Силы в червячной передаче

Геометрическая картина зацепления в червячной передаче аналогична зацеплению эвольвентного зубчатого колеса с зубчатой рейкой.

Силовые факторы на червяке обозначаются индексом 1, на червячном колесе – 2.

Вращающий момент Силы в червячной передаче - student2.ru на червяке создает в точке контакта на витке червяка (и, соответственно, на зубе червячного колеса) нормальную силу Силы в червячной передаче - student2.ru , которую для удобства раскладываем на составляющие: окружную Силы в червячной передаче - student2.ru , радиальную Силы в червячной передаче - student2.ru и осевую Силы в червячной передаче - student2.ru .

Окружные силы на червяке и червячном колесе:

Силы в червячной передаче - student2.ru , Силы в червячной передаче - student2.ru ,

где Силы в червячной передаче - student2.ru , Силы в червячной передаче - student2.ru – делительный диаметр червяка.

Так как окружная сила на червяке равна по величине и противоположно направлена осевой силе на червячном колесе, то:

Силы в червячной передаче - student2.ru .

Осевая сила на червяке Силы в червячной передаче - student2.ru и окружная сила на червячном колесе Силы в червячной передаче - student2.ru :

Силы в червячной передаче - student2.ru .

Угол трения Силы в червячной передаче - student2.ru в червячных передачах обычно незначителен ( Силы в червячной передаче - student2.ru ), при определении сил им пренебрегают. Поэтому:

Силы в червячной передаче - student2.ru .

Так как Силы в червячной передаче - student2.ru , то:

Силы в червячной передаче - student2.ru .

Силы в червячной передаче - student2.ru
Рис. 3.5. Силы в червячной передаче

Радиальные силы на червяке и червячном колесе:

Силы в червячной передаче - student2.ru ,

где Силы в червячной передаче - student2.ru – угол зацепления; Силы в червячной передаче - student2.ru .

Критерии работоспособности червячных передач

Работоспособность червячных передач определяется способностью противостоять негативным последствиям из-за трения в зацеплении. Так как колесо делают из более мягкого материала, работоспособность передачи определяется работоспособностью червячного колеса.

Основные причины выхода из строя червячных передач:

· Износ – основная причина выхода из строя большинства червячных передач. Он очень сильно зависит от смазки, увеличивается при неточном монтаже зацепления, при загрязненном смазочном материале, при повышенной шероховатости червяка, а также при частых пусках и остановах передачи, когда условия смазки ухудшены.

· Заедание – особо опасно, если колеса изготовлены из твердых материалов: безоловянных бронз и чугуна. Заедание сопровождается значительными повреждениями поверхностей и последующим быстрым изнашиванием зубьев частицами материала колеса, приварившимися к червяку.

· Усталостное выкрашивание наблюдается главным образом у червячных колес из стойких к заеданиям бронз.

· Пластическое разрушение рабочих поверхностей зубьев червячного колеса наблюдается при действии больших перегрузок.

· Изломы зубьев колеса можно наблюдать главным образом после износа или вследствие ошибок изготовления.

Таким образом, основные критерии работоспособности червячных передач – износостойкость и контактная прочность. Кроме того, передачи рассчитывают на нагрев.

Наши рекомендации