Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий

Интерактивные технологии обучения

Интерактивные технологии –это такие технологии, в которых ученик выступает в постоянно субъективно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь её автономным активным элементом.

Концептуальные позиции:

Главная цель интерактивного обучения – целостное развитие личности ученика.

Целевые ориентации:

· Активизация индивидуальных умственных процессов учащихся;

· Возбуждение внутреннего диалога у учащихся;

· Обеспечениепонимания информации, являющейся предметом обмена;

· Индивидуализация педагогического взаимодействия;

· Вывод учащегося на позицию субъекта обучения;

· Достижение двусторонней связи при обмене информацией между учащимися.

Принципы интерактивного обучения:

Свобода выбора - право выбора любого субъекта деятельности, которое предоставляется во всём: и в выборе форм, и в возможности представить собственную точку зрения.

Принцип открытости — не только давать знания, но и показывать их границы. Ставить детей перед проблемами, решения которых лежат за пределами исследуемого вопроса.

Принципдеятельности — обучение для и через опыт. Создавать условия для исследования границ применения полученных знаний.

Принцип идеальности — предоставление возможности дальнейшего взаимодействия и взаимообогащения новой информацией в педагогическом процессе.

Обратная связь — регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы обратной связи: подводить итоги дня, оценивать проведение занятия, вводить в обучениевозможность вопроса обсуждения самого процесса обучения.

К интерактивным технологиям относятся:

· микротехнологии (взаимодействие с отдельным ребёнком);

· модульно-локальные (дидактические и организационно-деятельностные игры, КТД и т.д.);

· макротехнологии (дистанционное обучение, компьютерные технологии, обучение иностранному языку в разговоре);

· метатехнологии (технологии социального воспитания, общественно-государственного управления, сетевые, телекоммуникационные технологии).

· развитие критического мышления через чтение и письмо (литература, русский язык);

· технология проведения дискуссий;

· технология «дебаты»;

· тренинговые технологии.

Содержательная часть:

• При использовании интерактивных методов ученик становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.

• Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

• По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и ученика: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

• Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все ученики оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Процессуальная часть:

Интерактивные технологии предполагают следующие особенности использования организационных форм и методов обучения:

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru

Диспут (научная полемика) – форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения).

Цели: развитие логического мышления, формирование умений задавать вопросы, отвечать в эмоционально-напряжённой обстановке, обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения.

1. Устно или письменно делается объявление о диспуте как минимум за неделю (название, тема диспута, выносимые для полемики вопросы, дата, время, место проведения и состав участников).

2. Ведущий (им может быть педагог или обучающийся) открывает диспут. Он сообщает тему, цель и комментирует их, пробуждает интерес.

3. Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри, специалистами, хорошо знакомыми с данной проблемой. Ими могут быть как педагоги, так и ученики.

4. Ведущий знакомит участников, занимающих различные позиции.

5. Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества. Вывешивается плакат с критериями оценок и устно комментируется.

6. Разыгрываются порядковые номера выступлений.

7. Защитники первой точки зрения в своём выступлении излагают своё мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

8. Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы.

9. Защитники второй точки зрения в своём выступлении излагают мнение сторонников первой точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, стараясь показать своё понимание первой точки зрения.

10. Ведущий спрашивает у сторонников первой точки зрения, правильна ли она понятна их противникам. Если нужно, руководитель первой группы даёт краткое уточнение.

11. Защитники второй точки зрения в своём выступлении излагают своё мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

12. Защитники первой точки зрения излагают понимание.

13. Сторонники первой точки зрения задают вопросы, сторонники второй точки зрения отвечают (если ответили правильно, то задают свой, если – нет, то задают опять те). На обдумывание даётся время, определённое количество вопросов. По истечении времени или количества вопросов диспут прекращается.

14. После вопросов и ответов и та и другая сторона стараются доказать неверность противоположной точки зрения.

15. Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения правильная. Может случиться, что ни одна точка зрения не будет правильной. Жюри исходит из фактов и научнообоснованных аргументов, а не из произвольных мнений сторон, предположений или оценок (либо с помощью специальной литературы, выступлений учителя или других подготовленных учеников).

16. Ведущий называет победителя диспута по количеству набранных очков (это необязательно сторонник правильной точки зрения).

17. Подводятся итоги и делаются обобщения (разработка «Памяток», рекомендаций по данной проблеме всеми участниками диспута).

Учебная дискуссия. Проблемная дискуссия

Этот метод обучения заключается в проведении групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).

