И информационное обеспечение модуля

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ

Б.3.2.4 Источники и системы теплоснабжения:

Б.3.2.4.1 Источники производства теплоты

Б.3.2.4.2 Потребители теплоты

Направление подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника
   
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
(бакалавр/магистр)
Профиль подготовки бакалавра/программа подготовки магистра Промышленная теплоэнергетика;
Энергообеспечение предприятий
Форма обучения очная
(очная, очно-заочная и др.)
Выпускающая кафедра Энергообеспечения предприятий
           

Курс_______3-4__________

Семестр____6-7__________

Распределение учебного времени

Трудоемкость по учебному плану ____360/10__ часов/зачетных единиц
Лекции _____68____ часов
Лабораторные занятия _____68____ часов
Практические (семинарские) занятия _____17____ часов
Всего аудиторных занятий _____153____ часов
Курсовой проект ______7____ семестр
Курсовая работа ______-____ семестр
РГР, реферат, КР ______6____ семестр
Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов (без учета экз.)   ____170____   часов
Экзамен (1 з. ед. - 36 часов) _____7_____ семестр
Зачет _____6,7___ семестр

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО направления

подготовки ____________140100.62 «Теплотехника и теплоэнергетика____________

Программу составили:

Профессор кафедры ___ энергообеспечения предприятий (ЭП) ______________А.Г. Поздеев

(должность) (кафедра) (подпись) (И.О.Фамилия)

рассмотрена и одобрена на заседании кафедры, за которой закреплена дисциплина_______________________________энергообеспечения предприятий___________________

(наименование кафедры)

______________ протокол № _____

(дата)

Заведующий кафедрой ____В.А. Хлебников__________

(подпись) (И.О.Фамилия)

Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с факультетом, выпускающей(ими) кафедрой(ами).

СООТВЕТСТВУЕТ действующей ООП.

Заведующий выпускающей кафедрой ______________________В.А. Хлебников___

(подпись) И.О. Фамилия)

Председатель методической комиссии факультета, в который входит выпускающая кафедра

_________________________А.Р. Ротт_______

(подпись) (И.О. Фамилия)

Эксперт(ы):

_____________

(Ф.И.О. ,должность)

_____________

_____________

_____________

_____________

Раздел 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

Цель и задачи изучения дисциплины состоят в формировании у студентов необходимых знаний по источникам и системам теплоснабжения предприятий для понимания процессов теплофикации промышленных предприятий, умения представлять математическими моделями задачи теплопотребления, овладение основными приемами расчета тепловых сетей, подбора источников тепла и теплоэлектроцентралей

Целью освоения модуля является достижение следующих результатов образования (РО):

знания:   - процессы и явления, происходящие при теплофикации промышленных предприятий; - различные источники производства теплоты: традиционные и нетрадиционные; - структуру современных систем теплоснабжения ; схемы присоединения систем отопления и вентиляции к тепловым сетям; нормы СНиП для температуры теплоносителей, использующихся в системах тепловых сетей; понятия и схемы централизованного и децентрализованного теплоснабжения потребителей тепловой энергии;
умения: - осуществлять математическую постановку задач теплофикации промышленных предприятий; - составлять адекватные модели теплопотребления предприятий; - производить расчет тепловых сетей и теплоэлектроцентралей с подбором оптимальных источников тепла; - использовать методы теплотехники, гидрогазодинамики и анализа двухфазных сред при проектировании теплоэнергетических сетей и систем; - оценивать перспективы использования источников производства теплоты в современных условиях; - оценивать перспективы развития потребления теплоты; - определять расчетные расходы тепла на отопление и вентиляцию промышленных зданий, жилых и общественных зданий, расход тепла на горячее водоснабжение производственных цехов и жилых районов; - производить гидравлический расчет тепловых сетей; - обосновывать практические инженерные решения по нахождению рациональных условий улучшения технико-экономических показателей работы систем теплоснабжения;
владения: - методами регулирования величины тепловой нагрузки объекта в условиях предприятия-потребителя; методами защиты от воздействия на трубопровод блуждающих токов; - способностью оценивать эффективность различных источников теплоты по экономическим и производственным показателям; - способностью и готовностью анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт в области развития и использования нетрадиционных источников теплоты.

