеили обои, все значит, там … это самое… убирались, …наводили одним словом, наводили порядок. А большие ремонты конечно приходилось менять крышу, либо …это самое…двор ремонтировать, ну и другие такие капитальные ремонты сложные, конечно, приходилось делать, но это по мере…это самое…возможностей, как только нужно было, этот ремонт делать.

Интервьюер: Сколько стоили коммунальные услуги? Воспринимались ли они как значимая статья расходов?

Информант: Щас, подожди, …конечно, коммунальные услуги у нас такие, мама, родители платили страховку за дом, за … это самое…огород, которым мы пользовались, конечно, они были как значимая статья расходов, очень немалая доля для сельского жителя, поэтому, все это мы оплачивали, конечно…

Интервьюер: Как изменялись ваши … условия проживания …когда, и если Вы переезжали в своей жизни, …а…где жили подолгу? Как менялись условия проживания?

Информант: Ну, когда была маленькая, когда училась, …это самое… переезжать, …подолгу конечно…не переезжала. Но когда закончила школу, закончила среднюю школу, мне пришлось переехать в город Пензу, для получения…для продолжения учебы дальше.

Интервьюер: Далеко ли от вашего дома были магазины, школа, больница? Как Вы туда добирались?

Информант: Так, от нашего дома магазин, школа и больница. Магазин был очень рядом, школа и больница чуть подальше, добирались мы пешком. У нас не было никакого транспорта в деревне. Ну, мы жили как бы в центре вот этого села, нам очень повезло.

Интервьюер: Каково было состояние тротуаров? Был ли общественный транспорт по близости? Какой именно, опишите? Как часто он ходил? Дорого ли стоил проезд? Какие были транспортные проблемы, связанные с общественным транспортом?

Информант: Транспорта у нас не было … в селе. Тротуары появились позже, поначалу тротуаров не было, были просто дорожки такие, потом сделали тротуары…и в обще-то не плохие тротуарчики были, содержались они в хорошем состоянии. То есть, транспорта вот не было, поэтому у нас не было никаких проблем, связанных с общественным транспортом, ходили мы пешком, чтобы не болеть, все было для здоровья…было полезно для здоровья. Занимались, как бы…типа спортом…все дела мы решали пешочком.

Интервьюер: Опишите пожалуйста свою школу. Далеко ли она была от дома? Каковы были коммунальные условия в школе? Было ли в школе тепло в зимнее время? Хорошее ли было освещение? В каком состоянии были туалеты, столовая и так далее? Как было организовано питание в вашей школе? Кто делал ремонт? Принимали ли участие сами ученики, родители, учителя ли еще кто-то?

Информант: Так, школа моя находилась от дома, как я уже говорила, не далеко. Коммунальные условия были, …в общем, …такие же, отопление было… эээ… это самое…печное, печное отопление в зимнее время было. У нас была уборщица там, и топила, … в общем, …уборщиц несколько топили, … это…в зимнее время … отапливали школу… ааа…своими силами. Освещение, освещение у нас…учились мы …в основном в первую смену, и как бы освещение было достаточно нормальное. Туалет у нас был общественный… ну, столовая у нас был…там не столовая, …ааа…как бы нам обеды — вот такие раздавались, …это самое…по этим разносились, по классам…столовой у нас как таковой не было. Питание было организовано, ну в смысле, какое питание, просто, ну такой чаек там, кисель, пирожки, вот такое… вот такое питание. Ремонт в школе принимали… ремонт в школе, когда был, мы …эти самое…ученики тоже принимали участие, …в это самое…в ремонте…родители тоже иногда принимали, учителя… в основном учителя и там были работники…это самое…при ремонте школы, в основном они занимались ремонтом школы. Ну, в некоторых случаях и родители тоже принимали участие, по мере возможности.

Интервьюер: Опишите, каковы были отношения между учениками в вашей школе. Были ли драки? Насколько развита была взаимопомощь?

Информант: Отношения в школе были очень хорошие, учителя были очень-очень такие …грамотные и … очень такие внимательные. Драк, я не помню, чтобы … может и были какие-то ссоры, но чтобы драки, я не помню такого. И взаимопомощь была очень хорошая, …если даже кто-то … слабые ученики отставали в учебе, сильные обязательно помогали, особенно в этом принимали участие наши учителя, которые не жалели ни своих сил, ни времени. Они очень много посвящали своим ученикам.

Интервьюер: Как Вы лично относились к учителям вообще, и к своему первому учителю? Как учителя относились к ученикам? Были ли учителя для Вас авторитетом?

