Практическое занятие 10, 11
Тема.Расчет потребности в торговой сети города и определение количества и типов розничных организаций в городе.
Цель. Проанализировать состояние обеспеченности населения города торговыми площадями; определить потребность в приросте розничной торговой сети на конец планируемого периода по отдельным товарам и товарным группам. Подобрать типы магазинов, вводимых в строй в течение планируемого периода.
Численность населения города, годовой объем розничного товарооборота и его структура, среднегодовые прогнозируемые коэффициенты роста численности населения города и объема розничного товарооборота на начало планируемого периода приведены в табл. 23.
Таблица 23
Исходные данные для выполнения задания
Показатели | Варианты | ||||
I | II | III | IV | V | |
Численность населения города, тыс. чел | |||||
Розничный товарооборот, млн. руб. | |||||
В том числе доля продовольственных товаров, % | |||||
Среднегодовые коэффициенты роста численности населения | 1,05 | 1,07 | 1,04 | 1,06 | 1,05 |
Среднегодовые коэффициенты роста розничного товарооборота | 1,06 | 1,08 | 1,05 | 1,07 | 1,08 |
Торговая площадь, тыс. м2 | |||||
Коэффициенты выбытия, % |
Фактическая структура торговых площадей города в процентах к общей площади города на начало планируемого периода приведена в табл. 24. Величина планируемого периода – 5 лет.
Таблица 24
Фактическая структура торговых площадей города
Товары и товарные группы | Всего | В том числе в магазинах | |
местного значения | городского значения | ||
Продовольственные товары | |||
Хлеб и хлебобулочные изделия | 2,6 | 2,0 | 0,6 |
Бакалейные товары | 4,4 | 3,0 | 1,4 |
Кондитерские товары | 4,0 | 3,0 | 1,0 |
Мясо | 2,0 | 1,5 | 0,5 |
Окончание таблицы 24
Товары и товарные группы | Всего | В том числе в магазинах | |
местного значения | городского значения | ||
Продовольственные товары | |||
Рыба | 2,0 | 1,0 | 1,0 |
Молоко и молочные продукты | 4,0 | 3,9 | 0,1 |
Гастрономические товары | 6,0 | 5,0 | 1,0 |
Виноводочные изделия, безалкогольные напитки, пиво, мороженое | 4,0 | 2,0 | 2,0 |
Овощи | 2,0 | 1,5 | 0,5 |
Фрукты | 2,0 | 1,5 | 0,5 |
Дополнительные услуги | 2,0 | 0,5 | 1,5 |
Итого по продовольственным товарам | 35,0 | 24,9 | 10,1 |
Непродовольственные товары | |||
Ткани | 3,0 | 1,0 | 2,0 |
Одежда, головные уборы и белье | 26,5 | 13,5 | 13,0 |
Обувь | 4,0 | 2,0 | 2,0 |
Галантерея, парфюмерия | 6,0 | 3,0 | 3,0 |
Продовольственные, электротовары и прочее | 6,2 | 3,4 | 2,8 |
Спорттовары | 2,6 | 1,3 | 1,3 |
Радио- и музыкальные товары | 2,5 | 0,5 | 2,0 |
Канцтовары, игрушки, прочие культтовары | 2,5 | 0,5 | 2,0 |
Печатные издания | 2,7 | 1,5 | 1,2 |
Мебель | 5,0 | 2,5 | 2,5 |
Прочие непродовольственные товары | 2,0 | 1,0 | 1,0 |
Дополнительные услуги | 2,0 | – | 2,0 |
Итого по непродовольственным товарам | 65,0 | 30,2 | 34,8 |
Всего | 100,0 | 55,1 | 44,9 |
Методика выполнения задания
1. Определяют численность населения города и объём розничного товарооборота на конец планируемого периода по формуле
Nк=Nн .к t-1 (35)
где Nк – показатель на конец планируемого периода;
Nн – показатель на начало планируемого периода;
к – среднегодовой коэффициент роста;
t – продолжительность планируемого периода.
2. Определяют товарооборот по продовольственным и непродовольственным товарам на начало и конец планируемого периода в среднем на одного жителя города.
3. По данным табл. 25 устанавливают величину корректирующего коэффициента к среднему нормативу развития розничной торговой сети по группам товаров. На основе данных табл. 26 определяют расчетные нормативные показатели развития розничной торговой сети на начало и конец планируемого периода по всем товарам и товарным группам путем умножения среднего норматива на корректирующий коэффициент.
