Парк подвижного состава и его использование

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК»

(для студентов специальности 6.070101 «Транспортные технологии» профессионального направления «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильному)»

(просветительно-квалификационный уровень «бакалавр»)

(заочная форма обучения)

Затверджено

на засіданні методичної

комісії напрямку 1004

“Транспортні технології”

Протокол № від

Затверджено

на засіданні кафедри

“Транспортні технології”

Протокол № від

ДОНЕЦК 2012

УДК 656.0 (071)

Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Организация перевозок» (для студентов специальности 6.090200 дневной и заочной форм обучения)/ Сост.: А. В. Калинин - Донецк: ДААТ, 2012-30с.

Приведены рекомендации по организации практических работ студентов, описано содержание дисциплины, приведены задания для аудиторной и самостоятельной работы, представлены вопросы для самопроверки по дисциплине «Организация перевозок».

Составитель: А. В. Калинин

Ответственный за выпуск: И. П. Єнглези

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. Грузы, грузопотоки, построение эпюры

грузопотоков 6

2. Технико-эксплуатационные показатели

работы подвижного состава 9

3. Организация движения и перевозок грузов на

маршрутах 17

4. Организация перевозок пассажиров 22

Список литературы 29

ВВЕДЕНИЕ

Цель данных методических указаний – закрепление изучаемого теоретического материала на примере решения задач.

На практических занятиях со студентами решаются производственные задачи с использованием основных формул, приведенных в методических указаниях. Предусмотрено выполнение индивидуальных заданий.

Задачи сгруппированы по темам в соответствии с читаемым теоретическим материалом и прорабатываются параллельно с его изучением.

Варианты индивидуальных заданий выбираются по последней или предпоследней цифре номера зачетной книжки.

Студентами дневной формы обучения выполняются все практические работы. Студенты заочной формы обучения выполняют только работы№2 и №4.

Практическая работа № 1

ГРУЗЫ. ГРУЗОПОТОКИ. ПОСТРОЕНИЕ ЭПЮР ГРУЗОПОТОКОВ

Цель работы –приобретение навыков по расчету объемов перевозок и грузооборота, построению эпюры грузопотоков.

Работа грузового автомобильного транспорта характеризу­ется двумя основными показателями: объемом перевозок и гру­зооборотом.

Объем перевозок измеряется в тоннах и показывает коли­чество груза, которое уже перевезено или которое необходимо перевезти за определенный промежуток времени.

Грузооборот измеряется в тонно-километрах и показывает объем транспортной работы по перемещению груза, которая уже выполнена или должна быть выполнена в течение определен­ного периода.

Грузовым потоком (грузопотоком) называется количество груза в тоннах, перевозимого в определенном направлении за определенный период времени. Графически грузопотоки могут быть представлены в виде эпюр грузопотоков.

Задача

Даны объем перевозок грузов между пунктами отправле­ния и пунктами назначения и расстояния между этими пунк­тами, приведенные ниже

Таблица 1.1 – Расстояния между пунктами

Пункты отправления и назначения А-Б А-В А-Г Б-В Б-Г В-Г
Расстояния между пунк­тами, км

Таблица 2.2 – Суточный объем перевозок грузов в тоннах

Пункт от­правления Пункт назначения
А Б В Г
А -
Б -
В -
Г -

Этапы задачи

1. Определить объем перевозок в направлении А-Г.

2. Определить объем перевозок в направлении Г-А.

3. Определить общий объем перевозок.

4. Принять прямое и обратное направления.

5. Определить грузооборот в прямом направлении.

6. Определить грузооборот в обратном направлении.

7. Определить общий грузооборот.

8. Определить среднее расстояние перевозки 1 т груза.

9. Определить коэффициенты неравномерности объема пе­ревозок по направлениям.

10. Построить эпюру грузопотоков.

11. Сделать выводы.

Указания к выполнению задания

1. Объем перевозок в направлении А-Г определяется по формуле

ΣQАГ = QАБ+QАВ+QАГ+QБВ+QБГ+QВГ. (1.1)

2. Объем перевозок в направлении Г-А определяется по формуле

ΣQГА = QГВ+QГБ+QГА+QВБ+QВА+QБА. (1.2)

3. Общий объем перевозок определяется по формуле

ΣQ = ΣQАГ+ΣQГА (1.3)

4. За прямое направление принимаем то, в котором перево­зится большее количество груза, за обратное направление при­нимаем то, в котором перевозится меньшее количество груза.

5. Грузооборот в прямом направлении определяется по формуле

WАГ=QАБ·lАБ+QАВ·lАВ+QAГ·lАГ+QБВ·lБВ+

+QБГ·lБГ+QВГ·lВГ; (1.4)

где li- расстояние между двумя пунктами, км.

