Динамический расчёт двигателя

Для расчета деталей кривошипно-шатунного механизма на прочность и выявление нагрузок на трансмиссию машин необходимо определить величины и характер изменения сил и моментов, действующих в двигателе. С этой целью проводят динамический расчет кривошипно-шатунного механизма в следующем порядке.

1) Индикаторная диаграмма строится на листе бумаги формата А1 в верхнем левом углу.

2) В правом верхнем углу строится диаграмма фаз газораспределения, а под ней схема кривошипно-шатунного механизма с указанием точек приложения сил и знаков (+, -) действия сил.

3) Построенная скругленная индикаторная диаграмма, пользуясь методом Брикса, развертывается в диаграмму избыточных сил давления газов Динамический расчёт двигателя - student2.ru (МПа) по углу поворота коленчатого вала в масштабе Динамический расчёт двигателя - student2.ru мм Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

4) Ниже полуокружности наносятся координаты и строятся графики перемещения, скорости и ускорения поршня, ширина графиков равна Динамический расчёт двигателя - student2.ru , высота в любом масштабе.

5) Руководствуясь найденными размерами двигателя, определяется масса частей, движущихся возвратно-поступательно, и масса частей, совершающих вращательное движение. Для этой цели необходимо задаться конструктивными массами поршневой и шатунной группы, пользуясь табл. 4.

Значение масс поршня, шатуна и коленчатого вала определяется по формуле:

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , кг (4.1)

где Динамический расчёт двигателя - student2.ru - конструктивная масса детали, отнесенная к площади поршня, кг/м 2;

Динамический расчёт двигателя - student2.ru - площадь поршня, м 2.

Конструктивные массы деталей, отнесенные к площади поршня выбираем из таблицы [1].

Определяем массу поршня

Динамический расчёт двигателя - student2.ru кг.

Определяем массу шатуна

Динамический расчёт двигателя - student2.ru кг.

Определяем массу коленчатого вала

Динамический расчёт двигателя - student2.ru кг.

Масса частей, движущихся возвратно-поступательно

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , кг, (4.2)

где Динамический расчёт двигателя - student2.ru - масса шатуна, приведённая к поршню, кг.

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , кг; (4.3)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru кг;

Динамический расчёт двигателя - student2.ru кг.

Масса вращающихся деталей в V-образных двигателях

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , кг, (4.4)

где Динамический расчёт двигателя - student2.ru - масса шатуна, приведённая к коленчатому валу, кг.

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , кг; (4.5)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru кг;

Динамический расчёт двигателя - student2.ru кг.

Соответствие выбранных масс можно проверить по значению удельной силы инерции по формуле

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , МПа; (4.6)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru МПа.

Динамический расчёт двигателя - student2.ru МПа - допустимое значение удельной силы инерции для дизельных двигателей с числом оборотов Динамический расчёт двигателя - student2.ru мин -1.

Максимум удельной силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru не превышает допустимого значения.

6) Производится расчет сил, действующих в КШМ

- силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н. (4.7)

- центробежной силы инерции вращающихся масс

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н; (4.8)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru Н.

- силы инерции вращающихся масс шатуна

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н; (4.9)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru Н.

- суммарной силы, действующей на поршень

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н. (4.10)

- боковой силы, перпендикулярной оси цилиндра

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н. (4.11)

- силы, действующей вдоль шатуна

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н. (4.12)

- нормальной силы, действующей вдоль радиуса кривошипа

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н. (4.13)

- тангенциальной силы, касательной окружности кривошипа

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н. (4.14)

Значения тригонометрических функций для выбранного значения принимаем из таблицы [1]. Расчет для всех действующих сил проводим через 20 0 поворота коленчатого вала.

