Наплавные мосты и паромные переправы. 5.4.69. Основными задачами содержания наплавных мостов и паромных переправ являются организация безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и

5.4.69. Основными задачами содержания наплавных мостов и паромных переправ являются организация безопасного и бесперебойного движения транспортных средств и людей через водные преграды и безопасного прохода судов на судоходных реках, предупреждение образования дефектов и своевременное устранение небольших повреждений в конструкциях мостов и паромных переправ, обслуживание причальных устройств, паромов и буксиров.

5.4.70. Наплавные мосты и паромные переправы оборудуются служебным помещением, спасательным и противопожарным оборудованием и средствами регулирования движения на подъезде к мосту или переправе. В темное время суток мосты и переправы освещаются (при наличии вблизи линий электропередачи, а на судоходных реках - в любом случае).

Паромные переправы также комплектуются необходимыми материалами (брезент, быстротвердеющий цемент, деревянные пробки и т.д.) для выполнения аварийных работ по ликвидации повреждений, а также средствами для быстрой откачки воды из плавсредств.

На судоходных реках наплавные мосты и паромные переправы оборудуются навигационными знаками. Знаки, режим их эксплуатации, разводка мостов и пропуск судов принимаются согласно действующих Правил плавания по внутренним судоходным путям.

5.4.71. Работы по содержанию паромных переправ и наплавных мостов назначаются на основании ежедневных осмотров конструкций, устройств и механизмов переправ, проводимых должностными лицами обслуживающего персонала в соответствии с их должностными обязанностями.

В процессе их содержания выполняются следующие работы:

- ежедневный осмотр всех конструкций, сопряжений, механизмов и устройств для разводки, подъема переходных пролетов и причалов, креплений буксиров, швартовых устройств, навигационных знаков, плавсредств и их внутренних помещений, а также ежесменные осмотры должностными лицами обслуживающего персонала вверенных им частей, конструкций и плавсредств с выявлением дефектов, повреждений плавсредств;

- постоянное наблюдение за состоянием якорных и других закреплений наплавных мостов, плавучих причалов, направляющих тросов, креплений паромов к тросам и буксиров к паромам, подтягивание якорных тросов и тросов закреплений;

- регулярную очистку от грязи проезжей части и тротуаров наплавных мостов, грузовых палуб и площадок для пассажиров паромов, переходных пролетов и конструкций пролетных строений, наблюдение за состоянием отвода воды с конструкций;

- проветривание в сухую погоду внутренних помещений плавсредств, откачка появляющейся воды;

- смазку направляющих роликов и блоков тросов для перемещения паромов и разводки наплавных мостов;

- техническое обслуживание двигателей, рулевых устройств и механизмов буксирных катеров и теплоходов, а также лебедок, механизмов для разводки наплавных мостов, подъема переходных пролетов;

- подтягивание болтовых соединений, подбивка скоб деревянных конструкций, регулировка элементов сопряжений;

- регулирование высотного положения причалов и переходных пролетов, разводка, сводка, сезонная разборка и наводка наплавных мостов;

- уход за настройками плавсредств, спасательными средствами, навигационными знаками, семафорами и средствами регулирования движением, павильонами и помещениями для ожидания пассажиров.

5.4.72. К числу профилактических работ на паромных переправах и наплавных мостах, не требующих прекращения работы переправы в целом или отдельных технических средств в составе переправы, относятся:

- восстановление на проезжей части элементов искусственной шероховатости металлических покрытий, замена отдельных досок настилов и локальный ремонт покрытий проезжей части и тротуаров наплавных мостов, переходных пролетов и причалов, грузовой палубы и площадок для пассажиров паромов;

- устранение просадок в местах сопряжения переходных пролетов с подходами;

- восстановление или замена отдельных секций или участков перил, ограждений, колесоотбойных брусьев на наплавных мостах, паромах, причалах и подходах (в зоне ожидания автотранспорта), шлагбаумов, устанавливаемых перед въездом на переправу;

- замена обшивки свайных опор переходных частей и причалов, ледорезов;

- очистка от гнили, устранение повреждений, антисептирование и окраска отдельных деревянных элементов пролетных строений наплавных мостов на отдельных плавучих опорах, переходных пролетов и причалов;

- устранение отдельных раковин и трещин, локальное восстановление защитного слоя железобетонных элементов пролетных строений и причалов, надводной части железобетонных понтонов и дебаркадеров;

- замена отдельных поперечин, простых прогонов, замена или правка отдельных связей;

