На какой вопрос дается ответ в тексте-рассуждении?

А) Что делает предмет?

Б) Каков предмет?

В) Почему предмет такой, почему он так поступает?

О чем говорится в тексте-описании?

А) О действиях и событиях.

Б) О признаках предмета.

В) О причинах действий и событий, признаках предмета.

В каком типе текста есть начало действия, его развитие и завершение?

А) Описание.

Б) Повествование.

В) Рассуждение.

9. Прочитай. К какому типу относится текст:

Медвежонок

Захотелось медвежонку малинки.

Тайком от медведицы в малинник убежал. До чего же хорошо в малиннике! Тишина, теплота, вареньем малиновым пахнет! (Н. Сладков.)

А) Рассуждение.

Б) Описание.

В) Повествование.

Прочитай. К какому типу относится текст?

Лисий хвост

Для чего лисе нужен хвост? Без него лисица совсем пропадет. Погонятся за ней собаки — тут же ее бесхвостую и поймают. А с хвостом лисичка обязательно их обманет. Поведет хвостом налево, а сама влево метнется. Так и ускользнет рыжая от преследователей.

Вот для чего лисе нужен хвост.

1. Рассуждение.

2. Описание.

3. Повествование.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Текст-рассуждение

Цель:познакомить с текстом-рассуждением, его композиционными особенностями; учить отличать тек­сты-повествования и описания от текстов-рассуждений.

Организационный момент

Минутка чистописания

_____________________________________

* Прочитайте слоги. Пропишите их. Назовите первый звук в этих слогах. Составьте из данных слогов слово. Что обозначает слово неделя? Написание какой буквы в этом слове надо запомнить?

______________________________________

* Прочитайте. Дополните предложение словом неделя. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните написание пропущенной буквы. Запишите пословицу. Определите части речи.

* Прочитайте словарные слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Юн_сть, р_бён_к, сп_ктакль, т_л_виз_р.

Сообщение темы и целей урока

Знакомство с текстами-рассуждениями

Выполнение упр. 28

Чтение текста-рассуждения.

Подбор заглавия.

Пересказ по данному в учебнике вопросному плану.

В первом абзаце содер­жится информация, которую нужно доказать. В основнойчасти представлены доказательства. Вывод содержится в последнем предложении.

Выполнение упр. 29

Текст "Елкино платье" представляет собой повество­вание с элементами рассуждения. Прочитав текст, уча­щиеся доказывают, что в нем есть рассуждение, отмечают, что описание и рассуждение в чистом виде чаще всего не используются, они, как правило, органично входят в тексты повествовательного характера.

Беседе об экологии, о необходи­мости беречь и любить родную природу, защищать ее от уничтожения и загрязнения.

Задание к тексту — пересказ с изменением лица рассказчика — сначала выполняется устно, затем письменно. При письме используется приём комментирования.

Выполнение упр. 30

Дети составляют текст "Почему репейник колючий", используя описание распространения его семян.

Упражнение выполняется коллективно: обсуждается, о чем будет говориться в начале (что нуждается в доказательствах), затем — в основной части (доказательства, аргументы), далее - в концовке (главный вывод, заключение).

Подведение итогов урока

Выполнение упр. 31

6. Домашнее задание: упр. 27

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения. Восклицательное предложение

Цели:закрепить знания о классификации предложе­ний по цели высказывания и интонации, учить правильно­му интонированию предложений.

Организационный момент

Минутка чистописания

_________________________________________

* Обведите и пропишите сочетания букв. Какой звук обозна­чает буква с в этих сочетаниях?

__________________________________________

• Рассмотрите узор. Какое слово зашифровано? Почему бук­вы а, о выделены? Что обозначает слово спасибо? (Выражение благодарности.)

Слово спасибо собственно русское слово, представляет собой сращение двух слов; спаси Бог. Раньше это было постоянно упот­ребляемое в речи словосочетание как исполненное благодарности пожелание (спаси тебя Бог). Как вы понимаете выражение«за спасибо»?

Обведите и пропишите узор, проговаривая написание слова спасибо.

_______________________________________________

• Прочитайте. Какие вежливые слова вы знаете? Запишите.

Ест ки_ка су_ из ми_ки.

Сыта ки_ка, пуста ми_ка.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

3. Сообщение темы и целей урока

4. Актуализация знаний о классификации предложе­ний по цели высказывания и интонации

Чтение текста на лингвисти­ческую тему (упр. 33)

¾ Выпишите выделенные слова (словосочетания выпи­сываются в форме именительного падежа).

¾ Закройте учебники и, пользуясь выписанными словами как опор­ными, перескажите текст.

Выполнение упр. 34

Чтение текста "В лесу осенью".

¾ Прочи­тайтепредложения сначала спокойно, без восклицательной интонации, затем с чувством радости, восторга — как восклицатель­ные.

Ученики самостоятельно делают вывод о том, как изменяется при этом текст (он становится более выразительным, в нем говорящий передает свое личное отношение к осени (радость, восторг, восхищение).)

Конкурс на лучшее предложение

¾ Составьте повествовательное, вопросительное и по­будительное предложения об осени, запишите их.

Победители награждаются яркими осенними листьями.

Выполнение упр. 35

Учащиеся читают повествовательное предложение, кото­рое можно прочитать по-разному в зависимости от цели сообщения.

Школьникам предлагается составить и за­писать пять вопросов к этому предложению, которые на­чинались бы словами Когда? Кто? Что сделал? Где? Что? Отвечая на вопросы, учащиеся могут изменить порядок слов и выделить главные слова ответов. Учитель контролирует интонацию.

Выполнение упр. 36 (выполнять в устной форме, органи­зовав работу в парах, когда сначала один ученик задает вопросы, а другой отвечает, затем наоборот)

Выполнение упр. 37

Рассматривание рисунка к упражнению.

Чтение диалога по ролям

Обсуждение текста

¾ Кто из ребят ответил на приглашение Наташи вежливо, а кто — нет?

¾ Кто вежливо принять приглашение, как отка­заться?

¾ Составьте диалоги с пригла­шением в гости (дети разбиваются на пары и разыгрывают их)

Наши рекомендации