Общая правовая характеристика отдельных таможенных режимов
Перемещение через таможенную границу товаров связано с выбором конкретного таможенного режима, что фиксируется при декларировании. Применение системы таможенных режимов позволяет оградить товаропоток внешней торговли от предметов, перемещение которых через таможенную границу опасно или нецелесообразно для национальных интересов, а также оптимально распределить массив экспортно-импортных грузов для достижения целей таможенного оформления. Каждый таможенный режим включает в себя регламентацию конкретных условий и требований, которые должны быть соблюдены при определенном перемещении предметов таможенных правоотношений. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера (меры нетарифного регулирования) и установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, равно как и требования валютного контроля, субъекты ВЭД обязаны соблюдать независимо от заявленного таможенного режима.
В целях таможенного регулирования в отношении товаров устанавливаются следующие виды таможенных режимов:
1) основные таможенные режимы:
- выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт
-международный таможенный транзит;
2) экономические таможенные режимы:
- переработка на таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления;
- переработка вне таможенной территории;
-временный ввоз;
-таможенный склад;
-свободная таможенная зона (свободный склад);
3) завершающие таможенные режимы:
- реимпорт;
- реэкспорт;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства;
4) специальные таможенные режимы:
- временный ввоз;
- беспошлинная торговля;
- перемещение припасов;
- иные специальные режимы.
Подобное выделение таможенных режимов в отдельные группы либо разделение их по типам имеет юридическое значение, прежде всего для уяснения их роли в механизме таможенного регулирования и более детального изучения различных аспектов их правовой регламентации. Наиболее полно раскрывающей содержание таможенных режимов представляется классификация в зависимости от их роли и места в общем процессе хозяйственной деятельности и экономического воспроизводства. Согласно этой классификации таможенные режимы могут быть разделены на две группы – простые и экономические режимы.
Для простых таможенных режимов характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений, порядок применения таможенных средств и мето- дов регулирования. Эти режимы используются при осуществлении относи- тельно самостоятельных и завершенных коммерческих операций. Простые таможенные режимы подразделены в статье на основные (выпуск для внут- реннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит), за- вершающе (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) и специальные (временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещениеприпасов, иные специальные таможенные режимы). Основные таможенные режимы наиболее часто используются при осуществлении внешней торговли товарами. С применением завершающих и основных таможенных режимов ввезенные товары перестают находиться под таможенным контролем (ст.360 ТК РФ) и, следовательно, их таможенное оформление завершается. Название «завершающий таможенный режим» связано также с тем, что такой таможенный режим может служить для завершения действия какого-либо другого таможенного режима, при этом товары приобретают для таможенных целей итоговый статус. Так, согласно п. 2 ст. 240 ТК РФ под таможенный режим реэкспорта могут быть помещены товары, ранее выпущенные в соответствии с иным таможенным режимом, в целях завершения действия такого режима в порядке, предусмотренном Кодексом. В частности, таможенный режим переработки на таможенной территории в отношении товаров, оставшихся в неизменном состоянии, может завершаться их вывозом в режиме реэкспорта (п. 7 ст. 185 ТК РФ). К числу специальных отнесены таможенные режимы, не имеющие экономического значения, но преследующие достижения каких-либо специфических целей. Круг пользователей большинства специальных таможенных режимов ограничен узким кругом лиц (владельцы магазинов беспошлинной торговли, авиакомпании, воинские части, таможенные органы и др.).
Экономические таможенные режимы отличаются более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования, что создает дополнительные возможности не только для расширения внешнеторговых операций, но и для развития других форм международной экономической интеграции.
В качестве основополагающих критериев при отнесении конкретного таможенного режима к группе экономических следует указать следующие их специфические черты:
- наличие экономического значения и обоснования (с макроэкономи-
ческой точки зрения и вне зависимости от номенклатуры помещаемых под
них товаров);
- соответствие специфическим ситуациям, связанным с международ-
ным разделением труда и открытием национальных рынков, созданием до-
полнительных возможностей для развития промышленности, торговли
и т.д.;
- целевой и условный характер. Это выражается в том, что по общему
правилу экономические таможенные режимы позволяют использовать то-
вар только в строго определенных целях;
- предоставление пользователю таможенного режима при выполнении им всех предусмотренных обязательств заранее известных экономических выгод и преимуществ путем предоставления налоговых льгот, а в ряде случаев также неприменения запретов и ограничений экономического характера.