- зачистка, шпатлевка и подкраска отдельных элементов и участков надстроек и надводного борта плавсредств;

- замена швартовых цепей, якорных и направляющих тросов и тросов закреплений, а также креплений тросов к плавучим опорам, паромам и берегам, креплений буксиров к паромам;

- исправление и замена такелажа, сигнальных (семафорных) мачт, навигационных знаков и огней;

- мелкий ремонт двигателей буксирных теплоходов и катеров, лебедок, пожарных и осушительных насосов;

- устранение локальных повреждений обшивки плавсредств и их течи, локальных повреждений надстроек, отдельных узлов и систем плавсредств, причалов, сопряжений и переходных трапов, а также мелкие ремонтные работы во внутренних помещениях плавсредств.

5.4.73. При планово-предупредительных работах (ППР) все мероприятия могут проводится при ограничении или запрещении движения через переправу. Сюда входят:

- полная замена настила или устройство нового асфальтобетонного покрытия на проезжей части и тротуарах наплавных мостов, переходных пролетов и причалов, на грузовой палубе и площадках для пассажиров паромов;

- полная замена перил, ограждений и колесоотбойных брусьев на наплавных мостах, паромах, причалах и переходных пролетах, подходах в зоне ожидания автотранспорта, восстановление тротуаров на наплавных мостах, на сопряжении пролетов с насыпями подходов, балочной клетки;

- сплошная окраска металлических конструкций, корпусов и надстроек плавсредств, полное антисептирование и окраска деревянных конструкций, устройство или полное восстановление защитных покрытий, устранение многочисленных раковин и трещин на бетонных и железобетонных конструкциях;

- замена и усиление части обшивки и отдельных элементов набора корпуса плавсредств, заделка повреждений корпуса железобетонных понтонов и дебаркадеров;

- ремонт главных двигателей, устройств и систем буксирных теплоходов и катеров, самоходных паромов;

- восстановление поврежденных отдельных балок пролетных строений, замена связей и опорных частей.

5.4.74. При содержании переправ с приближением холодов организуют постоянное наблюдение за режимом реки.

При появлении на реке шуги систематически скалывают лед с бортов плавучих опор и судов, тросов и якорных канатов. Днища плавсредств очищают путем протаскивания стального троса. Для предохранения якорных канатов от перерезания льдом на них надевают отрезки металлических труб или короба, сколоченные из трех досок.

Причальные устройства защищают ограждениями (бонами), расположенными с верховой стороны и при необходимости с низовой. Боны устраивают из одиночных или спаренных бревен и надежно закрепляют анкерами (зачаливают).

5.4.75. На период паводка, ледохода, а также ледостава при небольшой интенсивности движения наплавные мосты убирают в затоны или наименее опасные участки реки. Место стоянки понтонов предохраняют ледорезами. Лед вокруг свай причальных устройств скалывают, лунки утепляют соломой, хворостом и пр.

При интенсивном движении через переправу и слабом ледяном покрове наплавные мосты на зимний период сохраняют. Для этого вокруг моста устраивают и поддерживают майну весь зимний период, а плавучие средства регулярно очищают от наледей.

5.4.76. Повреждения обшивки плавающих средств ликвидируют по мере их появления. В качестве временных мер применяют: накладки из досок, плотно прикрепляемые к поврежденным участкам деревянных обшивок на шпатлевке, битумной мастике и т.д., деревянные пробки для заделки мелких единичных пробоин в стальной обшивке, стальные листы для заделки отдельных больших пробоин, брезентовые пластыри, а также быстротвердеющий бетон для тампонажных работ.

Плавсредства паромных переправ (паромы, буксиры, плавучие причальные устройства) и наплавных мостов эксплуатируются в соответствии с документами по речному транспорту.

5.4.77. Грузовая палуба паромов ограждается колесоотбойным брусом, а площадка для перевозки пассажиров отгораживается от грузовой палубы и со стороны борта перилами с поручнями. Вход на палубу ограждают съемными предохранительными тросами или закрывают подъемными аппарелями.

На подходе к переправе устанавливают шлагбаумы и соответствующие дорожные знаки (в том числе схема расстановки транспортных средств на пароме), наносят необходимую дорожную разметку, устанавливают ограждения и другие устройства для обеспечения безопасности движения, а также павильоны для пассажиров.

5.4.78. Закрепление троса (каната) на пароме с буксиром выполняют с обеспечением возможности его быстрой отдачи, чтобы избежать столкновения парома с плывущими по реке предметами или льдинами.

