Распределение обязанностей специалистов группы досмотра

В аэропортах, где имеется весь комплекс технических и специальных средств, обязанности специалистов группы досмотра распределяются следующим образом:

Специалист по досмотру N 1:

При входе пассажиров в пункт досмотра:

- проверяет билеты, оформленные в установленном порядке;

- проверяет посадочные талоны;

- сверяет документы, удостоверяющие личность, с личностью пассажира, при необходимости более тщательной проверки документов и принадлежности их данному пассажиру сообщает об этом старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте;

- принимает решение о допуске пассажиров для прохождения предполетного досмотра;

- направляет пассажиров на предполетный досмотр в порядке очередности, не допуская их скопления;

- проставляет отметку в билете (за исключением случаев оформления билетов в электронном виде) и (или) посадочном талоне о прохождении предполетного досмотра, а также аннулирует ее, если пассажир покидает зону контроля;

- проводит при необходимости психологический опрос для выявления потенциально опасных пассажиров и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

Специалист по досмотру N 2:

- предлагает пассажирам выложить имеющиеся у них металлические предметы, мобильные телефоны, фото-, кино-, радиоаппаратуру, снять обувь, верхнюю одежду, головные уборы, ремни и предъявить эти вещи для досмотра с помощью технических и специальных средств;

- следит за правильным расположением вещей на транспортере рентгенотелевизионного интроскопа, регулирует загрузку транспортера, информирует специалиста по досмотру N 3 о необходимости остановки транспортера рентгенотелевизионного интроскопа;

- предлагает пассажирам пройти через рамку стационарного металлоискателя;

- проводит досмотр крупногабаритных вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом;

- участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

Специалист по досмотру N 3:

- определяет содержимое вещей по теневому изображению на экране рентгенотелевизионного интроскопа;

- останавливает при обнаружении в досматриваемых вещах предметов и веществ, запрещенных к перевозке, представляющих повышенную опасность либо имеющих криминальный характер (оружие, боеприпасы, взрывные устройства), транспортер рентгенотелевизионного интроскопа и сообщает об этом старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте;

- проводит досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом до полной уверенности в отсутствии в них запрещенных предметов и веществ;

- принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске вещей пассажира в стерильную зону;

- участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

Специалист по досмотру N 4:

- наблюдает за показанием сигнальных устройств стационарного металлоискателя, не допуская его обхода пассажирами;

В случае появления сигнала стационарного металлоискателя:

- предлагает пассажиру выложить на стол имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через стационарный металлоискатель;

- определяет места металлических предметов у пассажира с помощью ручного металлоискателя;

- проводит при необходимости досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

- сообщает о необходимости проведения более тщательного досмотра пассажира старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте;

- принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске пассажира в стерильную зону;

Специалист по досмотру N 5 (старший пункта досмотра):

- осуществляет контроль над деятельностью группы досмотра по соблюдению технологического процесса проведения предполетного оформляет документально изъятие запрещенных к перевозке веществ и предметов;

- организует и при необходимости участвует в досмотре вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;

- организует досмотр вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом;

- не допускает пассажиров, членов экипажей воздушных судов и обслуживающий персонал авиапредприятий, не прошедших предполетный досмотр, в стерильную зону;

- при необходимости может исполнять функции специалистов по досмотру N 1, 2, 3 и 4.

Сотрудник органа внутренних дел на транспорте, участвующий в досмотре:

- осуществляет проверку паспортных данных по поисковой базе данных Министерства внутренних дел Российской Федерации "Розыск-Магистраль" с целью выявления и задержания лиц, находящихся в розыске;

- проводит личный (индивидуальный) досмотр пассажиров и вещей, находящихся при пассажирах;

- принимает участие в проведении досмотра пассажиров и багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушного судна, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты, не подменяя сотрудников службы авиационной безопасности;

- осуществляет контроль над соблюдением порядка перевозки оружия, переданного пассажирами на временное хранение на период полета;

- проводит все необходимые действия в соответствии с законодательством Российской Федерации по изъятию и документированию обнаруженных в ходе досмотра пассажиров предметов и веществ, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен или ограничен;

- организует и проводит при необходимости совместный инструктаж по усилению мер при проведении досмотра.

