Непрямые экономические воздействия (в том числе инвестиции)

Инвестиционная политика

Основными направлениями инвестиционной политики ОАО «РЖД» является развитие пропускной способности железных дорог и повышение безопасности и качества перевозок.

В целом за 2004-2006 годы инвестиции Компании в ценах 2006 года составили 502 млрд. рублей. Объем капитальных вложений в 2006 году в сопоставимых ценах увеличился по сравнению с 2003 годом на 3%.

Расходы на капитальный ремонт основных средств в 2006 году составили 126,96 млрд. рублей (на 5,2 млрд. рублей, или 4,2 %, больше, чем в 2005 году). В целях повышения качества обслуживания пассажиров – как в дальнем так и в пригородном сообщении – проведен значительный объем работы по капитальному ремонту объектов пассажирского хозяйства, на выполнение которого в 2006 году направлено почти 3,1 млрд.рублей.

За отчетный период инвестиционные ресурсы Компании были направлены на реализацию ряда важных мероприятий.

- Осуществлялось развитие и совершенствование инфраструктуры важнейших железнодорожных направлений Кузбасс-Северо-Запад, Кузбасс-Дальневосточный транспортный узел, Кузбасс-Азово-Черноморский транспортный узел, по которым осуществляются подавляющие объемы перевозок массовых грузов, ориентированных на морские порты Мурманска, Балтийского моря, Дальнего Востока, Черного и Азовского морей. Построено свыше 550 км новых линий и вторых путей, около 540 км станционных путей, электрифицировано более 470 км.

- На Октябрьской, Свердловской, Северо-Кавказской, Дальневосточной железных дорогах созданы единые дорожные центры управления перевозками, обеспечивающие условия для внедрения новых информационных технологий управления.

- Продолжались работы по электрификации направлений на Октябрьской, Северной, Юго-Восточной, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорогах. Завершена полная электрификация Транссибирской магистрали, направлений Санкт - Петербург – Мурманск, Саратов-Волгоград-Тихорецкая, Старый Оскол-Валуйки, Маленга-Сумской Посад-Обозерская.

- Производились и производятся работы по реконструкции крупных мостов и тоннелей по всей сети железных дорог, выполнению берегоукрепительных мероприятий, обеспечивающих безопасность движения на участке Туапсе-Адлер, реконструкции Сахалинской железной дороги. Завершены работы и обеспечен ввод Северо-Муйского тоннеля на западном участке БАМа Восточно-Сибирской железной дороги протяженностью 15 км, Тарманчуканского и Лагараульского на Дальневосточной железной дороге и ряда тоннелей на Северо-Кавказской железной дороге.

- Построен и реконструирован ряд крупных сортировочных и припортовых станций: Бекасово, Лоста, Находка-Восточная, Туапсе, Новороссийск и др.

- Осуществлено переоснащение и модернизация объектов локомотивного, вагонного и путевого хозяйств, в программы безопасности, информатизации и ресурсосбережения.

- Введены в эксплуатацию новые и реконструированные вокзальные комплексы в Санкт-Петербурге (Ладожский вокзальный комплекс), Ростове на Дону, в Омске, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске и многие другие.

- Обновлено свыше 1000 км линий автоблокировки, более 2 тыс. км контактной сети, свыше 2,5 тыс. комплектов ЭЦ стрелок.

В инвестиционной программе сделан акцент на решении проблем обновления подвижного состава. Удельный вес средств, направленных по программе капитальных вложений на приобретение и модернизацию подвижного состава, составляет более 22%.

В целом за 2006 год инвестиционная программа ОАО «РЖД», финансируемая за счет всех источников, выполнена в сумме 172,4 млрд. рублей (из них собственные средства Компании – свыше 170 млрд. рублей).

Результаты работы ОАО «РЖД» в 2004 – 2006 годах свидетельствуют об укреплении позиции Компании на внутреннем и международном рынках, повышении эффективности её работы и значительном вкладе в развитие экономики страны, а также создании надежной базы для дальнейшего эффективного развития и повышения глобальной конкурентоспособности.

Инновационная политика

Особое внимание в ОАО «РЖД» уделяется инновационной политике, реализация которой осуществляется по следующим принципам:

1) Экономическая эффективность и технологическая целесообразность инновационного предложения.

