Основные этапы курсового проектирования

Введение

Работа студента над курсовой работой по дисциплине «Железнодорожные станции и узлы» предполагает самостоятельного изучения теоретического материала [1-5] и усиление практической подготовки студентов при выполнении конкретного индивидуального задания.

Для повышения экономической эффективности эксплуатационной работы железных дорог большое значение имеет развитие раздельных пунктов, оснащение станций различными средствами механизации и автоматизации производственных процессов новейшими системами автоматики и телемеханики. В данной курсовой работе рассматриваются вопросы проектирования промежуточной станции с целью увеличения пропускной способности, как самой станции, так и линии, на которой она расположена.

Данное методическое пособие является дополнением к методическому указанию Ситникова С.А., Григорьева В.В., Рыковой Л.А. «Реконструкция промежуточного раздельного пункта» [6] и детально рассматривает разделы: нумерации стрелочных переводов, расстановки сигналов, «Координирование элементов промежуточной станции».

Основные этапы курсового проектирования

1. Получение задания.

2. Выбор литературы.

3. Изучение требований к содержанию и оформлению пояснительной записки (ПЗ).

4. Изучение требований к содержанию и оформлению графической части (ГЧ).

5. Содержание ПЗ:

5.1 Дать анализ исходных данных.

5.2 Рассчитать координаты центров стрелочных переводов (ЦСП), предельных столбиков (ПС), сигналов, пассажирских и грузовых устройств, упоров тупиковых путей, знака «Граница станции».

5.3 Выбрать тип промежуточной станции после переустройства.

5.4 Разработать вариант переустройства заданного раздельного пункта (РП).

5.5 Дать четкое обоснование принятых решений технико- эксплуатационных характеристик станции.

5.6 Начертить план заданного РП черным цветом и план переустройства красным цветом в масштабе 1:2000.

5.7 Рассчитать координаты после реконструкции РП: центров стрелочных переводов (ЦСП), предельных столбиков (ПС), сигналов, пассажирских и грузовых устройств, упоров тупиковых путей, знака «Граница станции».

5.8 Нанести на план горизонтали, характеризующие заданный рельеф местности.

5.9 Выбрать поперечные сечения земляного полотна (ЗП) и построить его на чертеже (поперечные профили ЗП) с необходимой информацией, предусмотренной рисунком 2.4, 2.5, 2.6 [6 стр13].

5.10 Рассчитать объемы земляных работ, связанных с переустройством РП.

5.11 Определить стоимость переустройства РП по укрупненным показателям стоимости строительно-монтажных работ.

5.12 Описать технологию работы промежуточной станции после переустройства.

6. Графическая часть: Схема реконструкции раздельного пункта в масштабе М 1:2000.

Задание на курсовую работу

Задание необходимо оформить на отдельный лист и предъявлять преподавателю всегда перед обращением за консультацией. Выдается задание для каждого студента индивидуально. Для каждого студента предлагаются следующие исходные данные.

1. Схема раздельного пункта.

2. Категория линии.

3. Максимальная скорость движения.

4. Полезная длина самых коротких приемоотправочных путей.

5. Промежуточная платформа:

- Ширина,м

- Вид (Н – низкая, В – высокая)

6. Род тяги: (Э – электровозная, Т – тепловозная).

7. Место расположения поселка.

8. План местности в горизонталях.

9. Заданная ордината расстояния от оси пассажирского здания.

10. Размеры движения (в парах поездов).

11. Данные о подъездных путях общего пользования (ТСК).

12. Суточное прибытие вагонов со сборными поездами.

13. Способ управления стрелками и сигналами (ЭЦ, ручное управление).

14. Расчетная вместимость вокзала.

Все данные принимаются в соответствии с вариантом студента.


Методические указания к выполнению курсовой работы

Рекомендации по выполнению курсовой работы приведены в [6]. В данном методическом пособии детально освещены вопросы уширения ширины междупутья на станции, особенности нумерации стрелочных переводов, координирование элементов станции.

Раздвижка путей

На раздельных пунктах, расположенных на двухпутных участках железных дорог, производится уширение междупутья с 4,1 м до ширины междупутья на станции - 5,3 м. В этом случае применяется раздвижка путей (рис.1) с параллельным смещением одного из них (переход от междупутья перегона Е=4,1 м к междупутью станции Еуш=5,3 м). При раздвижке главных путей (две обратные кривые и прямая вставка) применяются радиусы кривых (R) 3000-4000м, а при скоростном движении (V =160 км/ч) – не менее 5000 м.