В зависимости от их предназначения таможенные режимы экономического характера подразделяются на три типа:
- складирование (товары сохраняются в неизменном состоянии в ожидании иного таможенного предназначения без какого-либо использования, кроме некоторых операций, позволяющих обеспечить такое хранение либо последующее использование, в частности переупаковка, сортировка и т. д.);
- использование товаров (товары могут использоваться по своему назначению, однако такое использование в любом случае исключает операции по переработке и обработке товаров и не должно приводить к изменению их состояния, кроме естественной убыли или износа);
- переработка (товары используются для проведения определенных
операций по их обработке и переработке с целью полного либо частичного
изменения состояния этих товаров).
В зависимости от направления движения товаров таможенные режимы могут быть подразделены также на ввозные, вывозные, провозные и комбинированные. К первой группе таможенных режимов, предполагающих ввоз товаров в РФ, могут быть отнесены выпуск для внутреннего потребления, переработка на таможенной территории, временный ввоз, уничтожение, отказ в пользу государства. В качестве примеров таможенных режимов второй группы можно привести экспорт, временный вывоз, реэкспорт, магазин беспошлинной торговли. Третью группу составляет таможенный режим транзита. К комбинированным таможенным режимам относятся таможенный склад, перемещение припасов.
Использование некоторых таможенных режимов ограничено определенной территорией, в частности территорией свободной таможенной зоны, свободного склада, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли. Требованиями таких режимов является физическое размещение товаров на предусмотренной территории и нахождение на ней товаров в течение всего периода действия режима. Вывоз товаров с этой территории обычно требует изменения таможенного режима.
В зависимости от периода возможного нахождения товаров и транспортных средств под таможенным режимом следует различать срочные и бессрочные таможенные режимы. К числу таможенных режимов, ограниченных определенным временным промежутком, относятся, например, таможенный склад, временный ввоз, переработка для внутреннего потребления, перемещение припасов, международный таможенный транзит. Правовой регламентацией одних таможенных режимов срочного характера предусмотрено требование о нахождении товаров в неизменном состоянии, за исключением изменения вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации) и тому подобных обстоятельств. Другие предполагают активное использование товаров. По истечении установленных сроков таможенный режим должен быть завершен в соответствии с установленным порядком, а товары и транспортные средства в зависимости от требований конкретного таможенного режима — вывезены за пределы таможенной территории РФ, заявлены к иному таможенному режиму, переработаны или потреблены.
Следует различать также таможенные режимы, связанные с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, и те, при помещении товаров под которые таможенные платежи уплачиваются в полном объеме. Особенности налогообложения при перемещении товаров в соответствии с различными таможенными режимами определены содержанием конкретного таможенного режима, а также ст. 151 и 185 НК РФ.
Ряд таможенных режимов предъявляет дополнительные требования к стране происхождения товаров. Из них можно выделить режимы, применяемые в отношении иностранных товаров и в отношении российских товаров. К числу последних отнесены экспорт, переработка вне таможенной территории (за исключением вывоза товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, для их ремонта), временный вывоз. В силу того, что товары утрачивают статус российских при их вывозе за пределы таможенной территории РФ, под таможенные режимы, применимые к ввозимым товарам, могут быть помещены только иностранные товары. Таможенные режимы таможенного склада (в случае помещения на склад товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта), магазина беспошлинной торговли, перемещения припасов используются в отношении как российских, так и иностранных товаров.
Каждый таможенный режим имеет свою определенную внутреннюю структуру, отражающую его содержание и представляющее собой совокупность условий, требований и ограничений, характерных именно для этого таможенного режима.
Под условиями таможенного режима понимаются обстоятельства, которые обуславливают возможность помещения под него товаров и транспортных средств, под ограничениями — прямые либо косвенные запреты на осуществление с ними определенных действий, а под требованиями - действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима.
Наличие в современном российском таможенном законодательстве такого значительного многообразия таможенных режимов (в бытность СССР их было всего три: импорт, экспорт и транзит) обеспечивает гибкость и динамизм порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, да и всей таможенной деятельности в целом, что крайне важно не только для участников внешнеэкономической деятельности, но и для государства.
Рассмотрим основные черты таможенных режимов.
Выпуск для внутреннего потребления (ст. 163—164 ТК). Сущность данного режима состоит в том, что ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на ней без обязательства об их вывозе. Статус находящихся в свободном обращении они приобретают после уплаты таможенных платежей и соблюдения всех нетарифных ограничений. Если же данные условия не будут выполнены, товары подлежат условному выпуску. Выпуск для свободного обращения является наиболее распространенным режимом и применяется для большинства импортируемых товаров. При соблюдении всех требований законодательства физические и юридические лица вправе ввезти товары с любой целью: для потребления населением, коммерческой деятельности, нужд предприятий. Товары, помещаемые под данный таможенный режим, предназначены для активного участия в торговом обороте на территории страны.