Причальные устройства паромных переправ выполняются с обеспечением возможности эксплуатации переправы в условиях изменения уровня воды. Глубина воды около причала допускается не менее, чем на 25 см больше максимальной осадки парома (с учетом крена). Содержание и ремонт причальных устройств и надстройки наплавных мостов в зависимости от их материала и конструкций выполняют согласно соответствующих разделов настоящей главы.

5.4.79. Все элементы конструкций переправ защищают от коррозии или загнивания. Металлические элементы плавсредств окрашивают битумными красками, а деревянные - просмаливают. При ослаблении якорных закреплений плавучих опор или их смещении подтягивают канаты или производят утяжеление якорей.

Технология устранения повреждений металлических, железобетонных и деревянных конструкций пролетных строений и других элементов аналогична применяемым на мостовых сооружениях на постоянных опорах.

Устройство и содержание ледовых переправ

5.4.80. Основными задачами устройства и содержания ледовых переправ являются: организация переправ и безопасного пропуска транспортных средств по ним, регулирование движения, наблюдение за состоянием ледяного покрова, деревянных конструкций усиления и съездов на лед, восстановление переправ.

При устройстве ледовой переправы, содержании и организации движения по ней необходимо соблюдать положения по защите окружающей среды и правил эксплуатации переправы.

5.4.81. Ледовые переправы на автомобильных дорогах организуют в случаях отсутствия мостовых переходов, невозможности устройства паромной переправы в зимний период и при образовании на водных преградах допустимого ледяного покрова. Устройство и содержание ледовых переправ проводится постоянно бригадами под руководством дорожного (или мостового) мастера.

Ледовая переправа оборудуется помещениями и спасательными средствами (кругами, баграми и т.д.).

5.4.82. При определении места переправы выбирают берега реки, промеряют глубину русла и толщину льда, а также определяют качество льда и состояние снежного покрова.

В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) допускается наличие полыней, площадок для заготовки льда, выходов грунтовых вод, мест сброса теплых вод, нагромождений торосов.

Берега по возможности выбираются пологие и удобные для подхода к реке и спуску на лед.

5.4.83. Ось ледовой переправы назначается в конце плеса, выше переката, где лед обычно более однороден по структуре и толщине.

Трасса ледовой переправы по возможности устраивается прямолинейной, пересекающей реку под углом не менее 45°. Минимальный радиус закругления принимается не менее 60 м. Съезды на лед устраивают с продольным уклоном не более 60‰.

На переправу составляется профиль русла по двум сторонам трассы (по лункам) с указанием толщины льда, снежного покрова и снегового льда.

5.4.84. Трасса устраивается для каждого направления движения транспортных средств по ледовой переправе в один ряд. Для встречного движения устраивают трассу не ближе 100 м.

На выбранной трассе переправы через 20-30 м по обе стороны от ее оси (на расстоянии 5 м) устанавливают вешки.

На линиях вдоль вешек пробивают (пешней или буром) лунки диаметром 6-10 см через 10-15 м (если толщины льда в лунках сильно различаются, то через 5 м) и определяют толщину льда, снегового покрова и глубину русла. Лунки располагают по обеим сторонам трассы в шахматном порядке.

Вокруг лунок устраивают валики высотой 0,25 м и шириной 0,6 м из уплотненного снега, чтобы вода из лунки не попадала на трассу.

Лунки плотно прикрывают деревянными щитами и засыпают толстым слоем снега, предохраняя от замерзания.

5.4.85. Необходимо соответствие толщины льда и принятой конструкции усиления ледовой переправы пропускаемой нагрузке.

Толщину льда и снежного покрова, температуру воздуха, структуру льда на ледовой переправе проверяют ежедневно, следят за образованием трещин и полыней на трассе и вблизи нее. Игольчатая структура льда, при которой запрещается движение, может образоваться через 3 суток после появления талой воды. Результаты наблюдений фиксируют в соответствующем журнале.

Если в лунке для промера толщины льда вода заполняет лунку менее чем на 0,9 толщины льда, переправу в этом месте устраивать не следует, так как возможно зависание льда.

5.4.86. В зависимости от состояния льда и трассы определяют несущую способность льда и назначают тип переправы: по естественному льду, по усиленному намораживанием льду, по льду усиленному деревянным настилом.

Определение несущей способности льда, решения по устройству (или усилению) ледового покрова в зависимости от состояния льда принимают в соответствии с действующими документами.

Для усиления льда рекомендуется один из возможных вариантов:

-намораживание снизу;

-намораживание сверху. Для предохранения льда от износа при соответствующем обосновании возможно устройство деревянного настила, доски которого вмораживаются в лед.

