Расчет себестоимости перевозок.

1. Среднесуточный пробег одного автобуса, км.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

где Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – эксплуатационная скорость, км/час;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – время на маршруте в сутки, час;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – длина маршрута, км;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – время одного рейса, час.

2. Автомобиле-дни в эксплуатации:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – количество списочных автобусов;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – количество календарных дней в году;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – коэффициент выпуска на линию.

3. Автомобиле-часы в эксплуатации:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – время в наряде, час;

n – число смен.

4. Общий пробег, км.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

5. Потребное количество водителей: Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – часы, отработанные водителями на линии, Чл=АЧэ;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – часов на подготовительно-заключительные работы.

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

где tсм – продолжительность смены водителя, час.

Фонд рабочего времени водителя в соответствии с производственным календарем на 2012 год при 40 - часовой рабочей неделе составляет 1986 часов.

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Нормативные затраты на перевозку.

1) Заработная плата водителей автобусов, руб.:

Средняя зарплата водителя междугороднего автобуса по региону в 2012-2013 г.г., согласно анализа Интренет-предложений, составляет 29 000 руб/месяц.

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

где Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru - затраты на оплату труда водителей, руб;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – среднемесячная заработная плата труда водителя, руб./мес.;

12 – количество месяцев в году.

2) Отчисления на социальные нужды (30% от заработной платы водителей), руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

3) Затраты на автомобильное топливо, руб.:

Затраты на топливо рассчитываются для расчетного автобуса Ford Transit Bus M2 17мест, работающем на дизельном топливе. В зимнее время используется отопитель на бензине. Расчет ведется в соответствии с Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие распоряжением Министерства транспорта РФ от 14.03. 2008 г. №АМ-23-р (далее Методические рекомендации).

Транспортная норма расхода топлива (Нs) – 11,5 литров/100 км.

Зимний и летний пробеги составляют:

Sзим = 0,46 ∙ Lобщ = 0,46 ∙ 399456 = 183750 км;

Sлет = Lобщ - Sзим= 399456 – 183750 = 215706 км.

Поправочные коэффициенты расхода топлива для летнего и зимнего периода составляют:

Dзим = 15%, Dлет = 5%

Расход топлива для отопителя составляет

Нот=1,5 литр/час.

а) расход топлива в зимний период:

- расход дизельного топлива, литров:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

- расход бензина в отопителе, литров:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

б) расход топлива в летний период, литров:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

в) расход дизельного топлива за год, литров:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru =

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

г) расход бензина за год, литров:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

д) общие затраты на дизельное топливо, руб/год:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru =

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

где Сд – средняя цена одного литра дизельного топлива по региону.

ж) общие затраты на бензин, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru =

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

з) общие затраты на топливо за год, руб:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru =

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

4) Затраты на смазочные материалы, руб.

В соответствии с Методическими указаниями необходимо определять расход для моторных, трансмиссионных и гидравлических, специальных масел и жидкостей, пластичных смазок.

а) затраты на смазочные материалы, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru =

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

где Zсм – затраты на смазочные материалы;

Rт – расход топлива на маршруте за год, литров;

Смм, Стм, Ссм – стоимость одного литра моторных масел (260), трансмиссионных и гидравлических масел(380), специальных масел (350), руб;

Спс – стоимость пластичной смазки за кг (450), руб;

Rмм ,Rтм , Rсм – нормы расхода моторных масел, трансмиссионных и гидравлических масел, специальных масел, литр/100 литров топлива;

Rпс – норма расхода пластической смазки кг/100 литров топлива.

5) Затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, руб.:

Трудоемкость технического обслуживания и ремонта, включающая ЕО, ТО-1, ТО-2, определяется на основании действующего «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984г., и «Общесоюзных норм технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91», утвержденных протоколом №3 концерна «Росавтотранс» от 07.08.1991г.

а) расчет количества ЕО, ТО-1, ТО-2:

Нормативная периодичность Lто-1н = 5000 км; Lто-2н = 20000км

Значение корректирующих коэффициентов к1= 1 (1я категория условий эксплуатации), к3 = 0,9 (Свердловская область – умеренно-холодный климат);

Скорректированная периодичность ТО 1 и ТО 2:

Lто-1 = 5000 ·1·0,9=4500 км; Lто-2 = 20000*1*0,9=18000 км.

Количество ТО – 1 и ТО -2:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru , принимаем 88.

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru , принимаем 22.

Количество ЕО=АДэ

б) затраты человеко-часов на проведение ЕО, ТО-1 и ТО-2:

Результирующий коэффициент корректирования нормативов определяется как произведение отдельных коэффициентов для следующих показателей:

периодичности ТО – К1´К3

ресурса пробега до КР – К1´К2´К3

трудоемкости ТО – К2´К4

трудоемкости ТР – К1´К2´К3´К4´К5

Таблица 2 – Нормы трудозатрат на автобус большого класса

Вид воздействия Норма затрат чел.-час К1 К2 К3 К4 К5 Скорректированная трудоемкость
ЕО 0,25   0,9     0,225
ТО - 1   0,9 1,55 12,55
ТО – 2   0,9 1,55 50,22
ТР 4,2 0,9 1,55 5,86 (чел.-час)/1000 км

Таблица 3 – Годовой объем работ

Вид воздействия Количество Скорректированная трудоемкость Годовой объем работ, чел.-час.
ЕО 0,225 65,7
ТО - 1 12,55
ТО - 2   50,22   1104,8
ТР 2340,8
Итого 4611,3

в) потребное количество ремонтных рабочих, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru =2,3

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – годовой объем работ по ТО и Р, час.

Средний размер оплаты труда ремонтных рабочих в регионе составляет

30 000руб/месяц.