2) Оценка, выбор и утверждение проектов для реализации на Совете главных инженеров ОАО «РЖД».

3) Завершение работы по созданию инновационного проекта в виде обязательного оформления как нематериального актива с поставкой на бухгалтерский учет.

В 2006 году проведен мониторинг и выбраны приоритетные направления инновационной деятельности. Это, в первую очередь, технологическая модернизация производственных процессов, разработка нормативно-технической документации для реализации требований федерального закона «О техническом регулировании», повышение производительности труда, организация работы по внедрению в ОАО «РЖД» системы менеджмента качества. Одновременно осуществляется снижение затрат на научные разработки в области создания нового подвижного состава и путевой техники.

Ниже приводится перечень основных инновационных проектов ОАО «РЖД»:

- Проходит испытания магистральный тепловоз нового поколения 2ТЭ25А «Витязь» с асинхронным тяговым приводом мощностью 7000 л.с., отвечающий нормам стандарта «EURO3».

- Осуществляется разработка новых локомотивов – перспективного пассажирского электровоза двойного питания ЭП-20 и ряда других.

- Разработан с участием специалистов аэрокосмического комплекса первый в мире газотурбинный локомотив мощностью 11 300 л.с., работающий на сжиженном природном газе. Это принципиально новое направление в мировом транспортном машиностроении, в июне 2007 года планируется начало его эксплуатационных испытаний.

- На Уральском заводе железнодорожного машиностроения разрабатывается новый электровоз постоянного тока 2ЭС6К.

- 18 мая 2006 года между ОАО «РЖД» и компанией «Сименс» заключён договор подряда на разработку, изготовление и поставку 8 высокоскоростных электропоездов для участка Санкт-Петербург – Москва, а также предварительный договор «О заключении договора о техническом обслуживании и ремонте 8 высокоскоростных электропоездов».

- Разработаны и утверждены единые технические требования России и Финляндии к подвижному составу для участка Хельсинки – Санкт-Петербург. В декабре 2006 г. совместным предприятием «Oy Karelian Trains Ltd» объявлен международный конкурс на поставку 4 электропоездов двойного питания для эксплуатации на данном участке.

- Построен совместно с Воронежским авиастроительным объединением новый грузовой полувагон с кузовом из алюминиевого профиля грузоподъемностью на 11,5 тонн выше серийных образцов. В настоящее время завершаются его испытания.

- На Демиховском и Торжокском машиностроительных заводах завершаются работы по постановке на производство энергосберегающих пригородных поездов ЭД9Э, ЭД4Э и ЭТ4Э. Создан рельсовый автобус РА2.

В целях технологической модернизации экономики ОАО «РЖД» и повышения её конкурентоспособности, а также интеграции в мировую транспортную инфраструктуру заключены отдельные соглашения в области научно-технического сотрудничества с ведущими научными учреждениями и компаниями как внутри России, так и за рубежом.

Среди наиболее интересных проектов следует выделить следующие:

- сотрудничество с Южнокорейскими железными дорогами по проблеме возможных сверхнормативных вибрациях, нарушающих целостность электронных изделий при перевозке в контейнерах по Транссибу;

- работы в области взаимодействия пути и подвижного состава с железными дорогами Финляндии;

- работы по водородной энергетике;

- совместные с компанией «Финмеканика» работы по созданию системы мониторинга объектов инфраструктуры на базе спутниковых радиолокационных технологий (сотрудничество в этой области поддержано также Главным картографическим управлением Министерства обороны России);

- совместные работы с институтами РАН.

Одной из ключевых задач инновационной политики ОАО «РЖД» в 2006 году являлось оформление прав на результаты интеллектуальной деятельности и вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Только на программные продукты и базы данных в 2005-2006 годах получено 87 свидетельств.

Всего по итогам 2006 года подготовлено 509 заявок на получение охранных документов. Одновременно ведется работа по повышению капитализации ОАО «РЖД» за счет постановки объектов интеллектуальной собственности на баланс нематериальных активов. Стоимость нематериальных активов на 1 января 2007 года составляет 1 192 млн. рублей, в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности – 892 млн. рублей. В целях более успешной реализации стратегии Компании в области защиты интеллектуальной собственности подписано соглашение между ОАО «РЖД» и Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Наши рекомендации