Экспорт(ст. 165—166 ТК). Данный режим является традиционным в мировой практике. Он означает, что товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с нее без обязательства об обратном ввозе. Экспорт предусматривает уплату вывозных таможенных пошлин, а также соблюдение нетарифных ограничений (например, экспортный контроль). Кроме того, субъектом ВЭД должны быть выполнены иные требования и условия, установленные актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ. К их числу можно отнести обязательное зачисление экспортером на счет в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров.
В целях избежания двойного налогообложения при выборе данного режима производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с положениями налогового законодательства. Порядок возмещения сумм налога на добавленную стоимость (НДС) по экспортным операциям определен в ст. 176 НК.
Фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ предусматривается несколькими таможенными режимами (например, временный вывоз, реэкспорт). Однако в отличие от остальных режимов содержание таможенного режима экспорта предполагает окончательный вывоз товаров с таможенной территории РФ, предусматривающий постоянное нахождение товаров за ее пределами, что, соответственно, не связывает экспортера обязательством об их обратном ввозе. Вместе с тем в силу ряда обстоятельств экспортированные товары могут быть возвращены. В таком случае для минимизации своих расходов лицо может воспользоваться таможенным режимом реимпорта. Если же условия помещения товаров под этот таможенный режим не позволяют использовать его для обратного ввоза товаров, то при выборе иного таможенного режима необходимо исходить из того, что товары, фактически вывезенные в таможенном режиме экспорта, в соответствии с подп. 2 и 3 п.1 ст.11 ТК РФ перестают быть российскими и приобретают статус иностранных товаров.
Международный таможенный транзит(ст. 167—172 ТК). Это режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местами их прибытия и убытия, если их путь начинается и заканчивается за таможенной границей РФ. При транзите не требуется уплата таможенных пошлин и налогов. К товарам не применяются также запреты и ограничения экономического характера. Данный режим применяется исключительно для иностранных товаров, за исключением тех, транзит которых запрещен в соответствии с законодательством РФ и международно-правовыми нормами.
Международный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров. Такое разрешение может быть выдано, если:
- в отношении ввозимых товаров проведены пограничный и иные виды государственного контроля, когда товары подлежат ему;
- в отношении товаров представлены разрешения и (или) лицензии, когда это необходимо;
- в отношении товаров представлена транзитная декларация;
- обеспечена идентификация товаров (путем наложения таможенных пломб и печатей, проставления штампов, нанесения маркировки и т.д.);
- транспортное средство оборудовано надлежащим образом в случае, когда товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями;
- приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства (например, таможенное сопровождение).
Разрешение на транзит должно быть выдано не позднее трех дней с момента принятия транзитной декларации. При этом таможенный орган устанавливает срок международного транзита (не более 2000 километров за три дня для перевозок воздушным транспортом и за один месяц для перевозок остальными видами транспорта) и определяет место доставки. Указанный срок может быть продлен вследствие аварии, действия непреодолимой силы, а также по мотивированному запросу заинтересованного лица. Таможенным кодексом устанавливается упрощенный порядок применения международного транзита. Он возможен в случаях, когда места прибытия и убытия транзитных товаров совпадают.
С разрешения таможенного органа при транзите допускается перегрузка товаров с одного транспортного средства на другое. Такое разрешение изменяется на предварительное уведомление, если перегрузка производится без повреждения наложенных таможенных пломб и печатей.
Под режим международного транзита помещаются также товары, перемещаемые по территории страны с применением книжки МДП (международной дорожной перевозки). Такое перемещение осуществляется без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одного государства до таможни места назначения другой или той же самой страны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.[16] Грузы, перевозимые с соблюдением данной процедуры, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов в промежуточных таможнях. Как правило, они освобождаются также от таможенного досмотра.
В выборе данного режима таможенным органом может быть отказано, если перевозчик или экспедитор допустили неоднократное невыполнение обязательств по перевозке. Такие юридические факты должны быть установлены вступившими в силу постановлениями о назначении административного наказания по делам о нарушениях таможенных правил, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено либо таким перевозчиком или экспедитором не выполнена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.
Таможенные режимы переработки товаров(ст. 173—208 ТК). Данные режимы на определенном этапе предполагают перемещение товаров через таможенную границу РФ. Такое перемещение может быть осуществлено как до переработки, так и после нее, а также до и после определенных операций. Эти режимы подразделяются на три вида:
- на таможенной территории (применяется для ввозимых товаров при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ);
- для внутреннего потребления (применяется для ввозимых товаров с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения);
- вне таможенной территории (применяется для вывозимых из России товаров с последующим ввозом продуктов переработки).
