Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра криминалистики и предварительного расследования в ОВД

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

КиПР в ОВД

подполковник милиции

А.В. Булыжкин

«____» _____________ 20__ г.

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Криминалистика»

Тема № 5

«Криминалистическая трасология»

(специальность 030505 65 – Правоохранительная деятельность,

специализация – административная деятельность органов внутренних дел,

профиль подготовки – деятельность подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения,

очная форма обучения)

_______2_________

(количество часов)

Орел

ПЛАН:

Введение

Основные вопросы: 1. Понятие и классификация следов в трасологии, механизм образования следов, общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов.

2. Следы отображения.

3. Следы предметы, вещества.

Заключение.

Литература.

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО.

Лекция подготовлена преподавателем кафедры КиПР в ОВД капитаном милиции Клевцовым В.В.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры

«8» декабря 2010 г. Протокол № 25

Введение.

Задачи по преодолению негативных явлений, часто встречающихся в нашем обществе, постоянно находятся в центре внимания наших правоохранительных органов и, прежде всего МВД России. Например, на усиление борьбы с преступностью и совершенствования форм использования технико-криминалистических средств и методов не раз обращало внимание руководство МВД России. Оно обязало каждого сотрудника органов внутренних дел, принимающих участие в предупреждении и раскрытии преступлений, уметь в совершенстве применять научные методы и технические средства в своей практической деятельности. Но активное и творческое использование современных достижений криминалистической техники предполагает обладание всеми сотрудниками органов внутренних дел не только суммой практических навыков, но и комплексом глубоких теоретических познаний в криминалистике. Без этого сугубо практический, основанный на эмпирике подход, по существу вернет нашего современника на положение сотрудников милиции 20 – 30 годов, которые «на ощупь» подыскивали подходящие средства в конкретной ситуации. В этой ситуации трудно переоценить значение научных основ криминалистической трасологии, которые служат не только надежным базисом для работы с весьма распространенными следами, изучаемыми в трасологии (следы рук, ног, транспортных средств, орудий взлома и т.д.), но и помогут найти истинно научный подход и в работе со многими следами, изучаемыми в других отраслях криминалистической техники как раздела науки криминалистики (следы огнестрельного оружия на пулях и гильзах, оттиски печатей и штампов и т.д.).

1. Понятие и классификация следов в трасологии, механизм образования, общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов.

При совершении преступления на месте происшествия, как правило, остаются разнообразные следы.

В криминалистике понятием «след» в его широком значении охватываются всевозможные изменения обстановки, состояния или внешнего вида предметов, возникающих в результате действия преступника. Это могут быть последствия пожара или взлома, следы рук и ног человека, появление так и исчезновение предметов, изменения положения предметов обстановки, пятна крови и выделения человеческого организма, следы курения, пыль, грязь и т.д.

В узком смысле под следом понимают только те материально фиксированные изменения, которые характеризуются отображением признаков внешнего строения одних объектов на других.

Сущность расследования и заключается в том, чтобы обнаружить и по крупицам собрать эти своеобразные отпечатки события, и уже по ним составить картину преступления (установить: где, когда и какое совершено преступление, при каких обстоятельствах, кто его совершил, умышленно или неосторожно, кто пострадал, в какой степени, какой ущерб причинен преступлением).

Значение следов и иных вещественных доказательств заключается в том, что, будучи носителями информации, о том или ином явлении, связанным с событием преступления, они для органов дознания, предварительного следствия и суда возможность установить объективную истину. Иначе говоря, следы служат средством к установлению фактических обстоятельств дела, выявлению лиц, совершивших преступление, либо к опровержению обвинения или смягчение вины обвиняемого.

Следы позволяют создать верное представление о характере и деталях происшедшего события, о количестве и некоторых физических особенностях преступников, о виде и особенностях, использованных ими средств, а в некоторых случаях установить и конкретные объекты.

