Требования к техническому состоянию АТС
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автотранспортные средства
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ
ГОСТ Р 51709-2001
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Москва
ГОСТ Р 51709-2001
Группа Д08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автотранспортные средства
ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ
И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ
Motor vehicles and their trailers. Safety requirements for technical conditions
and methods of inspection
ОКС 03.220.20
ОКП 45 0000
Дата введения 2002-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ), Научно-исследовательским центром по испытаниям и доводке автомобильной техники (НИЦИАМТ), Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (НИЦ ГИБДД МВД России)
ВНЕСЕН Техническими комитетами по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автотранспортных средств" и ТК 278 "Безопасность дорожного движения"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 1 февраля 2001 г. № 47-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС № 9, 2002 год
Поправка внесена юридическим бюро "Кодекс"
ВНЕСЕНО Изменение № 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.08.2005 № 215-ст с 01.03.2006[1]
Изменение № 1 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС № 11 2005 год
Содержание
1 Область применения...................................................................................................................... 4
2 Нормативные ссылки..................................................................................................................... 4
3 Определения................................................................................................................................... 5
4 Требования к техническому состоянию АТС.............................................................................. 9
4.1 Требования к тормозному управлению................................................................................. 9
4.2 Требования к рулевому управлению................................................................................... 13
4.3 Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке.............. 13
4.4 Требования к стеклоочистителям и стеклоомывателям.................................................. 19
4.5 Требования к шинам и колесам............................................................................................ 19
4.6 Требования к двигателю и его системам............................................................................ 20
4.7 Требования к прочим элементам конструкции................................................................... 21
4.8 Требования к маркировке АТС............................................................................................. 25
5 Методы проверки.......................................................................................................................... 25
5.1 Методы проверки тормозного управления......................................................................... 25
5.1.1 Характеристики методов проверки тормозного управления................................... 25
5.1.2 Условия проведения проверки технического состояния тормозного управления 26
5.1.3 Проверка рабочей тормозной системы...................................................................... 27
5.1.4 Проверка стояночной и запасной тормозной системы............................................ 28
5.1.5 Проверка вспомогательной тормозной системы...................................................... 28
5.1.6 Проверка узлов и деталей тормозных систем.......................................................... 28
5.2 Методы проверки рулевого управления............................................................................. 29
5.3 Методы проверки внешних световых приборов и светоотражающей маркировки........ 30
5.4 Методы проверки стеклоочистителей и стеклоомывателей............................................ 32
5.5 Методы проверки шин и колес............................................................................................. 32
5.6 Методы проверки двигателя и его систем.......................................................................... 32
5.7 Методы проверки прочих элементов конструкции............................................................ 33
5.8 Методы проверки маркировки АТС...................................................................................... 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А КЛАССИФИКАЦИЯ АТС ПО ГОСТ Р 52051................................................. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Тормозная диаграмма (схема)................................................ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Методика расчета показателей эффективности торможения и устойчивости АТС при торможении..................................................................................... 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Методика пересчета нормативов тормозного пути в зависимости от начальной скорости торможения АТС................................................................................ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Методика пересчета нормативов предельно допустимого падения давления воздуха в пневматическом и пневмогидравлическом тормозном приводе.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (справочное) Библиография.......................................................................... 38
Область применения
Настоящий стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее - автотранспортные средства), эксплуатируемые на дорогах.
Стандарт устанавливает:
- требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС);
- предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды;
- методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации.
Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС.
Требования 4.1.1-4.1.7, 4.7.13, 4.7.19 не распространяются на прицепы (полуприцепы) - тяжеловозы.
Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности.
Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами.
Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесены изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
Основные термины, используемые в стандарте, и их определения приведены в разделе 3.
Классификация АТС по категориям приведена в приложении А.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 17.2.2.06-99 Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей
ГОСТ 5727-88 Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия
ГОСТ 9921-81 Манометры шинные ручного пользования. Общие технические условия
ГОСТ 27902-88 Стекло безопасное для автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин. Определение оптических свойств
ГОСТ Р 50574-2002 Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования
ГОСТ Р 50577-93 Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования
ГОСТ Р 52033-2003 Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
ГОСТ Р 52231-2004 Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения
ГОСТ Р 41.27-2001 (Правила ЕЭК ООН № 27) Единообразные предписания, касающиеся сертификации предупреждающих треугольников
ГОСТ Р 41.104-2002 Единообразные предписания, касающиеся сертификации светоотражающей маркировки для транспортных средств большой длины и грузоподъемности
(Измененная редакция, Изм. № 1).
Определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автопоезд: Комбинация транспортных средств, состоящая из тягача и полуприцепа или прицепа(ов), соединенных тягово-сцепным(и) устройством(ами).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.1а автоматический корректор фар: Устройство для автоматического регулирования наклона пучка ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки АТС, профиля дороги и условий видимости.
3.1бавтоматическое (аварийное) торможение: Торможение прицепа (полуприцепа), выполняемое тормозной системой без управляющего воздействия водителя при разрыве магистралей тормозного привода.
