Выбор способа перевозки и его обоснование

В дипломном проекте рассматривается международная перевозка запасных частей в направлении Набережные Челны – Кокчетав (Казахстан), заявка на данную перевозку приведена в приложении 2. Перевозку грузов по данному маршруту можно организовать несколькими способами: автомобильным транспортом, контейнерная перевозка и контрейлерная перевозка.

Контейнерная перевозка груза будет заключаться в загрузке груза в сорокафутовый контейнер и установлении на железнодорожную платформу в г. Набережные Челны, после чего груз перевозится железнодорожным транспортом до станции назначения в г. Кокчетав, после чего загружается на автомобиль-контейнеровоз и перевозится автомобильным транспортом до места разгрузки (АО «КамАЗ-Инжиниринг» в г. Кокчетав, Казахстан). Контейнеры для перевозки грузов можно закупать в собственность предприятия или арендовать у специальных предприятий, или же можно использовать контейнеры Российской железной дороги (РЖД). В данной дипломной работе тариф на контейнерную перевозку рассчитывался для использования контейнеров общего парка РЖД, в этом случае исключаются затраты на возврат порожнего контейнера. Срок доставки железнодорожным транспортом при грузовой скорости будет составлять 10 суток (7 суток по территории России и 3 суток по территории Казахстана). Расчета железнодорожного тарифа и условия перевозок представлены в приложении 3, а также результаты расчета в таблице 2.1.

Контрейлерная перевозка заключается в перевозке полуприцепа без водителя и тягача на железнодорожной платформе. Груз загружается в полуприцеп и устанавливается на специальную железнодорожную платформу в г. Набережные Челны и перевозится железнодорожным транспортом до станции назначения в г. Кокчетав, где прикрепляется к тягачу и перевозится автомобильным транспортом до места разгрузки, после чего порожний полуприцеп доставляется на железнодорожную станцию для возврата порожним в г. Набережные Челны. Данный вид перевозок имеет преимущество в том, что сокращается время на перегрузочные работы с одного вида транспорта на другой, однако необходимость возврата порожнего полуприцепа увеличивает расходы на транспортировку. Срок доставки железнодорожным транспортом при грузовой скорости будет составлять 10 суток (7 суток по территории России и 3 суток по территории Казахстана) груженого контрейлера и 10 суток порожнего. Расчет железнодорожного тарифа на данную перевозку приведен в приложении 4 и 5, результаты расчета сведены в таблицы 2.2 и 2.3.

Для выбора способа перевозки необходимо сравнить экономические и качественные показатели данных видов перевозок. Контейнерные и контрейлерные перевозки являются смешанными видами перевозок и включают в себя железнодорожные тарифы и сборы, а также тарифы на автомобильные перевозки.

Для сравнения вариантов доставки грузов по указанному маршруту применим смешанный критерий конкурентоспособности, включающий две составляющие: экономический, определяемый на основе анализа стоимостных показателей вариантов доставки грузов, и качественный, определяемый на основе метода экспертных оценок, характеризующий качество обслуживания транспортно-технологической системы:

Ксм = Кк·(1 - β) + Кэк·β, (2.1)

где Кэк – значение экономического критерия;

Кк – значение качественного критерия, определенное на основе метода экспертных оценок, характеризующее качество;

β – коэффициент весомости определяемый экспертным способом для двух критериев Кэк и Кк.

Экономический критерий – это прежде всего суммарные транспортно-логистические издержки, которые определяют стоимость транспортной услуги, а значит – и величину прибыли и поэтому для большинства предприятий имеют определяющее значение. Они включают в себя тарифы, сборы и сопутствующие затраты и составляют для большинства предприятий основную часть себестоимости продукции. В этих условиях уменьшение затрат на транспортировку за счет выбора эффективных логистических схем транспортировки грузов может дать потребителю существенную экономию. Варианты доставки грузов выбираются прежде всего по ценовому критерию, который соответствует минимальным транспортно-логистическим издержкам.