Трасология - от французского la trace - след и древнегреческого logos (следоведение, учение о следах) - отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности возникновения различных видов следов, отражающих механизм преступления, и разрабатывающая средства, приёмы и методы их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования в целях раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

Механизм образования следов.

В образовании следов - отображении участвуют, как правило, два объекта

· Следообразующий;

· Следовоспринимающий.

Следообразующий – объект, который оставляет следы.

Следовоспринимающий – объект, на котором следы остаются.

Поверхности объектов, непосредственно соприкасающиеся, называются контактными.

Следы отображения возникают в результате непосредственного соприкосновения (контакта) двух объектов: следообразующего и следовоспринимающего.

Основания классификации следов в трасологии.

1. По роду следообразующих объектов;

2. По характеру возникающих изменений на воспринимающем объекте;

3. По состоянию объектов в момент следообразования и в зависимости от места расположения.

Классификация следов в зависимости от следообразующего объекта:

а) следы рук, ног, зубов, ногтей человека, его обуви, перчаток;

б) следы одежды;

в) следы транспортных средств;

г) следы орудий взлома;

д) следы механизмов и инструментов, образовавших в процессе изготовления объектов.

Классификация следов в зависимости от следовоспринимающего объекта. Следы делятся на: а) локальные; б) периферические; в) объемные;

г) поверхностные:

· следы наслоения (следы машин на асфальте):

─ позитивные – наслоение частиц вещества с выступающих участков следообразующего объекта;

─ негативные – наслоение частиц вещества с углублений следообразующего объекта.

· следы отслоения (следы обуви на пыльной поверхности);

· окрашенные;

· бесцветные:

─ слабовидимые (маловидимые);

─ невидимые.

Классификация следов в зависимости от взаимного контакта следообразующего и следовоспринимающего объектов. Следы делятся на:

а) статические;

б) динамические.

Локальные следы возникают за счет изменений в пределах контакта следообразующего и следовоспринимающего объектов (например, след автомобиля в мягком грунте, след орудия взлома на преграде).

Периферические следы представляют собой изменения, которые происходят за пределами соприкосновения поверхностей следообразующего и следовоспринимающего объектов (например, следы предмета, образовавшиеся в результате осаждения вокруг него пыли).

Статические следы – рельеф поверхности образующего объекта передается однотипно, т.е. каждая точка в виде точки.

Динамические следы – оба взаимодействующих объекта (или один из них) перемещаются по поверхности друг друга. В данном случае точки рельефа поверхности следобразующего объекта передаются не как точки, а в виде линий (трасс): бороздок и полуваликов (например, следы колес автомобиля – при «юзе»).

Таким образом, знание классификации следов необходимо не только для изучения типичных признаков, присущих каждому виду следов, но и для правильного определения происхождения следов, их образования и точки фиксации их в протоколе осмотра места происшествия.

Следы отображения – следы, которые отображают признаки оставившего их объекта и механизм их образования (отпечаток пальца руки, след от колеса).

Следы предметы – следы, которые отображают признаки объекта, характеризующие действия (замок, пломба, осколки фарного рассеивателя).

Следы вещества – (частицы лакокрасочного покрытия автомобиля, наслоение почвы, грязи) исследуются для установления механизма их образования, групповых и других признаков.

Рекомендации по описанию в протоколе следов пальцев рук.

При описании следов пальцев рук в протоколе следует указать:

1) на каком предмете находится след (наименование, назначение);

2) материал и состояние предмета (поверхность сухая, влажная, запыленная и т.д.);

3) вид следа (объемный, поверхностный, маловидимый, невидимый, окрашенный);

4) месторасположение следа (расстояния до двух неподвижных ориентиров);

5) цвет окрашенного следа;

6) тип отпечатавшегося папиллярного узора (дуговой, петлевой, завитковый) — если не вызывает сомнения;

7) форма и размеры следа в длину и ширину;

8) способ выявления и фиксации следа;

9) наименование применяемой фотоаппаратуры, приспособлений;
чувствительность фотоматериала, выдержка, диафрагма;

10) изъятие, упаковка (в какой материал упакован, пояснительная надпись, подписи следователе и понятых, какой печатью опечатан).