5.4.87. Сопряжение льда с берегом устраивают:

- если лед берега имеет толщину и прочность, как на реке, и глубина воды возрастает постепенно, в месте сопряжения переправы с берегом рекомендуется наморозить слой льда толщиной до 1,5 м, что позволяет снизить объем земляных работ на съезде;

-в виде переходных мостиков, если лед у берега имеет низкую прочность или в случаях зависания льда.

5.4.88. При содержании ледовых переправ устраняют неровности на полосе проезда путем скола ледяных горбов, выполняют заделку рытвин и колей намораживанием, убирают и удаляют лишний снег на расстояние не менее 50 м от переправы, меняют изношенные элементы усиления.

В случае образования полыньи вблизи переправы ее искусственно замораживают с использованием хворостяных плавучих тюфяков или заполняют кусками льда.

Трещины до 15 см заделывают ледяной мелочью или снегом и поливают водой в ночное время. При появлении сквозных трещин шириной более 10 см движение через переправу прекращается.

Водопропускные трубы.

5.4.89. Основными задачами содержания водопропускных труб являются поддержание нормальной их работы, предупреждение образования дефектов в насыпи и проезжей части над ними и непосредственно в самих трубах, устранение мелких повреждений.

При содержании водопропускных труб необходимо следить за состоянием конструкций и материала (металла, железобетона), состоянием стыков и соединений защитных покрытий и гидроизоляции, а также состоянием насыпи и укреплений откосов, оголовков труб, русла на входе и выходе труб.

5.4.90. Водопропускные трубы очищают летом от мусора и ила, а зимой от снега и льда. Работы производят вручную скребками, механизированным способом или с помощью гидромонитора. Гидромонитором трубы очищают сначала с низовой стороны, освобождая русло и трубу от мусора и ила, а затем производят окончательную промывку, направляя струю в трубу с верховой стороны.

На зимний период все трубы следует закрывать на входе и выходе хворостяными матами, щитами для предотвращения проникания внутрь трубы снега. На водотоках в щитах оставляют отверстия на случай оттепелей.

5.4.91. Русло на подходе к трубе необходимо спрямлять, а дно и берега укреплять каменной наброской, в т.ч. с использованием в основании геосинтетических материалов. При наличии размыва берегов в зоне растекания потока за трубой необходимо выполнять их укрепление. Подводящие и отводящие русла, водобойные колодцы и гасители на выходе из трубы регулярно очищают от наносов и посторонних предметов. Необходимо принимать также меры по предупреждению оврагообразования, а при их наличии - производить укрепление откосов и дна русел в этой зоне.

5.4.92. При появлении небольших затухающих осадок или смещения звеньев труб дефектные швы заделывают, а лоток трубы выравнивают бетоном. Щели между звеньями в швах заделывают просмоленной паклей, а затем жестким цементным раствором. Трещины и сколы в бетоне и кладке заделывают согласно правилам, изложенным в п.п. 5.4.31- 5.4.38, а дефекты в металлических трубах устраняют согласно указаниям п.п. 5.4.44- 5.4.51.

В водопропускных трубах, работающих в напорном режиме, необходимо обеспечить полную водонепроницаемость стыков между звеньями, а также надёжное закрепление выходного русла.

Тоннели

5.4.93. При содержании тоннелей выполняют работы по поддержанию в надлежащем состоянии конструкции, систему водоотвода, гидроизоляцию тоннеля, освещение, вентиляцию и противопожарные средства, осуществлять борьбу с наледями и обводненностью тоннеля. Обращают внимание на состояние обделки, порталов, дренажных устройств и водоотводных лотков.

5.4.94. При уходе за тоннелями производят очистку поверхности тоннеля от грязи, а дренажных устройств, лотков и других водоотводных устройств - от ила и выноса породы. Работу проводят по мере засорения устройств, но не реже одного раза в год.

Проезжую часть убирают от грязи и пыли с периодичностью, необходимой для обеспечения постоянной ее чистоты. Весь мусор и посторонние предметы удаляют за пределы сооружения, без их складирования внутри тоннеля в нишах или вдоль стен.

5.4.95. Стены и своды тоннелей периодически осматривают с целью обнаружения трещин, слабоудерживающихся лещадок (при отсутствии обделки), деформаций местного выпучивания, а также резкого увеличения обводненности. При их появлении принимают меры к обеспечению безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Если имеется опасность отрыва лещадок породы со свода, срочно производят их околку, принимают меры к предотвращению в дальнейшем образования подобных дефектов. Для этого поверхность свода закрепляется путем нанесения на нее защитных покрытий с применением полимерных составов.