Если переработка осуществляется на таможенной территории РФ, то в отношении товаров применяются все запреты и ограничения, установленные законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенные режимы переработки имеют ряд общих черт. Во-первых, помещение товаров под эти режимы допускается только с разрешения таможенного органа на основании заявления заинтересованного лица. В разрешении указываются: описание, количество и качество товаров и продуктов их переработки; операции по переработке и способы их совершения; норма выхода продуктов переработки; срок переработки и иные необходимые сведения. Во-вторых, как правило, переработка допускается, если таможенные органы могут идентифицировать товары, помещаемые под данные режимы в продуктах переработки. С этой целью могут использоваться: проставление печатей и штампов, нанесение цифровой и буквенной маркировки, подробное описание товаров, их фотографирование, использование серийных номеров и т.д. В третьих, для названных режимов к общим операциям по переработке относятся: собственно переработка или обработка, а также изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка, разборка. К операциям по переработке не могут относиться упаковка, расфасовка и сортировка товаров; добыча полезных ископаемых; охота и рыболовство; подготовка товаров к продаже и транспортировке; копирование и размножение; получение электрической, тепловой и других видов энергии и другие действия[17]. В-четвертых, данные режимы предполагают полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, подвергаемых переработке.
Вместе с тем каждый из таможенных режимов переработки обладает спецификой. В чем она заключается?
Естественно, что логическим итогом осуществления переработки становится появление определенного товара с качественно иными характеристиками. Подлежат ли такие продукты переработки таможенному обложению? Если переработка производится на таможенной территории, ее продукты вывозными таможенными пошлинами не облагаются. В случае осуществления переработки для внутреннего потребления продукты переработки выпускаются для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Наконец, при помещении товаров под данный режим вне таможенной территории к продуктам переработки применяется полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов.
В процессе переработки субъект ВЭД сталкивается также с проблемой оприходования отходов и остатков производства. В режимах переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления при условии их оставления на территории РФ они подлежат декларированию, а в отношении них уплачиваются таможенные пошлины и налоги.
Таможенные режимы переработки предполагают в качестве одного из требований соблюдение определенных сроков, которые определяются субъектом ВЭД по согласованию с таможенным органом. При переработке на таможенной территории и вне ее такой срок не может превышать двух лет, а для внутреннего потребления — одного года. По мотивированному заявлению заинтересованного лица допускается пролонгация срока переработки.
Временный ввоз (ст. 209—214 ТК). Содержание данного режима состоит в том, что иностранные товары используются в течение определенного срока на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера. Применение данного режима возможно при условии, что товары могут быть идентифицированы таможенным органом при их обратном вывозе. Исключение здесь составляют случаи, установленные правилами международных договоров, когда допускается замена временно ввезенных товаров предметами того же типа.
Временно ввезенными товарами, как правило, может пользоваться лицо, получившее на это разрешение. Оно несет ответственность за уплату таможенных платежей.
Товары, помещаемые под данный режим, должны оставаться в первоначальном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки и эксплуатации. Однако с ними разрешается совершать операции, необходимые для обеспечения их сохранности, включая ремонт (кроме капитального и модернизации), техническое обслуживание и другие операции, которые нужны для сохранения потребительских свойств товаров и поддержания их в надлежащем состоянии.
Правительство РФ устанавливает перечень категорий временно ввозимых товаров, которые условно полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также определяет основания такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза. Согласно ч. I ст. 212 ТК, такая льгота допускается, если временный ввоз не наносит существенного экономического ущерба России, в частности, в случае:
- временного ввоза контейнеров, поддонов, других видов много-оборотной тары и упаковок;
- если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма;
- если целью временного ввоза является оказание международной помощи.
При частичном освобождении от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в территории РФ уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпушены для свободного обращения.
Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом России, исходя из цели и обстоятельств такого ввоза, и составляет два года. Для отдельных видов товаров решением Правительства РФ могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки. В отношении товаров, относящихся к основным производственным фондам, при условии, что такие товары не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на российской таможенной территории, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных платежей на 34 месяца. Таможенным кодексом предусмотрены обязательства, при наличии которых возможно приостановление срока временного ввоза. К ним относятся:
- наложение ареста на товары или их изъятие в соответствии с законодательством РФ;
- помещение временно ввезенных товаров на таможенный склад;
- просьба лица, получившего разрешение на временный ввоз, при
смещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.
Не позднее дня истечения установленного срока товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ, либо заявлены к иному таможенному режиму, либо выпущены для свободного обращения.
Таможенный склад (ст. 215—233 ТК). В числе всех применяемых специальных режимов таможенный склад выступает как наиболее бла- гоприятный. В некоторых случаях предпринимателю невыгодно «замораживать» денежные средства, уплачиваемые в виде таможенных платежей. Он заинтересован в том, чтобы приобрести товар за границей и продать или использовать его через определенный период времени. Таковы, например, особенности работы предприятий, занимающихся ремонтом, сервисным обслуживанием и т.п. Для них наиболее предпочтительным является режим таможенного склада. Его содержание состоит в следующем: ввезенные на склад товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера в период хранения. Товары же, предназначенные для экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных действующим законодательством. Итак, таможенный склад, включая территорию, прилегающую к нему, представляет собой зону таможенного контроля.
