Кинематическая схема привода

Для расчёта и выбора элементов привода механизма подъёма необходимо составить его кинематическую схему. Она, как правило, включает электродвигатель, муфту с тормозом , редуктор, барабан, полиспаст, состоящий из подвижных и неподвижных блоков , ветвей каната и крюковой подвески , конструктивно объединяющей подвижные блоки полиспаста и грузозахватный орган - крюк.

Полиспасты в кранах применяются для выигрыша в силе. Величина этого выигрыша характеризуется кратностью полиспаста и определяется по формуле

Кинематическая схема привода - student2.ru = Кинематическая схема привода - student2.ru (1)

где Z– число ветвей, на которых висит груз;

Кинематическая схема привода - student2.ru – число ветвей, наматываемых на барабан .

При использовании полиспаста скорость движения каната будет больше скорости подъёма груза Кинематическая схема привода - student2.ru = Кинематическая схема привода - student2.ru , а длина каната наматываемая на одну половину барабана Кинематическая схема привода - student2.ru = H Кинематическая схема привода - student2.ru

3.2. Расчёт и выбор каната

Максимальное усилие в канате в точке набегания его на барабан определяется по формуле

Кинематическая схема привода - student2.ru = Кинематическая схема привода - student2.ru Н, (2)

где Q – грузоподъёмностькрана, кг;

Кинематическая схема привода - student2.ru – ускорение силы тяжести, м/с2;

Кинематическая схема привода - student2.ru – КПД полиспаста; для Кинематическая схема привода - student2.ru = 2 Кинематическая схема привода - student2.ru = 0,97.

Расчётное разрывное усилие в канате согласно правилам Госгортехнадзора определяется по формуле

Кинематическая схема привода - student2.ru = Кинематическая схема привода - student2.ruКинематическая схема привода - student2.ru , Н , (3)

где Кинематическая схема привода - student2.ru – коэффициент запаса прочности, принимаемый Кинематическая схема привода - student2.ru тяжёлого режима работы.

Окончательно канат выбирается по таблицам ГОСТ ближайшего большего разрывного усилия. В табл. 2 приведены извлечения из ГОСТ «Канаты стальные двойной свивки типа ЛК-Р. Необходимо, чтобы Кинематическая схема привода - student2.ru Кинематическая схема привода - student2.ru Кинематическая схема привода - student2.ru

Таблица 2

Диаметр каната, Кинематическая схема привода - student2.ru Маркировочная группа, МПа
Разрывное усилие каната, Н
8,3 -
9,1
9,9 -
11,0 -
12,0 -
13,0
14,0
15.0
16,5
18,0
19,5

3.3. Расчёт барабана

При огибании канатом барабана и блоков в нём возникают напряжения изгиба, величина которых зависит от соотношения диаметров барабана и каната.

Допускаемый диаметр барабана по центру каната определяется по формуле Госгортехнадзора

Кинематическая схема привода - student2.ru = Кинематическая схема привода - student2.ru Кинематическая схема привода - student2.ru e, мм, (4)

где Кинематическая схема привода - student2.ru – диаметр каната, мм;

e – коэффициент , учитывающий допустимый перегиб каната (для мостовых кранов для лёгкого, среднего и тяжёлого режимов e = 20; 25; и 30 соответственно).

Для равномерной укладки каната на поверхности барабана наносятся винтовые канавки левого и правого направления, разделённые среднем участком барабана. Шаг канавок принимается равным t = Кинематическая схема привода - student2.ru + (1,5….3,0) , мм

Длина барабана при использовании сдвоенного полиспаста (на барабан наматываются две ветви каната) определяется по следующей формуле:

Кинематическая схема привода - student2.ru = 2 ( Кинематическая схема привода - student2.ru + Кинематическая схема привода - student2.ru + Кинематическая схема привода - student2.ru +lк) + l0 , мм, ( 5 )

где Кинематическая схема привода - student2.ru – ( 2,5….3,0) Кинематическая схема привода - student2.ru t - участок для закрепления конца каната;

Кинематическая схема привода - student2.ru – ( 1,5….2,0) Кинематическая схема привода - student2.ru t – участок для неприкосновенных витков трения (для уменьшения нагрузки на элементы крепления каната);

Кинематическая схема привода - student2.ru - участок для навивки рабочей ветви каната,

Кинематическая схема привода - student2.ru = Кинематическая схема привода - student2.ru t = Кинематическая схема привода - student2.ru , ( 6 )

здесь Кинематическая схема привода - student2.ru – длина ветви каната, наматываемой на одну половину барабана;

H – высота подъёма груза.

Кинематическая схема привода - student2.ru = ( 2….3) Кинематическая схема привода - student2.ru – длина концевой части барабана;

Кинематическая схема привода - student2.ru – максимальная длина среднего участка, разделяющей левую и правую нарезку; принимается из условия обеспечения нормального набегания каната при максимальном подъёме подвески. Наибольший угол Кинематическая схема привода - student2.ru набегания каната на барабан не должен превышать 6 Кинематическая схема привода - student2.ru . Тогда

Кинематическая схема привода - student2.ru = b Кинематическая схема привода - student2.ru ,мм, (7)

где Кинематическая схема привода - student2.ru – минимальное расстояние между осью барабана и осью подвески (предварительно можно принять hmin = 600…1000 мм в зависимости от диаметра барабана и блоков.

По технологии изготовления барабаны могут быть литыми (чугун марок СЧ-15-32, СЧ-28-48 или сталь марок 25Л и 35Л), либо сварными из стальных листов (Ст3).

Толщина стенки при предварительном расчёте для стальных барабанов может быть принята равной Кинематическая схема привода - student2.ru , а для чугунных определена по формуле

Кинематическая схема привода - student2.ru 0,02Dб + ( 0,6…..1,0) , см. ( 8)

По условиям технологии толщина стенки литых барабанов должна быть не менее 12 мм.

Принятое значение толщины стенки следует проверить на сжатие по формуле

Кинематическая схема привода - student2.ru = Кинематическая схема привода - student2.ru / (102 Кинематическая схема привода - student2.ruКинематическая схема привода - student2.ru , ( 9 )

где Кинематическая схема привода - student2.ru - максимальное усилие в канате, Н ;

Кинематическая схема привода - student2.ru - допускаемое напряжения сжатия, МПа; определяется для стали с коэффициентом запаса прочности 1,5 относительно предела текучести Кинематическая схема привода - student2.ru и коэффициентом 4,25 относительно предела прочности Кинематическая схема привода - student2.ru для чугуна - (для Ст3 и 25Л Кинематическая схема привода - student2.ru = 240 МПа, для 35Л Кинематическая схема привода - student2.ru = 280 МПа; для СЧ-15-32 Кинематическая схема привода - student2.ru =700 МПа, для СЧ-28-48 Кинематическая схема привода - student2.ru = 1100 МПа).

При длине барабана Кинематическая схема привода - student2.ru > ( 3,0…3,5) Dб стенки барабана следует проверять также на изгиб и кручение. Однако для обеспечения нормальных пропорций барабана такую длину принимать не следует. Лучше увеличить диаметр барабана, так как это создаст более благоприятные условия для работы каната. При этом следует откорректировать необходимые расчёты.

Наши рекомендации