Вывод о том, какой рукой и какими пальцами оставлены следы может быть сделан на основании совокупности признаков (в протоколе осмотра места происшествия делать вывод нельзя).

По следам рук назначается дактилоскопическая экспертиза.

Задачами дактилоскопической экспертизы (следов рук) являются установление человека по следам его рук, определение пола, возраста и других особенностей этого лица, количества лиц, оставивших следы рук, выявление некоторых особенностей поведения лица на месте события (преступления), например, определение того, как человек касался определенных предметов: был ли это удар или прикосновение, каким образом держал орудие и т.п.[2]

Таким образом, рассмотренные свойства и классификация папиллярных узоров, наличие в них большого количества индивидуализирующих особенностей, используя в целях установления и разоблачения преступников по следам рук, обнаруженным на месте происшествий. Криминалистикой разработаны эффективные методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов пальцев рук, которые помогают в расследовании преступлений.

Среди различных следов, используемы в целях раскрытия преступлений, не последнее место занимают следы ног. Они могут быть обнаружены не только на мете происшествия, но и на подступах к нему, в местах, где спрятано похищенное или где скрывается преступник и т.д.

Внимательное изучение следов ног, обнаруженных на месте происшествия, позволяет судить о виде, фасоне, размерах и индивидуальных особенностях обуви, а также о некоторых физических данных лица, носящего эту обувь.

Кроме того, изучение следов ног может помочь выяснить отдельные обстоятельства:

1. В каком направлении передвигались преступники и их количество;

2. К каким объектам подходили преступники на месте происшествия;

3. Какие действия совершали преступники (по взаимному расположению следов);

4. Оставлены ли следы ног при ходьбе, беге, прыжках, ударах ногой и т.д.

5. Как давно находились преступники на месте происшествия (давность следов).

Чаще всего встречаются объемные следы ног в грунте. Поверхностные следы наслоения образуются за счет постороннего вещества пыли, грязи, крови и т.д., а следы ступней также за счет пота.

Динамические следы образуются при скольжении ноги. Они редко бывают пригодны для идентификации. Обнаружение следов ног не представляет особой сложности, т.к. они обычно хорошо видны. Трудность представляет определение взаимосвязи обнаруженных следов ног с событиями преступления. Здесь надо учитывать давность происхождения следов, их расположение относительно объектов места происшествия.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru На месте происшествия следы могут быть одиночными, а могут образовывать «дорожку следов», в которой различают следующие элементы:

1. Направление движения;

2. Длина шага;

3. Ширина шага;

4. Угол разворота стопы;

Элементы дорожки следов босых ног:

А, Б, В, Г - линия ходьбы; АБ, БВ - длина шага (правого и левого); Бб, Be - ширина шага (правого и левого); 1 - угол шага положительный; 2 - угол шага нулевой; 3 - угол шага отрицательный.

Длина шага - расстояние между двумя последовательными следами правой и левой ноги.

Существуют две точки зрения относительно количественного выражения длины шага. По мнению одних авторов [Белкин Р.С., Ивашков В.А. и др.], длина шага правой (левой) ноги представляет собой кратчайшее расстояние между центрами отображений задних (если они выражены неотчетливо, то передних) срезов каблуков либо пяток в следах последовательно правой и левой ноги.

Другие исследователи [Грановский Г.Л., Леви А.А. и др.] полагают, что, длиной шага является расстояние по линии направления движения, на которое переносится нога при шаге.

Первый способ определения длины шага представляется более обоснованным и приемлемым, ввиду того, что именно указанная в нем величина характеризует динамическую структуру движения ног, фиксируемую в дорожке следов; кроме того, она может быть измерена с гораздо большей точностью, чем расстояние, принятое за длину шага во втором определении.