Под данный режим могут помещаться любые товары, за исключением тех, которые запрещены к перемещению через таможенную границу России, любых видов энергии, а также предметов, используемых для нормального функционирования самого таможенного склада (погрузочно-разгрузочная техника, холодильное оборудование и т.п.)[18]. Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, необходимо содержать в специально оборудованных помещениях. Если габариты товара не позволяют поместить его на таможенный склад, допускается применение данного режима без фактического его нахождения там, но в разумной близости и при наличии письменного разрешения таможенного органа.
Срок хранения товаров на таможенном складе определяется лицом, помещающим их туда, и, согласно ст. 218 ТК, составляет три года с возможным его продлением. Товары, имеющие ограниченные сроки годности и (или) реализации, должны быть заявлены к иному таможенному режиму и вывезены с таможенного склада не позднее чем за 180 дней до истечения указанного ограниченного срока, за исключением подвергающихся быстрой порче товаров, в отношении которых ГТК указанный срок может быть сокращен.
Относительно длительный период хранения грузов может отразиться на их качестве и потребительских свойствах. Поэтому в режиме таможенного склада с разрешения таможенного органа с товарами могут производиться такие действия, как: взятие проб и образцов, простые сборочные операции, сортировка, упаковка, маркировка и другие, необходимые для улучшения товарных качеств. Не требуется разрешения для осуществления обычных операций, которые нужны для обеспечения сохранности товаров в неизменном состоянии. Лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители вправе также осматривать и измерять товары, перемещать их в пределах таможенного склада при условии, что состояние товаров не изменится и не произойдет нарушение их упаковки и (или) изменение наложенных средств идентификации. Таможенным кодексом предусмотрена возможность отчуждения товаров, передача в отношении них прав владения, пользования и распоряжения при условии предварительного уведомления таможенного органа в письменной форме. При этом лицо, приобретшее имущественные права на товары, обязано соблюдать все требования, составляющие содержание данного режима.
Таможенные склады бывают двух типов:
открытого типа (доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами) — они создаются таможенными органами или российскими юридическими лицами;
- закрытого типа (предназначены для хранения товаров владельца таможенного склада) — они образуются российскими юридическими лицами, включенными в Реестр владельцев таможенных складов.
Владелец таможенного склада обязан соблюдать требования, установленные Таможенным кодексом в отношении хранения товаров на таможенном складе; вести учет хранимых грузов; обеспечивать их сохранность; не допускать посторонних лиц к хранимым товарам. Владелец таможенного склада несет ответственность за уплату таможенных платежей в отношении хранящихся товаров в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Хранение товаров на таможенном складе таможенного органа является безвозмездным. Необходимые расходы возмещаются субъектом ВЭД в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Не позднее дня истечения срока хранения товаров на таможенном складе они должны быть заявлены к иному таможенному режиму.
Реимпорт (ст. 234—238 ТК). Этот режим предполагает, что товары, ранее вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся обратно в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения запретов и ограничений экономического характера. При вывозе товары должны иметь статус находящихся в свободном обращении либо быть продуктами переработки иностранных товаров.
Срок возврата товаров в режиме реимпорта не должен превышать трех лет со дня, следующего за днем пересечения границы. Этот срок может быть продлен в отношении оборудования, используемого для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и в других подобных целях. Если же товары ввозятся в страну в течение шести месяцев, производится возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин.
При ввозе в Россию товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Идентичность товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, товарам, которые были вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта, факт их вывоза, момент вывоза должны быть установлены (подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на субъект ВЭД.
В соответствии со ст. 236 ТК. при реимпорте товаров возвращению в федеральный бюджет подлежат:
— суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) проценты с них, если онине взимались либобыли возвращены в связис вывозом товаров;
- суммы внутренних налогов, субсидий и иные суммы, не уплаченные либо полученные прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории РФ,
Реэкспорт (ст. 239-242 ТК). Таможенный режим реэкспорта применяется для иностранных товаров, в том числе ввезенных на территорию РФ с нарушением установленных законодательством запретов на ввоз. Такие товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов или их возврат производятся, если это предусмотрено при завершении действия таможенного режима, в соответствии с которым товары находились на таможенной территории РФ. При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины и налоги не уплачиваются,
В практике внешнеторговой деятельности этот режим, равно как и предыдущий, зачастую применяется в случаях поставок продукции, содержащей производственный брак. Такие товары могут иметь дефекты либо иным образом не соответствовать условиям внешнеэкономической сделки по количеству, качеству, описанию или упаковке. По таким причинам принимается решение о возврате имущества поставщику либо иному указанному им лицу. Однако в такой ситуации применение режима реэкспорта возможно, если указанные товары:
— не использовались и не ремонтировались в России, за исключением случаев, когда такое использование было продиктовано необходимостью обнаружения недостатков, повлекших возврат товаров;
- могут быть идентифицированы таможенными органами;
- вывозятся в течение шести месяцев со дня их выпуска для свободного обращения.