Сотрудники органа внутренних дел на транспорте, участвующие в досмотре, при получении оперативной информации совместно с сотрудниками службы авиационной безопасности проводят психологический опрос пассажиров.

В течение всей работы смены в пункте досмотра регулярно осуществляется ротация специалистов группы досмотра на рабочих местах. Непрерывное наблюдение сотрудником за изображением на экране рентгеновской установки не должно превышать 20 минут, с перерывом - не менее 40 минут.

При малом пассажиропотоке администрацией аэропорта может быть сокращен состав пункта досмотра до трех сотрудников службы авиационной безопасности, при этом должно соблюдаться условие беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

При досмотре багажа, грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна состав группы досмотра определяется администрацией аэропорта, но в любом случае должен составлять не менее трех сотрудников службы авиационной безопасности в одном пункте досмотра, при условии беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

Специалисты группы досмотра, свободные от исполнения своих обязанностей, при совершении пассажиром правонарушения в процессе проведения досмотра, по согласованию со старшим смены досмотра могут участвовать в качестве свидетелей.

Глава 3. Организация мер авиационной безопасности при воздушной перевозке и при обслуживании пассажиров в аэропорту «Мурманск».

3.1. История аэропорта «Мурманск».

21 июля 1976 года. С этой даты начинается новая глава в деятельности авиаотряда с открытием, построенного нового аэродрома и аэровокзального комплекса при нем. Строительство аэродрома началось в 1971 году. В процессе строительства пришлось менять проектное задание на аэродромную летную полосу, т. к. проектным заданием предусматривалась полоса 2200 м. под самолет Ил-18. Но жизнь ввела коррективы, и проект был переделан под самолет Ту-154. Сметная стоимость строительства аэровокзального комплекса составляла 30 млн. рублей. Нет необходимости доказывать важность этой стройки для Мурманского авиаотряда.

Командование Мурманского авиаотряда в 1974 году издало приказ о создании оперативной группы по строительству аэропорта Мурмаши 2, (как тогда его называли). В нее вошли ведущие специалисты всех спецслужб аэропорта, для которых строились объекты. В задачи группы входило оперативное вмешательство при возникновении тех или иных проблем по строительству. Одной из основных задач группы было обеспечение строителей проектной документацией, разрешение возникавших неувязок.

В конце 1975 года государственная комиссия приняла в эксплуатацию основные сооружения комплекса: взлетно-посадочная полоса, посадочные системы, авиатехническая база, автобаза, энергетические сооружения, гидротехнические сооружения и другие объекты. Исключение составил аэровокзал. По плану ввод в строй его намечался на конец 1977 года. В мае месяце 1976 года, аэропорт Мурманск принял первый самолет Ил-14 под управлением командира Е. Цуканова.

С вводом в строй в июле 1977 года аэровокзала, проблема обработки пассажиропотока отпала.

В 1975году жители Заполярья получили замечательный подарок. Кроме аэровокзального комплекса и аэродрома были построены: гостиница на 220 мест, накануне 1978 года в Мурманске распахнулись двери городского агентства «Аэрофлота» на центральном проспекте города, пр. Ленина. С января 1979 года Мурманский аэропорт начал принимать самолеты Ту-154. Первый рейс был выполнен на Одессу. Затем стали выполняться рейсы в южные города: Сочи, Симферополь, Минеральные Воды, Краснодар.

3.2.Аэропорт «Мурманск». Общая характеристика.

Аэропорт «Мурманск» имеет лицензии на осуществление деятельности в области гражданской авиации и удостоверяющую право осуществлять аэропортовую деятельность, связанную с обслуживанием воздушных судов, пассажиров и грузов. Кроме того, Аэропорт «Мурманск» является единственным аэропортом в Мурманской области, открытым для выполнения международных полётов.

Схема аэропорта «Мурманск» представлена в (Приложение 1).

Аэропорт «Мурманск» имеет в своём составе пассажирский аэровокзал, включающий зал обслуживания пассажиров на внутренних воздушных линиях, проектной мощностью 450 пассажиров в час, и зал обслуживания иностранных пассажиров, пропускной способностью – 50 пассажиров в час.

В аэропорту «Мурманск» разработаны:

1. Инструкция по взаимодействию служб, определяющая порядок взаимодействия при обеспечении суточного плана полётов ВС.