Перечисленные РО являются основой для формирования следующих компетенций

Общекультурных

– способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и

выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовность приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);

– готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

– способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

Профессиональных

– способность и готовность использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области (ПК-1);

– способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовность использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

– готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способность привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);

– способность и готовность анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);

– готовность участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования элементов оборудования и объектов деятельности в целом с использованием нормативной документации и современных методов поиска и обработки информации (ПК-8);

– способность проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные детали и узлы с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием (ПК-9);

– готовность участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации, оформлении законченных проектно-конструкторских работ в соответствии со стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами (ПК-10);

– готовность к контролю технического состояния и оценке остаточного ресурса оборудования, организации профилактических осмотров и текущего ремонта (ПК-28);

– способность использовать знания фундаментальных разделов естественнонаучного и профессионального циклов для понимания и описания процессов в машинах и аппаратах теплотехнического оборудования, системах транспорта и потребления тепла и электроэнергии и технологических энергоносителей (ПСК-1);

– готовность участвовать в опытно-промышленных испытаниях систем теплоэнергоснабжения предприятий и ЖКХ, систем производства и потребления технологических энергоносителей по заданным программам, выполнять численные и экспериментальные исследования, составлять отчеты и готовить к публикации по результатам исследований (ПСК-2).

Раздел 2. МЕСТО МОДУЛЯ В СТРУКТУРЕ ООП

Модуль Источники и системы теплоснабжения относится к профессиональному учебному циклу дисциплин, к его вариативной части.

Необходимыми условиями для освоения модуля являются:

Знание

основных физических свойств жидкостей и газов, общих законов и уравнений динамики жидкостей и газов, особенностей физического и математического моделирования одномерных и трехмерных, дозвуковых и сверхзвуковых, ламинарных и турбулентных течений идеальной и реальной несжимаемой и сжимаемой жидкостей;

– паровых и водогрейных котлов различного назначения, вспомогательного оборудования котельных установок;

– программно - инструментальной среды LabVIEW, числовых, логических, текстовых и графических элементов управления и индикации; структуры выбора; кластеров; элементов для графического представления данных; виртуальных подприборов; технологий обработки изображений и работы в сети; функций работы с файлами;

– законов и основных физико-математических моделей переноса теплоты и массы применительно к теплотехническим и теплотехнологическим установкам и системам;

– законов сохранения и превращения энергии применительно к системам передачи и трансформации теплоты, калорические и переносные свойства веществ применительно к рабочим телам тепловых машин и теплоносителям, термодинамические процессы и циклы преобразования энергии, протекающие в теплотехнических установках;

Умения

рассчитывать гидродинамические параметры потока жидкости (газа) при внешнем обтекании тел и течении в каналах (трубах), проточных частях гидро-газодинамических машин; проводить гидравлический расчет трубопроводов;

– исследовать, проектировать, конструировать эксплуатировать, испытывать, выполнять монтаж, ремонт и модернизацию котлов и вспомогательного оборудования;

– проектировать фронтальную панель, панель блок-диаграмм, составлять виртуальные приборы и подприборы для математических вычислений и компьютерных измерений, автоматизации технологических процессов, представлять результаты в виде отчетов и графиков;

– рассчитывать температурные поля (поля концентраций веществ) в потоках технологических жидкостей и газов, в элементах конструкции тепловых и теплотехнологических установок с целью интенсификации процессов тепломассообмена, обеспечения нормального температурного режима работы элементов оборудования и минимизации потерь теплоты; рассчитывать передаваемые тепловые потоки;

– проводить термодинамический анализ циклов тепловых машин с целью оптимизации их рабочих характеристик и максимизации КПД;

Владение

– методиками проведения типовых гидродинамических расчетов гидромеханического оборудования и трубопроводов;

– методиками расчета, проектирования, испытаний, правильной эксплуатации, монтажа и наладки котлов и вспомогательного оборудования; методиками самостоятельной работы с литературой, поиска информации при курсовом проектировании; методами защиты производственного персонала от последствий возможных аварий;

– методиками графического программирования, выполнения измерений электрического сопротивления, силы тока и напряжения, методиками пользования библиотеками для математических расчетов;

– основами расчета процессов тепломассопереноса в элементах теплотехнического и теплотехнологического оборудования;

– основами термодинамического анализа рабочих процессов в тепловых машинах, определения параметров их работы, тепловой эффективности.

