Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. €

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
  Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Рупосов В.Л.

ЛОГИСТИКА

Курс лекций для студентов специальности 060800 «Экономика и управления предприятием» (ЭУП) и «Антикризисное управление» (АКУ)

Иркутск

Рецензент: Бережных М.В., к.э.н., доцент, ИрГТУ

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. – Иркутск Изд-во ИрГТУ. – 2006.

Изложены основные теоретические вопросы логистики. Даны различные подходы к пониманию современной логистики. Отражены основные функции, такие как: транспорт, запасы, складирования, информация. Курс проиллюстрирован практическими примерами.

Для студентов экономических специальностей: «Экономика и управления предприятием» (ЭУП) и «Антикризисное управление» (АКУ).

Содержание

1 Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития............................ 4

1.1 Определение, понятие, задачи и функции логистики............................ 4

1.2 Концептуальные подходы к логистике................................................. 8

2 Функциональные области логистики........................................................ 14

2.1 Логистика закупок................................................................................ 14

2.2 Транспортная логистика...................................................................... 20

2.3 Формирование и изучение материалопотока...................................... 22

2.4 Логистика запасов................................................................................ 32

2.5 Модели и системы регулирования запасов......................................... 38

3 Производственная логистика..................................................................... 46

3.1 “Толкающие” и “Тянущие” системы.................................................... 46

3.2 Системы управления производством.................................................. 48

4 Сбытовая логистика................................................................................... 51

4.1 Функции сбытовой логистики.............................................................. 51

4.1 Показатели сбытовой логистики.......................................................... 54

5 Информационное обеспечение системы логистики.................................. 57

5.1 Функции и цели информационной системы логистики....................... 57

5.2 Зарубежный опыт разработки и ведения информационный систем.. 60

6 Практические задания по логистике.......................................................... 61

6.1 Вопросы для самостоятельной подготовки......................................... 61

6.2 Задачи по логистики............................................................................. 62

Список литературы....................................................................................... 67

Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития.

Функциональные области логистики

Логистика закупок

Логистика закупок является важным звеном логистической системы. В современном бизнесе роль закупок становиться необходимым элементом деятельности предприятия на рынке. Выбор поставщика и работа с ним уже не ведется в обязательном порядке, как в плановой экономики, но также невозможно и опираться только на рыночные отношения и предоставление заказов на основе ценовых показателей в условиях обостренной конкурентной борьбы и повышенных требованиях к качеству продукции и услуг. Для административно-командной системы характерны были следующие параметры:

1. Объем продукции, подлежащей обмену, регламентируется государством по каждому поставщику и потребителю.

2. Сверху регламентировались хозяйственные связи по поставкам продукции путем прикрепления поставщиков к потребителям.

3. Обмен продукцией осуществлялся по государственным ценам.

4. Возможности выбора вариантов снабжения были ограничены.

Созданные сейчас вертикально-интегрированные структуры очень часто подходят к логистике закупок как при административно-командной системе. Это связано с отсутствием рыночных связей между организациями внутри вертикально-интегрированной структуры.

Способ обмена товара в условиях рыночной экономики характеризуется следующими чертами:

1. Объемы и состав товарной массы определяется спросом и предложением на рынке.

2. Выбор хозяйственных связей и партнеров в обмене является прерогативой продавцов и покупателей.

3. Соотношение спроса и предложения, условия закупки оказывают непосредственное значение на уровень цен.

4. В организации обмена активная роль принадлежит к посредническим звеньям.

Логистические закупки характеризуются наличием определенных функций, которые специфичны для данной функциональной области логистики:

1. Определение потребности в необходимых материальных ресурсах.

2. Получение и оценка предложений.

3. Выбор поставщиков.

4. Согласование цены и заключение договоров.

5. Формирование заказов.

6. Контроль над количеством и сроками поставок.

7. Входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе.

8. Управление запасами и контроль.

Для реализации данных функций логист должен использовать различные экономические методы и математико-экономический аппарат. Для выбора поставщика используются как аналитический, так и экспертные методы. Аналитические основываются на количественных данных и математическом аппарате линейного программирования. При отсутствии возможности получение количественных данных и высокой доли неформализованной информации используются экспертные методы выбора поставщика. Для проведения экспертных процедур оценки используются различные методы определения усредненных данных и ошибки результатов. Это может происходить по следующим формулам (1 и 2):

Для небольших групп используют значение среднего, среднеквадратического отклонения и ошибка среднего.

