Участок приёмки-выдачи автомобилей

Участок предназначен для первоначальной приёмки автомобиля на сер- висное предприятие, предварительной оценки его технического состояния, про- верки комплектности, а также для оформления необходимого перечня докумен- тов и утверждения клиентом перечня необходимых работ и услуг для восста- новления работоспособности транспортного средства и последующей передачи автомобилей их владельцам.

Автомобиль принимается на СТО, как правило, в комплектности завода- изготовителя. Однако допускается отсутствие некоторых нормалей (болты, гай-

ки, шайбы), отдельных фар, сигнальных фонарей или наличие на автомобиле деталей и узлов, превышающих комплектность завода-изготовителя (дополни- тельные фары, сигнальные фонари, люки, зеркала, буксирные приспособления, багажники, радиоаппаратура, чехлы сидений и т.д.).

Перечень недостающих или дополнительно установленных деталей и уз- лов регистрируется при приемке автомобиля в заказ-наряде или ином докумен- те, чтобы устранить возможные недоразумения с заказчиком.

При приёмке и выдаче автомобиля выполняются следующие виды работ и услуг:

Ø проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает вла- делец;

Ø внешний осмотр автомобиля и проверка агрегатов узлов и систем, влияющих на безопасность движения;

Ø проверка технического состояния автомобиля с целью выявления де- фектов, не заявленных владельцем;

Ø определение объёма и стоимости работ, согласование их с владельцем;

Ø приёмка в гарантийный ремонт новых автомобилей, определение соот- ветствия неисправности критериям гарантийного обслуживания;

Ø оформление приёмочных документов;

Ø оценка качества выполненных на участках работ по ТО и ТР автомоби- ля при его выдаче (производится либо инженерами ОТК, либо масте- ром-приёмщиком).

Внешний осмотр и проверка комплектности автомобиля проводятся с це- лью выявления механических повреждений и исключения возможных кон- фликтов между станцией и владельцем автомобиля. При обнаружении неком- плектности или повреждений производится отметка в приёмочном документе.

В последнее время на крупных СТО при приёмке автомобилей его техниче- ское состояние оценивается с помощью линий диагностики (инструментально- го контроля), которые обеспечивают комплексную проверку состояния подвес-

ки и тормозной системы (Приложение 8, рис. 8.8, 8.9). В комплект линии вхо- дят:

v стенд диагностики схождения колёс автомобиля по их боковому уводу;

v стенд проверки амортизаторов;

v стенд для диагностики состояния тормозной системы автомобиля;

v стенд контроля состояния передней подвески и рулевого управления;

v осмотровая канава.

Рядом с участком приёмки-выдачи располагаются кабинеты инженеров- приёмщиков и инженеров по гарантии, где проводятся беседы с клиентами по поводу возникших неисправностей и оформляются первичные приёмочные до- кументы.

Количество мастеров-приёмщиков определяется по числу автомобиле- заездов в смену: на одного работника в смену должно приходиться не более 12- 15 автомобилей. Дополнительно предусматривается один резервный специа- лист (возможно резервный пост), что обусловлено необходимостью избежания очередей в часы пиковой нагрузки.

Из участка приёмки-выдачи должен быть прямой выход в демонстрацион- ный зал (при наличии на СТО автосалона) и магазин запасных частей и авто- принадлежностей. Пост приёмки автомобилей может быть тупиковым или, что более целесообразно, проездным. При проектировании участка следует преду- смотреть уклон пола не менее 2% и стоки для воды и талого снега. Одну или несколько стен участка необходимо сделать стеклянными, желательно, чтобы клиенты могли видеть сервисную зону ТО и ТР автомобилей, демонстрацион- ный зал и магазин запчастей и аксессуаров во время осмотра собственного транспортного средства мастером-приёмщиком.

Число постов на участке приёмки и выдачи автомобилей определяется по формуле:

Участок приёмки-выдачи автомобилей - student2.ru X = NCi× КН ,

Д
ПР

РГ

×TСМ

× C × АПР



где

NC - суточное число заездов автомобилей на СТО, авт./сут.

Суточное число заездов определяется по формуле:

Участок приёмки-выдачи автомобилей - student2.ru

C
N = NCТО ×КН ,

Д
РГ ×TСМ

× C × АПР

где, в дополнении к исходным данным по п. 2.1,

КН - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на по-

сты приёмки-выдачи, принимаем КН

= 1,1 -1,5 , большее значение




коэффициента принимается для малых городских СТО и дорож- ных СТО.

КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста, принима-

ется

КИСП

= 0,95

при односменном режиме работы СТОА,



КИСП

= 0,94

при двухсменном режиме работы,

КИСП

= 0,945

при

полуторосменном режиме работы

АПР - пропускная способность поста приёмки, принимается для город-

ских СТО

АПР

= 2 ¸ 3

авт./ час , для дорожных СТО



АПР = 2

авт./ час .