Содержание модуля является логическим продолжением содержания дисциплин Математика (общий курс), Физика (общая), Спецглавы математики, Компьютерные технологии в LabVIEW, Теоретическая механика, Гидрогазодинамика, Уравнения математической физики, Техническая термодинамика, Механика, Тепломассообмен, Метрология, сертификация, технические измерения и автоматизация тепловых процессов, Котельные установки и парогенераторы, Тепломассообменное оборудование предприятий и служит основой для освоения дисциплин Физико-химические основы водоподготовки, Технологические энергоносители предприятий, Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, Экплуатация теплоэнергетических установок и систем, Инструментальное энергетическое обследование промышленного предприятия, Энергосбережение в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологии, дисциплин по выбору в профессиональном цикле, ИГА.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения модуля»:

№ п/п Наименование Компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины
Общекультурные компетенции
ОК-1 Математика (общий курс), Правоведение, Химия (общая), Спецглавы математики, Теоретическая механика, Безопастность жизнедеятельности, Гидрогазодинамика, Уравнения математической физики, Механика, Техническая термодинамика, Тепломассообмен, Электротехника и электроника, Метрология, сертификация, технические измерения и автоматизация тепловых процессов, Нагнетатели и тепловые двигатели Технологические энергоносители предприятий, Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии
ОК-6 Психология, Информационные технологии, Нагнетатели и тепловые двигатели Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ОК-7 Механика, Тепломассообмен, Метрология, сертификация, технические измерения и автоматизация тепловых процессов, Котельные установки и парогенераторы, Тепломассообменное оборудование предприятий Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ОК-11 Информационные технологии, Информатика, Компьютерные технологии в LabVIEW, Тепломассообмен, Котельные установки и парогенераторы, Тепломассообменное оборудование предприятий Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
Профессиональные компетенции
ПК-1 Информационные технологии, Начертательная геометрия, Информатика, Инженерная и компьютерная графика, Компьютерные технологии в LabVIEW, Механика, Нагнетатели и тепловые двигатели -
ПК-2 Математика (общий курс), Физика (общая), Спецглавы математики, Компьютерные технологии в LabVIEW, Теоретическая механика, Гидрогазодинамика, Уравнения математической физики, Техническая термодинамика, Электротехника и электроника, Тепломассообменное оборудование предприятий Физико-химические основы водоподготовки, Технологические энергоносители предприятий, Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ПК-3 Математика (общий курс), Информационные технологии, Физика (общая), Спецглавы математики, Теоретическая механика, Уравнения математической физики, Механика, Тепломассообмен, Тепломассообменное оборудование предприятий Физико-химические основы водоподготовки, Технологические энергоносители предприятий, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ПК-6 Котельные установки и парогенераторы, Тепломассообменное оборудование предприятий Технологические энергоносители предприятий, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ПК-8 Информационные технологии, Котельные установки и парогенераторы, Тепломассообменное оборудование предприятий Физико-химические основы водоподготовки, Технологические энергоносители предприятий, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ПК-9 Начертательная геометрия, Инженерная и компьютерная графика, Компьютерные технологии в LabVIEW, Механика, Котельные установки и парогенераторы, Нагнетатели и тепловые двигатели, Тепломассообменное оборудование предприятий Технологические энергоносители предприятий, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ПК-10 Компьютерные технологии в LabVIEW, Котельные установки и парогенераторы, Нагнетатели и тепловые двигатели, Тепломассообменное оборудование предприятий Технологические энергоносители предприятий, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ПК-28 Тепломассообменное оборудование предприятий Экплуатация теплоэнергетических установок и систем, Инструментальное энергетическое обследование промышленного предприятия, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ПСК- 1 Нагнетатели и тепловые двигатели Энергосбережение в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологии, Технологические энергоносители предприятий, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА
ПСК-2 Компьютерные технологии в LabVIEW, Нагнетатели и тепловые двигатели Инструментальное энергетическое обследование промышленного предприятия, Энергосбережение в теплоэнергетике, теплотехнике и теплотехнологии, Технологические энергоносители предприятий, Дисциплины по выбору в профессиональном цикле, ИГА