Информант: Как я уже сказала, учителя все силы, все знания, все, что они знали, они отдавали своим ученикам… а это самое… К первому учителю, я очень хорошо отношусь и помню, как она нас учила, потому что мы в то время не были такими развитыми как сейчас. Мы, когда я пришла в школу, мы… читать я не умела, правда, буквы там, цифры знала…ааа…считать, что-то умела, но чтобы читать, я не умела. И нас обучали всему учителя…наши первый учитель в нас столько сил…это самое…сил к нам применяла, чтобы мы …познавали все, рассказывали все очень доходчиво, очень много времени уделяли…

Интервьюер: Как Вам давалось обучение? Участвовали ли в нем родители или помогали ли Вам другие люди?

Информант: Обучение мне давалось …эээ … я скажу, легко. Родители в нем почти не участвовали, они только контролировали, не помогали, потому что они были заняты работой, у них работа, работа. И другие люди тоже, вот кроме учителей, если … это самое … приходилось …приходилось к ним обращаться, то помогали учителя. Родителям некогда было заниматься, они только вели контроль за нами.

Интервьюер: Какие основные проблемы были у Вас в связи с обучением в школе?

Информант: Никаких проблем в обучении, в школе у меня не было. У меня всегда были хорошие отношения в школе, как-то меня уважали и родители, и учителя, и родителей моих уважали и в общем мои …это самое … там … коллеги… ну, не коллеги, а ученики относились ко мне хорошо.

Интервьюер: Были ли организованы при вашей школе кружки, секции? Если да, то какие? Принимали ли Вы в них участие?

Информант: Ну, кружков у нас как таковых не было, у нас единственный был кружок – пения, хор, хоровое пение. А так в основном таких кружков не было … при школе. Просто … это самое … в воскресенье, в выходной день, в воскресенье у нас организовывались там … такие мероприятия …хождение на лыжах, какие – нибудь игровые … такие вот…а как таковых, кружков не было.

Интервьюер: Как Вам кажется, что изменилось в современной школе по сравнению с советским периодом? В хорошем ли состоянии находятся сегодня школы, туалеты, столовые? Хорошо ли кормят школьников? Правильно ли организован ремонт в школах? Качественно ли его делают?

Информант: Ну, на сколько я знаю, потому что я очень далека сейчас от этого… на сколько я знаю, нашу школу сейчас перестроили, она совсем стала другой. Честно говоря, я там не была, после того как ... это самое... построили новую школу, и не могу не …не могу ничего сказать, как там все теперь организовано, потому что я так давно не была уже там.

Интервьюер: А что Вы можете сказать в целом про состояние школ сейчас? Хорошо ли, как Вы думаете, сейчас кормят школьников?

Информант: Ну конечно, сейчас… это самое… в настоящее время изменилось все. Я …это самое… на сколько я слышу, в лучшую сторону… это самое… стали лучше организовывать питание, и … другие … другие наверно, мероприятия…это самое … в лучшую сторону…становятся.

Интервьюер: Каковы отношения между учениками? Есть ли драки и взаимопомощь? В чем состоит различие с советскими временами?

Информант: Вот на сколько я слышала, …эээ…сейчас вот, в этом вопросе, там драк … драки, конечно, чуть более участились, взаимопомощь, она ушла куда-то, поэтому в советское время, все было по-другому. Все было более…было в лучшую сторону.

Интервьюер: Современные дети ходят во множество разных мест дополнительного образования, стала ли система дополнительного образования лучше или хуже, по сравнению с советской системой? В чем хуже? А в чем лучше?

Информант: Так, современные дети, конечно, сейчас … эээ… ходят в дополнительное образование, берут разные уроки дополнительные, ну …я так …на мой взгляд, … у нас учителя… все эти дополнительные занятия проводили бесплатно. Они день и ночь жили своей работой, и … у них, по-моему все было поставлено, чтобы только ученик знал лучше. Чтобы до него дошло, научить его лучше. Сейчас, конечно, все по-другому стало…

Интервьюер: Как относятся современные ученики к учителям? Как Вы думаете, в чем разница с советской школой?

Информант: Ну, я думаю, что сейчас, конечно, отношение к учителям стало немножко другим. Ценность к учителю упала, мы, конечно, боготворили своих учителей. Для нас, они были авторитет, для нас – это была икона, учитель.

Интервьюер: А…как дается обучение современным школьникам? Могут ли они справиться самостоятельно с программой, без помощи со стороны? В правильном ли направлении изменилось образование? Какие изменения Вы одобряете, какие считаете ухудшением качества обучения?

Информант: Образование, конечно, современное … современное …эээ… в современных школах изменилось, программа нач…программы сейчас, очень такие…сложные. И я думаю, что не каждый ученик может справиться без помощи…без помощи, вот этих …ааа…дополнительных занятий. И я считаю, что это, конечно, минус в образовании.

Интервьюер: Спасибо Вам большое за участие в моем интервью.

Наши рекомендации