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru (1)

Для большого количества экспертов лучше использовать аппарат, основанный на средневзвешенном показателе.

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru (2)

Для определения необходимого количества материалов необходимо определить виды потребностей

Потребность брутто - это потребность на плановый период, независимо от того, находятся запасы на складе или в виде производственных заделов.

Общая брутто потребность - брутто потребность и дополнительная потребность, которая включает проведение экспериментов, выполнение образцов, повышение потребности, связанное с ремонтом и содержанием оборудования, резерв на случай недопоставок.

Потребность нетто - чистая потребность. Определяется как разность брутто потребности и располагаемого наличия.

Первичная - рыночная потребность является потребностью необходимой для продажи на рынке.

Вторичная - сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, которые необходимы для первичной потребности.

Третичная - вспомогательные материалы прочего назначения, необходимые для первичной и вторичной потребности.

При определении потребностей материалов различают следующие подходы:

1. Расчет потребности материалов начинается только, когда она возникает.

2. Расчет на учете потребителя материалов.

Выделяют два основных метода определения потребности.

Первый метод это - детерминированный (основан на использовании вполне определенных исходных данных, служит для определения вторичной и третичной потребностей при известной первичной). Необходимая информация - первичная потребность, включающая данные об объемах и сроках изготовления; информация о структуре изделия в форме спецификации, или указаний о применяемости тех или иных деталей; нормы расходов по материалам и видам продукции; располагаемое наличие. Расчет материальных ресурсов ведется отдельно для социальных нужд, основного и вспомогательного производства и здесь могут быть использованы экономико-математические модели. Такие как потребность материальных ресурсов для основного производства:

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru (3);

где M - потребность материалов; H - норма расхода материального ресурса i-го наименования на j вид изделия; N - производственная программа j вида продукции; n – ассортимент.

Определение потребности в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды:

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru (4);

где T - годовая загрузка оборудования; T0 - наработка на отказ оборудования данного вида; R0 - заданный уровень надежности; Qj - количество единиц оборудования данного вида; Hij - норма расхода материала i-го вида на j ремонт.

Так же потребность может быть определена на основе иерархии изделия с учетом входимости элементов: в детерминированном методе важно установить время потребления материальных ресурсов. Здесь может быть полезен цикловой график. Он заполняется справа налево. Цикл определяется по наиболее длительной операции. На основании циклового графика можно определить, сколько деталей запустить и когда.

Чтобы выполнить заказ в срок, материалы должны иметься в наличии в наиболее раннее время, с тем, чтобы цикл их поступления и первичной обработки не увеличивал цикл изготовления изделия. Детали должны быть своевременно готовы, чтобы оставалось время для сборки. Покупные изделия должны быть заказаны с учетом ожидаемого времени поставки.

Второй подход это стохастические методы определения потребности, основанный на прогнозировании. Прогнозы различаются по временным показателям и могут быть долгосрочные (5-3 года) среднесрочные (3-1 года), и краткосрочные (от года до месяца). Прогнозирование может быть выполнено на основе алгоритмов: анализ временных рядов; определение модели потребления; выбор метода моделирования, графическая интерпретация прогнозной потребности и т.д.

Наиболее современный метод управления закупок - это система «Точно во время». Она была развита в Японии и основывалась на карточках заказа продукции Канбан[1] и методах управления качества. Ее основной целью было увеличение ассортимента продукции при уменьшении количества запасов на производстве. Количество поставщиков для одного вида ресурса в данной системе должно быть не более одного, что связано с фиксированным качеством продукции. Объем запасов сводиться к нулю, работа происходить прямо с «колес», наибольшая нагрузка на логистическую систему происходит в области планирования поставки ресурсов. Умение рабочих не только использовать оборудование, но и ремонтировать, позволило перенастраивать производственные линии.

Так, с одного конвейера компании Тойота в неделю сходило несколько марок, что привело к увеличению ассортимента и оптимизации модельного ряда для различных потребителей. Роль логистики для системы «Точно во время» имеет решающие значение, т.к. она формирует доставку необходимых ресурсов в оптимальные сроки.

Поставка - продажа продукции оптовым покупателям:

1. Торговым предприятиям для последующей перепродажи (рыночный фонд).

2. Промышленным предприятиям для последующей переработки (фонд промышленной переработки).

