Обязанности и ответственность подрядчика

Обязанности подрядчика Ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора
1. Выполнить работу в срок, определённый договором или правилами выполнения отдельных видов работ. В договоре может предусматриваться срок выполнения работы, если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами. Если выполнение работы осуществляется по частям, в договоре могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). По соглашению сторон работа может быть выполнена в срочном порядке. За срочность выполнения работы взимается надбавка к цене. В этом случае срок исчисляется с момента (часа), согласованного в договоре. Если подрядчик не приступает к выполнению работы своевременно, либо выполняет её настолько медленно, что окончание работы к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе[28]: · Отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.
2. Выполнить работу своим иждивением, то есть своими материалами, силами и средствами, если иное не предусмотрено договором[29]. Подрядчик несёт ответственность за ненадлежащее качество предоставленных им материалов и оборудования[30], а также за предоставление материалов и оборудования, обременённых правами третьих лиц[31]. Если при выполнении работы используется материал заказчика, подрядчик обязан использовать его экономно и расчетливо, а после окончания работы — представить заказчику отчет об израсходовании материала и вернуть его остаток либо с согласия заказчика зачесть его стоимость в состав цены договора[32]. Кроме того, он обязан заботиться о сохранности предоставленных заказчиком материала и оборудования, а также переданной для обработки или переработки вещи или иного имущества, оказавшегося в его владении в связи с исполнением договора подряда[33]. Если при выполнении работы подрядчиком использованы материалы и оборудование ненадлежащего качества, заказчик вправе[30]: 1. При обнаружении существенных или неустранимых недостатков[34]: · Отказаться от исполнения договора и требовать возврата оплаты. · Требовать замены 2. При обнаружении обычных недостатков[35]: · Требовать соразмерного уменьшения цены работы · Требовать безвозмездного устранения недостатков в разумный срок · Требовать возмещения расходов на устранение недостатков своими средствами или третьими лицами, если право заказчика устранять их предусмотрено в договоре
3. Выполнить работу надлежащего качества. Качество работы должно соответствовать условиям договора (договорное качество), а при их отсутствии или неполноте — требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (обычное качество). При этом результат выполненной работы должен быть пригодным для использования, установленного договором, в пределах разумного срока, а если такое использование договором не предусмотрено, — для обычного использования результата работы такого рода[36]. Законом могут быть предусмотрены обязательные требования к качеству работы (обязательное качество); в этом случае исполнитель обязан выполнить работу, соответствующую этим требованиям[37]. Подрядчик может принять на себя обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными законом обязательными требованиями (повышенное качество)[38]. Следует отличать качество работы, выполненной по договору подряда, и качество товара, отчуждаемого по договору купли-продажи. В первом случае, некачественным признаётся любое отступление от договора, даже если оно не препятствует использованию результата работы по назначению в принципе; достаточно того, что оно не подходит конкретному заказчику. Во втором случае, отсутствие индивидуального качества не препятствует использованию товара покупателями с аналогичными требованиями. Гарантия Законом, договором или обычаями делового оборота может быть предусмотрен срок, в течение которого результат выполненной работы должен соответствовать обязательному, обычному или договорному качеству (гарантийный срок)[39]. По общему правилу, гарантийный срок начинает течь с момента, когда результат работы был принят или должен был быть принят заказчиком[40]. По общему правилу, гарантийный срок не течёт, если заказчик: a) был лишен возможности использовать результат работы по обстоятельствам, зависящим от подрядчика; б) не использовал результат работы из-за недостатков. В первом случае он не течет до устранения подрядчиком указанных обстоятельств, во втором — продлевается на период, пока результат работы не использовался при условии надлежащего[41] извещения подрядчика о недостатках работы[42]. Различают общий и особый гарантийные сроки. Общий гарантийный срок может устанавливаться законом либо договором. Особый гарантийный срок устанавливается только договором. При короткой гарантии заказчик может предъявить к подрядчику требования, связанные с недостатками результата работы, и по истечении срока гарантии, но в пределах двух лет[43]. По общему правилу, если иное не предусмотрено договором, гарантия качества распространяется на всё, что составляет результат выполненной работы[44]. Если во время выполнения работы становится очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, то заказчик вправе[45]: · Назначить разумный срок для устранения недостатков. В случае неисполнения этого требования заказчик вправе: · Отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков. · Поручить исправление работы другому лицу за счет подрядчика. Если работа выполнена с отступлениями от договора, ухудшившими её результат, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования, а при отсутствии в договоре условия о непригодности — для обычного использования, то при обнаружении таких недостатков во время приёмки результата работы или в течение гарантийного срока, а если он не установлен, — разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества — пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором: · Требовать безвозмездного устранения обычных недостатков в разумный срок[46]. · Требовать безвозмездного повторного выполнения работы и возмещения убытков, вызванных просрочкой договора. В этом случае заказчик обязан возвратить ранее переданный ему результат работы подрядчику, если это возможно[47]. · Требовать соразмерного уменьшения установленной за работу цены[46]. · Требовать возмещения расходов на устранение недостатков своими средствами или третьими лицами, если право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда[46]. · Отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков, если недостатки не были устранены в установленный заказчиком разумный срок либо являются существенными и неустранимыми[48]. Условие договора об освобождении подрядчика от ответственности за определённые недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия подрядчика[49].
4. Уведомить заказчика о соответствующих обстоятельствах[50]: · Непригодность или недоброкачественность предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или вещи, переданной для переработки (обработки). · Возможные неблагоприятные последствия указаний заказчика о способе выполнения работы. · Иные не зависящие от подрядчика обстоятельства, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность её завершения в срок. При этом, подрядчик обязан приостановить работу вплоть до получения дальнейших указаний заказчика. Такие указания должны быть даны в срок, согласованный сторонами в договоре, либо в разумный срок[51]. Подрядчик также обязан передать заказчику информацию, касающуюся использования результат работы. Это правило применяется, если соответствующее условие предусмотрено договором либо характер информации таков, что без неё невозможно использование результата работы для целей, указанных в договоре[52]. Если подрядчик не уведомил заказчика о перечисленных обстоятельствах либо продолжил выполнение работы несмотря на то, что срок получения указаний заказчика не истёк, то он: · Лишается права ссылаться на эти обстоятельства при возникновении спора[51].

