Раздел 4 СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ АТП

Задача 4.1

Определить затраты на оплату труда водителей и величину единого социального налога. Численность водителей пассажирского АТП составляет 155 человек, в том числе водителей 1-го класса –77 чел., 2-го класса –78 чел. Автомобилечасы в эксплуатации АЧэ составляют 323298 ч; часовая тарифная ставка водителя 3-го класса счас = 125 руб./ч; районный поясной коэффициент Кр = 1,15. Премия ЗПп составляет 30 % от суммы заработной платы по тарифу и надбавок за классность. Процент дополнительной заработной платы составляет 11,6 %.

Методические указания

Заработная плата по тарифу водителей автобусов

ЗПтар = (АЧэ + АЧп−з ) ⋅ Счас ⋅ Кр,

где АЧп−з − подготовительно-заключительное время, установлено в размере 0,043 ч на 1 ч работы. Размер надбавок ЗПн принимается для водителей 1-го класса 25 %, 2- го класса – 10 % от часовой тарифной ставки водителя 3-го класса. Отчисления на социальные нужды в виде единого социального налога – 26%. Отчисления на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 0,7 %.

Задача 4.2

По данным таблицы определить затраты пассажирского АТП на горючесмазочные материалы. Цена топлива – 31 руб./л, моторного масла – 100 руб./л, трансмиссионного – 90 руб./л, специального – 80 руб./л, пластичных смазок – 70 руб./кг. Продолжительность зимнего периода – 5,5 месяцев. Расход топлива на работу в зимних условиях увеличивается на 12 %. Внутригаражный расход топлива – 0,5 % от расхода топлива в эксплуатацию и в зимнее время.

Марка подвижного состава Норма расхода топлива, л/100км Пробег автомобилей, км Норма расхода смазочных материалов, л (кг) на100 л общего расхода топлива
моторные трансмиссионные специальные пластичные
ПАЗ-3205 2,1 0,3 0,1 0,25
ЛАЗ-695 2,0 0,3 0,1 0,1
ЛиАЗ-5256 35,6 2,8 0,4 0,3 0,35
«Каросса» 28,8 3,2 0,4 0,1 0,3

Задача 4.3

Определить затраты ПАТП на техническое обслуживание и ремонт парка автомобилей. Трудоемкость работ по ТО и ТР ПАТП – 94890 чел. ч. Средняя часовая тарифная ставка ремонтного рабочего – 118 руб./ч, районный коэффициент – 1,15. Премии ремонтным рабочим – 30 % от заработной платы по тарифу. Доплаты за работу в вечернее и ночное время составляют 2 %. Процент дополнительной заработной платы составляет 13,6 %.

Марка автомобиля Пробег автомобилей, км Норма затрат на запасные части, руб./1000 км Норма затрат на материалы, руб./1000 км
ГАЗ-322132
ПАЗ-3205
ЛАЗ-695
ЛиАЗ-5256
«Каросса»

Методические указания

Затраты на ТО и ТР слагаются из фонда оплаты труда ремонтных рабочих с отчислениями на социальное страхование, затрат на запасные части и материалы.

Задача 4.4

Определить затраты ПАТП на амортизацию подвижного состава и автомобильные шины. Стоимость шины – 9,5 тыс. руб. Норма амортизационных отчислений на полное восстановление – 15%.

Марка автомобиля Количество единиц Балансовая стоимость, тыс. руб. Пробег автомобилей, км Марка шины Нормативный пробег шин, тыс. км Число колес, шт.
ПАЗ-3205 240-508
ЛАЗ-695 280-508
ЛиАЗ-5256 280-508
«Каросса» 280-508R

Задача 4.5

Используя данные решений предыдущих задач, определить себестоимость 1 км пробега автобусов ПАТП. Накладные расходы принять в размере 150 % от основной заработной платы водителей.

Задача 4.6

Определить себестоимость капитального ремонта автомобиля ГАЗ- 33212 на авторемонтном заводе, если норма расхода основных материалов на 1 капитальный ремонт – 14 тыс. руб., норма расхода запасных частей на 1 капитальный ремонт – 56 тыс. руб. Заработная плата персонала с отчислениями на социальные нужды – 2560 тыс. руб. в год, общепроизводственные расходы – 3800 тыс. руб. Годовая производственная программа авторемонтного завода – 200 капитальных ремонтов автомобиля ГАЗ-33212 в год.