г) затраты на оплату труда ремонтных рабочих составят, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

где Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – затраты на оплату труда ремонтных рабочих, руб.;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – среднемесячная зарплата ремонтных рабочих, руб.;

12 – количество месяцев в году.

д) отчисления на социальные нужды ремонтных рабочих, руб:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

ж) затраты на запасные части, руб.

Определяются согласно «Методическим рекомендациям по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования», введенных в действие Распоряжением Минтранса России № НА-37-р. от 18.04.2013 г.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru норматив затрат на запасные части (3,1 руб/км).

з) общие затраты на обслуживание и ремонт, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

8) Износ и ремонт шин.

а) норма эксплуатационного пробега шины:

Величина нормы эксплуатационного пробега шин Hi рассчитывается в соответствии с «Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств», утвержденными Министерством транспорта РФ от 04.04.2002 г.

Hi = H · K1 · K2 = 100 · 1 · 0,9 = 90 тыс. км,

где H – среднестатистический пробег шины, тыс. км;

K1 – поправочный коэффициент, учитывающий категорию условий

эксплуатации автотранспортного средства;

K2 – поправочный коэффициент, учитывающий условия работы

автотранспортного средства.

б) расходы на износ и ремонт шин, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

где Ск – стоимость комплекта шин, руб.;

Н1000 – норма затрат на восстановление износа и ремонт на 1000 км пробега, % Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru ;

9) Амортизация подвижного состава, руб.:

Za = Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru = 1787400·0,143 = 255598,00

где Наi – норма амортизации транспортных средств данной модели, %;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – величина первоначальной балансовой или восстановительной стоимости транспортного средства данной (i-той) модели, руб.;

n – количество транспортных средств (i-той) модели, работающих на маршруте.

Величину Наi рассчитывают по формуле:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru =14,3%

где Тпи i – срок полезного использования транспортных средств данной моде-

ли, лет.

Для автобусов малого класса Тпи i = 7 лет;

10) Общехозяйственные расходы, руб.:

На основании исследований, проведенных авторами издания [12], доля общехозяйственных расходов в себестоимости автотранспортных пассажирских перевозок в среднем составляет 107% от фонда оплаты труда водителя и кондукторов.

Zобх = 1,07 Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru 1263240,00 =1351666,80 руб.

11) Общая себестоимость перевозок на маршруте, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет выручки.

1. Средняя цена Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru на перевозку одного пассажира на основе эпюры пассажиропотока, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Рисунок 1 – Эпюра расчетного значения суточного пассажиропотока на маршруте.

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

где Цi – цена билета на i-том участке, руб;

Qi – количество перевезенных пассажиров на i-том участке за сутки;

Q – общее количество перевезенных за сутки пассажиров.

Из средней цены вычитается 20% на услуги автовокзала, тогда средняя цена билета с учетом услуг автовокзала Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru .

2. Выручка, руб.:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru ,

где Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru – средний коэффициент использования вместимости;

nа – количество автобусов;

np – количество рейсов;

QH – суммарная нормативная вместимость автобусов за год;

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru - нормативная вместимость одного автобуса, чел.

3.4. Расчетное значение коэффициента использования вместимости автобуса:

Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru = Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru Расчет себестоимости перевозок. - student2.ru

Выводы

Оценка экономической эффективности выбранного направления осуществлена на основе показателя рентабельности продукции, под которым понимается отношение прибыли к полной себестоимости.

В результате расчётов по данной методике получено, что рентабельное использование автобусов малого класса в заданном направлении возможно только при финансовой поддержке муниципалитета. Если установлена социальная цель данного маршрута в запуске автобусов малого класса, с меньшими промежутками, то для достижения данной цели требуется дополнительное финансирование перевозчиков. Сделать маршрут рентабельным для автобусов малого класса - возможно, увеличив цену на проезд в данном направлении, что может отрицательно сказаться на клиентском спросе. Перед увеличением стоимости проезда следует изучить мнение населения по этому вопросу, ведь главная цель перевозчиков удовлетворение потребности клиентов.

Полученные результаты показали, насколько значим для планирования и оценки междугородных маршрутов расчёт коэффициента использования вместимости автобуса.

Список использованной литературы

1. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта. Утв. Минтрансом РФ 29.08.1995.

2. Приказ Минтранса РФ от 24.06.2003г. № 153 «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте». Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.06.2003г., рег. № 4916.

3. Методические рекомендации по формированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении на территории Свердловской области. Утв. Постановлением РЭК Свердловской области № 79-ПК от 10.07.2009г.

4. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112.

5. Методические указания по расчету размера затрат перевозчиков на пассажирские перевозки на 1 км пробега транспортного средства. Утв. приказом № 405/61 от 04.12. 2012 г. РЭК Омской области.

6. Порядок расчета нормативных затрат на перевозку пассажиров транспортом общего пользования. Утв. Постановлением Дмитровского муниципального района Московской области № 6950-П от 18.11.2008 г.

7. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 г.

8. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

9. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Утв. распоряжением Минтранса России от 14.03. 2008 г. № АМ-23-р.

10. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств. (РД 3112199-1085-02). Утв. Минтрансом РФ 04.04. 2002 г.

11. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы. Утв. постановлением Правительства РФ от 1.01. 2002 г. №1.

12. Экономика пассажирского транспорта: учебное пособие / коллектив авторов: под общей ред. В.А. Персианова. – М.: КНОРУС, 2012. – 400с.

13. Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования. Введены в действие распоряжением Минтранса России №НА-37-р от 18.04.2013.

14. Расписание автобусов продажа билетов через интернет [Электронный ресурс] (http://www.e-traffic.ru/). Проверено 22.03.2014.

Наши рекомендации