Суммарные затраты на перевозку различными видами транспорта приведены в таблице 2.4. Как видно из таблицы, суммарные транспортно-логистические издержки при осуществлении контейнерных и контрейлерных перевозок составляют железнодорожный тариф на перевозку, дополнительные железнодорожные сборы и сопутствующие расходы, а также затраты на перевозку контейнера или полуприцепа автомобильным транспортом. А для перевозки автомобильным транспортом приведена ставка на перевозку грузов по данному маршруту для автомобилей грузоподъемностью 20 тонн, используемая в ООО «СТС-КамАЗ-Логистика».

Таблица 2.1 – Железнодорожный тариф на контейнерные перевозки

Страна Расстояние, км Провозная плата, руб. Охрана, руб Доп.сборы, руб. Итого без НДС, руб. Итого с НДС, руб.
Россия 3028,23 4648,63 31038,86 31704,19
Казахстан 19153,17 387,27 19540,44 19586,91
Итого: 42515,17 3028,23 5035,9 50579,3 51291,1

Таблица 2.2 - Железнодорожный тариф на контрейлерные перевозки

Страна Расстояние, км Провозная плата, руб. Охрана, руб. Доп. сборы, руб. Итого без НДС, руб. Итого с НДС, руб.
Россия 5892,36 8643,02 56962,38 59045,08
Казахстан 21068,62 77,41 21146,03 21155,32
  63495,62 5892,36 8720,43 78108,41 80200,4

Таблица 2.3 - Железнодорожный тариф на контрейлерные перевозки порожних полуприцепов

Страна Расстояние, км Провозная плата, руб. Охрана, руб. Доп. сборы, руб. Итого без НДС, руб. Итого с НДС, руб.
Казахстан 18463,37 74,52 18537,89 18546,84
Россия 1443,44 31142,44 36748,08
  48162,37 1517,96 49680,33 55294,92

Таблица 2.4 - Затраты на перевозку для различных способов перевозки

Затраты на перевозку, руб вид перевозки
Контейнерная контрейлерная автомобильным транспортом
Железнодорожный тариф 51291,1 80200,4  
Железнодорожный тариф на перевозку порожнего контрейлера в обратном направлении   55294,92  
Затраты на подачу и уборку подвижного состава  
Затраты на погрузочно-разгрузочные работы на станции назначения    
плата за перевозку автомобильным транспортом в Казахстане  
ИТОГО: 57091,1 138995,32

Как видно из таблицы, затраты на контейнерные перевозки на 3,8% больше чем на автомобильные перевозки. Контрейлерные же перевозки по данному маршруту в два с половиной раза дороже, чем автомобильные или контейнерные перевозки. Это объясняется тем, что железнодорожные тарифы на данный вид перевозок намного больше чем на контейнерные.

Для определения показателей качественного критерия по трем рассматриваемым вариантам наряду с экспертными оценками в баллах надежности, затратности, гибкости, доступности, информативности и комплексности логистических схем транспортировки процедура выбора того или иного варианта дополнительно включает систему других качественных показателей, характеризующих различные условия удовлетворения потребностей клиентов в транспортно-логистических услугах. В мировой практике часто используется специально разработанная система ранговых показателей.

В таблице 2.5 представлены показатели оценки качества перевозки и удовлетворения потребностей клиентуры в транспортно-логистических услугах. Максимальная экспертная оценка принята равной 4 (больше на 1, чем рассматриваемых вариантов). При таком подходе будет обеспечиваться адекватность математической модели смешанного критерия оценки эффективности и конкурентоспособности использования того или иного способа перевозок.