3.1а, 3.1б (Введены дополнительно, Изм. № 1).
3.2 антиблокировочная тормозная система (АБС): Тормозная система АТС с автоматическим регулированием в процессе торможения степени проскальзывания колес транспортного средства в направлении их вращения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.2а блокирование колеса: Прекращение качения колеса в дорожных условиях при наличии его перемещения по опорной поверхности или прекращение вращения колеса, установленного на роликовый стенд АТС, при продолжающемся вращении роликов стенда.
3.2б негабаритные АТС: Автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам [13] ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.
3.2в внешние световые сигнальные приборы (сигнальные огни): Устройства для наружной световой сигнализации.
3.2а-3.2в (Введены дополнительно, Изм. № 1).
3.3 время срабатывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента времени, в который замедление АТС принимает установившееся значение при проверках в дорожных условиях (обозначено tСР в приложении Б), либо до момента, в который тормозная сила при проверках на стендах или принимает максимальное значение, или происходит блокировка колеса АТС на роликах стенда.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4 время запаздывания тормозной системы: Интервал времени от начала торможения до момента появления замедления (тормозной силы). Обозначено tС в приложении Б.
3.5 время нарастания замедления: Интервал времени монотонного роста замедления до момента, в который замедление принимает установившееся значение. Обозначено tН в приложении Б.
3.6 вспомогательная (бесконтактная или износостойкая) тормозная система: Тормозная система, предназначенная для уменьшения энергонагруженности тормозных механизмов рабочей тормозной системы АТС.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.7 заднее защитное устройство: Часть конструкции АТС категорий N2, N3, О3 и О4, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий M1 и N1 при наезде сзади.
3.8 запасная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости АТС при выходе из строя рабочей тормозной системы.
3.9 исправное состояние АТС: Состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС.
3.10 изменение конструкции АТС: Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования, влияющих на его характеристики безопасности.
3.10а каплепадение: Падение капель, повторяющееся с интервалом не более 20 с.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.11 категория АТС: (См. приложение А).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.12 (Исключен, Изм. № 1).
3.13 колесные тормозные механизмы: Устройства, предназначенные для создания искусственного сопротивления движению АТС за счет трения между невращающимися частями и тормозным диском (барабаном).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.14 конец торможения: Момент времени, в который исчезло искусственное сопротивление движению АТС или оно остановилось. Обозначено точкой в приложении Б.
3.15 контурная маркировка АТС: Ряд полос из светоотражающего материала, нанесенных на АТС с целью указания его габаритов (очертаний) сбоку (боковая маркировка) и сзади (задняя маркировка).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.15а контурные огни: Источники света, монтируемые на конструктивно возможной наибольшей высоте у крайней точки габаритной ширины АТС и предназначенные для точного указания его габаритной ширины.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.16 коридор движения: Часть опорной поверхности, правая и левая границы которой обозначены для того, чтобы в процессе движения горизонтальная проекция АТС на плоскость опорной поверхности не пересекала их ни одной точкой.
3.16а коэффициент сцепления колеса с опорной поверхностью: Отношение результирующей продольной и поперечной сил реакций опорной поверхности, действующих в контакте колеса с опорной поверхностью, к величине нормальной реакции опорной поверхности на колесо.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.17 место крепления ремней безопасности: Часть конструкции кузова (кабины) или какой-либо другой части АТС (например, каркаса сиденья), к которой крепится ремень безопасности.
3.17а масса транспортного средства в снаряженном состоянии (снаряженная масса): Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае тягача или масса шасси с кабиной, если завод-изготовитель не устанавливает кузов и (или) сцепное устройство, включая массы охлаждающей жидкости, масла, 90% топлива, 100% других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, массу водителя (75 кг) и - для городских и междугородных автобусов - массу члена экипажа (75 кг), если в транспортном средстве предусмотрено для него сиденье.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.18 начало торможения: Момент времени, в который тормозная система получает сигнал о необходимости осуществить торможение. Обозначено точкой в приложении Б.
3.18а начало поворота управляемого колеса: Угол поворота управляемого колеса на (0,06±0,01)°, измеряемый от положения прямолинейного движения.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.19 начальная скорость торможения - скорость АТС в начале торможения.
3.20 нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): Положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий.
3.20а оптическая ось прибора для проверки и регулировки фар: Линия, проходящая через центр объектива на экране, встроенном в прибор для проверки и регулировки фар, или на матовом экране.
3.20б оптический центр (центр отсчета): Точка пересечения оси отсчета с наружной поверхностью рассеивателя светового прибора.
3.20в ось отсчета светового прибора: Линия пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.
3.20а-3.20в (Введены дополнительно, Изм. № 1).
3.21 орган управления тормозной системы: Совокупность устройств, предназначенных для подачи сигнала начать торможение и для управления энергией, поступающей от источника или аккумулятора энергии к тормозным механизмам.
3.22 органолептическая проверка: Проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений.