3. Организациям и предприятиям сферы нематериальных услуг (внерыночный фонд).

Транзитная поставка - когда товар минует оптовое звено. Складская - сначала поступает на оптовую базу. Соотношение в логистике данных поставок были проиллюстрированы на рисунке 3

Уровни поставок:

- межличностный (между сотрудниками фирмы);

- межотделенческий;

- уровня предприятий, организаций;

- международный (уровень правительства)

Между собой различаются масштабами и уровнями значимости.

Поставщик - обеспечивающий какими-либо товарами другое лицо на определенных условиях. Поставщиком может быть изготовитель и посредник.

Важно снизить стоимость материальных ресурсов для увеличения прибыли (при неизменных накладных расходах). Потребность в материальных ресурсах может быть определена на основе заявок от различных подразделений. Зная производственную программу детально расписывая, что нам нужно (производить ли комплект изделий или закупать на стороне – в зависимости что дешевле).

Выявление источника - выбор и определение поставщика (определить критерии оценки поставщика, затем осуществить его поиск. Поставщик может предложить себя сам, можно найти в справочниках, на ярмарках, выставках).

Оценка источника - оценка поставщика основывается на следующих критериях:

- приемлемая цена;

- качество поставляемой продукции;

- качество обслуживания потребителей;

- гибкость поставок;

- ограничение размера заказа;

- дороги;

- удаленность поставщика от потребителя;

- психологический климат в коллективе;

- кредитоспособность и финансовое положение.

Методы выбора поставщика.

1. Балльный метод - определяется наибольшее значащие критерии для оценки поставщиков. Выбирается определенная система баллов и величина оценки. Определяется значимость критериев в долях единицы. Где сумма баллов максимальная, тот поставщик имеет большую значимость, чем другие.

2. Подход, при котором определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

3. Расстановка приоритетов - по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого:

- выбираются наиболее важные критерии оценки;

- выбирается метод измерения деятельности поставщика;

-определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

Пример: в оценке поставщика качество продукции представляет первостепенную важность. Также принимаются важными качество обслуживания и цена. Важность 1-го параметра - 50%, других - по 25%. Вырабатывается система очков, которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру. Количество продукции принимается за 100 очков, из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой нам пришлось отказаться. Обслуживание - за каждую просроченную поставку вычитается 5 очков. Цена - выбирается самая низкая из назначенных цен как % отношение к действительно уплаченной цене (95 - самая низкая, а заплатили 100). Исходя из этих данных:

Качество - 50% (100-12)= 44,0

Обслуживание - 25% (100-5*5)=18,75

Цена - 25% (95/100)= 23,75

Итого 86,5 очков

Ведение переговоров. В результате должен быть достигнут выигрыш, как для поставщика, так и для покупателя. Отношения поставщика и потребителя складываются на основе партнерства.

Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.

Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании.

Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юридическое лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юридическое лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.

Управление взаимоотношениями. Осуществляется контроль над поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспедирование поставки.

Главным показателем поставок является надежность снабжения:

P=1-Pотказа (Pотказа - вероятность отказа в удовлетворении заявки).

Одноканальная система (на 1 комплектующую - 1 поставщик). Надежность снабжения:

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

В других случаях - алгоритм определения надежности поставок:

1. Сопоставление даты поставки плановой и фактической.

2. Определение времени опоздания.

3. Сопоставляется объем поставки плановый и фактический. Выявляются случаи недопоставки продукции.

4. Определяется объем недопоставки продукции DQ =Qфактич - Qплан.

5. Определяется условное опоздание в случае недопоставки t’оп = DQ/q.

(DQ - величина недопоставки, q - средний дневной расход).

6. Определяется общая величина опозданий Tоп= tоп+t’оп

7. Определяется количество случаев отказа.

8. Определяется наработка на отказ То=(Т - åТоп)/n где Т - общее число дней в периоде.

9. Определяется интенсивность отказов p =1/Топ.

10. Определяется коэффициент готовности поставок Кгп=(Т-åТоп)/Т

11. Надежность снабжения Р=Кгп-pt чем выше этот коэффициент, тем надежнее снабжение.

