Устойчивость бортов карьера. Факторы, влияющие на устойчивость бортов.

С увеличением глубины карьера устойчивость бортов карьера приобретает важное значение. С увеличением глубины карьера увеличивается опасность обрушения бортов карьера при неправильном определении углов погашения. С другой стороны нерациональное уменьшение углов бортов карьера вызывает необходимость в дополнительных горных работах по разносу бортов карьера. Таким образом при определении устойчивости бортов карьера приходится учитывать действие двух ограничивающих противоречивых факторов: 1) создание безопасных условий работы, вызывающих выполаживаение бортов карьера; 2) стремление к уменьшению объёмов работ по дополнительному разносу бортов карьера, вызывающее увеличение угла откоса борта. Основные факторы влияющие на устойчивость бортов карьера:

1. Физико-механические свойства пород слагающие борта карьера;

2. Наличие и характер поверхностей ослабления в пределах борта карьера;

3. Размеры и форма карьера;

4. Обводнённость участков разработки;

5. Время существования карьера;

6. Характер буровзрывных работ в карьере;

7. Наличие нагрузок от сооружений на бортах карьера;

Физико-механические свойства горных пород являются одним из наиболее важных факторов устойчивости бортов, т.к. они определяют напряжённое состояние в бортах карьера под действием внутренних и внешних нагрузок из которых наибольшее значение имеет – главное касательное напряжение.

Наиболее важными свойствами пород влияющих на устойчивость являются плотность, пористость, трещиноватость.

Размеры и форма карьерного поля оказывают влияние на устойчивость бортов. Особенно сильно влияет глубина карьера. С её увеличением резко возрастает усилие сдвигающее породы в сторону выработанного пространства. Форма карьера в плане так же оказывает влияние.

Наличие и характер расположение бортов карьера по отношению к поверхностям ослабления. К поверхностям ослабления относятся: контакты различных слоёв горных пород, тонкие прослойки, особенно отличающиеся от окружающих пород физико-механическими свойствами, сильно обводнённые тонкие слои, трещины в массиве горных пород, слоистость в пределах массива прилегающих к борту, тектонические нарушения и другие нарушения сплошности массива.

47.Виды нарушений устойчивости бортов карьера. Мероприятия по повышению устойчи­вости бортов карьера.

Выделяют два вида нарушений устойчивости борта карьера: оползни и обвалы. Оползни – это такое нарушение устойчивости откоса борта, которое характеризуется медленным отделением части массива с постепенным перемещением в сторону выработанного пространства по поверхности ослабления без заметной деформации её в первый период оползания. Обвал – это такое нарушение устойчивости борта при котором часть массива внезапно отделяется и быстро перемещается в сторону выработанного пространства, опрокидывается и разрушается на части.

Проводятся следующие мероприятия:

- осушение примыкающих к борту пород;

- не подрабатывать пласты пород падающих в сторону выработанного пространства, а в случае необходимости подработки выполаживать борт до поверхности ослабления;

- строго производить заоткоску уступов до значений предусмотренных проектом;

- не размещать на бортах, склонных к оползанию, отвалов и тяжёлых сооружений;

- избегать массовых взрывов при подходе к проектному контуру карьера;

- строго выдерживать установленные нормами параметры элементов борта карьера и уступа;

- для предотвращения оползания бортов при необходимости оставлять подпорные целики;

- по возможности в местах склонных к оползанию устраивать вогнутые борта карьера;

48.Определение рабочих и нерабочих углов откосов бортов карьера

Углы откоса бортов карьера определяются проведением расчётов по двум направлениям. С одной стороны борт отстраивается по чисто геометрическим правилам с учётом факторов, которые можно учесть;

А с другой стороны после предварительного построения контуров борта карьера производится его расчёт оп условиям устойчивости горных пород в пределах борта карьера. В этом случае расчёты ведутся по методике принятой в механике грунтов.

Если правильно выбрать параметры обеспечивающие устойчивость нерабочих уступов карьера (альфан, Ну). Число и параметры предохранительных и транспортных берм на нерабочих бортах карьера с учётом правил безопасности ведения горных работ и технологии ведения горных работ, то конструкция нерабочего борта карьера не представляет особой сложности.

Устойчивость бортов карьера. Факторы, влияющие на устойчивость бортов. - student2.ru

Исследование по величине устойчивых углов откосов нерабочих бортов карьеров указывает на то, что чаще всего величина углов откосов полученных по условиям принятой схемы вскрытия, системой разработки, величины и количества предохранительных и транспортных берм, оказываются меньше чем получены по расчётам из условия устойчивости бортов.

49.Управление состоянием массива горных пород. Основные методики.

Под управлением состоянием массива горных пород пониматься комплекс научных и технических мероприятий направленных на достижение оптимальных параметров карьерных откосов, при которых, обеспечивается безопасность ведения горных работ и их максимальная экономическая эффективность. Комплекс этих мероприятий определяется природными и горнотехническими условиями при разработке месторождения.

Комплексная методика технологического управления в бортах карьера включает методики:

- выбора оптимального направления развития горных работ с учётом условий устойчивости бортов карьера;

- управление в состоянии бортах путём изменения их конструктивных параметров;

- постановки бортов в предельное положение.

Основой специальной технологии управления состоянием пород в бортах карьера является искусственное укрепление неустойчивых участков и упрочнения горных пород.

Основные понятия о фронте горных работ карьера.

Направление развития горных работ на уступе выбирается непроизвольно. Месторасположение разрезной траншеи должно соответствовать проектному плану горных работ с тем, что бы обеспечивалась необходимое число вскрышных и добычных забоев в эксплутационный период разработки слоя, планомерность вскрышных и добычных работ. Фронт работ уступа различают прежде всего по следующим признакам:

I) По расположению:

1.Фронт работ расположен вдоль длиной оси карьерного поля

2. Фронт работ расположен вдоль короткой оси карьерного поля

3. Фронт работ расположен концентрически или по эллипсу

II) По структуре:

1.Однородный фронт работ, если он сложен только вскрышными породами или полезным ископаемы одного сорта. Ведётся валовая выемка горной массы.

2. Разнородный фронт работ: чередуются блоки пустых пород, полезного ископаемого и его различных сортов. Выемка в забоях раздельная, деление на блоки

3. Сложно-разнородный фронт работ, когда в его пределах практически не возможно выделить блоки только с пустыми породами или только с полезным ископаемым одного сорта. Ведут валовую выемку породу.

III)По направлению перемещения горной массы:

1.Фронт работ с поперечным перемещением горной массы, при складировании вскрышных пород в выработанном пространстве.

2. Фронт работ с продольным перемещением горной массы из забоев с применением карьерного транспорта.

IV) По погрузке горной массы:

1. Нижняя погрузка горной массы

2. Верхняя погрузка горной массы

3. Верхняя экскаваторная перевалка горной массы

4. Нижняя экскаваторная перевалка горной массы

V) По числу транспортных грузовых выходов:

1. Одинарный фронт (один грузовой транспортный выход с уступа)

2. Сдвоенный фронт (два грузовых выхода с уступа)

VI) По движению транспорта:

1) Тупиковый фронт: с возвратным движением транспортных средств.

2) Сквозной: с поточным движением транспорта.

VII) По положению транспортного выхода:

1) Фланговый фронт.

2) Центральный фронт.

51.Направления перемещения фронта горных работ в пределах карьерного поля.

Наши рекомендации