Длина шага зависит от скорости передвижения человека, его роста, возраста, пола и других характеристик.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru Ширина шага, или ширину расстановки ног — поперечное расстояние между следами правой и левой ноги. Ширина шага устанавливается измерением расстояния между параллельными линиями, проведенные через центры каблучной (пяточной части) одноименной ноги. Средняя ширина составляет 6 – 12 сантиметров.

Угол разворота стопы, определяется углом, образован ным осью стопы или следа обуви и прямой ли нией между следами правой и левой ноги.

Элементы дорожки следов ног:

АВ — линия направления движения, АБ — длина правого шага; БВ — длина левого шага; ВГ — ширина шагов; а — угол постановки левой ступни; β — угол постановки правой ступни

Угол разворота ступни – это угол, составленный линией направления движения и продольной осью следа обуви и ступни.

· положительный (носки ступней развернуты наружу по отношению к линии направления движения);

· нулевой (при параллельной постановке ступней);

· отрицательный (когда носки ног направлены внутрь).

Необходимо измерять все элементы «дорожки следов» не менее 2 – 3 раз на различных участках.

Известно, что:

· длина шага мужчины среднего роста пропорционального телосложения при нормальной походке составляет 65 – 90 сантиметров, у женщин, лиц пожилого возраста - 50 – 70 сантиметров, угол разворота ступней соответственно 18 – 25 и 12 – 20 градусов[3].

Из обнаруженных на месте происшествия следов выбирают наиболее четкие и производят их осмотр.

В следах обуви измеряют:

1. Общая длина следа по линии, проходящей через крайние точки закруглений каблука и носка;

2. Длина подметочной и промежуточной частей;

3. Наибольшая ширина подметочной части;

4. Наименьшая ширина промежуточной части;

5. Длина и ширина каблука;

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru Название частей подошвы обуви и их измерения:

а - носочный срез; б - внутренний срез; в - внешний срез; г - задний срез; д - подметочная часть; е - задний срез подметки; ж - промежуточная часть подошвы; з - каблук; и - передний срез каблука; к-н - общая длина по дошвенной части; к-л - длина подметки; о-п - ширина подметки (в самой ши рокой части); л-м - длина промежуточной части; р-с - ширина промежуточ ной части; м-н - длина каблука; т-у - ширина каблука.

Для определения примерного роста человека по следу обуви нужно из общей длины подошвы вычесть 1 – 2 см. (превышение длины над длиной колодки), затем разделить полученное число (общую длину следа) на 15,8 (мужчины) или 15,5 (женщины) и умножить на 100.

При обнаружении следов босой ноги измеряется:

- общая длина ступни;

- ширина плюсневой части, промежуточной (мостовидной) части - свода и пяточной части;

- наибольшая длина и ширина отпечатков пальцев, расположение пальцев по отношению друг к другу, величина промежутков между пальцами;

- величина свода (высокий, средний, низкий);

- степень искривления большого пальца;

- наличие признаков аномалии стопы;

- особенности строения папиллярного узора, отобразившегося в следе.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru Основные элементы стопы: 1 - пальцы, 2 - плюсна; 3 -свод; 4 – пятка

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru

Измерение следа подошвы босой ноги:

Аа - общаядлина следа, Бб – ширина плюсны, Вв - ширина промежуточной части (свода); Гг - ширина пяточной части.

Следы ног, обутых в чулки или носки, отражают на ряду с общими анатомическими признаками ступни также общие и частные признаки чулок и носков: размер, характер пряжи, наличие фабричных и ручных швов (общие), фабричные дефекты нитей пряжи, форма, размер и расположение потертостей и разрывов или заплат, особенности живых швов (частные).

Определение размера обуви практически сводится к установлению длины колодки, на которой изготавливается обувь.

В настоящее время размеры основных видов обуви в России выражаются в условных единицах – штрих массах (штрих массовая система 1 штрих масс равен 6,67 мм.) и в сантиметрах (метрическая система: мужская обувь 24,5 – 30,5, женская 21,5 – 27,5).