Уничтожение (ст. 243—247 ТК). При применении данного режима иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования. При этом не взимаются таможенные пошлины и налоги, а к товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера. Уничтожение допускается, если товары, подвергнутые ему, не могут бытьвосстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.
Статья 244 ТК определяет перечень категорий товаров, которые не могут быть помешены под данный режим. К ним относятся:
1) культурные ценности;
2) виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения (за исключением случаев пресечения эпидемий и эпизоотии);
3) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;
4) изъятые товары или те, на которые наложен арест в соответствии с зако-нодательством РФ;
5) иные товары, согласно перечню, устанавливаемому Правительством РФ.
Таможенный режим уничтожения может применяться в отношении товаров, которые были уничтожены, безвозвратно утеряны либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
К операциям по уничтожению товаров могут относиться: термическое, химическое, механическое либо иное воздействие на товары, влекущее их уничтожение, а также демонтаж или разборка. При уничтожении запрещается потребление товаров в соответствии с их обычным предназначением. Уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства каких-либо расходов. Уничтожение товаров не должно причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей.
Отказ в пользу государства (ст. 248—251 ТК). Это таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера. Под данный режим не могут быть помещены товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу России.
Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для госу-дарственных органов РФ какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, полученных от их реализации.
Согласно ст. 251 ТК, ответственность за правомерность распоряжения товарами путем их помещения под таможенный режим отказа в пользу государства несет декларант. Таможенные органы не возмещают каких-либо имущественных претензий лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, от которых декларант отказался в пользу государства.
Временный вывоз (ст. 252—257 ТК). Данный режим по своему содержанию аналогичен таможенному режиму временного ввоза. Его суть состоит в следующем: товары, которые находятся в свободном обращении на территории РФ, вывозятся за ее пределы и могут временно использоваться там с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничении экономического характера. Обязательным требованием данного режима является возможность идентификации товаров при их обратном ввозе (реимпорте).
Таможенным кодексом не установлен предельный срок временного вывоза, он регламентируется Правительством РФ лишь для отдельных видов товаров, обратный ввоз которых является обязательным (например, для культурных ценностей). В целом же такой срок определяется в заявительном порядке по просьбе заинтересованного лица исходя из цели и обстоятельств такого вывоза.
При невозвращении товаров, помещенных под указанный режим, уплачиваются суммы вывозных таможенных пошлин. Они исчисляются исходя из таможенной стоимости товаров и (или) их количества при их вывозе, а также ставок таможенных пошлин, действующих на день заявления товаров к таможенному режиму временного вывоза. С указанных сумм уплачиваются проценты по ставкам рефинансирования ЦБ РФ, как если бы в отношении этих сумм была предоставлена отсрочка в день помещения товаров под таможенный режим временного вывоза.
Товары, не возвращенные обратно на таможенную территорию РФ, в день истечения срока временного вывоза должны быть заявлены к иному таможенному режиму, например к экспорту. При этом не требуется фактического предъявления товаров таможенному органу.
Беспошлинная торговля (ст. 258—263 ТК). Данный режим применяется в большинстве стран мира и знаком многим туристам по сети магазинов «Duty free» (в переводе с англ. — «свободный от пошлины»). Здесь российские и иностранные товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера. Таким образом, товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли, имеют более низкую цену по сравнению с их аналогами, продаваемыми внутри страны, за счет не включения таможенных пошлин и налогов.
Продажа товаров в розницу возможна только физическим лицам, выезжающим за пределы РФ, за наличный расчет или по кредитным карточкам. Под режим беспошлинной торговли могут быть помещены любые товары, за исключением запрещенных к перемещению через границу и реализации на территории России.
Владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо. Помещения такого магазина могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. Они должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, а также сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля. Такие магазины образуются в аэропорт, портах, открытых для международного сообщения, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, предназначенных для пересечения границы физическими лицами. Территория магазина беспошлинной торговли является зоной таможенного контроля. Владелец магазина обязан исключить возможность использования товаров, помещаемых под данный режим, в других целях, кроме реализации.
Владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под этот режим, в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим запределы России. Такая ответственность не наступает только в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных при нормальных условиях хранения и реализации.