В данном методе оценки в соответствии с выбранными условиями чем меньше бал, тем лучше. Поэтому чем меньше значение смешанного критерия, тем лучше вариант перевозки и удовлетворение потребностям клиентуры в транспортно-логистических услугах. Степень удовлетворения оценивалось экспертами по четырех балльной шкале: 1 – «отлично»; 2 – «хорошо»; 3 – «удовлетворительно»; 4 – «плохо». Оценку показателя «транспортно-логистические издержки» определим исходя из затрат на перевозку, предоставленных в таблице 3.4. Контрейлерным перевозкам, как наихудшему по величине транспортно-логистические издержек дадим оценку 4, таким образом оценка данного показателя для контейнерных перевозок будет равно:

(57091,1·4)/ 138995,32=1,64

а для перевозок автомобильным транспортом:

(55000·4)/ 138995,32=1,58

Таблица 2.5 – Значение экспертных оценок по видам перевозок

Показатели оценки качества перевозки Значение экспертных оценок по видам перевозок
контейнерная контрейлерная автомобильным транспортом
транспортно-логистические издержки 1,64 1,58
время перевозки груза "от двери до двери"
надежность соблюдения сроков доставки
общее время перевозки
потери и хищение груза (сохранность груза)
стабильность предоставления услуг
гибкость логистических схем транспортировки
экспедирование отправок (информативность)
процедура заявки
сервис "на линии"
гибкость предоставления услуг
Итого: 22,64 18,58

Вычисление рейтинга каждого способа перевозки по каждому показателю производилась с учетом весовых коэффициентов, полученных из расчета общего числа показателей, деленного на соответствующий ранг. Показатель «транспортно-логистические издержки» имеет ранг 1, как наиболее значимый, соответственно «гибкость предоставления услуг» имеет ранг 11, как наименее значимый. Общее количество показателей составляет 11.

Вес показателей определяется, как отношение общего количества показателей на ранг показателя, например для показателя «транспортно-логистические издержки» он составит 11/1=11. Суммарный вес всех 11 показателей будет равен 33,22. Значимость показателей определяется, как отношение веса показателя к суммарному весу всех одиннадцати показателей, умноженная на 100%. Так значимость показателя «транспортно-логистические издержки» будет равна: 11·100/33,22=33,11% (таблица 2.6).

Таблица 2.6 – Значимости показателей оценки качества перевозки

Показатели оценки качества перевозки ранг показателя вес показателя значимость показателя, %
транспортно-логистические издержки 11,00 33,11
время перевозки груза "от двери до двери" 5,50 16,56
надежность соблюдения сроков доставки 3,67 11,04
общее время перевозки 2,75 8,28
потери и хищение груза (сохранность груза) 2,20 6,62
стабильность предоставления услуг 1,83 5,52
гибкость логистических схем транспортировки 1,57 4,73
экспедирование отправок (информативность) 1,38 4,14
процедура заявки 1,22 3,68
сервис "на линии" 1,10 3,31
гибкость предоставления услуг 1,00 3,01
Итого:   33,22

Рассчитав вес и значимость показателей и имея экспертные оценки для каждого из рассматриваемых вариантов по этим показателям, определяем рейтинговую оценку каждого варианта удовлетворения потребностей клиентов в транспортных логистических услугах. Для их расчета по каждому показателю экспертная оценка варианта умножается на значимость показателя.

Для контейнерного вида перевозки смешанный критерий конкурентоспособности будет равен:

Ксм =(1,64·33,11+3·16,56+2·11,04+3·8,28+2·6,62+1·5,52+2·4,73+

+2·4,14+3·3,68+2·3,31+1·3,01)/100=2,08

Просуммировав по каждому варианту рассчитанные оценки в баллах с учетом значимости каждого показателя, пришли к выводу, что наиболее эффективным в конкурентоспособности среди рассмотренных способов перевозки вариант удовлетворения потребностей клиентуры в транспортно-логистических услугах с использованием автомобилей, так как смешанный критерий конкурентоспособности для автомобильного вида перевозок наименьший (таблица 2.7).