Для определения размера обуви нужно измерить общую длину следа, затем полученное число уменьшить на 1 – 2 см. (превышение длины подошвы над длиной колодки разделить на единицу штрих массу – 6,67 мм. При метрической системе измерений из общей длины следа также вычитается 1 – 2 см. (с учетом способа крепления подошвы). Полученное число будет примерно соответствовать размеру обуви.

Рекомендации по описанию следов обуви и ног человека.

В протоколе описываются отдельные следы ног человека и дорожка следов, если она имеется.

При описании следов ног человека в протоколе следует отразить следующие данные:

1) характер поверхности или грунта, где обнаружены следы (деревянный, бетонированный пол, глинистый, песчаный, сухой, влажный грунт и т.д.);

2) место обнаружения следов (привязка);

3) вид следов (объемные, поверхностные, отслоения или наслоения; обуви, босых ног);

4) характер и цвет вещества, которым образован след;

5) направление и расположение следов относительно окружающих предметов;

6) элементы дорожки следов — длину, ширину шага, угол разворота стопы отдельно для левой и правой ног;

7) форму следа носка (острый, прямоугольный, удлиненный, прямоугольный широкий, круглый широкий), заднего края подметки (прямой, скошенный, вогнутый, фигурный), переднего края каблука (прямой, вогнутый, выпуклый, фигурный), самого каблука (круглый, овальный, четырехугольный),

8) размер следа;

9) наличие рельефного рисунка подошвы обуви;

10) форму, размеры и расположение особенностей строения подо швы обуви (гвоздей, швов, набоек, трещин, стёртостей, элементов рельефного рисунка и т.д.);

11) способ фиксации следа,

12) наименование применяемой фотоаппаратуры, приспособлений; чувствительность фотоматериала, выдержка, диафрагма (при обычной фотосъёмке); что сфотографировано; номер CDR диска и его упаковка (номер печати), надписи и подписи на нём (при цифровой фотосъёмке);

13) способ изъятия и упаковки предмета со следом или слепка (как упакован, пояснительная надпись, подписи следователя и понятых, какой печатью опечатан)

Изъятие следов ног (поверхностных) производится по правилам, изложенным в предыдущем вопросе.

Из объемных следов обуви изготавливают слепки из гипса. Слепки получают двумя способами: наливным и насыпным. Во внутрь следа помещают каркас из железных прутьев, деревянных палочек, к которым на шпагате привязывается бирка. Концы шпагата опечатываются. Бирка снабжается пояснительной надписью.

Следы орудий взлома.

Различают:

1.1. Следы давления (удара);

1.2. Следы трения (скольжения);

1.3. Следы резания.

1.1. Следы давления (удара):

· Вмятина – объемный след;

· Пробоина - орудие проходит сквозь толщу преграды;

· Отпечаток - возникает при небольших усилиях, прилагаемых к орудию взлома и образуется за счет окрашивания поверхности преграды веществом, перенесенным с орудия взлома.

· Отслоение - возникает при небольших усилиях, прилагаемых к орудию взлома и образуется за счет удаления орудием взлома красящего вещества с поверхности, взломанной преграды.

Следы давления (удара) - вмятины, пробоины, отпечатки и отслоения – зеркально отражают внешнее строение контактной поверх ности орудия взлома: форму, величину, характер рельефа и их частные особенности. Поэтому по ним, возможно, установить групповую принадлежность инструмента, а после его обнаружения идентифицировать орудие взлома. По расположению следов на преграде можно определить пространственное положение орудия взлома при следообразовании и тем самым решить вопрос о том, с какой стороны внешней или внутренней, был произведен взлом, что важно при проверке версии об инсценировании кражи со взломом.

1.2. Следы трения (скольжения):

Соскоб – при скольжении орудия взлома происходит соскабливание незначительного слоя преграды (орудие взлома наклонено под тупым, фронтальным углом).