Участок диагностики

Участок диагностики предназначен для определения технического состоя- ния автомобиля, его агрегатов, механизмов и узлов без разборки с возможно- стью прогнозирования остаточного ресурса на основании данных о текущем техническом состоянии и динамике его изменения.

Диагностика автомобиля производится, как правило, в следующих случа-

ях:

Ø по заявкам автовладельцев как самостоятельный вид услуг;

Ø при приёмке автомобиля на СТО (если на участке приёмки отсутствует необходимое контрольно-диагностическое оборудование или эти уча- стки объединены в соответствие со схемой технологического процесса)

Ø при выполнении технических воздействий на автомобиль, если до кон- ца не ясен характер неисправности или результат предыдущего диагно- стирования вызывает сомнение;

Ø перед выдачей автомобиля владельцу для проверки качества произве- денного ТО и ТР.

На данном участке в зависимости от мощности и типа СТО могут произ- водятся следующие виды работ:

Ø проверка и регулировка углов установки управляемых колёс автомоби- ля (развал, схождение, угол продольного наклона оси поворота колеса);

Ø проверка несоосности мостов автомобиля;

Ø проверка состояния амортизаторов путём снятия их характеристик;

Ø диагностика состояния тормозной системы автомобиля;

Ø контроль состояния передней подвески и рулевого управления;

Ø определение токсичности отработавших газов бензиновых двигателей;

Ø определение дымности отработавших газов дизельных двигателей;

Ø диагностика состояния системы освещения и световой сигнализации;

Ø диагностика состояния ЭСУД (считывание кодов неисправностей);

Ø проверка состояния электрооборудования и системы зажигания авто- мобиля;

Ø диагностика состояния цилиндропоршневой группы и газораспредели- тельного механизма;

Ø визуальный осмотр автомобиля;

Ø диагностирование автомобиля по тягово-экономическим показателям;

Ø определение (прогнозирование) остаточного ресурса отдельных узлов и всего автомобиля в целом.

В зависимости от размера станции и суточной программы работ по диаг- ностированию возможно выполнение некоторых видов работ на участке приём- ки-выдачи автомобилей. При этом на участке диагностики выделяются специа- лизированные посты для регулировки углов установки управляемых колёс, проверки электрооборудования, ЭСУД и системы зажигания, а также отдель-

ный пост проверки тягово-экономических показателей автомобиля. Трудоёмко- сти остальных видов работ суммируются с общим объёмом работ по приёмке- выдаче автомобилей. Как правило, в этом случае на участке располагается вы- сокопроизводительная современная линия инструментального контроля авто- мобилей.

К стационарному оборудованию участка диагностики, обозначаемому на чертеже производственного корпуса СТО, относятся:

· стенд для проверки бокового увода автомобиля в сторону от прямоли- нейного движения;

· стенд для проверки эффективности работы тормозной системы автомо- биля;

· стенд для проверки величины люфтов в подвеске автомобиля;

· стенд для снятия характеристики амортизаторов автомобиля;

· подъёмник и система регулировки УУУК.

Примеры условных обозначений перечисленного выше технологического оборудования на чертежах производственного корпуса СТО, а также иного оборудования, применяемого для технического обслуживания и ремонта авто- мобилей, представлены в Приложении 10.

Для выполнения всех работ на участке достаточно 2…3-х работников вы- сокой квалификации: механиков-диагностов 5-6 разрядов и водителя- испытателя.

Диагностирование автомобиля по тягово-экономическим показателям производится, как правило, на крупных СТО с числом рабочих постов более 25, специализированный пост целесообразно размещать в отдельном помещении в связи с высоким уровнем шума при определении технического состояния авто- мобиля. При проектировании необходимо предусматривать отдельное помеще- ние операторской для мастера-диагноста площадью не менее 9 м2.

Для диагностирования используются стенды тяговых качеств (СТК), ими- тирующие работу автомобиля в различных скоростных и нагрузочных режи- мах. В связи с широким распространением полноприводных автомобилей на

СТО всё чаще применяются двухосные стенды с возможностью продольного перемещения переднего блока роликов в зависимости от размера диагности- руемого автомобиля. Помещение диагностирования необходимо оборудовать отсосом выхлопных газов и мощной приточно-вытяжной вентиляцией. Для до- полнительного охлаждения двигателя автомобиля, работающего в тяжёлых ус- ловиях, часто используют передвижной вентилятор, устанавливаемый перед радиатором автомобиля.

Пример участка диагностики для легковых автомобилей с расположением вспомогательных помещений и обозначением стационарного технологического оборудования применяемого на участке приведен на рис. 8.5. (Приложение 8).

Наши рекомендации