Исследование следов и повреждений потерпевших - участников ДТП

1. Какой частью транспортного средства нанесены повреждения. 2. Экспертам может быть предложено определить по характеру повреждений на теле потерпевшего место нахождения его в салоне, кабине транспортного средства в момент столкновения., наезда. Во ВНЙИСЭ разработана классификация судебных экспертиз и типизация их задач. Перед комплексной автотехнической и трассологической экспертизами в случаях столкновения транспортных средств, их наездов на препятствия и пешеходов могут быть поставлены следующие задачи: - установить положение транспортных средств в момент их столкновения по обнаруженным на транспортном средстве повреждениям: - определить, какова возможная траектория и характер движения транспортных средств (и других, причастных к ДТП объектов) до удара; - установить относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты Времени); - установить направление движения транспортного средства, где произошло ДТП; - определить, о каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют следы повреждений, либо особенности следов шин; - установить вид транспортного средства, оставившего следы шин, либо по отпечаткам деталей автомобиля на одежде пострадавшего определить марку автомобиля; - по осколкам рассеивателя фары и пружинам крепления стеклофары, обнаруженным на месте происшествия, установить марку (тип) транспортного средства; Приведенный перечень задач, решаемых в настоящее время 'комплексной автотехнической и трассологической экспертизой, нельзя признать исчерпывающим. Однако он свидетельствует, о широких возможностях этого вида экспертизы. В заключение нельзя не отметить некоторые особенности назначения судом автотехнической экспертизы. Суд может назначить .экспертизу в любой момент рассмотрения уголовного дела. Определение суда о назначении экспертизы выносится независимо от того, проводилась ли экспертиза в стадии предварительного расследования. Надо признать законными часто встречающиеся случаи, когда вызванные в судебное заседание эксперты- автотехники допрашиваются судом и сторонами по поводу исследований, проведенных в стадии предварительного расследования без вынесения определения о назначений судебной авготехниче-ской экспертизы, сформулированных вопросов. "Независимо от того, производилась ли экспертиза в стадия предварительного расследования, председательствующий в судебном заседания должен принимать предусмотренные законом меры исследований в судебном заседании обстоятельств, необходимых для дачи экспертом заключения, и лишь после этого предлагать участникам судебного разбирательства представить в письменном виде вопросы эксперту... Суд должен огласить все представленные вопросы и выслушать по ним мнение участников судебного разбирательства". o ' Заключение эксперта, данное в суде, не может рассматриваться как результат повторной либо дополнительной экспертизы по отношению к экспертизе, проведенной на предварительном следствии.

Основные технические параметры, применяемые автотехнической экспертизой

При определении скорости движения автомобиля перед происшествием, расчете тормозного и остановочного путей, расчета возможности предотвращения водителем наезда на пешехода автотехнические эксперты пользуются техническими параметрами. Основными из них, без знания которых адвокат не может осуществлять запилу по делам об автотранспортных происшествиях, являются следующие:

- время реакций водителя (t1),

- время запаздывания срабатывания тормозного привода (t2),

- время нарастания замедления (t3),

- коэффициент эффективности торможения (k э)

- коэффициент сцепления шин о дорогой (j),;

- коэффициент сопротивления качению (f),

- замедление при экстренном торможении транспортных средств (j)

Дифференцированные значения времени реакция водителя

СЛОЖНЫЕ ДТС

Ситуация 1.1.

Характеристика дорожно-транспортных ситуаций (ДТС) и других обстоятельствДТС, предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения;

водитель имел объективную возможность заранее обнаружить признаки вероятного возникновения препятствия, - с достаточной точностью определить место, где могло, появиться препятствие, момент возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП;

от водителя требовалось особое внимание к СТО. Он должен был постоянно наблюдать за местом вероятного возникновения препятствия и подготовиться к принятию необходимых мер по предотвращению ДТП.

Типичные варианты дорожно-транспортных ситуаций

Выход пешехода из-за объекта, ограничивавшего обзорность непосредственно вслед за другим пешеходом; начало или изменение движения в направлении полосы следования ТС пешехода, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя; начало движения в направлении полосы следования ТС пешехода, находившегося на проезжей части в поле зрения водителя; выезд ТС, водитель которого имел .преимущественное право на движение

Время реакции - 0,6

Ситуация 1.2.

Наши рекомендации