Уплотнение – происходит уплотнение поверхностного, слоя преграды (орудие взлома наклонено под острым фронтальным углом).

Мазок - след скольжения, образовавшийся красящим веществом или грязью с орудия взлома.

Криминалистическое значение следов скольжения, хотя они и преобразовано отражают внешнее строение следообразующего объекта, очень велико. По ширине следа можно определить ширину рабочей поверхности орудия взлома и, следовательно, установить его групповую принадлежность. После обнаружения предполагаемого орудия его можно идентифицировать. При установлении групповой принадлежности и идентификации орудий взлома по следам скольжения учитывается встречное положение инструмента при следообразовании. Отнесение следа скольжения к соскобам или уплотнениям служит основанием для определения пространственного положения и направления движения инструмента, а это, в свою очередь, помогает выяснить механизм следообразования и способ взлома.

1.3. Следы резания:

Все виды резания можно разделить на три вида:

1. Простой разрез (разруб);

2. Встречный разрез.

3. Разрез с отделением мелких частиц материала (строгание, распил, сверление).

1. Простой разрез или разруб заключается в том, что преграда разделяется на части при помощи клинообразных режущих инструментов (топора зубило, нож).

2. Встречный разрез состоит в разделении предмета на части посредством двух режущих лезвий, движущихся навстречу друг другу (слесарные и саперное ножницы, кусачки, бокорезы, пассатижи).

3. Резание с отделением мелких частиц материала преграды происходит при строгании, сверлении и распиле с использованием соответствующих инструментов (сверла, пилы и т.д.).

Рекомендации по описанию следов орудий взлома:

При описании следов орудий взлома следует установить и указать в протоколе:

1. Вид преграды, на которой образованы следы (стена, дверь, окно и т.д.):

материал преграды (доски, бревна, фанера, кирпич, железо и т.д.);

2. Поверхность преграды (полированная, крашенная и т.д.);

3. Вид следа (объемный, поверхностный, наслоения; след удара, нажима, трения, разреза, распила);

4. Месторасположение следа (изнутри помещения или снаружи; каково расстояние от центра следа до двух постоянных ориентиров, на пример, до нижнего края двери, смежного края со стороны запора; наименование частей двери и окна);

5. Форму следа (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, трапециевидная, неправильная, продолговатая и т.д.);

6. Размеры следа в двух взаимно перпендикулярных направлениях (длина, ширина) и наибольшую глубину (объемного) следа;

7. Характерные особенности следа в виде выпуклостей и углублений (форма, размеры, расположение);

8. Наличие в следе посторонних частиц (краски, ржавчины и т.д.);

9. Способ фиксации следов;

10. Наименование применяемой фотоаппаратуры, приспособлений; чувствительность фотоматериала, выдержка, диафрагма (при обычной фотосъёмке); что сфотографировано; номер CDR диска и его упаковка (номер печати), надписи и подписи на нём (при цифровой фотосъёмке);

11. Способ изъятия и упаковки предмета со следом или слепка (как упакован, пояснительная надпись, подписи следователя и понятых, какой печатью опечатан).

Следы излома.

Образуются вне контакта с орудием взлома при разделении предмета. Излому предшествуют деформации растяжения, изгиба, скручивания или сдвига. В зависимости от того, какая деформация предшествовал разрушению преграды, образуются различные разновидности следов:

· Следы разрыва;

· Следы перелома;

· Следы скручивания;

· Следы сдвига.

Криминалистическое значение следов излома сострит в том, что по ним возможно определить сторону, откуда был произведён взлом и установить целое по частям.

Изъятие следов взлома для их лабораторного исследования лучше всего производить с предметом или частью предмета, на котором они находятся. Перед изъятием следы взлома фотографируется по правилам узловой и детальной фотосъемки.

В случае невозможности изъятия следов взлома с предметом или его частью следы копируются с помощью пластической массы (силиконовой пасты, пластилина, парафина, воска, степса и др.)

Следы зубов.

