Основные формы мифолого-религиозного мировосприятия: всеобщий культ Богини-Матери, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, монотеизм

Для мифолого-религиозной сферы первобытного мира были характерны пестрота и дробность: необозримое множество пле­менных верований и культов, открытых взаимовлиянию, а потому диффузных, поверхностно изменчивых, стихийных, непритяза­тельных. Их общим источником был всеобщий культ Богини-Мате­ри (в тех или иных вариациях: Мать-Земля, Мать-Природа, Мать-Прародительница всего сущего; ср.: Мать Сыра Земля в славянском фольклоре). В основе культа Богини-Матери лежит обожествление природы.

Вместе с тем первобытная религия не сводится к поклонению природным силам. По мнению ряда исследователей архаических социумов, историков религии и культуры уже в первобытной древности возникают представления о главном, первом боге в пан­теоне богов, а затем о высшем и, наконец, едином высшем Боге — Едином Духе, Высшем Благом Существе, Творце — т. е. предста­вления, характерные для теистических религий. Теизм (греч. theos — Бог) — религиозное мировоззрение, понимающее Бога как бесконечную Божественную личность, которая свободно созда­ла мир, пребывает вне мира и продолжает действовать в мире.

Признание потусторонности (трансцендентности) Бога отлича­ет теизм от пантеизма, отождествляющего Бога и природу. В отли­чие от деизма (религиозной философии эпохи Просвещения), согласно которому, Бог, сотворив мир, не вмешивается в течение его событий, теизм признает продолжающуюся активность Бога. К строго теистическим религиям относятся три генетически свя­занных вероисповедания: иудаизм, христианство и ислам). Более

того, по мнению известного православного богослова А. В. Меня, теистические представления — это подлинные истоки религии: «Мистическая интуиция, приводящая душу в трепет перед непо­стижимым и таинственным Началом, — основа всякой «естествен­ной» религии и, разумеется, первобытной».

Нетеистические верования и обряды первобытной древности иногда называют предрелигией, потому что в них еще не было тех высоких и одухотворяющих идей, которые составляют главную притягательную силу теистических религий, — о бессмертном над-природном созидающем начале (Боге, Абсолюте), о высшем, выхо­дящем за пределы мира, смысле бытия, о «радости мистического богообщения» (А. Мень). «В отличие от теизма, ставящего над при­родой трансцендентную личность Бога, язычество есть религия самодовлеющего космоса. Все специфически человеческое, все социальное, личностное или «духовное» для язычества в принци­пе приравнено к природе и составляет лишь ее магическую эмана­цию» (Аверинцев).

Обожествление природы, характерное для первобытной поры, проявлялось в множестве частных, отдельных, во многом хаотич­ных верований, культов, обрядов, поклонений, заговоров.

В истории религий и в культурологии различают несколько основных классов, или типов таких религиозных форм: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, политеизм, древний пантеизм. Однако это не стадии, не исторические этапы в развитии религии. Возникнув в первобытно-общинном мире, они могли сосущество­вать в религиозных представлениях одного племени (например, анимизм и тотемизм) и с теми или иными изменениями передава­лись в течение тысячелетий из рода в род. Политеистические и пан­теистические религии исповедуются во многих странах современ­ного мира.

Анимизм(от лат. anima, animus — душа, дух) — это вера в сущес­твование душ и духов. Первобытный человек одушевлял весь окру­жающий мир. Реки и камни, растения и животные, солнце и ветер, прялка и нож, сон и болезнь, доля и недоля, жизнь и смерть — все имело душу, волю, способность действовать, вредить или помо­гать человеку. Согласно первобытным представлениям, духи оби­тали в невидимом потустороннем мире, но проникали в видимый мир людей. Поклонения и магия должны были помочь людям так или иначе ладить с духами — умилостивить их или перехитрить. Элементы анимизма имеются в любой религии.

Тотемизм —это вера племени в свое родство с растением или животным (реже — с явлением природы или предметом). На языке индейского племени одживбеев слово «тотем» означает «его род». Тотем мыслился как реальный предок, племя носило его имя, поклонялось ему (если тотемическое животное или растение сущес­твовали реально) или его воображение.

Фетишизм(от франц. fetiche — идол, талисман) — культ неоду­шевленных предметов (например, перо тотемной птицы или сго­ревший в грозу дуб, или клык убитого на охоте тигра и т. п.), обла­дающих, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетиши (священные предметы) сопровождали всю жизнь первобытного человека. Элементы фетишизма есть во всех религиях, в том числе в современных, например, поклонение кресту, мощам, иконам (в христианстве), Черному камню в Мекке (у мусульман).

В явлении шаманизмаиногда видят развитие индивидуального начала в религиозной практике древних. Из коллектива соплемен­ников выделяется человек с «особой мистической и оккультной ода­ренностью», который в экстазе транса становился ясновидцем и медиумом (от лат. medius — средний), посредником между духа­ми и людьми (Мень, 1991, 36—39). Шаманы — это первые профес­сионалы религии.

В племенную эпоху складывались и многие политеистические религии. Обычная для политеизма иерархия богов с признанием высших и менее значительных богов способствовала в ряде тради­ций развитию монотеистических представлений и вела к монотеиз­му и атеизму.

Любые формы веры в сверхъестественное, независимо от того, связана ли вера с культовой практикой (обряд, колдовство, литур­гия) или иной деятельностью (научение колдовству или заговору, перевод Св. Писания, размышление о Боге, о мире), объединяет именно вера в сверхъестественное.

Все проявления веры в сверхъестественное можно назвать фиде­истическим отношением к миру, или фидеизмом (от лат. fides — вера). Это самое широкое и общее обозначение для всего, что свя­зано с мифолого-религиозным сознанием любой исторической эпохи.

Первобытные верования представляются современному чело­веку такими же избыточно подробными, громоздкими, рассыпа­ющимися на сотни мелких магических приемов и поверий, не объе-

диненных общей идеей, безразличных к вопросам о смысле и цели всего происходящего. В «смутном пандемонизме» (В. С. Соловьев) первобытного язычества преобладали страх и вынужденное почте­ние к высшим силам, далекие от той любви к Богу, которая в теис­тических религиях придает вере человека глубоко личное и эмоцио­нально насыщенное звучание. Древнейшие бесписьменные религии очень практичны, утилитарны: они учат действовать, примеряясь к мироустройству, и выживать любой ценой, используя и природ­ные, и сверхприродные силы.

Наши рекомендации