Данные расчетов сил для различных углов сводим в табл. 5 По рассчитанным данным строим графики изменения сил в зависимости от угла поворота коленчатого вала масштабе Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

Таблица 4.1 - Расчётные данные давлений и сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме

φ° ∆pг, МПа pj, МПа pΣ, МПа Pг, кН Pj, кН PΣ, кН N, кН S, кН K, кН Т, кН Mi, Н∙м
0,12 -1,565 -1,445 1,36 -17,68 -16,33 0,00 -16,33 -16,33 0,00
0,12 -1,413 -1,293 1,36 -15,96 -14,61 -1,35 -14,67 -13,26 -6,27 -376
0,115 -1,002 -0,887 1,30 -11,32 -10,02 -1,77 -10,17 -6,54 -7,79 -468
0,109 -0,450 -0,341 1,23 -5,08 -3,85 -0,93 -3,96 -1,12 -3,80 -228
0,102 0,099 0,201 1,15 1,11 2,27 0,63 2,35 -0,22 2,34
0,095 0,527 0,622 1,07 5,95 7,02 1,94 7,29 -3,13 6,58
0,09 0,782 0,872 1,02 8,84 9,86 2,37 10,14 -6,98 7,35
0,086 0,886 0,972 0,97 10,01 10,99 1,94 11,15 -9,66 5,58
0,083 0,903 0,986 0,94 10,20 11,14 1,03 11,19 -10,82 2,84
0,082 0,900 0,982 0,93 10,16 11,09 0,00 11,09 -11,09 0,00
0,085 0,903 0,988 0,96 10,20 11,16 -1,04 11,21 -10,85 -2,85 -171
0,094 0,886 0,980 1,06 10,01 11,08 -1,95 11,25 -9,74 -5,62 -337
0,11 0,782 0,892 1,24 8,84 10,08 -2,43 10,37 -7,14 -7,52 -451
0,141 0,527 0,668 1,59 5,95 7,54 -2,08 7,83 -3,36 -7,07 -424
0,206 0,099 0,305 2,33 1,11 3,44 -0,95 3,57 -0,34 -3,56 -213
0,357 -0,450 -0,093 4,03 -5,08 -1,05 0,25 -1,08 -0,31 1,03
0,787 -1,002 -0,215 8,89 -11,32 -2,43 0,43 -2,46 -1,58 1,89
1,687 -1,413 0,274 19,06 -15,96 3,10 -0,29 3,11 2,81 -1,33 -80
-1,565 2,435 45,20 -17,68 27,52 0,00 27,52 27,52 0,00
-1,526 6,474 90,40 -17,25 73,15 3,43 73,24 71,45 16,08
6,199 -1,413 4,786 70,05 -15,96 54,08 5,02 54,32 49,11 23,21
2,333 -1,002 1,331 26,36 -11,32 15,04 2,65 15,28 9,82 11,70
1,166 -0,450 0,716 13,18 -5,08 8,09 1,95 8,32 2,36 7,98
0,706 0,099 0,805 7,98 1,11 9,09 2,51 9,43 -0,89 9,39
0,495 0,527 1,022 5,59 5,95 11,54 3,18 11,98 -5,14 10,82
0,39 0,782 1,172 4,41 8,84 13,25 3,19 13,63 -9,38 9,88
0,336 0,886 1,222 3,80 10,01 13,81 2,43 14,02 -12,14 7,01
0,31 0,903 1,213 3,50 10,20 13,71 1,27 13,77 -13,32 3,49
0,285 0,900 1,185 3,22 10,16 13,39 0,00 13,39 -13,39 0,00
0,258 0,903 1,161 2,92 10,20 13,12 -1,22 13,18 -12,74 -3,34 -201
0,22 0,886 1,106 2,49 10,01 12,50 -2,20 12,69 -10,99 -6,35 -381
0,185 0,782 0,967 2,09 8,84 10,93 -2,63 11,24 -7,74 -8,15 -489
0,156 0,527 0,683 1,76 5,95 7,71 -2,13 8,00 -3,43 -7,23 -434
0,136 0,099 0,235 1,54 1,11 2,65 -0,73 2,75 -0,26 -2,74 -164
0,125 -0,450 -0,325 1,41 -5,08 -3,67 0,88 -3,77 -1,07 3,62
0,121 -1,002 -0,881 1,37 -11,32 -9,95 1,75 -10,11 -6,50 7,74
0,12 -1,413 -1,293 1,36 -15,96 -14,61 1,35 -14,67 -13,26 6,27
0,12 -1,565 -1,445 1,36 -17,68 -16,33 0,00 -16,33 -16,33 0,00

7) По рассчитанным данным строят графики изменения сил, в зависимости от угла поворота коленчатого вала.