Следы зубов человека остаются на продуктах питания, окурках, жевательной, резин ке, на теле и одежде человека. Строение зубного аппарата и внешнее строение зубов индивидуально и поэтому по следам зубов возможна индивидуальная идентификация личности. Характер и расположение следов укуса могут способствовать установлению обстоятельств, связанных с их образованием.

Идентификационными признаками, которые отображаются в следах зубов являются:

а) характер прикуса челюстей (прямой, верхний, нижний);

б) форма и размеры челюстной дуги;

в) относительное расположение зубов в челюстной дуге;

г) величина зубов и расстояний между ними;

д) отсутствие зубов;

е) признаки заболеваний, санации и протезирования и др.

Следы транспортных средств.

Транспорт в нашей стране развивается из года в год, увеличивается количество автомашин и мотоциклов. Однако увеличение количества транспортных средств влечет к увеличению дорожно-транспортных происшествий. При осмотре места происшествия нередко в качестве объектов криминалистического исследования выступают следы различных транспортных средств. Особо важное значение приобретают эти следы в случаях, когда возникает необходимость разыскать, а затем отождествить транспортное средство, скрывшееся с места происшествия. Обычно к транспортным средствам относятся: автомашины, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, тракторы, повозки, сани, нарты и т.п.

K следам транспортных средств относятся:

Следы - отображения внешнего строения отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (след колеса на грунте, след бампера на столбе).

Предметы, детали, отделившиеся от транспортного средства (кусок древесины борта, ручка дверцы, стекло фар и подфарников и т.п.), а также вещества, отделившиеся от транспортного средства (смазка, горючее, вода).

Криминалистическое значение этих следов состоит в том, что в результате их осмотра и экспертного исследования удается установить ряд фактических данных, имеющих важное

значение для выявления обстоятельств расследуемого преступления.

По следам можно установить:

1. Групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его марку, модель.

2. Тождество транспортного средства или его частей (колес, шин).

3. Какие повреждения возникли на транспортном средстве в ре зультате происшествия (вмятина на крыле, повреждены фары).

4. Наличие неисправностей некоторых механизмов (например, по следам торможения можно делать вывод о неодновременном срабатывании тормозных колодок (дисков) колес автомобиля. При наличии на месте происшествия тормозной жидкости – о неисправности гидравлического привода тормозов).

5. Отдельные обстоятельства происшествия (например, направление движения транспортного средства, применялось ли торможение, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, место, где совершен наезд).

Изучение следов на месте происшествия иногда помогает установить и другие факты, например, вид перевозившегося груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство (краска, пыль, волокна древесины, стебли растения).

Колеса автомобиля образуют в основном следы качения (статические следы) и следы скольжения (динамические следы).

Следы колес могут быть объемными и поверхностными, наслоения и отслоения.

Поверхностные следы также подразделяются на видимые и слабовидимые.

По следам ходовой части колесных транспортных средств могут быть установлены следующие технические данные (признаки):

1. Колея.

2. База.

3. Количество осей и колес.

4. Вид колес (с жесткой или пневматической шиной).

5. Некоторые размеры колес (ширина беговой дорожки и длина окружности).

Колея – это расстояние, между средними линиями следов колес, расположенных на одной оси или между средними линиями спаренных колес.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru

База автомобиля – это расстояние между передней и задней осями. У трехосных автомобилей различают еще и базу тележки - расстояние между задней и средней осями.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru

Измерение базы (А) двухосного автомобиля (база трехосного автомобиля измеряется между передней осью и средней линией, проходящей между осями задних колес)

Вид колес:

Шины бывают пневматические и жесткие (жесткие на повозках).

Шины бывают:

- автомобильные;

- мотоциклетные;

- велосипедные;

- тракторные.

Некоторые размеры колес:

Ширина шины определяется по ширине следа, причем в объемном следе она измеряется по его дну.

Длина окружности измеряется между двумя последовательными отпечатками одной и той же особенности.