Транспортная логистика

Высокая роль транспорта была отмечена еще в дологистический период. Оптимизация транспортных издержек была основой для развития логистики, но к 1970-м годам государство берет роль регулятора и регламентирует тарифы, номенклатуру и другие важные транспортные параметры. Поэтому в западных странах в это время эффективность логистические операций в области транспорта была незначительной, что обуславливалось низкой конкурентной борьбой в отрасли. В плановой экономике, где рыночные рычаги были практически не задействованы, в данный период, оптимизация транспортных издержек сводилась к регулированию перевозок. Выход в рыночной экономике был снят за счет процесса дерегулирования.

При снятии регулируемых функций с государства, экономика получила мощный рычаг к оптимизации издержек на транспортные расходы и тем самым, высвобождалась часть оборотных средств, которая уходила на синхронизацию работы транспорта и производственных подразделений. Происходит изменение в подходе к качеству перевозок, к критериям выбора транспорта, и внедряются прогрессивные способы поставки грузов. Все это приводит к изменению связей в логистической цепи, сдвигом в структуре перевозок и к новому взгляду на транспорт и пересмотру транспортной политики. Это привело к развитию транспорта на западе и формированию современной системы логистической системы, где важнейшим звеном является транспорт.

Появление таких систем как “Канбан” и “точно во время” позволило интегрировать транспорт в производственную систему и оптимизировать, как доставку необходимых ресурсов, так и объем требуемых запасов для непрерывной работы. Так в компании “Ниссан” (Япония) запас для работы конвейера для производства автомобилей составляет два часа. На сегодняшний день транспортная логистика четко сформулировала свою цель: управление материальны потоком в процессе перевозки от первичного источника до конечного потребителя, включая внутрипроизводственное перемещение потока. Выделяют следующие задачи транспортной логистики:

1. управление транспортными процессами, выполняемые различными подвижными средствами транспортных организаций (в том числе подразделений фирм);

2. управление внутрипроизводственными транспортными процессами;

3. управление внешними транспортными процессами, выполняемые собственным транспортом предприятия.

Задачи выполняемы отделом транспортной логистики на предприятии:

1. выбор вида транспортных средств;

2. выбор типа транспортных средств;

3. совместное планирования транспортных процессов на различных видах транспорта, для обеспечение смешанных перевозок;

4. совместное планирование транспортных процессов со складским и производственным планированием;

5. обеспечение технологического единства транспортно складского процесса;

6. определение рациональных маршрутов доставки.

Нужно отметить, под транспортом понимают средство перевозки материальных и нематериальных ресурсов.

По назначению транспорт подразделяется на:

1. транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения товаров и населения;

2. транспорт не общего пользования, т.е. такой как внутрипроизводственный или ведомственные;

3. транспорт личного пользования (сейчас практически любой вид транспорта)

По характеру перевозок можно разделить весь транспорт на две группы: грузовой и пассажирский.

Логистика запасов

Запас является определенным буфером, который сглаживает изменение спроса и предложения. Запас позволяет избежать дефицита (необеспеченного спроса). Существуют следующие виды дефицита:

- естественный (отсутствие тех или иных видов ресурсов);

- технологический (образуется из-за того, что делали не то, что нужно);

- искусственный.

Производственного запаса является элементом увеличение надежности работы предприятия.

Простые запасы - различные виды материальных ресурсов, предназначенных для производственного потребления.

Причины образования простых запасов:

- несоответствие объемов поставки объему разового потребления;

- разрыв во времени между моментами поступления материалов и его потреблением;

- климатические условия местности;

- снижение транспортных расходов.

Производственный запас включает:

- текущий запас (необходимый между двумя очередными поставками);

- подготовительный запас (служит для обеспечения бесперебойной работы предприятия в период, необходимый для подготовки механизмов для эксплуатации);

- страховой или гарантийный запас (необходим на случай перебоев в процессе снабжения).

- товарные запасы (запасы готовой продукции и запасы в каналах сферы обращения).

Каждый из видов запаса может быть измерен:

а) в натуральном выражении (шт., м2) для определения степени обеспеченности запасами конкретного вида продукции;

б) в стоимостном выражении (надо знать, сколько ресурсов и по какой цене) необходимом для общей величины запаса и сравнения с реализацией продукции, издержками и другими показателями.

в) в днях обеспеченности (необходимый объем запасов в натуральном выражении разделить на среднесуточный расход).

Для регулирования запасами необходимо производить расчет оптимальной величины партии поставок. Необходимо ответить на следующие вопросы:

- сколько должно содержаться в запасе материальных ресурсов?

- сколько мы можем заказать за один раз?

- когда нам заказывать?