На верхнем графике строят изменения сил давления газов Динамический расчёт двигателя - student2.ru , удельной силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс Динамический расчёт двигателя - student2.ru и суммарной силы

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , МПа.. (4.15)

Ниже строят значения сил в масштабе

Динамический расчёт двигателя - student2.ru Н/мм.

- найденной ранее силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru ;

- боковой силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru , действующей на стенку цилиндра и силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru , действующей вдоль шатуна;

- нормальной силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru , действующей по оси кривошипа и тангенциальной силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

8) Для построения полярной диаграммы наносятся прямоугольные координаты силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru по горизонтали и силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru по вертикали. Для принятых в расчетах величин углов Динамический расчёт двигателя - student2.ru поворота коленчатого вала строится полярная диаграмма силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru , то есть откладываются её составляющие ( Динамический расчёт двигателя - student2.ru - по горизонтали, Динамический расчёт двигателя - student2.ru - по вертикали), получая последовательно концы вектора Динамический расчёт двигателя - student2.ru . Полученные точки Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Динамический расчёт двигателя - student2.ru и т. д. последовательно в порядке углов соединяют плавной кривой. Это и есть полярная диаграмма силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru с полюсом в точке Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

9) Для нахождения результирующей силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru на шатунную шейку необходимо полюс Динамический расчёт двигателя - student2.ru переместить по вертикали вниз на величину вектора Динамический расчёт двигателя - student2.ru ( Динамический расчёт двигателя - student2.ru - сила, возникающая вследствие вращения части массы шатуна и постоянна по величине и направлению) и обозначить эту точку Динамический расчёт двигателя - student2.ru . Затем вокруг точки Динамический расчёт двигателя - student2.ru проводится окружность любого радиуса, удобнее - радиусом шатунной шейки Динамический расчёт двигателя - student2.ru . Точка Динамический расчёт двигателя - student2.ru соединяется с точками Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Динамический расчёт двигателя - student2.ru и всеми остальными через Динамический расчёт двигателя - student2.ru тонкими прямыми линиями, конец которых должен выходить за пределы окружности. Вектор Динамический расчёт двигателя - student2.ru для каждого угла дает и направление и значение результирующей силы (нагрузки) Динамический расчёт двигателя - student2.ru на шатунную шейку.

10) Для построения развертки диаграммы нагрузки Динамический расчёт двигателя - student2.ru в прямоугольные координаты через точку Динамический расчёт двигателя - student2.ru проводится горизонтальная линия, служащая осью углов Динамический расчёт двигателя - student2.ru . Углы Динамический расчёт двигателя - student2.ru обозначаются через выбранные Динамический расчёт двигателя - student2.ru в пределах Динамический расчёт двигателя - student2.ru и через эти точки проводят вертикали. Для каждого угла Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Динамический расчёт двигателя - student2.ru и т.д. берется значение результирующей силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru с полярной диаграммы нагрузки и откладывается по вертикали, причем все значения Динамический расчёт двигателя - student2.ru считаются положительными. Точки соединяются плавной кривой результирующей силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru . На графике развертки обозначают точки Динамический расчёт двигателя - student2.ru кН, Динамический расчёт двигателя - student2.ru кН,

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , кН; (4.16)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru кН.

Средняя удельная нагрузка на подшипник, отнесенная к единице площади его диаметральной проекции, определится, как

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , МПа/м, (4.17)

где Динамический расчёт двигателя - student2.ru - диаметр шатунной шейки, м,

Динамический расчёт двигателя - student2.ru - рабочая ширина вкладыша (принимается), м.