Переходные кривые берутся по нормам и техническим условиям, а прямые вставки (d) между ними принимаются не менее 75 м ( и не менее 30 м в стесненных условиях). При раздвижке станционных путей станционных путей могут использоваться прямые вставки не менее 15м ( см. учебник Скалов, приложение 2). Расчет раздвижки путей производится по формулам, приведенным ниже.

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рисунок 1 – Параллельное смещение (раздвижка) путей

где Т – тангенс круговой кривой, т.е. расстояние от начала круговой кривой до вершины угла поворота ее;

d0 – прямая вставка между обратными кривыми;

L – общая длина (проекция) соединения между точками А и А1.

Пример расчета :

Дано: междупутье Е; радиус кривых R; прямая вставка d0.

Определить: β, Т, К, L

При скорости движения до 120км/ч при радиусе кривых R=4000 м, d0=75, Е=4,1м, Еуш= 5,3 м (см.рис.1)

tgφ= Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Уширение определяется: Основные этапы курсового проектирования - student2.ru ∆Е = Еуш – Е

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru1О2| Основные этапы курсового проектирования - student2.ru cos(β+φ) = 2R – ∆Е

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru1О2| = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru Основные этапы курсового проектирования - student2.ru cos(β+φ) = 2R – ∆Е

cos(β+φ) = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru Основные этапы курсового проектирования - student2.ru cos φ, приводим подобные:

сos (β+φ) = (1– Основные этапы курсового проектирования - student2.ru ) Основные этапы курсового проектирования - student2.ru cos φ, подставим значения

cos (β+φ) = (1– Основные этапы курсового проектирования - student2.ru ) Основные этапы курсового проектирования - student2.ru 0,9999, получаем

cos (β+φ) = 0,99975 Основные этапы курсового проектирования - student2.ru 10, сумма углов

β+φ =10 Основные этапы курсового проектирования - student2.ru β =1– 0031’= 0029’

К = R Основные этапы курсового проектирования - student2.ru Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = 0,017453 Основные этапы курсового проектирования - student2.ru R Основные этапы курсового проектирования - student2.ru β0

T = R Основные этапы курсового проектирования - student2.ru tg Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Общую длину (проекцию) соединения между точками А и А1 можно определить:

L = 2T + (2T + d0) Основные этапы курсового проектирования - student2.ru cosβ

tgφ = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru =0,009375 Основные этапы курсового проектирования - student2.ru φ = 0031’

К = 0,017453 Основные этапы курсового проектирования - student2.ru 4000 Основные этапы курсового проектирования - student2.ru 0029’=20,245 м

Т= 4000 Основные этапы курсового проектирования - student2.ru tg Основные этапы курсового проектирования - student2.ru =16,5 м

Общая длина (проекция) соединения между точками А и А1 определяется:

L= 2Т + (2Т+d0) Основные этапы курсового проектирования - student2.ru cosβ

L= 2 Основные этапы курсового проектирования - student2.ru 16,5 + (2×16,5+75)×сos 0029’ = 140,59 м

X=L– 2T=140,5– 2×16,5 = 107,59 м

Установка сигналов

Для обеспечения безопасности и регулирования поездного и маневрового движения в пределах станции устанавливаются специальные сигналы: входные, маршрутные, выходные, маневровые. Сигналы устанавливаются с правой стороны по направлению движения или над осью пути.

Входные светофоры, ограждающие станцию со стороны перегонов, на участках с тепловозной тягой устанавливаются на расстоянии не менее 50м от остряка первой по ходу встречной стрелки, и на расстоянии 300м с учетом устройства воздушного промежутка, отделяющего контактную сеть перегона от контактной сети станции (рис.5).

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис.5 Установка входных сигналов

где а0 – расстояние от переднего стыка рамных рельсов до центра стрелочного перевода [6, стр 23].

Сигналы на станциях имеют литеры:

- со стороны приема нечетных поездов входной сигнал в этой горловине имеет литер «Н»;

- со стороны приема четных поездов входной сигнал в этой горловине имеет литер «Ч».

Выходные светофоры проектируются для каждого отправочного пути и предназначены для отправления поезда со станции на перегон, устанавливаются впереди места остановки локомотива. Существует три схемы установки выходных сигналов [6, стр. 7, рис. 2.1 - 2.3].