2. Временная инструкция по организации движения автотранспорта и средств механизации на аэродроме «Мурманск», определяющая порядок организации движения автотранспорта и средств механизации на аэродроме.

3. На территории ОАО «Аэропорт Мурманск» действует пропускной и внутриобъектный режим, регулируемый инструкцией пропускного и внутриобъектного режима в ОАО «Аэропорт Мурманск», утверждённый генеральным директором аэропорта.

Международный аэропорт города Мурманска. Расположен в 4 км юго-западнее посёлка Мурмаши, в 24 км от центра города. В аэропорту базируется «Мурманская авиационная компания».

Аэродром первого класса, категория В, соответствует I категории ИКАО, который способен принимать такие ВС, как:

- A320,

- А-319,

- Ил-76 (Т, ТД),

- Boeing 737 (200, 300, 400, 500, 800),

- Boeing 757-200, DC-9 (32, 41, 51),

- Fokker F27MK050,

- SAAB-2000,

- Ту-214,

- Ту-204,

- Ту-204-100,

- Ту-204С,

- Ту-154,

- Ту-134,

- Ил-18,

- Ан-12,

- Ан-24 (26,30,32),

- Ан-72,

- Ан-74,

- Ан-148 и его модификации,

- Як-42,

- Як-42Д,

- Як-40,

- Ил-114,

- и другие типы ВС III и IV классов,

- вертолеты всех типов.

Пункты назначения и перевозчики в аэропорту «Мурманск» представлены в (Приложение 2).

3.3.Услуги аэропорта «Мурманск».

В услуги предоставленные пассажирам входят:

· Гостиница.

Для пассажиров и членов экипажей самолетов в аэропорту Мурманск имеется уютная гостиница на 124 места. Она расположена в 300 метрах от Аэровокзала, в тихом уютном месте, окруженном сосновым перелеском.

· Кафе

· Банковские терминалы

· Магазины

· Гостиница

· Крытая автостоянка

· Пограничный контроль

· Таможенный контроль

· Контроль безопасности

· Ветеринарный контроль (фитоконтроль)

· Медицинская помощь

· Полиция

· Грузовой терминал

· Бизнес-зал

В услуги бизнес-зала аэропорта Мурманск» входят:

- круглосуточный режим работы;

- бронирование и приобретение авиабилетов;

- отдельная регистрация и оформление багажа;

- упаковка багажа;

- сопровождение пассажиров к/от воздушного судна на отдельном комфортабельном микроавтобусе;

- уютный бизнес-зал, расположенный отдельно от остальных помещений аэровокзального комплекса;

- просмотр спутникового ТВ;

- бесплатный WI-FI;

- бар с разнообразным ассортиментом напитков и блюд;

- фуршетное обслуживание с горячими закусками, ароматным кофе, чаем, свежей выпечкой и злаковыми завтраками;

- свежая пресса (газеты и журналы);

- зал переговоров на 10 человек с ж/к ТВ, DVD, спутниковым ТВ;

- услуги местной телефонной связи, ксерокс, факс, e-mail;

- продажа сувениров, изготовленных руками местных мастеров из природных материалов, а также мировых брендов кожгалантереи, ювелирных украшений.

3.4. Авиационная безопасность в аэропорту «Мурманск».

Схема взаимодействия службы авиационной безопасности с силовыми и правоохранительными органами аэропорта «Мурманск» представлена в (Приложение 3).

Структурная схема САБ представлена в (Приложение 4).

В аэропорту «Мурманск» применяется комплекс мер для обеспечения безопасности пассажиров. Сотрудниками службы досмотра и сотрудниками полиции проводится 100% досмотр всех лиц, входящих в здание аэровокзала.

Перед посадкой на борт воздушного судна каждый пассажир обязан пройти процедуру предполетного досмотра, а также предъявить для досмотра багаж и вещи, находящиеся при нем. Предполетный досмотр пассажира, багажа и вещей, находящихся при пассажире, проводится с применением технических и специальных средств досмотра, ручным (контактным) методом; также возможен личный (индивидуальный) досмотр. Пассажир, отказавшийся пройти предполетный досмотр и предъявить свои вещи для досмотра, к полету не допускается.