Традиционно под понятием “дискуссия” понимается обмен мнениями во всех его формах.

Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено на практике или в науке, только предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Для проведения дискуссии необходимы:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда – необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.

Метод учебной (проблемной) дискуссии позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, так как в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт. Этот метод наиболее эффективен при формировании нужных установок, мотивации и переноса знаний и навыков из одной области в другую.

Деловая игра

Этот метод представляет собой в комплексе ролевую игру с различными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончании или в ходе игры. Деловые игры помогают формировать у детей-лидеров коммуникативные способности, толерантность, умение работать в малых группах, самостоятельность мышления и т. д.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры.

При подведении итогов необходимо уделить основное внимание на анализ ее результатов, наиболее значимых для практики. Но не менее важна и рефлексия всего хода игры. Объектами такой рефлексии могут стать: динамика индивидуальных, групповых, межгрупповых траекторий движения мыслительных процессов; динамика образования коллективного мнения на основе изменений в межличностных отношениях; позиционность игроков и межпозиционные отношения и т. д.

Деловая игра наиболее эффективна для воспроизведения, проектирования и моделирования коллективной деятельности (например, детских объединений и организаций).

Условия проведения деловых игр:

· внимательность;

· включенность в игру;

· сопричастность, уважение точки зрения других;

· масштабность (без учета жестких рамок существующих законов);

· самовыражение.

Перед игрой следует уточнить некоторые терминологические понятия.

Структура деловой игры:

Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога
1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью Организовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу.
2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах Вникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников   Оказывает помощь
3 этап – межгрупповая дискуссия Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проекта Управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма– оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этапы и правила мозгового штурма:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма.

Правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Приветствуются необычные и даже абсурдные идеи.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Кейс-метод- техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.

Основные критерии оценки:

1) насколько обучающийся способен связать теоретические знания с жизненными реалиями,

2) насколько он способен актуализировать то, что получает в обучении.

Преимущества метода: учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией, вносит в обучение элемент загадки, тайны, разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.

Основные отличия кейса от учебной задачи состоят в том, что в кейсе зачастую отсутствует чёткий набор условий; учащийся сам выбирает наиболее значимые условия; алгоритм решения разрабатывается самостоятельно; не существует однозначного решения.

В результате использования этой технологии, у учащихся появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умения работать с текстом, происходит соотнесение теоретических и практических знаний, овладение практическими навыками.

В силу небольшого жизненного опыта у учащихся младших классов использование кейс-методов не нашло широкого применения в начальнойшколе. Но хочется отметить, что технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе. А так как отличительной особенностью технологии обучения на конкретной ситуации является работа в малых группах, то она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.

«По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности»

Для учащихся начальной школы важно, чтобы кейс вызывал чувство сопереживания с его главными действующими лицами, чтобы была описана личная ситуация персонажей, во многих случаях это важный элемент в процессе принятия решения. И, конечно, кейс должен содержать проблему, понятную учащемуся младших классов и обязательную оценку принятого решения.

Таким образом, у детей появляется опыт принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем, умение работать с текстом; происходит соотнесение теоретических и практических знаний.

ПРИЁМ Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное "правильное" решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Критерии выбора творческого задания:

ü не имеет однозначного и односложного ответа или решения;

ü является практическим и полезным для учащихся;

связано с жизнью учащихся;

ü вызывает интерес у учащихся;

ü максимально служит целям обучения.

Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.

Формы:

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Интерактивная экскурсия.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Использование кейс-технологий.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Проведение видеоконференций.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Круглый стол.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Мозговой штурм.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Дебаты.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Фокус-группа.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Деловые и ролевые игры.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Учебные групповые дискуссии.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Тренинги.

Методы интерактивного обучения: стр. 230 Энциклопедия педагогических технологий - student2.ru Работа в малых группах - это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе - неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.

В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять.

Рекомендации по организации работы в малых группах:

ü Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно;

ü Начинать групповую работу следует сначала по парам, затем переходите к работе в группе, которая состоит из 3-5 учащихся.

ü Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.

ü Образовывайте группы с разнородным составом учащихся, включая туда сильных, средних и слабых учащихся. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.

Общие рекомендации к организации процесса по интерактивным технологиям обучения:

ü Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

ü Интерактивное общение способствует умственному развитию.

ü При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.

ü Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

ü Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности её интерпретации.

ü Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

ü Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Наши рекомендации