Расстояние до выходных и маршрутных сигналов определяется по схеме (см. рис.6).

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

Рис.6 Установка выходных сигналов

Значение ℓсигн определяется по таблице 3 или [6, стр. 26].

Таблица 3 - Расстояние ℓсигн от центра стрелочного перевода до светофоров

Междупутье Е, м Марки крестовины, 1/N
1/22 1/18 1/11 1/9 1/6
Радиусы закрестовинной кривой R, м
 
А) светофоры на металлических мачтах
4,8 - - - -
5,1 -
5,3 -
6,0 -
6,5
7,5 и более
Б) карликовые светофоры
4,8 - - -
5,1 - - -
5,3 - -
6,0 - -
6,5 - -
7,5 и более - -

Взаимное расположение выходных сигналов (рис.6), изолирующих стыков и предельных столбиков следующее:

а) Выходной сигнал с внешней стороны путей (Н2 путь 2) располагают в створе с изолирующими стыками на расстоянии 3,5 м от предельного столбика стрелочного перевода 2;

б) Выходной сигнал располагается ( путь 2, сигнал Ч2) в створе с изолирующим стыком и передним стыком рамного рельса стрелочного перевода 3 на расстоянии «а» [6 стр 23];

в) Выходной сигнал в одном междупутье с предельным столбиком, ограждающим данный путь (путь 1, сигнал Н1), на расстоянии ℓсигн от центра стрелочного перевода в соответствии с габаритами приближения строений (см.таб.3);

г) выходной сигнал и предельный столбик, ограждающий данный путь, находятся на разных междупутьях (путь 1, сигнал Ч1, предельный столбик у стрелочного перевода 1 и вытяжной путь, сигнал М1, предельный столбик – у стрелочного перевода 3).

На промежуточной станции для выполнения маневровых операций: отцепка вагонов от сборных поездов и прицепка к ним вагонов, а в некоторых случаях – формирование и перестановка маршрутов устанавливаются маневровые светофоры. Как правило, устанавливаются карликовые светофоры. Светофоры с вытяжных путей для лучшей видимости сигнализации при движении вагонами вперед должны быть мачтовые (рис. 6 сигнал М1).

Таблица 4 - Габариты приближения строений (С ) для устройств станции

Сооружения и устройства Расстояние, в мм
от оси пути до сооружения, не менее от уровня головки рельсов, не более
1. Низкие платформы
2.Высокие пассажирские и грузовые платформы
3.Здания и заборы 3100 (2450) -
4.Опоры контактной сети, пешеходных мостов, мачты светофоров: на перегонах на станциях   3100 (2750) 3100 (2450)   - -
5. Карликовые светофоры

Данные используются для расчета ординат станционных устройств.

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru
Определение расстояний между центрами стрелочных переводов

Встречная укладка, схема 1

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru L3-5= Основные этапы курсового проектирования - student2.ru м

Данное значение можно взять из табл.II.I.2 [6 стр. 23], L3-5=37,1м.

или при d=12,5 м

L3-5= Основные этапы курсового проектирования - student2.ru м

Данное значение можно взять из табл.II.I.2 [6 стр. 23], L7-9=43,35м.

Попутная укладка, схема 5

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

L5-9= Основные этапы курсового проектирования - student2.ru м

или при d=12,5 м

L5-9= Основные этапы курсового проектирования - student2.ru м

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru СП расположены торцами крестовин

навстречу друг другу, схема 3

L13-3= Основные этапы курсового проектирования - student2.ru м при Е=5,3м

  Основные этапы курсового проектирования - student2.ru Определение длины съезда со стрелочными переводами маркой крестовины 1/9 L9/11 = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = 47,99 м  

Расчет стрелочной улицы

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

L4/6 = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = 47,99 м

L6/8 = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = 47,99 м

где е – ширина междупутья;

α – угол крестовины стрелочного перевода.

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

L10/12 = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = 95,4 м

L12-ВУ3 = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = Основные этапы курсового проектирования - student2.ru = 47,99

Расчет конечного соединения

Основные этапы курсового проектирования - student2.ru

L14-ВУ2= e/sinα =47,99 м

L2-ВУ1= e/sinα =47,99 м

Библиографический список

1. Железнодорожные станции и узлы (задачи, примеры, расчеты)/Под ред. Н.В. Правдина. – М.: Транспорт, 1984.

2. Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм. – М.: Техинформ, 2001.