Диаметр колеса равен длине окружности, разделить на 3,14.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru

Элементы рисунка протектора шины:

1 — узкие канавки;

2 — грунтозацепы;

3 — щелевидные канавки;

4 — надрезы (щелевидные прорези);

5 — продольные ребра;

6 — изолированные выступы (шашки);

7 — поперечные винтовые водоотводящие канавки;

8 — продольные водоотводящие канавки

Индивидуальные признаки шин:

- трещины на покрышке;

- разрывы;

- выкрошенности;

- износ рисунка протектора.

Направление движения транспорта определяется по ряду признаков:

1. На дне объемных следов колес, образованных в грунте и снегу, наблюдаются сдвиге в виде зубцов, пологие края которых обращены в сторону движения.

2. Капли жидкости, падающие с транспортного средства, образуют пятна, вытянутые в направлении движения.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru 3. На повороте наблюдаются следы задних и передних колес. При этом следы задних колес располагаются ближе к центру поворота. Между следами передних и задних колес на участке начала и окончания поворота образуются углы: более острый угол образуется там, где поворот закончился. На этом участке можно наблюдать перекрывание следов передних колес задними.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru

4. Зазор у камня, вдавливаемого в грунт, образуется:

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru

Сдвиг камня с частью грунта:

А — против хода движения автомобиля, когда на камень наезжает ведущее колесо в момент тягового усилия двигателя;

Б — по ходу движения автомобиля при свободном качении колеса

5. Валообразные отложения пыли и снега, расположенные вдоль следов, образуют со следами острые углы, направленные в сторону движения.

6. Дугообразные следы от бортов шины на стенке следа вогнутой стороной обращены в сторону направления движения.

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru 7. Концы палок, сломанных при переезде колесом, располагаются в сторону направления движения.

8. Острый угол рисунка протектора в следах шин высокой проходимости обычно направлен в сторону, обратную движению (но при этом нужно учитывать, что шины могут быть и переставлены).

Общие правила обнаружения, фиксации и изъятия следов. - student2.ru

Рекомендации по описанию следов транспортных средств:

При описании следов транспортных средств в протоколе нужно указать:

1) место обнаружения следов (проезжая часть дороги, обочина, поле);

2) вид и состояние грунта или покрытия дороги, где обнаружен след (грунт глинистый, чернозем, песок, солончак; состояние грунта — влажный, сухой, пыль, снег и т.д.);

3) вид следов (объемные, поверхностные);

4) количество следов их расположение (привязка) и взаимное расположение;

5) месторасположение следов (на участке прямолинейного движе ния, на повороте);

6) направление следов в обе стороны от места происшествия;

7) общую протяженность следов;

8) ширину каждого следа;

9) соотношение передних и задних колес (перекрываются полнос тью или часть следов передних колес сохранилась в виде полоски — указать, какой ширины);

10) максимальную глубину объемных следов по отношению к поверхности дороги;

11) размер колеи;

12) строение рисунка протектора (состоящий из ромбиков, шашек, извилистых ломаных линий и т.д.);

13) форму, размеры и расположение особенностей поверхности ко леса или протектора (трещин, выбоин, заплат, следов вулканизации и т.д.);

14) длину следа одного оборота колеса;

15) базу автомобиля (по следам стоянки, пробуксовки и разворота, произведенного с применением заднего хода);

16) длину следа торможения;

17) признаки направления движения;

18) уклон дороги и радиус поворота (в некоторых случаях при расследовании автотранспортных происшествий);

19) способ фиксации следов;

20) наименование применяемой фотоаппаратуры, приспособле ний; чувствительность фотоматериала, выдержка, диафрагма (при обычной фотосъёмке); что сфотографировано; номер CDR диска и его упаковка (номер печати), надписи и подписи на нём (при цифровой фотосъёмке);

21) способ изъятия и упаковки предмета со следом или слепка (как упакован, пояснительная надпись, подписи следователя и понятых, какой печатью опечатан)

Наши рекомендации