При прохождении предполетного досмотра пассажир обязан:

· предъявить документ, удостоверяющий личность, и посадочный талон;

· выложить имеющиеся в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п.), головной убор, ремень, обувь, уложить все вещи в лотки, корзины, поставить лотки на транспортер рентгенотелевизионного интроскопа;

· телефоны, аудио и видео плееры, фотоаппараты, персональные компьютеры и др. электроприборы, детские игрушки (полые и мягкие) предоставить для досмотра с использованием специальных технических средств отдельно от ручной клади;

· по указанию инспектора предъявить указанные предметы для ручного досмотра;

· пройти через рамку стационарного металлоискателя.

Также в аэропорту «Мурманск» пассажир может пройти досмотр методом сканирования (с использованием системы рентгеновского контроля), не снимая верхнюю одежду и обувь.

В целях авиационной безопасности пассажирам запрещается перевозить при себе и в зарегистрированном багаже опасные предметы и вещества:

- взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные;

- сжатые и сжиженные газы;

- легковоспламеняющиеся жидкости;

- воспламеняющиеся твердые вещества;

- окисляющие вещества и органические перекиси;

- токсичные вещества; радиоактивные материалы;

- едкие и коррозирующие вещества;

- ядовитые и отравляющие вещества;

- огнестрельное, газовое, пневматическое, холодное и механическое оружие всех видов.

Пассажир, имеющий при себе оружие и боеприпасы (в т. ч. холодное и газовое оружие), обязан сообщить об этом сотруднику службы авиационной безопасности или сотруднику МВД до прохождения предполетного досмотра. Оружие пассажира, имеющего право на его хранение и ношение, в обязательном порядке сдается сотруднику САБ для дальнейшего оформления и передачи членам экипажа для временного хранения на период полета.

Разрешено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества:

1. в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета:

- арбалеты,

- ружья для подводной охоты,

- шашки,

- сабли,

- тесаки,

- ятаганы,

- палаши,

- мечи,

- шпаги,

- штыки,

- кинжалы,

- ножи (охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, имитаторы любого вида оружия);

- хозяйственно-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм;

- алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли (не более 5 л на одного пассажира в фирменной упаковке (заводская упаковка с маркировкой) без следов вскрытия и повреждений);

- жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24% в фирменной упаковке (заводская упаковка с маркировкой) без следов вскрытия и повреждений;

- аэрозоли, предназначенные для использования в спортивных или бытовых целях, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого, в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл (не более 2 кг или 2 л на одного пассажира).

В случае обнаружения указанных предметов и веществ в ручной клади пассажира и при невозможности сдачи их в багаж, данные предметы и вещества отстраняются от полета.

2. В вещах, находящихся при пассажирах:

- термометр медицинский (один на пассажира);

- тонометр ртутный в стандартном футляре (один на пассажира);

- барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;

- одноразовые зажигалки (одна на пассажира);

- сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов (не более 2 кг на пассажира);

- 3% перекись водорода (не более 100 мл на пассажира);

- жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным: в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л (один пакет на пассажира).

- Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично.

Исключение по перевозке имеют лекарства, детское питание и специальные диетические потребности.

Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день поездки.

Администрация аэропорта вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности.

На входах в аэропорт «Мурманск» пункты досмотра пассажиров, ручной клади и багажа оснащаются рентгенотелевизионными интроскопами, стационарными и ручными металлоискателями.

При проведении предполетного досмотра:

а) применяются технические средства с использованием различных физических методов для обнаружения взрывчатых веществ и взрывных устройств на теле и в одежде, в ручной клади и багаже пассажиров;

б) досматриваются верхняя одежда, головные уборы, обувь, ремни пассажиров с использованием рентгенотелевизионного интроскопа;

в) производится личный, ручной (контактный) досмотр пассажиров в местах возможного нахождения взрывного устройства, в качестве альтернативы ручному (контактному) досмотру может использоваться метод просвечивания на рентгенографическом сканере;

г) проводится психологическое тестирование пассажиров.

Для обнаружения радиоактивных веществ в здании размещено специальное оборудование «Янтарь».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Аэропорт «Мурманск» всегда считался наиболее перспективным на российском северо-западе.