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Периодизация пополнения запасов представлена на рисунке 9, и может быть записана формулой:

q тек(t) = q max - Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru *t; где Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru - среднесуточный расход.

За норму текущего запаса в натуральном выражении принимается половина максимального запаса:

qср = (qmax + qmin)/2 = qmax /2

Период времени между двумя поставками:

Т= q max / Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru ; где q max - величина партий.

Норма текущего запаса в днях обеспеченности определяется как половина интервала между поставками.

Уровни запасов - макс., средний, мин.

ПЗ max = q max текущий + q страховой.

ПЗ средний = q текущий средний + q страховой

ПЗ min = q страховой

Особенностью рыночной экономики является неравномерность спроса, поэтому в логистике применяют расчет в условиях неопределенности.

Экономический размер партии - такая величина партии товаров, которая позволяет сократить до минимума ожидаемую общую потребность на запасы при определенных условиях и ценах.

Методика определения экономического размера партии заключается в сравнении достоинств и недостатков больших и малых запасов. При определении экономического размера партии используются следующие допущения:

- общее число единиц, составляющее годовую потребность, известно;

- величина спроса постоянна;

- выполнение заказов происходит немедленно;

- расходы на оформление заказа не зависят от величины партии;

- цены на материалы не меняются в рассматриваемом периоде.

Определяем затраты на приобретение материалов.

Смат = Ц*q (Ц - цена товара, q - объем партии) С1 - затраты с выполнением заказа на поставку, условно-постоянные расходы (не зависящие от объема партии) по размещению заказа, оформлению или подписанию договора, командировочные расходы. Административные расходы (почта, телеграф), расходы по приемке и складированию грузов.

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

где Схр­- затраты на хранение, t- период поставки, p- среднесуточный расход t=q/p

С2 - затраты на хранение единицы товара, q - хранимый запас, p - среднесуточный расход.

Формула общей величины затрат на партию:

Cобщ=Ц*q+C1+Cхр

Общая зависимость от величины партии тогда будет иметь вид:

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Затраты, связанные с содержание запасов составляют 10-40% от стоимости самих запасов. С2-переменные расходы, включают в себя:

- затраты, связанные с отоплением, освещением;

- заработная плата работников;

- затраты, связанные с проведением инвентаризаций, замораживанием оборотных средств, порча товаров, естественная убыль;

- расходы, связанные с комплектованием.

Несколько случаев определения величины оптимальной поставки:

- затянувшаяся партия;

- ускоренное использование запасов;

- поступление материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита.

Модель затянувшейся поставки позволяет планировать поставки параллельно с потреблением:

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Суть метода в том, что период времени разделяется на две части. В период t1: поступление материальных ресурсов и их расход (b>p) где b-поступление, в период t1: идет расход запасов, т.е. производство.

Максимальная величина запаса и средний запас рассчитывается как:

qmax=(b-p)/t=(b-p)q/b=(1-p/b)/q

qсред=(1-p/b)qmax/2

Cобщхр1тр=(1-p/b)C2q/2+C1n+Cтр (руб/год) ;

где Стр - транспортн. расходы, n-количество партий.

Оптимальны запас можно вычислить по формуле: Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Ускоренное использование запасов: интенсивность потребления материальных ресурсов такова, что может возникнуть определенный дефицит материалов (рисунок 11). Если этот дефицит сопоставим с затратами на содержание запасов, то дефицит допускается.

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

t1 - время, в течение которого запас на складе в наличии.

t2 - время, которое запас отсутствует.

qн - начальный размер запаса (как правило, меньше величины оптимальной партии)

Определяется Собщ и текущие затраты:

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Средний размер дефицита:

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

С3 - затраты, связанные с потерями дефицита

Сдеф3 Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Собщ= Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

( Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru - поправка на дефицит)

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Модель поступления материалов в течение определенного периода времени при наличии дефицита изображена на рисунке 12.

t - время поступления с одновременным расходом материальных ресурсов

t2 - период расхода запаса.

t3 - период дефицита.

t4 - период пополнения дефицита.

qопт= Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru * Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

C3 включает:

- штрафы потребителям за несвоевременную поставку;

- оплата простоя рабочим;

- оплата сверхурочных часов работы;

- потери, связанные с увеличением среднесуточной продолжительности.

- потери, связанные с поставками неправильного ассортимента.