Таблица 2.7 - Значение смешанного критерия конкурентоспособности по видам перевозок

Показатели оценки качества перевозки Значение смешанного критерия конкурентоспособности по видам перевозок
контейнерная контрейлерная автомобильным транспортом
транспортно-логистические издержки 0,54 1,32 0,52
время перевозки груза "от двери до двери" 0,50 0,33 0,17
надежность соблюдения сроков доставки 0,22 0,22 0,22
общее время перевозки 0,25 0,33 0,17
потери и хищение груза (сохранность груза) 0,13 0,13 0,20
стабильность предоставления услуг 0,06 0,17 0,06
гибкость логистических схем транспортировки 0,09 0,14 0,05
экспедирование отправок (информативность) 0,08 0,08 0,08
процедура заявки 0,11 0,07 0,04
сервис "на линии" 0,07 0,07 0,07
гибкость предоставления услуг 0,03 0,09 0,06
Итого: 2,08 2,96 1,62

Увеличение объемов перевозки железнодорожным транспортом, например до двадцати или сорока контейнеров за одну отправку, приведет к существенному снижению затрат на перевозку, однако в данном случае на складах грузоотправителя и грузополучателя скапливается огромное количество запаса, что ведет к увеличению затрат на хранение. В экономической части проекта рассмотрен расчет затрат на транспортировку и хранение при различных способах перевозки. Оптимальный объем поставки, как видно из расчетов, составляет 21 т при перевозке автомобильным транспортом.

Интервал поставок автомобильным транспортом составляет всего 7,3 часов. При организации бесперебойной работы и осуществлении доставок точно во время (возможное отклонение от срока доставки в 40 минут) можно сократить страховой запас до 2,1 часов, то есть до примерно пяти тонн.

Исследование экономических и качественных показателей перевозки запасных частей различными способами перевозок (контейнерная, контрейлерная и автомобильным транспортом) показало, что выгоднее осуществить данную перевозку автомобильным транспортом.

При организации данной перевозки автомобильным транспортом возможна дальнейшая оптимизация путем нахождения груза в обратном направлении. Однако заявки в ООО «СТС-КамАЗ-Логистика» на перевозку грузов с Казахстана в г. Набережные Челны нет. Анализирую имеющиеся заявки на перевозку, в данном дипломном проекте предлагаем перевозить седельно-сцепные устройства с города Кургана (ОАО «Русич» Курганский завод колесных тягачей) в г. Набережные Челны (ОАО «КамАЗ»). Таким образом, объединив две заявки на перевозку получаем более полное использование производительности подвижного состава и снижение затрат на перевозку.

Выбор маршрута перевозки

Маршрут представляет собой установленный (намеченный), а при необходимости и оборудованный, путь следования транспорта между начальным и конечным пунктами.

Маршрутизация позволяет оптимизировать грузопотоки с учетом:

— объема перевозок;

— направления;

— дальности;

— протяженности во времени;

— загруженности дорог разных категорий;

— последовательности движения;

— эффективности доставки.

Основными задачами маршрутизации являются:

— организация движения;

— минимизация сроков доставки грузов;

— безопасность движения;

— эффективное использование транспортных средств;

— выполнение планов и графиков перевозок;

— оперативность в реагировании на изменение дорожных условий.

Маршруты, в зависимости от основания классификации, бывают нескольких видов (см. таблицу 2.8).

Таблица 2.8- Виды маршрутов

По протяженности
городские пригородные междугородные международные
в пределах черты города за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км за пределы границы РФ
По периоду времени года
постоянные сезонные (временные)
круглогодично в течение определенного периода времени (сезона)
По способу движения
маятниковые кольцевые развозные
повторяющееся движение между двумя пунктами по замкнутому кругу, с обслуживанием нескольких потребителей транспортных услуг с постепенной загрузкой и последующей разгрузкой в нескольких пунктах
с обратным холостым ходом с обратным груженым ходом
               

Маршрутизация перевозок — это составление маршрутов движения подвижного состава или его порядок следования между пунктами производства и потребления. Маршрутизацию перевозок выполняют для однородных грузов, требующих для перевозки однотипный подвижной состав.