6. Грузооборот в обратном направлении определяется по формуле

WГА=QГВ·lГВ+QГБ·lГБ+QГА·lГА+QВБ·lВБ+

+QВА·lВА+QБА·lБА. (1.5)

7. Общий грузооборот определяется как сумма грузооборота в прямом и обратном направлениях

ΣW=WАГ+WГА. (1.6)

8. Среднее расстояние перевозки 1 т груза определяется по формуле

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru . (1.7)

9. Коэффициенты неравномерности грузопотоков по направлениям определяются

- в прямом направлении

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru . (1.8)

- в обратном направлении

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru . (1.9)

10. Эпюра грузопотоков строится так: на горизонтальной прямой (ось абсцисс), которая схематически отображает направление трассы автомобильной дороги, откладывается расстояние между пунктами, через которые проходит траса дороги, в линейном масштабе. По вертикали (ось ординат), также в масштабе, откладываются объемы грузов, которые перевозятся между пунктами.

Индивидуальное задание

Определить грузопотоки и грузооборот в прямом и обратном направлениях, найти среднее расстояние перевозки, коэффициент неравномерности объема перевозок по направлениям. Построить эпюру грузопотоков.

Исходные данные:

Расстояние между пунктами А-Б – 20·i;

Расстояние между пунктами Б-В - 15·i;

Расстояние между пунктами В-Г - 10·i;

Объем перевозок между пунктами А-Б - 40·j;

Объем перевозок между пунктами Б-В - 50·j;

Объем перевозок между пунктами В-Г - 30·j;

Объем перевозок между пунктами Г-А - 45·j;

Объем перевозок между пунктами Г-Б - 35·j;

Объем перевозок между пунктами Г-В - 25·j.

i – предпоследняя цифра шифра зачетной книжки;

j – последняя цифра шифра зачетной книжки студента.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое объем перевозок?

2. Что такое грузооборот?

3. В чем разница между средним расстоянием перевозок и средней длиной ездки с грузом?

4. Что понимается под понятием «грузовой поток»?

5. Как определить степень неравномерности перевозок?

Литература:[1], [6]

Практическая работа № 2

ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Цель работы –приобрести навыки расчетов показателей, позволяющих оценивать эффективность использования подвижного состава и результаты его использования.

Парк подвижного состава и его использование

Парком подвижного состава называется подвижной состав автомобилей, прицепов, полуприцепов, входящих в состав АТП и числящихся по книгам инвентарного учета.

Основные формулы:

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.1)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.2)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.3)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.4)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.5)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.6)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.7)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.8)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.9)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.10)

Задача 1

В автоколонне Асп=107 автомобилей на месяц (Дк=30дн.) установлены плановые задания: коэффициент технической готовности – 0,85; коэффициент выпуска автомобилей на линию – 0,75. Рассчитать автомобиле-дни нахождения автомобиля в ремонте, в простое по организационным причинам.

Задача 2

Вычислить, чем равен коэффициент выпуска автомобилей на линию за год (365 дней), если по отчетным данным: автомобиле-дней в ремонте – 12775, списочный состав парка – 250 ед.

Использование пробега

Расстояние, проходимое автомобилем, называется пробегом. Пробег автомобиля с грузом является рабочим (производительным), так как при этом совершается транспортная работа. Пробег автомобиля без груза может быть холостым и нулевым.

Холостым пробегом называется пробег без груза, совершаемый в процессе перевозок при подаче подвижного состава от места выгрузки к месту разгрузки.

Нулевым пробегом называется подготовительный для выполнения транспортной работы пробег, вызванный необходимостью подачи подвижного состава к месту работы из гаража в пункт погрузки и из пункта выгрузки в гараж.

Основные формулы:

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.11)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.12)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.13)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.14)

За день (смену) значения lег и lср будут равны для одного транспортного средства, перевозящего разное количество груза на одинаковые расстояния или одинаковые количества грузов на разные расстояния.

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.15)

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru (2.16)

По формуле (2.15) вычисляется коэффициент использования пробега за одну ездку, а по формуле (2.16) рассчитывается коэффициент использования пробега за весь день

Задача 3

Груженый пробег за рабочий день составил 110 км; длина холостой ездки 86 км; нулевой пробег составил 6 км. Найти β.

Задача 4

Задание по перевозке зерна с тока совхоза на элеватор осуществлялось десятью автомобилями ЗИЛ-130 с прицепами по схеме, приведенной ниже, в течение 15 дней. Ежедневно каждый автомобиль выполнял по две ездки. Рассчитать Lобщ и Lгр всех автомобилей за время перевозки зерна.

Парк подвижного состава и его использование - student2.ru

Рисунок 3.1 – Схема маршрута к задаче 4.

Наши рекомендации