Упражнение № 137. стр. 76.

5. Итог урока.

6. Домашнее задание: тетрадь упр. № 138 стр. 76

Тема: «Разные задачи»

Задачи: учить решать задачи комбинаторного характера; расширить кругозор учащихся; развивать вычислительную технику.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по учебнику. Выполнение упражнений

В задании № 338учащимся предлагается для решения несложная задача на переливание. Для ее решения учащимся достаточна составить выражение из чисел 5 и 2 с помощью действий сложения и вычитания, значение которого будет равно числу 1, т. е. искомо­му числу литров воды в кастрюле. Таким выражением будет следующее: 5-2-2. С позиции «переливания» его можно истолковатьследующим образом: сначала нужно налить 5 л воды в пятилитровую банку, потом из этой банки отлить 2 л в двухлитровую банку (в пятилитровой банке останется 3 л воды), далее освободить двухлитровую банку и налить в нее еще 2 л воды из пятилитровой банки (в пятилитровой банке останется 1 л воды). Наконец, оставшийся в пятилитровой банке 1 л воды нужно перелить в кастрюлю.

В задании № 339учащимся предлагается решить стандартную комбинаторную задачу на правило произведения. Согласно этому пра­вилу, если первую координату пары можно выбрать к способами, а вторую — т способами (причем эти выборы не зависят друг от друга), то упорядоченную пару можно составить к∙т способами. В на­шем случае это означает, что упорядоченную пару открытка-конверт можно выбрать 4∙3 способами, т. е. 12 способами. Учащиеся такой способ решения применить не могут, но они могут перечислить все возможные пары и назвать их число. Для перечисления пар удобно пользоваться их шифрованием, о чем и сообщить учащимся. После введения соответствующего буквенно-цифрового шифра все возможные пары могут быть перечислены следующим образом: 1А, 2А, ЗА, •!Л, 15, 2Б, ЗБ, 4Б, 1В, 2В, 3В, 4В. Всего получается 12 пар.

В задании № 340мы снова возвращаем учащихся к задачам ни переливание. Подход к решению этих задач должен быть таким как используемый при выполнении задания № 338.Отличие состоит лишь в том, что искомое выражение должно быть построено на основе действия сложения (об этом есть указание в самом тексте в задания), а не действия вычитания.

4. Работа в тетради. Самостоятельная работа.

Упражнения № 139, 140 стр. 77

5. Итог урока.

6. Домашнее задание: упр. № 344 стр. 99

Тема: «Разные задачи»

Задачи: учить решать задачи комбинаторного характера; расширить кругозор учащихся; развивать вычислительную технику.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа по учебнику. Выполнение упражнений

При выполнении задания № 341учащиеся познакомятся с од­ним из способов решения классических задач на взвешивание, в которых требуется за минимальное число взвешиваний получить необходимую информацию. Суть этого способа изложена в тексте самого задания.

Задание № 342относится к заданиям повышенной сложности, В нем учащимся предлагается самостоятельно решить задачу на взве­шивание, применив тот способ, о котором речь шла при анализе пре­дыдущего задания.

При выполнении задания № 343учащиеся познакомятся с еще одним типом комбинаторных задач, которые решаются с помощью графического моделирования (построения графа). С помощью изображенной на рисунке схемы возможных маршрутов от дома до реки можно легко подсчитать число этих маршрутов: для этого достаточно подсчитать число отрезков, которые непосредственно приводят на берег реки. Таких отрезков будет 9, поэтому и различных маршрутов будет 9.

  1. Работа в тетради. Самостоятельная работа.

Упражнения № 142, 143, 144.

  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание: тетрадь упр. 141 стр. 77

Тема: «Поупражняемся в измерении объёма»

Задачи: развивать навыки в измерении объёма различных фигур; учить сравнивать объёмы разного вида фигур; расширить кругозор учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по учебнику. Выполнение упражнений

В задании № 345учащимся предлагается сравнить объемы дан­ных фигур, которые составлены из одинаковых кубиков. Для выпол­нения задания достаточно подсчитать число кубиков, из которых составлена каждая фигура. Так, первая фигура составлена из 11 кубиков, вторая — из 10 кубиков, третья — из 12 кубиков, четвертая из 12 кубиков. Таким образом, одинаковый объем имеют фигуры под номерами 3 и 4.

В задании № 346учащимся предлагается определить объем данной фигуры, составленной из одинаковых кубиков с ребром 1 см. Таких кубиков в данной фигуре 30 (5∙3∙2 = 30), поэтому объем дан­ной фигуры 30 куб. см.

Задание № 347относится к заданиям повышенной сложности. Сначала учащиеся должны на рисунке показать, как брусками данных размеров (5дм • 2 дм • 1 дм) можно заполнить коробку данных раз­меров (8 дм • 5 дм • З дм). Так как длина бруска совпадает с шири­мой коробки, а ширина бруска целое число раз укладывается в длине коробки, то бруски можно укладывать в коробку слоями. Каждый слой должен состоять из четырех брусков.

Всего слоев должно получиться 3. Поэтому в коробке помещается 12 брусков (4∙3= 12), которые полностью ее заполняют. Так как объем каждого бруска равен 10 куб. дм, то объем заполненной коробки (толщина стенок не учитывается) равен 120 куб. дм (10∙12 = 120 (куб. дм)). Можно сказать, что вместимость коробки равна 120 куб. дм.

4. Работа в тетради. Самостоятельная работа.

Наши рекомендации