При маршрутизации перевозок необходимо учитывать множество ограничений, вызываемых конкретными условиями работы транспорта:

- объемы перевозок поставщиков и потребителей,

- характер грузов,

- время их доставки,

- структура парка подвижного состава и его наличие,

- режим работы автотранспортных предприятий и погрузочно-разгрузочных пунктов,

- режим работы водителей,

- пропускная возможность погрузочно-разгрузочных пунктов и дорожной сети,

- значение целевой функции и др.

Если необходимо принять решение относительно вопроса о целесообразности открытия маршрута, то предварительно необходимо определить следующее:

1. Определить потребность в перевозках грузов по этому маршруту (предполагаемый устойчивый грузопоток).

2. Выбрать трассу движения и обследовать дорожные условия.

3. Составить технико-экономическое обоснование целесообразности открытия маршрута.

Маршруты открываются при наличии устойчивого грузопотока и условий, обеспечивающих безопасность движения. При разработке маршрутов должны предусматриваться:

1. Обеспечение транспортной связи для наибольшего числа заказчиков по кратчайшим направлениям между основными пунктами города.

2. Использование типа автотранспорта, соответствующего виду перевозок.

3. Возможность контроля за движением.

4. Обеспечение координированного движения автотранспорта предприятия на вновь открываемом маршруте с движением автотранспорта предприятия на существующих маршрутах, а также работой других видов транспорта.

5. Расположение промежуточных и конечных остановочных пунктов маршрутов в достаточно крупных грузообразующих местах с целью минимизации порожних пробегов автотранспорта.

6. Применение эффективных систем организации движения.

Выбор трассы маршрута производится при соблюдении следующих требований:

- соответствия типа покрытия, состояния и ширины проезжей части дороги и обочин, горизонтальных и вертикальных радиусов кривых, продольных уклонов, видимости и обустройства дорог, а также железнодорожных переездов, паромных переправ установленным требованиям, строительным нормам и правилам;

- соответствия общего веса автотранспорта с максимальным наполнением допустимой нагрузке на мосты и дороги, расположенные на маршруте.

Маршрут, рассматриваемый в дипломном проекте, является маятниковым. Перевозку грузов по направлению г. Набережные Челны (Республика Татарстан, Россия) – г. Кокчетав (Северо-Казахстанская область, Казахстан) можно организовать по двум маршрутам. По первому маршруту автомобиль начинает движение с г. Набережные Челны по седьмой автомагистрали (М 7) до г. Уфа (311 км), затем выезжает на пятую автомагистраль (М 5) и едет по Челябинской области до Челябинска (712 км), после чего продолжает движение по 51 автомагистрали (М51) по Курганской области до пограничного пункта Петухово (1170 км), с которой попадает в Казахстан (Северо-Казахстанскую область) и едет до г. Кокчетав (1411 км). Схема данного маршрута приведена в приложении 6.

По второму маршруту автомобиль едет в Республику Башкортостан г. Октябрьский (180 км), затем продолжает движение по пятой автомагистрали (М 5) до г. Миасс (671 км) после чего едет до Южноуральска и потом по тридцать шестой автомагистрали (М 36) в Казахстан Кустанайскую область, с которой выезжает в Северо-Казахстанскую область в г. Кокчетав (1488 км). Схема данного маршрута приведена в приложении 7.

Для организации перевозок по направлению г. Набережные Челны – г. Кокчетав выбираем первый маршрут, так как он короче на 77 км, а пропускная способность и загруженность дорог примерно одинакова.

В обратном направлении, автомобиль едет порожним с г. Кокчетав до г. Кургана, где в автомобиль загружают седельно-сцепные устройства. С г. Кургана автомобиль едет по 51 автомагистрали (М51) до г. Челябинск (260 км), а потом по пятой автомагистрали (М 5) до п. Балтика (Республика Башкортостан 632 км), после чего едет в г. Уфа (661 км) и по седьмой автомагистрали (М 7) до г. Набережные Челны. Схема данного маршрута приведена в приложении 8.

Наши рекомендации