3. Проектирование железнодорожных станций и узлов: справочное и метод. рук. / Под ред. А.М. Козлова; К.Г. Гусевой. – М.: Транспорт, 1981. – 592 с.

4. Савченко И.Е., Земблинов С.В., Страковский И.И. – Железнодорожные станции и узлы. – М.: Транспорт, 1980.

5. Железнодорожные станции и узлы: учеб. Для студентов вузов ж.-д. транспорта / Под ред. В.Г. Шубко и Н.Т. Правдина. – М.: УМК МПС России, 2002.

6. Ситников С.А., Григорьев В.В., Рыкова Л.А.

Реконструкция промежуточного раздельного пункта: метод. указания. – 2-е изд., доп. – Екатеринбург: УрГУПС, 2009. – 28 с.

Введение

Работа студента над курсовой работой по дисциплине «Железнодорожные станции и узлы» предполагает самостоятельного изучения теоретического материала [1-5] и усиление практической подготовки студентов при выполнении конкретного индивидуального задания.

Для повышения экономической эффективности эксплуатационной работы железных дорог большое значение имеет развитие раздельных пунктов, оснащение станций различными средствами механизации и автоматизации производственных процессов новейшими системами автоматики и телемеханики. В данной курсовой работе рассматриваются вопросы проектирования промежуточной станции с целью увеличения пропускной способности, как самой станции, так и линии, на которой она расположена.

Данное методическое пособие является дополнением к методическому указанию Ситникова С.А., Григорьева В.В., Рыковой Л.А. «Реконструкция промежуточного раздельного пункта» [6] и детально рассматривает разделы: нумерации стрелочных переводов, расстановки сигналов, «Координирование элементов промежуточной станции».

Основные этапы курсового проектирования

1. Получение задания.

2. Выбор литературы.

3. Изучение требований к содержанию и оформлению пояснительной записки (ПЗ).

4. Изучение требований к содержанию и оформлению графической части (ГЧ).

5. Содержание ПЗ:

5.1 Дать анализ исходных данных.

5.2 Рассчитать координаты центров стрелочных переводов (ЦСП), предельных столбиков (ПС), сигналов, пассажирских и грузовых устройств, упоров тупиковых путей, знака «Граница станции».

5.3 Выбрать тип промежуточной станции после переустройства.

5.4 Разработать вариант переустройства заданного раздельного пункта (РП).

5.5 Дать четкое обоснование принятых решений технико- эксплуатационных характеристик станции.

5.6 Начертить план заданного РП черным цветом и план переустройства красным цветом в масштабе 1:2000.

5.7 Рассчитать координаты после реконструкции РП: центров стрелочных переводов (ЦСП), предельных столбиков (ПС), сигналов, пассажирских и грузовых устройств, упоров тупиковых путей, знака «Граница станции».

5.8 Нанести на план горизонтали, характеризующие заданный рельеф местности.

5.9 Выбрать поперечные сечения земляного полотна (ЗП) и построить его на чертеже (поперечные профили ЗП) с необходимой информацией, предусмотренной рисунком 2.4, 2.5, 2.6 [6 стр13].

5.10 Рассчитать объемы земляных работ, связанных с переустройством РП.

5.11 Определить стоимость переустройства РП по укрупненным показателям стоимости строительно-монтажных работ.

5.12 Описать технологию работы промежуточной станции после переустройства.

6. Графическая часть: Схема реконструкции раздельного пункта в масштабе М 1:2000.

Задание на курсовую работу

Задание необходимо оформить на отдельный лист и предъявлять преподавателю всегда перед обращением за консультацией. Выдается задание для каждого студента индивидуально. Для каждого студента предлагаются следующие исходные данные.

1. Схема раздельного пункта.

2. Категория линии.

3. Максимальная скорость движения.

4. Полезная длина самых коротких приемоотправочных путей.

5. Промежуточная платформа:

- Ширина,м

- Вид (Н – низкая, В – высокая)

6. Род тяги: (Э – электровозная, Т – тепловозная).

7. Место расположения поселка.

8. План местности в горизонталях.

9. Заданная ордината расстояния от оси пассажирского здания.

10. Размеры движения (в парах поездов).

11. Данные о подъездных путях общего пользования (ТСК).

12. Суточное прибытие вагонов со сборными поездами.

13. Способ управления стрелками и сигналами (ЭЦ, ручное управление).

14. Расчетная вместимость вокзала.

Все данные принимаются в соответствии с вариантом студента.


Наши рекомендации