Лао-цзы. «дао-дэ-дзин»

Одним из важнейших направлений развития мировоззренческой мысли в Китае наряду с конфуцианством был даосизм. В центре вни­мания даосизма стоят природа, космос и человек, однако эти нача­ла постигаются не рациональным путем, конструированием логи­чески последовательных формул (как это делается в конфуцианстве), а с помощью прямого понятийного проникновения в природу существования. Мир пребывает в постоянном движении и измене­нии, развивается, живет и действует спонтанно, без каких-либо причин.

В онтологическом учении именно понятие пути — дао — явля­ется центральным. Цель мышления, по даосизму, есть «слияние» человека с природой, так как он является ее частью. Здесь не обозначается никаких разграничений в отношении «субъект-объект».

Дао —это понятие, при помощи которого возможно дать уни­версальный, всеобъемлющий ответ на вопрос о происхождении и способе существования всего сущего. В принципе оно безымян­но, везде проявляется, ибо есть источник вещей, но не является самостоятельной субстанцией или сущностью. Само Дао не имеет источников, начала, является корнем всего без собственной энер­гетической деятельности. «Дао, которое можно выразить словами, не есть постоянное Дао; имя, которое можно назвать, не есть постоянное имя... Одинаковость —вот глубина загадочности». В нем же, однако, все происходит (дается), оно —всепредполагаю-щий путь. «Существует нечто —бестелесное, бесформенное, а, однако, готовое и завершенное. Как оно беззвучно! Лишено формы! Стоит само и не изменяется. Проникает всюду, и ничто не угро­жает ему.

Можно полагать его матерью всего сущего. Его имя не знаю. Обозначается как «Дао». Вынужден дать ему имя, называю его совершенным. Совершенное —то есть ускользающее. Ускользаю-

щее —то есть удаляющееся. Удаляющееся, то есть возвращающее­ся». Дао, однако, не определяет телеологический смысл в вещах.

Онтология "Дао дэ цзин" является атеистической, потому что, согласно Дао, мир находится в спонтанном, непредопределенном движении. Дао есть тождественность, одинаковость, предполагаю­щая все остальное, а именно: Дао не зависит от времени, как поло­са возникновения, развития и гибели Вселенной, но есть фунда­ментальное и универсальное единство мира. Как понятие, выражающее сущее, Дао существует постоянно, везде и во всем, и прежде всего для него характерно бездействие. Не является оно и средством или причиной некоей постоянной, упорядоченной эманации вещей.

Онтологический принцип одинаковости, когда человек как часть природы, из которой он вышел, должен удержать это единст­во с природой, постулируется также гносеологически. Речь здесь идет о согласии с миром, на котором основывается душевное спо­койствие человека. Лао-цзы отвергает какое-либо усилие не толь­ко индивида, но и общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгар­монии, ибо, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулиру­ет им, того постигнет неудача. Ибо мир —это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулиро­вать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Главная жизненная задача человека

Соблюдение «меры вещей» является для человека главной жиз­ненной задачей. Недеяние или, скорее, деятельность без наруше­ния этой меры (увей) является не поощрением к деструктивной пас­сивности, а объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является Дао.

Чувственное познание опирается только на частности и «заво­дит человека на бездорожье».

Отход в сторону, отстранение характеризуют поведение мудре­ца. Постижение мира сопровождается тишиной, в которой пони­мающий муж овладевает миром. Это радикально противоположно конфуцианской концепции «благородного мужа» (образованного мужа), который должен упражняться в обучении и управлении дру­гими.

Чжуан-цзы

Чжуан-цзы (369—286 гг. до н. э.), настоящее имя — Чжуан Чжоу, —наиболее выдающийся последователь и пропагандист даосизма. В области онтологии он исходил из тех же принципов, что и Лао-цзы. Однако с его мыслями о возможности естественного упорядо­чения общества на основе познания Дао Чжуан-цзы не согласен. Он индивидуализирует познание Дао, т. е. процесс и конечный резуль­тат постижения характера существования мира, вплоть до субъек­тивного подчинения окружающей действительности. Фатализм, который был чужд Лао-цзы, присущ Чжуан-цзы. Субъективную безучастность он рассматривает прежде всего как избавление от эмоций и заинтересованности. Ценность всех вещей одинакова, ибо все вещи заложены в Дао и их нельзя сравнивать. Всякое срав­нение —это подчеркивание индивидуальности, частности и поэто­му односторонне. Знание истины, истинности не дано познающе­му человеку: «Бывает ли так, что кто-то прав, а другой ошибается, или так, что оба правы или оба ошибаются? Это невозможно знать ни вам, ни мне, ни другим людям, ищущим истину во мраке». «О чем-то говорим, что оно истинно. Если бы то, что есть истин­ность, должно было быть таким с необходимостью, то не нужно было бы говорить о том, чем оно отличается от неистинности».

Чжуан-цзы при всем своем скептицизме выработал метод пости­жения истины, в результате которого человек и мир образуют един­ство. Речь идет о необходимом процессе забывания (ван), который начинается от забвения различий между истинностью и неистин­ностью вплоть до абсолютного забвения всего процесса постиже­ния истины. Вершиной является «знание, которое уже не являет­ся знанием».

Позднейшая абсолютизация этих мыслей сблизила одну из ветвей даосизма с буддизмом, который утвердился на китайской почве в IV в. и особенно в V в. н. э.

Ле-цзы»

«Ле-цзы»является следующим из даоских текстов и приписы­вается легендарному философу Ле Юйкоу (VII—VI вв. до н. э.), был записан примерно в 300 г. до н. э.

Вэнь-цзы (VI в. до н. э.) был якобы учеником Лао-цзы и после­дователем Конфуция.

С точки зрения позднейшего развития в общем различаются три вида даосизма: философский (дао цзя), религиозный (дао цзяо) и даосизм бессмертных (сянь).

Последовательно отвергая все институты современной им циви­лизации, даосы отвергали религию в общепринятом смысле этого понятия. Отвергая божественное Небо, даосы источником всего счи­тали Дао, которое в их представлении было изначальной бескаче­ственной субстанцией и порождало все вещи. Вещи же состояли из мельчайших «семян», которые можно отождествить с атомами. Даосы рассматривали смерть, как перегруппировку этих «семян», так что человек или часть его становится растением или животным, или их частью. Даосы разрабатывали теорию происхождения чело­века от низших животных.

Если конфуцианство — это китайский экзотеризм, то даос­изм — это китайский эзотеризм. У даосизма много общего с буд­дизмом, который в форме чань-буддизма получил широкое распрос­транение в Китае.

Наши рекомендации