Динамический расчёт двигателя - student2.ru МПа/м.

Если переместить центр Динамический расчёт двигателя - student2.ru вниз на значение силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru , получим результирующую силу, действующую на колено вала.

11) Пользуясь полярной диаграммой, можно построить диаграмму износа шейки, дающую условное представление о характере износа в предположении, что износ пропорционален усилиям, действующим на шейку, и происходит в секторе Динамический расчёт двигателя - student2.ru Динамический расчёт двигателя - student2.ru от мгновенного направления силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

Для этого ниже полярной диаграммы строится еще одна окружность, (также удобнее радиусом Динамический расчёт двигателя - student2.ru ). К внешней стороне окружности прикладываются векторы усилий, параллельные соответствующим векторам Динамический расчёт двигателя - student2.ru полярной диаграммы (параллельно силам Динамический расчёт двигателя - student2.ru ) так, чтобы линия действия их проходила через центр. Значение усилий Динамический расчёт двигателя - student2.ru для каждого угла Динамический расчёт двигателя - student2.ru берется с развернутой диаграммы нагрузки, и под углом Динамический расчёт двигателя - student2.ru к направлению каждого усилия в обе стороны проводятся кольцевые полоски, высота которых пропорционально этому усилию. Суммарная площадь этих полосок в итоге представляет собой условную диаграмму износа. На диаграмме износа шейки видна зона наибольших и наименьших давлений на нее. В месте наименьших давлений проводится осевая линия , где должно выводиться отверстие подвода масла к подшипнику.

12) Под графиком развернутой диаграммы нагрузки строят кривую суммарного индикаторного крутящего момента. Для этого по оси абсцисс откладывают значение угла поворота кривошипа Динамический расчёт двигателя - student2.ru в пределах Динамический расчёт двигателя - student2.ru от Динамический расчёт двигателя - student2.ru до Динамический расчёт двигателя - student2.ru ( Динамический расчёт двигателя - student2.ru - число цилиндров) для четырехтактного двигателя.

По оси ординат откладывается значение крутящего момента, равное

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , (4.18)

в масштабе Динамический расчёт двигателя - student2.ru Н·м/мм, значение силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru берется с построенного на листе 1 графика.

Предполагается, что крутящий момент в отдельных цилиндрах изменяется одинаково, лишь со сдвигом на угол Динамический расчёт двигателя - student2.ru . Поэтому берется участок силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru в пределах от Динамический расчёт двигателя - student2.ru до Динамический расчёт двигателя - student2.ru , значение ее умножается на радиус кривошипа и полученные значения крутящего момента откладываются на строящемся графике. Затем берется следующий равный участок силы Динамический расчёт двигателя - student2.ru и т.д. Таким образом, получается число кривых крутящего момента, равное Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

Кривая суммарного индикаторного крутящего момента многоцилиндрового двигателя на участке Динамический расчёт двигателя - student2.ru получается путем графического суммирования полученного числа Динамический расчёт двигателя - student2.ru кривых крутящих моментов для отдельных цилиндров. Среднее значение индикаторного момента определится

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н·м, (4.19)

где Динамический расчёт двигателя - student2.ru и Динамический расчёт двигателя - student2.ru - положительная и отрицательная площади диаграммы.

Динамический расчёт двигателя - student2.ru мм.

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н·м (4.20)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru Н·м.

Ввиду того, что при построении диаграммы индикаторного крутящего момента двигателя не учитывались затраты на трение, привод вспомогательных механизмов и т.д., для получения значения действительного эффективного крутящего момента необходимо учесть величину механического КПД

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н·м, (4.21)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru Н·м.

Полученное значение среднего эффективного крутящего момента следует сопоставить с расчетным значением

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , Н·м, (4.22)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru Н·м.