Обязанности и ответственность заказчика

Обязанности заказчика Ответственность заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора
1. Предоставить материалы, оборудование, техническую документацию, а также вещь для обработки или переработки и иное имущество, необходимое для выполнения работы, если это предусмотрено договором, надлежащего качества[53] и в установленный срок[53][54]. Если заказчик не предоставляет имущество, необходимое для выполнения работы, то подрядчик вправе: · Не приступать к выполнению работы либо приостановить начатую работу[54]. · Отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков[55].
2. Оказать подрядчику содействие в выполнении работы в случаях, в объёме и в порядке, предусмотренных договором[56]. Если заказчик отказывается содействовать подрядчику, то последний вправе[56]: · Требовать возмещения убытков. · Требовать перенесения сроков выполнения работы. · Требовать увеличения цены работы. Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика, в разумный срок: а) Не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки или обработки вещь и иное имущество, необходимое для выполнения работы, б) Не изменит указаний о способе выполнения работы, в) Не примет иных необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих годности работы, то подрядчик вправе: · Отказаться от исполнения договора подряда и требовать возмещения убытков[53].
3. Принять результат выполненной работы в сроки и в порядке, предусмотренные договором[41]. Если заказчик не является за результатом работы либо уклоняется от его принятия, то, по общему правилу, подрядчик вправе: · Продать результат работы, а вырученную сумму за вычетом причитающихся за её выполнение платежей внести на имя заказчика. Данное право может быть реализовано подрядчиком при условии двукратного предупреждения заказчика после истечения одного месяца со дня, когда результат должен быть принят[57].
4. Осмотреть с участием подрядчика результат выполненной работы и приобнаружении недостатков, которые могут быть установлены при обычном способе приёмки (явные недостатки) — незамедлительно уведомить об этом подрядчика[41]. Обнаруженные недостатки должны быть задокументированы в акте сдачи-приёмки[58]. Если после приёмки работы заказчиком были обнаружены недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приёмки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыто подрядчиком, заказчик обязан известить об этом подрядчика в разумный срок[59]. В случае возникновения между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков результата выполненной работы или их причин назначается экспертиза. Экспертиза может быть назначена по требованию любой из сторон[60]. Расходы на экспертизу, по общему правилу, несёт подрядчик. Однако, если экспертизой установлено отсутствие нарушений договора подрядчиком или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками, то расходы возлагаются на сторону, которая требовавала назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению сторон, — на обе стороны в равных долях[60]. Если заказчик не проверил качество результата выполненной работы при его приёмке, то, по общему правилу, он: · Лишается права ссылаться на явные недостатки[61]. Если обнаруженные явные недостатки результата выполненной работы не были оговорены в акте сдачи-приёмки, то заказчик: · Лишается возможности предъявлять подрядчику требование об их устранении[58]. При этом заказчик не лишается права ссылаться на скрытые недостатки.
5. Оплатить результат работы[1]. По общему правилу, оплате подлежит окончательный, надлежащий и своевременно достигнутый результат[62]. Таким образом, заказчик вправе не принимать и не оплачивать некачественный подрядный результат вплоть до устранения подрядчиком его недостатков, выполнения работы заново или разрешения вопросов о соразмерном уменьшении установленной за работу цены, а при наличии достаточных оснований — о возмещении своих расходов на устранение недостатков или об отказе от договора и возмещения убытков. Заказчик вправе не принимать и не оплачивать тот подрядный результат, приёмка которого утратила для него интерес из-за допущенной подрядчиком просрочки[63]. Заказчик обязан оплатить подрядный результат, если он его принял (подписал акт сдачи-приёмки). При неисполнении обязанности уплатить установленную цену, причитающуюся подрядчику, последний вправе[64]: · Удержать результат работы, остатки неиспользованного материала, оборудование, техническую документацию и иное имущество, принадлежащее заказчику и оказавшееся у подрядчика в связи с исполнением договора. Подрядчик сохраняет право требовать оплаты выполненной работы, даже если её результат не был достигнут или оказался с недостатками. Это право подрядчик может осуществить в том случае, если докажет, что недостатки материала, предоставленного ему заказчиком, не могли быть им обнаружены при обычной приёмке, то есть являюся скрытыми. В случаях, когда исполнение работы стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на оплату указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы. Если заказчик принял результат работы, но не оплатил его, он несёт ответственность занеосновательное обогащение[65].

Прекращение договора

Договор подряда может быть прекращён до завершения подрядчиком работы и приёмки её результата заказчиком по основаниям, предусмотренным законом или договором. При этом заказчик вправе требовать передачи ему результата незавершённой работы, а подрядчик — компенсацию затрат, произведённых в связи с её выполнением.

Юридическая характеристика:

Наши рекомендации