Таблица 25
Корректирующие коэффициенты к среднему расчетному
показателю розничной торговой сети в зависимости от уровня
розничного товарооборота в среднем на душу населения
Товарооборот на одного жителя, руб. | Продовольственные товары | Непродовольственные товары |
450–500 | 0,94 | 0,93 |
500–550 | 1,00 | 0,96 |
550–600 | 1,06 | 1,00 |
600–650 | 1,11 | 1,04 |
650–700 | 1,16 | 1,06 |
700–750 | 1,21 | 1,11 |
750–800 | 1,25 | 1,13 |
800–850 | 1,29 | 1,15 |
850–900 | 1,34 | 1,18 |
900–950 | 1,39 | 1,21 |
950–1 000 | 1,43 | 1,24 |
Таблица 26
Средние нормативы развития розничной сети
по группам товаров на первую пятилетку (м2 на 1 000 жителей)
Товары и товарные группы | Всего | В том числе и магазинах | |
местного значения | городского значения | ||
Продовольственные товары | |||
Хлеб и хлебобулочные изделия | 5,4 | 4,5 | 0,9 |
Бакалейные товары | 9,0 | 7,47 | 1,6 |
Кондитерские товары | 5,9 | 4,7 | 1,2 |
Мясо | 7,4 | 6,1 | 1,3 |
Рыба | 3,6 | 2,4 | 1,2 |
Молоко и молочные продукты | 9,0 | 6,6 | 2,4 |
Гастрономические товары | 14,3 | 10,4 | 3,9 |
Виноводочные изделия, безалкогольные напитки, пиво, мороженое | 4,0 | 2,0 | 2,0 |
Овощи | 9,2 | 7,7 | 1,5 |
Фрукты | 5,7 | 3,7 | 2,0 |
Дополнительные услуги | 8,5 | 6,5 | 2,0 |
Итого по продовольственным товарам | 82,0 | 62,0 | 20,0 |
Непродовольственные товары | |||
Ткани | 4,5 | – | 4,5 |
Окончание таблицы 26
Товары и товарные группы | Всего | В том числе и магазинах | Товары и товарные группы |
Непродовольственные товары | |||
Обувь | 8,2 | 1,3 | 6,9 |
Галантерея, парфюмерия | 8,6 | 5,8 | 2,8 |
Посудохозяйственные, электротовары и прочее | 22,6 | 11,1 | 11,5 |
Спорттовары | 6,0 | 1,6 | 4,4 |
Радио- и музыкальные товары | 5,3 | – | 5,3 |
Канцтовары, игрушки, прочие культтовары | 11,8 | 3,9 | 7,9 |
Печатные издания | 5,0 | 1,1 | 3,9 |
Мебель | 7,5 | – | 7,5 |
Прочие непродовольственные товары | 1,5 | 0,6 | 0,9 |
Дополнительные услуги | 4,6 | – | 4,6 |
Итого по непродовольственным товарам | 113,0 | 28,0 | 85,0 |
Всего | 195,0 | 90,0 | 105,0 |
4. Рассчитывают фактическую обеспеченность населения торговыми площадями (в м2 на 1000 жителей) и сравнивают ее с нормативной. На основе этих данных составляют сопроводительную записку, в которой анализируются: соответствие общей нормативной обеспеченности населения города торговыми площадями; соответствие фактического и нормативного распределения торговых площадей города между магазинами жилой застройки и городского значения; соответствие фактической и нормативной обеспеченности населения торговыми площадями по отдельным товарам и товарным группам; величина дефицита (избытка) торговых площадей по отдельным товарам и товарным группам для магазинов жилой застройки и городского значения; общая оценка обеспеченности населения города торговыми площадями.
5. Рассчитывают потребность в приросте торговых площадей по отдельным товарам и товарным группам для магазинов местного и общегородского значения в течение планируемого периода по формуле
DSi=Nk·Cki–Sфi∙(1–d), (36)
где DSi – прирост торговых площадей по i-ой позиции, м2;
Nк – численность населения города на конец планируемого периода, тыс. чел.;
Cкi – норматив потребности в развитии розничной торговой сети по i-ой позиции на конец планируемого периода, м2 на 1000 чел.;
Sфi – фактическая торговая площадь на начало планируемого периода, м2;
d – коэффициент выбытия.
6. На основе показателей прироста торговой площади в течение планируемого периода группируют (в соответствии с данными приложений 5 и 6) типы магазинов, рекомендуемые к вводу в строй. В целях упрощения решения задачи берется произвольное (в рамках ассортиментного профиля) распределение торговых площадей вводимых в строй магазинов. В первую очередь подбирают магазины основных типов. При невозможности выбрать основные типы магазинов, полностью обеспечивающие рассчитанный прирост как по площади, так и по ассортиментному профилю, для доукомплектования торговой сети служат дополнительные типы магазинов (приложение 7).
7. Составляют сопроводительную записку выбора магазинов.
____________________________
Задание подготовлено по материалам Сборника задач по организации и технике торговли: учеб. пособие для торг. вузов / И.А. Гончаров, М.А. Горин, Е.Д. Лазебник и др. – М.: Экономика, 1983. – 160 с.