3.22а осевая масса: Масса, соответствующая статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси и транспортного средства и установленная изготовителем транспортного средства.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.23 ось отсчета: Линия пересечения плоскостей, проходящих через центр рассеивателя светового прибора параллельно продольной центральной плоскости АТС и опорной поверхности.
3.23а подтекание: Появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем привода или питания, воспринимаемое на ощупь.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.24 полное торможение: Торможение, в результате которого АТС останавливается.
3.24а прицеп (полуприцеп) - тяжеловоз: Прицеп (полуприцеп) с числом осей более трех или (и) числом колес на оси более четырех, предназначенный для перевозки неделимых крупногабаритных, в том числе негабаритных и тяжеловесных, грузов.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.25 продольная центральная плоскость АТС: Плоскость, перпендикулярная к плоскости опорной поверхности и проходящая через середину колеи АТС.
3.25а проскальзывание колеса на роликовых стендах: Несоответствие окружной скорости колеса автомобиля окружной скорости вращения рабочей поверхности роликов стенда.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.26 технически допустимая максимальная масса: Максимальная масса снаряженного АТС с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.27 работоспособность АТС и его частей: Состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов.
3.28 рабочая тормозная система: Тормозная система, предназначенная для снижения скорости и (или) остановки АТС.
3.29 светоотражающий маркировочный материал: Материал, от поверхности которого при наличии излучения в его направлении отражается относительно значительная часть световых лучей первоначального излучения.
3.30 снаряженное состояние АТС: См. п.3.17а.
3.28-3.30 (Измененная редакция, Изм. № 1).
3.31 составные части и предметы оборудования АТС: Агрегаты, узлы и детали, устанавливаемые и (или) используемые в конструкции АТС, к которым предъявляют требования, регламентируемые нормативными документами.
3.32 стояночная тормозная система: Тормозная система, предназначенная для удержания АТС неподвижным.
3.32а стояночные огни: Два источника света белого цвета спереди и два красного цвета сзади АТС для обозначения габаритов АТС при остановках и на стоянках.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.33 суммарный люфт в рулевом управлении: Угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону от положения, примерно соответствующего прямолинейному движению АТС.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.34 техническое состояние АТС: Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению.
3.35 торможение: Процесс создания и изменения искусственного сопротивления движению АТС.
3.36 тормозная сила: Реакция опорной поверхности на колеса АТС, вызывающая замедление АТС и (или) колес АТС. Для оценки технического состояния тормозных систем используют наибольшие величины тормозных сил.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.37 тормозная система: Совокупность частей АТС, предназначенных для его торможения при воздействии на орган управления тормозной системы.
3.38 тормозное управление: Совокупность всех тормозных систем АТС.
3.39 тормозной привод: Совокупность частей тормозного управления, предназначенных для управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.
3.40 тормозной путь: Расстояние, пройденное АТС от начала до конца торможения.
3.40а угол регулировки светового пучка фар ближнего света АТС: Угол между наклонной плоскостью, содержащей левую (от АТС) часть светотеневой границы пучка ближнего света, и горизонтальной плоскостью.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.41 удельная тормозная сила: Отношение суммы тормозных сил на колесах АТС к произведению массы АТС на ускорение свободного падения (для тягача и прицепа или полуприцепа рассчитывают раздельно).
3.42 установившееся замедление: Среднее значение замедления за время торможения jУСТ от момента окончания периода времени нарастания замедления до начала его спада в конце торможения. Обозначено jУСТ в приложении Б.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.43 устойчивость АТС при торможении: Способность АТС двигаться при торможениях в пределах коридора движения.
3.44 фары типов R, HR, DR: Фары дальнего света.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.44а фары R, С, CR: Фары дальнего R, ближнего С и двухрежимные (ближнего и дальнего) CR света с лампами накаливания.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.45 фары типов С, НС, DC: Фары ближнего света.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.45а фары HR, НС, HCR: Фары с галогенными источниками дальнего HR и ближнего НС света и двухрежимные фары HCR.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.46 фары типов CR, HCR, DCR: Фары ближнего и дальнего света.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.46а фары DR, DC, DCR: Фары с газоразрядными источниками света категории D дальнего DR и ближнего DC света и двухрежимные DCR фары.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.47 фары типа В: Фары противотуманные.
3.47а фотоприемник: Устройство, основанное на внутреннем или внешнем фотоэффекте. Изменение состояния фотоприемника под действием потока оптического излучения используется для измерения этого излучения.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
3.48 "холодный" тормозной механизм: Тормозной механизм, температура которого, измеренная на поверхности трения тормозного барабана или тормозного диска, менее 100 °С.
3.49 экстренное торможение: Торможение с целью максимально быстрого уменьшения скорости АТС.
3.50 эффективность торможения: Мера торможения, характеризующая способность тормозной системы создавать необходимое искусственное сопротивление движению АТС.
3.51 юз колеса: Состояние колеса, при котором его окружная (относительно оси вращения колеса) скорость равна нулю во время движения АТС.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
Требования к техническому состоянию АТС