Отклонение графического полученного значения момента от его расчетного значения не должно превышать Динамический расчёт двигателя - student2.ru

Динамический расчёт двигателя - student2.ru , (4.23)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru

Отклонение не превышает допустимого значения.

5 Уравнновешивание двигателя

После выполнения кинематического и динамического расчётов производится анализ уравновешенности рассматриваемого двигателя.

Данный двигатель можно рассматривать как четыре двухцилиндровых V – образных двигателя.

Равнодействующая сил инерции 1 порядка постоянна по величине и всегда направлена по радиусу кривошипа. Уравновешивается соответственно для первого и четвёртого, второго и третьего колена.

Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

Аналогично уравновешиваются силы PS для первого и четвёртого, второго и третьего колена и равнодействующая сил инерции 2 порядка.

Динамический расчёт двигателя - student2.ru ;

Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

Поскольку вал несимметричен в плоскости вала будут действовать моменты MjI и MS. Величина этих моментов определяется относительно центра коленчатого вала.

Суммарный момент сил инерции первого и четвёртого колена действует в плоскости этих колен и равен

M1,4jI=3Lц∙RjI; (5.1)

M1,4S=3Lц∙PS. (5.2)

Суммарный момент сил второго и третьего колена действует в плоскости этих колен и равен

M2,3jI=Lц∙RjI; (5.3)

M2,3S=Lц∙PS. (5.4)

Результиркющий момент получается путём геометрического сложения векторов этих моментов

Динамический расчёт двигателя - student2.ru ; (5.5)

Динамический расчёт двигателя - student2.ru . (5.6)

Результирующий момент MR может быть уравновешен как противовесами, установленными на каждом кривошипе, так и противовесами, размещёнными на концах коленчатого вала.

Равнодействующие сил инерции 2 порядка лежат в горизонтальной плоскости, равны по величине и попарно противоположны. Поэтому сумма моментов сил инерции 2 порядка равна нулю

Динамический расчёт двигателя - student2.ru .

Расчитываем величины неуравновешенных моментов

Динамический расчёт двигателя - student2.ru

Динамический расчёт двигателя - student2.ru

Моменты MjI и MS лежат в одной плоскости, поэтому результирующий момент найдём как их сумму

MR=MjI+MS=0,109+0,251=0,36ω2.

Наиболее простым способом уравновешивания этого момента является уравновешивание его противовесами, установленными на концах коленчатого вала.

Сила инерции возникающая в следствии вращения груза противовеса равна

Pг=mг∙Rг∙ω2.

Момент этой силы создаваемый на плече L равен

Mг=Pг∙L= mг∙Rг∙ω2∙L.

Для того чтобы двигатель был уравновешен момент сил инерции грузов должен быть равен результирующему моменту и противоположен по направлению, и должен лежать в одной с ним плоскости.

MR= Mг ;

mг∙Rг∙ω2∙L=0,36ω2;

mг∙Rг∙ L =0,36.

Принимаем расстояние L=0,78м, Rг=0,06м. Тогда вес грузов определится

mг∙0,06∙0,78=0,36;

mг=7,7 кг.

Определяем плоскость действия моментов.

Результирующий момент 1 и 4 колена равен

M1,4R=M1,4jI+M1,4S=3∙lц∙RjI+3∙lц∙RS=3∙lц∙( RjI+RS).

Результирующий момент 2 и 3 колена оределится как

M2,3 R=M2,3jI+M2,3S=lц∙RjI+lц∙RS=lц∙( RjI+RS).

Поскольку вектора этих моментов взаимоперпендикулярны , то тангенс угла наклона (α) результирующего вектора момента MR к горизонтальной плоскости равен

Динамический расчёт двигателя - student2.ru ; α=arctg(1/3)=18°26’.

Т.к. плоскость действия момента перпендикулярна его вектору то угол наклона плоскости относительно вертикали равен 18°26’. В этой плоскости будем располагать грузы массой 7,7 кг на расстоянии 0,06 м от оси вращения кривошипа и на расстоянии 0,78 м друг от друга.

Наши рекомендации