Виды мониторинга. Особенности мониторинговой деятельности
Общие особенности мониторинговой деятельности
а) объекты мониторинга динамичны, подвержены влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать различные изменения в состоянии объекта;
б) реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения за объектом, изучение и оценку его состояния;
в) организация слежения предусматривает отбор обоснованных критериев и показателей, по которым ведется измерение и описание параметров объекта;
г) каждая конкретная система мониторинга ориентирована на конкретного потребителя, которым может быть как отдельное учреждение, так и государство в целом.
Виды мониторинга:
1. По содержанию:
- дидактический мониторинг, предметом которого являются новообразования учебного процесса (получение знаний, умений, навыков, соответствие их уровня требованиям ГОС и т. д.);
- воспитательный мониторинг- учитывает изменения в создании условий для воспитания и самовоспитания обучающихся, «приращение» их воспитательного уровня;
- социально-психологический, показывает уровень социально-психологической адаптации личности обучающегося;
- управленческой деятельности, показывает изменения в различных управленческих подсистемах.
2. По характеру используемых методов и методик – статистический и нестатистический мониторинг.
3.По направленности:
- мониторинг процесса – представляет картину факторов, влияющих на реализацию конечной цели;
- мониторинг условий организации деятельности – выявляет отклонения от запланированной нормы деятельности, уровень рациональности деятельности, необходимые ресурсы;
- мониторинг результатов – выясняет, что было сделано из запланированного, какие результаты достигнуты.
3. Условия организации мониторинга в образовании
3.1. Задачи организации мониторинга.
3.2. Методы мониторинга.
3.3. Этапы мониторинга.
Условия организации мониторинга в образовании: его задачи,методы,этапы.
Задачи организации мониторинга.
1. Определить критерии качества реализации мониторинга, выработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии системы, качественных и количественных изменениях в ней.
2. Отобрать средства диагностики.
3. Установить уровень соответствия реального состояния объекта ожидаемым результатам.
4. Систематизировать информацию о состоянии и развитии системы.
5. Обеспечить регулярное и наглядное представление информации о происходящих процессах.
6. Организовать информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития системы образования, выработки управленческих решений.
Информация, собираемая в процессе мониторинга, должна соответствовать требованиям объективности, точности, полноты и достаточности.
Методы мониторинга.
Традиционный мониторинг в форме контрольных работ, экзаменов, инспекторских проверок недостаточно эффективен.
Прежде всего, потому, что:
- контроль состояния обучения носит нерегулярный, эпизодический характер, не вскрывается динамика изменений;
- контролируя итоги обучения, оставляют без внимания сам процесс обучения;
- используются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения проверочных заданий в целом, что не позволяет выяснить, какие конкретно и в какой мере элементы содержания не усвоены;
- по существу не используются диагностические методики, позволяющие вскрыть причины тех или иных ошибок учащихся, недочетов в работе учителя, выявить факторы, влияющие на успеваемость.
Для проведения мониторинга могут применяться общие методы психолого-педагогических исследований – наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент. Используются и специфические методы - анализ продуктов деятельности (например, документов), методы изучения состояния воспитательной работы, игровые методы, творческие отчеты, методы экспертных оценок, аналитико-оценочные методы (самооценка, анализ занятия, шкалирование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические методы.
Этапы мониторинга
1. Подготовительный этап:
- формирование заказа на мониторинг,
- выделение объекта мониторинга,
- методическое обеспечение мониторинга,
- определение критериев и показателей,
- создание рабочего проекта или программы,
- инструктаж или подготовка кадров, проводящих мониторинг.
2. Этап проведения мониторинга:
- проведение диагностики системы с использованием выбранных методов в соответствии с рабочей программой,
- сбор и анализ, хранение результатов.
3. Этап обработки данных и принятия решений:
- обработка данных, в том числе математико-статистическая,
- анализ, обобщение и систематизация полученных данных,
- подготовка заключительного документа,
- принятие решений,
- комплекс мероприятий, активизирующих использование данных, в том числе информационное обеспечение мониторинга.
В настоящее время предлагаются детализированные технологии педагогического мониторинга описание одной из которых мы приводим ниже.
9)Контроль качества обученияПонятие "контроль",его функции,требования к организации.
Контроль в широком смысле – проверка чего-либо, установление обратной связи. Контроль учебной деятельности учащихся обеспечивает получение информации о результате их учебной деятельности, способствует установлению внешней обратной связи (контроль, выполняемый учителем) и внутренней обратной связи (самоконтроль учащегося).
Функции контроля:
1) диагностическая функция (определение качества усвоения пройденного материала, успехов и пробелов в ЗУНах);
2) образовательная функция (приведение ЗУНов в систему и содействие их прочному усвоению);
3) развивающая функция (внесение корректив в учебный процесс на основе изучения возможностей и способностей учащихся);
4) воспитательная функция (стимулирование систематических занятий по усвоению ЗУНов и ответственности за их усвоение).
Требования к контролю:
1) индивидуальный характер;
2) систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах;
3) разнообразие методов и форм проведения;
4) всесторонность (охват всех разделов учебной программы, проверка теоретических знаний, практических умений и навыков);
5) объективность контроля (отказ от преднамеренных, субъективных, ошибочных суждений).