Так же используется метод предельных величин: анализ начинается с минимального объема заказа и определяется вероятность продажи этого объема: Р(МРU) Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru (1-Р)МСО

Р - вероятность продажи еще 1-й единицы продукции;

МСО - предположительные издержки избыточного заказа

МРU - предположительный доход от продажи дополнительной единицы.

Р Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru МСО/(МСО+МРU)=0,1/(0,1+0,05)=0,67

Расчет гарантийного (страхового) запаса можно рассчитать следующими способами:

1 Величина гарантийного запаса определяется по интервалу отставания поставок материальных ресурсов

qстр=(t1+t2+t3+t4) Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

t1 - время, необходимое покупателю на заказ;

t2 - время, необходимое поставщику на отгрузку материалов;

t3 - время движения материалов от поставщика к заказчику;

t4 - время на разгрузку и складирование.

2 Изучение фактических опозданий поставок и отклонений в объемах поставок по алгоритму:

1. Определение суммарного объема поставки;

2. Определение средневзвешенного интервала поставки

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

3. Определение интервала опоздания

tоп=ti-tср. вз

4. Определение объема опоздания (вся величина поставки, по которой имеется опоздание)

5. Определение средневзвешенных интервалов опоздания

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

6. Определение среднесуточного расхода;

7. Определение величины страхового запаса

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

3Исходя из среднеквадратичного отклонения интервала поставок

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

где ti - интервалы, k- количество интервалов

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

основываясь на нормальном распределении и тройного стандарта, при котором вероятность равна 0,998

4 Исходя из среднеквадратичного отклонения в объеме поставок:

1. Определяется средняя величина объема поставок

Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

2. Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

3. Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

4. Рупосов В.Л. Логистика: курс лекций. € - student2.ru

Определение общей величины производственного запаса.

З - запасоемкость

ПЗ=З*Т З=(Sм*t)/(Sп*360)

Пример решения задачи Метод АВС.

Способ 1. Эмпирический метод (Правило Парето, или способ 80/20)

Суть данного метода заключается в том, что вся номенклатура материальных ресурсов располагается в порядке убывания суммарной стоимости всех позиций на складе. При этом цену единицы продукции умножают на общее количество и составляют список в порядке убывания произведений. Далее подразделяют все позиции номенклатуры на три группы – А, В и С.

Пример разбиение на группы по методу Парето приведен в таблице 3.

Таблица 3 – Пример решения по методу Парето

Первичный список Упорядоченный список Первичный список Упорядоченный список
№ позиции средний запас по позиции, руб доля позиции в общем запасе,% № позиции средний запас по позиции, руб доля позиции в общем запасе,% доля с нарастаю-щим итогом, % Накоп. доля номенклатур ,% № позиции средний запас по позиции, руб доля позиции в общем запасе,% № позиции средний запас по позиции, руб доля позиции в общем запасе,% доля с нарастаю-щим итогом, % Накоп. доля номенклатур,%
2.08 19.50 19.50 0.11 0.37 96.33
0.63 14.21 33.71 19.50 0.33 96.66
2.50 11.33 45.04 0.03 0.30 96.96
0.47 9.21 54.25 0.18 0.29 97.25
0.09 7.50 61.75 0.93 0.28 97.53
1.57 6.04 67.79 0.03 0.27 97.80
0.16 4.50 72.29 0.07 0.26 98.06
14.21 3.33 75.63 0.27 0.23 98.28
0.23 2.50 78.13 11.33 0.20 98.48
3.33 2.08 80.21 0.37 0.18 98.67
7.50 1.99 82.20 0.05 0.18 98.84
1.88 1.88 84.08 0.30 0.16 99.00
0.82 1.75 85.83 4.50 0.15 99.15
0.28 1.57 87.39 0.12 0.14 99.29
0.26 1.38 88.78 9.21 0.12 99.41
0.20 1.17 89.94 0.29 0.11 99.52
0.14 1.07 91.01 1.07 0.10 99.62
0.10 0.93 91.94 1.38 0.09 99.71
0.38 0.82 92.76 0.33 0.07 99.78
0.06 0.73 93.49 0.42 0.06 99.83
0.18 0.63 94.13 0.73 0.05 99.88
0.57 0.57 94.69 1.75 0.04 99.93
0.02 0.47 95.16 0.04 0.03 99.96
0.15 0.42 95.58 6.04 0.03 99.98
1.99 0.38 95.96 1.17 0.02 100.00
           

Наши рекомендации