Тема 10. Религия и свободомыслие в Беларуси

В VI-VIII вв. на землях современной Беларуси проживали славянские племена кривичей, полочан, дреговичей, радимичей, а также племена балтов. В Х в. белорусские земли вошли в состав древнерусского государства с центорм в Киеве. Принятие христианства великим князем Владимиром в 988 г. означало распространение его и на белорусские земли. Первая белорусская епископия была основана в Полоцке в 992 г. Туровская епископия - в 1005 г. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри, в которых переписывались Священное писание и произведения отцов церкви, патерики и жития, византийские хроники и местные летописи. Выдающимся церковным оратором и писателем был Кирилл Туровский (XII в.). Его произведения, созданные в жанре проповеди, притчи, послания были популярны на Руси на протяжении XII-XVII вв. Евфросинья Полоцкая (1110-23.05.1173) заложила основы книжного дела, традиции переписки текстов в Беларуси.

В XIII в. белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1386 г. великий князь литовский Ягайло принял католичество и повенчался с польской королевой Ядвигой. В Вильно, ставшем столицей ВКЛ, была основана католическая архиепископия и развернута широкая деятельность с целью крещения литовцев-язычников.

В культурной и религиозной жизни ВКЛ были широко представлены как христианские вероисповедания, так и нехристианские религии – иудаизм и ислам. Евреи начали селиться на восточных землях ВКЛ с XVI века. Иудеи составляли существенную часть населения городов и местечек, в каждом из них были построены деревянные или каменные синагоги. Ислам на этих территориях исповедовало татарское население, массовое проникновение которого началось в конце XIV века, когда татары были приглашены на военную службу великим князем литовским Витовтом.

Заключение Люблинской унии в 1569 г. между Польшей и ВКЛ означало создание нового государства – Речи Посполитой, что усилило польское и католическое влияние. В это же время здесь появляется протестантизм, первоначально в форме учения Лютера. Огромное влияние на распространение протестантизма имела поддержка нового учения со стороны магнатов. В течение некоторого времени гораздо большее распространение, нежели лютеранство получило учение Кальвина. Кальвинистами становятся крупнейшие землевладельцы государства — Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Вишневецкие и др. для борьбы с протестантизмом были призваны иезуиты, которые выступали как активные сторонники заключения унии между католицизмом и православием. В результате заключения Брестской церковной унии 1596 г. православный епископат признал верховную власть папского престола. Православная церковь сохранила свою административную структуру, обрядово-литургическую традицию в том виде, в каком они существовали до унии. Униатство сравнительно быстро распространилось и в XVII- XVIII вв. стало основным вероисповеданием, к концу XVIII в. на белорусских землях Речи Посполитой униаты составляли большую часть населения.

После присоединения белорусских земель к Российской империи на основании разделов Речи Посополитой в 1793 и 1795 гг. начинается активное восстановление влияния православия. Православная церковь на территории Беларуси была включена в состав Русской православной церкви. В конце XVIII в. начался переход униатов в православие, на Полоцком церковном соборе 1839 г. было принято решение о воссоединении униатской церкви с православной. В 1905 г. был принят Указ о веротерпимости, сохранивший положение православной церкви как «первенствующей и господствующей». Вместе с тем, юридически был разрешен переход в другое вероисповедание.

После Октябрьской революции в соответствии с декретом Совета народных комиссаров от 23.01.1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» государство было объявлено секулярным, церковная собственность национализирована, началось массовое закрытие церквей и монастырей. Преследовалось духовенство, монахи и верующие независимо от вероисповедания. В 1920-30-е гг. конфессиональная структура восточной и западной Беларуси приобрела существенные различия. В 1922 г. была учреждена, а в 1924 г. - канонически признана Польская автокефальная православная церковь, в состав которой входили Виленская, Гродненско-Новогрудская и Полесская епархии. В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские власти проводили активную религиозную политику на захваченных территориях. Открывались православные и католические храмы, действовали протестантские общины. После войны в Беларуси продолжился рост многих конфессий. В 1950-е гг. советские власти постепенно вернулись к политике давления на религиозные организации

Поворотным моментом в изменении положения религиозных организаций стала перестройка. Церковь получила возможность свободной богослужебной, миссионерской, духовно- просветительной, благотворительной и издательской деятельности.

Тема 11. Свобода совести и ее правовое обеспечение. Заключение

Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания. Понятие совесть означает чувство нравственной ответственности человека за свое поведение перед окружающими людьми, обществом; понятие вероисповедание предполагает официальную принадлежность к одной из разновидностей религии как системы. Под свободой совести принято понимать право человека исповедовать любую религию (верить в Бога) или не исповедовать никакой религии (быть атеистом), распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода совести включает:

· право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей,

· право самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них.

Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление соответствующих культов (обрядов) по этому учению. Свобода вероисповедания включает:

· право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения,

· исповедовать любую религию или не исповедовать никакой

· действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.

В настоящее время имеется международная правовая основа, закрепляющая свободу совести и свободу вероисповеданий. Назовем некоторые важнейшие международные правовые документы:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 18 гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»;

2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;

3. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г.;

4. Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. также признают право гражданина на свободу мысли и религии и свободу выражения своего мнения.

Свобода совести тесно связана с положением религии и церкви в обществе и государстве. Сейчас есть немало стран, где имеет место сочетание официальной религии и государственного аппарата, их принято называть клерикальными. В частности, в таких как Саудовская Аравия, Пакистан, Иран граждане обязаны выполнять все предписания Корана. Судебная власть осуществляется религиозными шариатскими судами. В Израиле раввиат имеет большие полномочия в области политики, управления государством, регулировании семейно-брачных отношений.

Тесная связь религии с правовой системой, религиозного права со светским усложняет реализацию свободы совести. В конституциях десятков стран зафиксировано особое положение той или иной церкви, обязательность составления религиозной присяги для занятия высших должностей. Во многих странах главой государства может стать только лицо, принадлежащее к официальной церкви.

Даже в странах с сильной демократической традицией накладываются ограничения на деятельность определенных религиозных групп сектантского толка. Так Национальная ассамблея Франции в 2000 г. единогласно утвердила законопроект, в котором впервые в мировой практике вводится понятие такого уголовного преступления как "манипулирование сознанием". Это ведет за собой возможность запрета некоторых религиозных сект.

Наши рекомендации