Задача 4.7

Определить себестоимость 1ч технического обслуживания автомобилей марки ГАЗ-3307, если трудоемкость работ по ТО-1 34 тыс. чел. ч в год. Средняя часовая тарифная ставка ремонтных рабочих – 19 руб./ч; районный поясной коэффициент – 1,2. Премия составляет 40 % от заработной платы, начисленной по тарифу, доплаты составляют 15 % от заработной платы, начисленной по тарифу. Коэффициент, учитывающий численность руководителей и специалистов, условно включаемых в состав бригады, − 1,1. Дополнительный фонд заработной платы составляет 10 % от основного. На балансе АТП 280 автомобилей ГАЗ-3307; среднегодовой пробег одного автомобиля – 79 тыс. км. Норма затрат на ремонтные материалы составляет 86 руб. на 1000 км пробега. Накладные расходы принять в объеме 110 % от фонда оплаты труда производственного персонала.

Задача 4.8

Определить себестоимость 1ч технического обслуживания автомобилей марки ЗИЛ-130 на СТО. Количество обслуживаемых автомобилей за год − 2000 ед., среднегодовой пробег одного автомобиля – 22 тыс. км. Норма затрат на запасные части – 436,5 руб. на 1000 км пробега; норма затрат на материалы – 125,6 руб. на 1000 км пробега. Трудоемкость работ по текущему ремонту – 168 тыс. чел.ч в год. Средняя часовая тарифная ставка ремонтных рабочих – 120,67 руб./ч. Надбавки ремонтным и вспомогательным рабочим составляют 2 % от заработной платы, начисленной по тарифу, размер премии – 30 % от суммы заработной платы, начисленной по тарифу, и надбавок. Дополнительный фонд заработной платы ремонтных и вспомогательных рабочих составляет 8 % от основного. Фонд заработной платы остального персонала – 2026,06 тыс. руб. в год. Годовая сумма амортизационных отчислений – 1484,79 тыс. руб. Прочие общепроизводственные затраты составляют 11591,25 тыс. руб.

Задача 4.9

Определить снижение себестоимости эксплуатации подвижного состава за счет относительного сокращения расходов по статье «Автомобильное топливо» по АТП, если затраты на автомобильное топливо в планируемом периоде – 937,9 тыс. руб., в предыдущем – 912,5 тыс. руб.; грузооборот в планируемом периоде – 93500 тыс. ткм, в предыдущем – 87380 тыс. ткм; общая сумма затрат на перевозки в базовом периоде – 5876,8 тыс. руб.

Методические указания

Снижение себестоимости эксплуатации подвижного состава за счет относительного сокращения расходов по отдельным статьям

Δ S i= (Ii / I p −1)* Уi,

где Ii − индекс изменения затрат по i-й статье расходов; I p − индекс изменения объема перевозок; Уi − удельное содержание i-й статьи расходов в общих затратах на перевозки в базовом периоде, %.

Задача 4.10

Определить относительную экономию условно-постоянных расходов в планируемом периоде по сравнению с прошлым по ПАТП в связи с изменением объема перевозок. Темп прироста объема перевозок в планируемом периоде по сравнению с базовым – 6,8 %, сумма условно- постоянных расходов в базовом периоде – 3171 тыс. руб.

Методические указания

Экономия по доле косвенных расходов в себестоимости эксплуатации подвижного состава определяется через относительную экономию косвенных расходов:

Экосв = ΔQ * Скосв/100

где ΔQ − темп прироста объема перевозок в планируемом периоде по сравнению с базовым, %; Скосв − сумма косвенных расходов в базовом периоде, руб.

Задача 4.11

Определить снижение себестоимости эксплуатации подвижного состава за счет относительного сокращения расходов по статье «Ремонтный фонд подвижного состава» по АТП, если затраты на ТО и ТР в планируемом периоде – 161,2 тыс. руб., в базовом – 156,5 тыс. руб.; грузооборот в планируемом периоде – 3580,5 тыс. ткм, в базовом – 3410,2 тыс. руб.; общая сумма затрат на эксплуатацию в базовом периоде – 1664,9 тыс. ткм.


Наши рекомендации