5.4.96. Для предупреждения протекания вод в тоннели с поверхности на местности выполняют работы, предотвращающие образование в зоне тоннелей заболоченных участков, низин и ям, где могла бы накапливаться вода. Для этого производят планировку поверхности с устройством нагорных канав или осушают заболоченные места посредством дренажных или других устройств, отводящих воду в сторону за пределы возможного попадания ее в сооружение.

Если вода в тоннели проникает с поверхности, в них устраивают вдоль проезжей части лотки с продольным уклоном не менее 2‰. Лотки (кюветы) сверху закрывают железобетонными плитами, а зимой (при необходимости) утепляют.

5.4.97.На подходах к тоннелям следят за состоянием грунта над порталами и его укреплением. При появлении признаков возможного осыпания грунта, сплыва или обвала, принимают срочные меры по устранению этих процессов путем изменения очертания и закрепления поверхности.

В обводненных тоннелях регистрируют в тоннельной книге размеры поступления воды в тоннель, производят химический анализ воды с целью определения ее воздействия на обделку тоннеля.

5.4.98. При выполнении работ по содержанию следят за состоянием освещения в тоннеле и работой системы вентиляции (принудительной). В период проведения ремонтных работ следует обеспечивать удаление вредных веществ до уровня, регламентированного соответствующими документами. Для этого периодически берут пробу воздуха для анализа содержания вредных газов и по результатом проверки корректируют работу людей в тоннеле, а также движение транспортных средств. Освещенность на уровне проезжей части поддерживают на уровне не менее 30 лк. При этом перепад яркости на соседних участках рекомендуется обеспечивать в пределах менее 1:3.

Противопожарные средства размещают в тоннеле при его длине более 300 м и по согласованию с ГУПО МЧС России с учетом вероятности пожара и местных условий.

СОДЕРЖАНИЕ ДОРОГ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Общие положения

6.1.1 Непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.

6.1.2. Виды и объемы работ, дислокация машин и механизмов, наличие снегозащитных сооружений, баз и складов ПГМ, скважин природных рассолов, метеостанций (постов), связь и другие вопросы по зимнему содержанию автомобильных дорог отражаются в «Проекте содержания автомобильной дороги», разрабатываемого в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке проекта содержания автомобильных дорог.

6.1.3 Оперативное руководство работами по зимнему содержанию дорог осуществляется дорожными организациями, оборудованными радио или телефонной (сотовой) связью.

6.1.4 Работы по зимнему содержанию основываются на данных гидрометеослужбы и своих метеорологических постов (станций), оснащенных специальной аппаратурой для определения температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, интенсивности и количества осадков, а также состояния поверхности дороги (температура, наличие влаги и концентрация солей).

6.1.5 Уровень зимнего содержания принимаются соответственно требованиям табл. 6.1, согласованной с ГОСТ Р 50597-93.

Зимнее содержание организуется по принципу приоритета. В первую очередь мероприятия проводятся на дорогах с постоянным автобусным движением, на туристических маршрутах, подъездах к постоянно действующим курортам, а также на дорогах специального назначения. Обеспеченность дорожных организаций основными средствами механизации работ по зимнему содержанию принимается в соответствии с «Нормативами потребностей в дорожной технике для содержания автомобильных дорог».

Таблица 6.1

Характеристика дорог Группы дорог для целей оценки уровня содержания Фактическая интенсивность движения в транспортных единицах, авт./сут. Рыхлый (талый) снег на проезжей части толщиной не более, см Ширина очистки, % Снежный накат толщиной не более, см Рыхлый (талый) снег на обочине после окончания снегоочистки толщиной не более, см Ширина очистки обочин, % Сроки ликвидации зимней скользкости с момента образования и сроки уборки снега с момента окончания снегопада не более, ч
от до
  А1   1(2) не допус­кается 1(2)
Автомобильные дороги с покрытиями из цементобетона асфальтобетона и битумоминеральных смесей А2  
А3
Б
В* 2(4) 3(6)
 
Аавтомобильные дороги с покрытиями из обработанных и не обработанных щебеночных и гравийных материалов Г1 устанав­ливается устанав­ливается
 
Грунтовые автомобильные дороги Г2   устанав­ливается устанав­ливается

(*) - при интенсивности движения до 500 авт./сут.

Наши рекомендации