Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры.

Наибольшее распространение среди упругих элементов имеют листовые рессоры. Их положительными свойствами являются относительно простая технология изготовления, удобство ремонта и возможность выполнять функцию направляющего устройства. Недостаток листовых рессор - высокая металлоемкость и недостаточный срок службы. Величина потенциальной энергии при упругой деформации у рессоры в 2 – 3 раза меньше, чем торсионов и пружин. Однако и пружины, и торсионы требуют рычажного направляющего устройства, что увеличивает вес подвески. Из листовых рессор наиболее распространенными являются:

- полуэллиптическая (качающаяся серьга);

- кантилеверная (консольная);

- четвертная (защемленная).

Наибольшее распространение из них имеет полуэллиптическая рессора, серьга которой имеет наклон около 5°, а при максимальном прогибе до 40°. Листы растягиваются под действием сил S и за счет этого увеличивается жесткость рессоры.

В настоящее время применяют рессоры в проушинах которых устанавливают резиновые втулки, что уменьшает скручивающие усилия при перекосе мостов. Отрицательно влияет на работу рессор трение между листами, поэтому их смазывают графитовой смазкой, а для легковых машин применяют неметаллические прокладки. По концам рессорных листов устанавливают вставки из пластмасс или пористой резины (против сухого трения).

Материалом для изготовления рессор служат стали 55ГС, 50С2, 60С2.

Для несимметричной полуэллиптической листовой рессоры прогиб Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru под нагрузкой Pp может быть найден по формуле:

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru (2.10.)

где δ – коэффициент деформации, учитывает влияние последующих листов на предыдущие, который для рессор равного сопротивления изгибу ( Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru );

Рр– нагрузка от моста или расчетная нагрузка ;

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru – эффективная длина рессоры ;

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru – суммарный момент инерции рессоры в среднем сечении ;

Е – модуль, продольной упругости ( Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru

ε – коэффициент асимметрии.

В существующих конструкциях коэффициент асимметрии ε=0,1¸0,3 .

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru (2.11.)

где l –полная длина ;

lо –расстояние между стремянками .

Полученное значение fp должно быть меньше значения fmax , это условие является обязательным для обеспечения нормальной работы подвески ( Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru ).

Проверку на прочность проводим по напряжениям изгиба:

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru (2.12.)

где n–число листов рессоры

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru – максимальная нагрузка ;

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru – эффективная длина рессоры ;

b – ширина листа рессоры ;

h – толщина листа рессоры .

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru (2.13.)

где Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru – нагрузка от моста или расчетная нагрузка ;

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru – коэффициента динамичности .

Жесткость подвески определяем по формуле:

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru (2.14.)

где Е – модуль, продольной упругости ( Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru Мпа ) ;

n–число листов рессоры ;

b – ширина листа рессоры ;

h – толщина листа рессоры ;

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru – эффективная длина рессоры ;

δ – коэффициент деформации, учитывает влияние последующих листов на предыдущие, который для рессор равного сопротивления изгибу ( Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru );

Пример расчета

1. Определить основные параметры подвески.

Динамические прогибы сжатия fд можно принять в следующих пределах:

- для грузовых автомобилей fдв=fд=fст

fст=81мм ; fст= fд ; fд=81мм.

2. Расчет упругих характеристик с двумя упругими элементами.

Жесткость подвески до вступления в работу буфера:

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

Жесткость подвески сохраняется постоянной и равной Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru до нагрузки:

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

Прогиб без ограничителя хода :

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

Прогиб при работе ограничителя хода :

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

Максимальная вертикальная нагрузка на колесо :

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

Жесткость буфера :

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru

Жесткость подвески с ограничителем хода (буфером) :

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

Максимальный прогиб:

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

3. Расчет нагрузки на упругий элемент и прогиб.

Нагрузка от моста или расчетная нагрузка:

Расчет упругих элементов подвески. Листовые рессоры. - student2.ru .

Наши рекомендации