Перемещение припасов(ст. 264-267 ТК). Данный режим применяется в отношении товаров, предназначенных для использования на морских (речных), воздушных судах, в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товаров, предназначенных для продажи пассажирам и членам экипажа таких судов. Они перемешаются через таможенную границу РФ без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера.
Припасы помещаются под данный режим вне зависимости от страны регистрации транспортных средств. Запчасти и оборудование, необходимые для обеспечения нормальной их эксплуатации и технического обслуживания, не могут помещаться под режим перемещения припасов.
Количество припасов, предназначенных для потребления пассажирами и членами экипажей морских (речных) судов, определяется исходя из численности этих лиц.
По решению таможенного органа на помещения, в которых хранятся припасы, могут быть наложены таможенные пломбы и печати.
Статьей 268 ТК устанавливаются иные специальные таможенные режимы, которые применяются в отношении следующих товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) товаров, вывозимых с таможенной территории РФ и предназначенных для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств Российской Федерации за рубежом:
2) товаров, перемещаемых через таможенную границу между воинскими частями РФ, дислоцированными на российской таможенной территории и за пределами этой территории;
3) товаров, перемещаемых через таможенную границу и предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товаров, предназначенных для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных
ситуаций, и товаров, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
4) товаров, вывозимых в государства — бывшие республики СССРи
предназначенных для обеспечения деятельности расположенных на
территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и
иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в
собственности Российской Федерации или ее субъектов. а также для проведения на территориях указанных государств российскими организациями научно- исследовательских работ в интересах России на не-
коммерческой основе;
5) российских товаров, перемещаемых между таможенными органами через территорию иностранного государства,
Указанные режимы предусматривают полное освобождение товаров от таможенных пошлин и налогов, а также неприменение к ним запретов и ограничений экономического характера.
Все рассмотренные режимы применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ. В каком же порядке могут пересекать границу транс- портные средства? Если они не подпадают под категорию товаров (т.е. используются для международных перевозок), к ним применимы таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза.Изначально они предполагают освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. Такая льгота при временном ввозе представляется при соблюдении ряда условий. Во-первых, транспортное средство должно быть зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства. Во-вторых, ввозить и использовать его может иностранное лицо или российское лицо при условии, если оно уполномочено на это иностранным лицом. В-третьих, запрещается использование такого транспортного средства во внутренних перевозках, В-четвертых, как правило, не допускается передача транспортного средства в аренду, а если оно арендовано, то в субаренду. В течение срока временного ввоза право собственности на транспортное средство не должно перейти к российскому лицу.
Временный вывоз транспортного средства в большинстве случаев допускается при условии, что транспортное средство находится в свободном обращении на территории РФ и зарегистрировано за российским лицом. Временный вывоз транспортного средства допускается независимо от того, каким лицом и вкаких целях оно будет использоваться за пределами России.
Сроки временного вывоза не ограничиваются. При временном ввозе транспортного средства его обратный вывоз должен быть осуществлен незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно прибыло на территорию страны.
При применении обоих режимов возможно осуществление технического обслуживания и ремонта транспортных средств, а при временном вывозе допускается и капитальный ремонт, если он необходим для восстановления машины после ее повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за границей,
До принятия федерального закона, регулирующего правоотношения по установлению и применению таможенного режима свободной таможенной зоны (свободного склада) продолжают действовать нормы гл. 12 Таможенного кодекса РФ 1993 г. Ими устанавливается содержание данных режимов. Политика каждою государства направлена, в частности, на экономическую поддержку отдаленных, неразвитых регионов. Одним из средств реализации такой политики является создание различных видов свободных зон. В таможенном законодательстве свободные таможенные зоны и свободные склады обладают аналогичным правовым статусом. Это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин и налогов, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Цель создания образований такого рода — оживление экономики страны через ускоренное развитие ее отдельных регионов и предприятий.
Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ, а периметр свободной таможенной зоны признается ее границей.
Статья 80 ТК не устанавливает ограничения срока нахождения товаров в данном виде режимов. В свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами. Розничная продажа здесь исключается. При наличии достаточных оснований таможенные органы России вправе осуществлять таможенный контроль за товарами, находящимися в свободных таможенных зонах и на свободных складах. Свободная таможенная зона создается по решению Правительства РФ, свободный склад — исключительно российскими лицами по лицензии ФТС РФ. Владелец свободного склада должен исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, находящихся на складе; не затруднять осуществление таможенного контроля; соблюдать условия лицензии и требования таможенного законодательства.
Контрольные вопросы и задания.
1.Что представляет собой таможенный режим?
2.Как действуют таможенные режимы во времени?
3.В чем сущность таможенного режима выпуска для внутреннего по-
требления?
4.В чем состоит сущность таможенного режима экспорта?'
