Современные теории международной торговли.

Современные теории международной торговли либо развивают принципы классических теорий, распространяя их на большее количество товаров, стран и факторов производства, либо изучают отдельные стороны международной торговли, которые по каким-либо причинам остались не объясненными классическими теориями. Эти теории относятся к группе новейших теорий неоклассической школы. Развитие теории сравнительных преимуществ Д.Рикардо пошло по нескольким направлениям. Наиболее популярной стала теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.

Теория Хекшера-Олина. Каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых испытывает относительный недостаток факторов производства. Избыточным считается фактор, если его удельный вес среди других факторов в данной стране выше, чем в других странах. Избыток фактора отражается на его цене. Однако данная теория является двухфакторной, т.к. в ней сравниваются только два фактора из трех, например, труд и капитал. Таким образом, одни товары являются трудоемкими, а другие - капиталоемкими.

Парадокс В. Леонтьева. В 1954 г. американский экономист Василий Леонтьев применил теорию Хекшера-Олина в анализе внешней торговли США, а именно: расчетах расходов труда и капитала на экспорт и импорт. Согласно рабочей гипотезе, США должны были экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать - трудоемкие. Однако результат оказался обратным (экспортировалась трудоемкая и менее капиталоемкая продукция, чем импортировалась) и получил название «Парадокс Леонтьева».

Объяснение парадокса:

необходимо делить рабочую силу на квалифицированную и неквалифицированную и рассчитывать удельные затраты на производство экспортных товаров каждой из групп отдельно;

США импортирует большое количество сырья, добыча которого требует больших затрат капитала. Поэтому если экспортные товары требуют большого количества капиталоемкого сырья, это делает американский экспорт капиталоемким;

тест не учитывал факта существования импортного тарифа, который создавался чтобы оградить от иностранной конкуренции трудоемкие отрасли американской промышленности;

вкусы и предпочтения американцев традиционно направлены на капиталоемкую технологичную продукцию которую они покупают за рубежом, несмотря на то, что страна и сама хорошо обеспечена капиталом;

реверс факторов производства: один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране.

На современном этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины ХХ в. на основе НТР.

Теория снижающихся издержек (эффект масштаба).В данную теорию наибольший вклад внесли К. Ланкастер и П. Кругман. Она объясняет, почему существует торговля между странами, которые одинаково наделены факторами производства. По мере возрастания масштабов производства, которое обычно идет в рамках монополистической конкуренции, издержки производства единицы продукции снижаются. Торговля между странами имеет смысл в том случае, если они специализируются на производстве товаров различных отраслей, что позволяет снижать издержки за счет массового производства.

Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х гг. XX в. американский экономист Р. Вернон выдвинул данную теорию, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1.Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2.Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3.Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Теория «технологического разрыва» М. Познера. В соответствии с этой теорией торговля между странами осуществляется даже при одинаковой наделенности факторами производства и может быть вызвана техническими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран из-за того, что технические новшества первоначально появляются в одной стране, то она приобретает преимущество, что позволяет производить товары с меньшими издержками. Если же новшество заключается в производстве нового продукта, то в стране-новаторе в течение определенного периода появляется «квазимонополия», что позволяет получает добавочную прибыль, экспортируя новый товар. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может.

Теория пересекающегося спроса. Шведским экономистом С. Линдером в 1961г. было установлено, что одной из основных причин внутриотраслевой торговли между странами является пересекающийся спрос. Необходимым условием экспорта товаров является насыщенный внутренний спрос, только при этом условии товар может выйти на мировой рынок. Однако оптимальный результат от экспорта может быть достигнут в торговле со страной, имеющей одинаковую или сопоставимую структуру спроса. В соответствии с концепцией реальный спрос подкреплен высоким уровнем дохода, который позволяет приобретать более качественный товар. Таким образом, наибольшее пересечение структур спроса в странах-партнерах, основанных на высоком уровне дохода, является залогом более интенсивной взаимной торговли.

Теория конкурентных преимуществ. На основе исследований, проведенных в конце 80-х годов ХХ в. в десяти крупнейших промышленных странах (в т.ч. США, Германии и Японии), американский экономист Майкл Портер разработал теорию международной конкурентоспособности наций, что позволило получить следующие результаты:

1. Конкурентоспособность обусловлена эффективностью компаний по использованию мощностей при производстве товаров и услуг.

2. Производительность заложена в национальном и региональном окружении страны. Национальные компании повышают производительность путем улучшения качества продукции, применения новых технологий, новых методов работы.

3. Конкурентоспособность конкретной страны тесно увязана со способностью национальной промышленности к инновациям и модернизации.

4. В современных условиях роль правительства, состоит в создании необходимых условий для активизации деятельности компаний, и она постоянно возрастает.

По мнению Портера, главными параметрами, определяющими конкурентоспособность страны, а значит и развитие внешней торговли, являются:

1. Факторные условия. Портер считает, что эти факторы страной не наследуются, а создаются в процессе расширения производства.

2. Условия спроса. Этот параметр представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. Портер утверждает, что требования внутреннего рынка являются важнейшими для воздействия на деятельность компании. Например, японцы, живущие в небольших комнатах, ориентировались на потребление дешевых энергосберегающих кондиционеров, которые стала выпускать японская промышленность. Впоследствии такие кондиционеры широко использовались во всем мире, что обеспечивало их экспорт японскими компаниями.

3.Близкие и обслуживающие отрасли. Характеризует наличие эффективного производственного окружения, непосредственно влияющего на деятельность фирмы. Итальянские фирмы, производящие ювелирные изделия, процветают потому, что Италия выступает мировым лидером по производству машин для обработки драгоценных камней и металлов.

4.Стратегия фирмы и конкуренция. При этом нельзя выделить какую-либо единую и универсальную систему управления, которая была бы одинаково применима для всех. Итальянским фирмам, лидирующим в производстве мебели, свойственны динамизм, отсутствие жестких форм управления, способность к быстрым изменениям. Для немецких фирм, специализирующихся в области производства оптики, типична жесткая система централизованного управления.

Большое значение теория конкурентных преимуществ придает внутренней конкуренции и географической концентрации. Острая конкуренция на внутреннем рынке стимулирует выход фирмы за границу, способствует поиску внешних рынков. Географическая концентрация усиливает внутреннюю конкуренцию, приводит конкурентную борьбу на уровень ее максимальной интенсивности.

Из практики следует, что страна редко имеет одну конкурентоспособную отрасль. Конкурентоспособные отрасли связаны между собой вертикальными (покупатель-продавец) и горизонтальными (общие потребители, технологии, каналы) связями. Одна конкурентоспособную отрасль способствует возникновению другой, и таким образом появляются кластеры (промышленные группы). Кластер – представляет собой географически соседствующие взаимосвязанные компании и связанные с ними организации, действующие в определенной сфере и характеризующиеся общностью деятельности, взаимодополняющие друг друга. Близость между компаниями в кластере и как следствие этого – наличие контактов, связей по поставкам и технологиям обусловливают интенсивный обмен информацией внутри кластера. Иногда повышенный местный спрос способствует зарождению кластера. Образование кластера по производству ирригационного оборудования в Израиле было связано с намерением страны в условиях ограниченных водных ресурсов перейти на самообеспечение продуктами питания.

Наши рекомендации