Раздел 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ

(матрица распределения компетенций по разделам и темам модуля)

Темы, разделы модуля Кол-во часов Компетенции Σ  
ОК-1 ОК-6 ОК-7 ОК-11 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-6 ПК-8 ПК-9 ПК-10 ПК-28 ПСК-1 ПСК-2
6 семестр
Б.3.2.4.1 Источники производства теплоты
Системы, способы и схемы теплоснабжения + +       +   +         +  
Режимы регулирования систем теплоснабжения + + +         +       + + +
Гидравлический расчет тепловых сетей + + + + +   +   + + +   +  
7 семестр
Б.3.2.4.1 Источники производства теплоты
Режимы регулирования систем теплоснабжения + + +         +       + + +
Гидравлический режим тепловых сетей + + +     +           + +  
Оборудование тепловых пунктов + + +         +       +   +
Оборудование тепловых сетей + + +         +       +   +
Тепловой расчет + + + + + + +   + + +   +  
Эксплуатация тепловых сетей + + +     +   +       +   +
Экзамен                              
Б.3.2.4.2 Потребители теплоты
Классификация тепловых нагрузок и способы их определения + + + + + + +   + + +   +  
Источники генерации тепла + +           +       + + +
Итого  

Раздел 4. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Для формирования заявленных компетенций используются следующие методологические технологии: технологии активного обучения, технология личностно-ориентированного обучения, технология компетентностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения, технология балльно-рейтинговой оценки результатов обучения, технология организации самостоятельной работы.

Основными стратегическими технологиями являются лекционные процедуры, практика, исследовательские процедуры и процедуры самообучения. При организации учебных занятий используются активные и интерактивные методы обучения (диалог, работа в команде, работа с компьютером) и разрабатываются соответствующие им форматы учебных занятий: лекция классическая (ЛК), лекция проблемная (ЛПб), лекция визуализация (ЛВ), лекция «мозговой штурм» (ЛМш), аудиторно-практическое занятие классическое (АПРК), практикум-лабораторная работа (ПЛб), самообучение (СОб).

Раздел 5. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

5.1. Аннотация из Примерной основной образовательной программы

Примерная основная образовательная программа направления не содержит аннотации данной дисциплины, так как она относится к числу дисциплин устанавливаемых вузом.

5.2.Учебно-тематический план изучения модуля

Наименование разделов/темы модуля Виды учебной работы и их трудоемкость ( кол. часов ) Тактические технологии
лекции практ. занятия лабор. занятия СРС в т.ч. РГР в т.ч. КП Всего
6 семестр
Б.3.2.4.1 Источники производства теплоты
Системы, способы и схемы теплоснабжения - - - ЛК, ЛВ, СОб
Режимы регулирования систем теплоснабжения - - ЛК, ЛВ, АПРК, СОб
Гидравлический расчет тепловых сетей - - ЛК, АПРК, СОб
Итого -  
7 семестр
Б.3.2.4.1 Источники производства теплоты
Режимы регулирования систем теплоснабжения - - - - - ПЛб, СОб
Гидравлический режим тепловых сетей - - - - ЛК, ЛМш, СОб
Оборудование тепловых пунктов - - - - - ЛК
Оборудование тепловых сетей - - - ЛВ, ПЛб, СОб
Тепловой расчет - - - - ЛК, СОб
Эксплуатация тепловых сетей - - - - - ЛПб
  Экзамен           -  
Итого - - -  
Б.3.2.4.2 Потребители теплоты
Классификация тепловых нагрузок и способы их определения - - ЛК, ЛМш, АПРК, СОб
Источники генерации тепла - - ЛК, ЛВ, АПРК, СОб
Итого - -  
Всего  

5.3. План лекционных занятий

Наши рекомендации