5.При каких условиях товары могут быть помешены под режим междуна-
родного таможенного транзита?
6. Назовите таможенные режимы переработки товаров. Каковы их особен-
ности?
7.Какой срок устанавливается для товаров, помещаемых под таможенный
режим временного ввоза?
8. Какие категории временно ввозимых товаров полностью или частично
освобождаются от уплаты таможенных платежей?
9.Какие типы таможенных складов вы знаете?
10.Какие операции составляют содержание процедуры переработки?
11.Какие требования должны быть соблюдены при выборе для перемещаемых товаров режима реэкспорта?
12.В чем специфика уничтожения перемещаемых через таможенную гра-
ницу РФ товаров?
13.В каких случаях таможенные органы не разрешают применять для пе-
ремещаемых товаров таможенный режим отказа в пользу государства?
14.Каково содержание таможенного режима временного ввоза?
15.Где может располагаться магазин беспошлинной торговли?
16.Каковы особенности таможенного режима перемещения припасов?
17.Назовите виды иных специальных таможенных режимов,
18.Какие режимы применимы для перемещаемых через таможенную гра-
ницу РФ транспортных средств?
19.Почему режим таможенного склада является наиболее благоприятным?
20.Каковы условия помещения товаров под таможенный режим реимпорта?
21.Применение каких режимов требует наличия разрешения.
Литература основная
1.Алексеев С.С. Теория права. – М.: Изд-во БЕК, 1994.
2.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996.
3.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право. Учебник. М.: Изд-во «Дашков и К» 2004.
4.Епифанов А.Ф., Некрасов Е.М. Российская таможня между прошлым и будущим. – Ростов- на- Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995.
5.История таможенного дела и таможенной политики России (1811-1917 гг.): Хрестоматия. Часть 2. - М.: РИО РТА, 1998.
6.. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. - М.: Юрайт, 1997.
7.Комментарий к Таможенному кодексу РФ. — М.: Изд-во «Проспект», 2004.
8.Коренев А. П. Административное право России. Учебник. в 3-х частях. Часть I. - М.: Изд-во «Щит-М», 1997.
9.Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. — М.: ИПО «Автор», 1996.
10.Лазарев В.В. Теория государства и права. — М.: Академия МВД РФ, 1992.
11.Марков Л. Н. Очерки истории таможенной службы. -Иркутск: Изд. Иркутск, гос ун-та,' 1987.
12.Основы таможенного дела. Учебное пособие в VII выпусках. Выпуск I. Развитие таможенного дела в России. — М.: РИО РТА, 1995.
13.Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Рук. авт. кол-ва и отв. ред. Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд. группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997.
14.Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид. наук проф. А. Ф. Ноздрачев. — М.: Юрист, 1998.
15. Таможенное право. Курс лекций; в 2 томах. Том 1. Общая часть / Под ред. В.Г. Драганова, науч. рук. М. М. Рассолов. —М.: Экономика, 1999.
Дополнительная:
1.Бахрах Д. Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право, 1995, № 3.
2.Воробьев Ю. А. Введение в теорию таможенного права // Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов: в 2-х ч. Ч. 1. - М.: РИО РТА, 1996.
3.Габричидзе Б. Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) //Государство и право, 1992, № 10, с. 27-37.
4.Зверев О. Е., Храбсков В. Г. О Таможенном кодексе Российской Федерации // Московский журнал международного права, 1994, № 1.
5.История России в лицах и датах: Словарь-справочник (1Хв. - 1917 г.) /А.В. Аграшенков, В.П. Бякина и др.-СПб.:
Издательство «ПиК», 1995.
6. Марков Л. Н. Таможенное право — подотрасль административного права // Вопросы сов. гос. (конституционного) права /Труды Иркутского гос.ун-та. — Иркутск, 1971. Т. 81: Сер. юрид.- Вып. 12, ч. 2. С. 258-269.
7.Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. Учебник. - М.: Фирма «СПАРК», 1995.
8.Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. — М.: Юрид. лит., 1978.
9.Круглов А. С., Блинов Н. М. и др. Таможенная политика России в XXI веке // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник научных трудов: В 2 частях. Часть 1. — М.:РИО РТА, 1997, с. 3-14.
10.Осинцев Д. О совершенствовании механизма реализации норм Таможенного кодекса Российской Федерации // Хозяйства и право, 1996, № 8, с. 75-80.
11.Сандровский К. К. Таможенное право: Учебное пособие для юрид. вузов и факультетов. — Киев: Вища школа, 1974.
12.Шапошников Н. Н. Таможенная политика России до и после революции. — М., 1924.
13.Яцушко А. Н. О комплексном подходе к разработке и реализации таможенной политики / Таможенная политика в новых условиях
// Материалы научно-практической конференции. - М.: РИО РТА, 1999, с. 113-131.