По итогам 2013 года пассажиропоток аэропорта "Мурманск" составил 614 110 человек, что на 12,7% больше показателя 2012 года.

Количество взлетно-посадочных операций за 2013 год увеличилось на 6% и составило 4128.

Объем максимального взлетного веса (МВВ)составил 218 495 тонн, рост по сравнению с аналогичным периодом 2012 года достиг 7%.

Сейчас продолжается реконструкция Аэровокзала.

Пассажиропоток растет. Если раньше летом много северян летали на курорты Крыма и Кавказа, то теперь поездки стали более деловыми: свыше половины пассажиров летят в Москву, треть - в Санкт-Петербург. На Архангельск и Томск приходится около 4% пассажиропотока.

Одной из причин роста пассажиропотока — возможность аэропорта принимать воздушные суда с большим количеством посадочных мест. Следовательно, особое внимание необходимо уделять мерам безопасности на ВТ и в аэропорту.

Меры авиационной безопасности в аэропорту «Мурманск» находятся на достаточно высоком уровне, этому способствует:

· отработка и координация ответных действий на акты незаконного вмешательства в деятельность ГА сотрудниками САБ;

· обучение сотрудников САБ мерам авиационной безопасности;

· оснащение техническими средствами обеспечения безопасности (технические средства досмотра и охраны);

· охрана аэропорта и жизненно важных объектов;

· организация и поддержание пропускного и внутри объектового режима аэропортов;

· досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, совершенствование технологии досмотра;

В рамках модернизации можно ввести следующие изменения:

Ø Определить комнату отдыха;

Ø для улучшения безопасности можно использовать Газоанализатор газа и Аурометр;

Ø в качестве альтернативы ручному (контактному) досмотру может использоваться метод просвечивания на рентгенографическом сканере;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ

2. Манукян Р.Г. Сервис на Воздушном Транспорте. / Манукян Р.Г., Санкт-Петербург, 2009.

3. http://www.airport-murmansk.ru/

4. http://murmansk.fas.gov.ru/analytic/6843

5. Лекции по авиационной безопасности

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1

Схема аэропорта «Мурманск».

Распределение обязанностей специалистов группы досмотра - student2.ru

Приложение 2

Пункты назначения и перевозчики в аэропорту «Мурманск».

Авиакомпании Назначения
Нордавиа Архангельск, Москва-Шереметьево, Санкт-Петербург Сезонные рейсы: Анапа, Сочи, Калининград.
Оренбургские авиалинии Хургада (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер), Анталья (чартер), Барселона (чартер) Хургада (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер), Анталья (чартер), Барселона (чартер). Хургада (чартер), Шарм-эль-Шейх (чартер), Анталья (чартер), Барселона (чартер)
Россия Санкт-Петербург
Северсталь Череповец
ЮТэйр Москва-Внуково
РусЛайн Москва-Домодедово (в летний сезон)
НордВинд Хургада (чартер), Шарм-эш-Шейх (чартер), Анталья (чартер), Барселона (чартер)
Икар (Пегас) Ираклион (чартер)

Приложение 3

Схема взаимодействия службы авиационной безопасности с силовыми и правоохранительными органами аэропорта «Мурманск».

Распределение обязанностей специалистов группы досмотра - student2.ru

Приложение 4

Структурная схема САБ в аэропорту «Мурманск».

#G1 +------------------------------------------------------------+

¦Начальник службы авиационной безопасности (руководство САБ) ¦

+------------------------------+-----------------------------+

¦

+------------------------------------------------------------+

¦Сменный руководитель САБ (координация работы подразделений) ¦

+------------------------------+-----------------------------+

ГРУППЫ

¦

+-------------------+-----------------+----------------------+

¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+ +---------------+ +---------------+ +------------------+

¦Обеспечения мер ¦ ¦Обеспечения мер¦ ¦Обеспечения мер¦ ¦Организации мер ¦

¦безопасности при ¦ ¦безопасности в ¦ ¦безопасности ¦ ¦противодействия ¦

¦обработке потоков ¦ ¦аэропорту ¦ ¦воздушных судов¦ ¦актам незакон- ¦

¦пассажиров и грузов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного вмешательства¦

+--------+----------+ +-------+-------+ +------+--------+ +-----------+------+

Наши рекомендации