Межпредметные связи курса и его место в профессиональной подготовке студентов

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Учебно-методический комплекс

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды »

дисциплина преподается для студентов, обучающихся по специальности: 030602 Связи с общественностью

Специализация - Связи с общественностью в сфере дизайна и моды

КАФЕДРА БИЗНЕС- ТЕХНОЛОГИЙ

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ УМК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

1.Введение к рабочей программе

2.Содержание дисциплины

2.1. Выписка из государственных образовательных стандартов

2.2. Наименование тем, их содержание и объем

3.Тематический план

3.1. Лекции

3.2. Практические (семинарские) занятия

3.3. Лабораторные занятия

4.Курсовое проектирование

5.Дополнительные Формы контроля и закрепления
знаний и навыков студентов

6.Самостоятельная работа студента

7.Учебно-методические материалы по дисциплине

7.1. Перечень основной и дополнительной литературы

7.2. Перечень демонстрационных материалов и технических средств
обеспечения освоения дисциплины

8.Протокол согласования рабочей программы

9.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

10.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

11.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ

11.1. Структура и объем контрольной работы

11.2. Оформление контрольной работы

12. ПРИЛОЖЕНИЯ

13.Перечень вопросов к экзамену (зачету)

14.ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ

Межпредметные связи курса и его место в профессиональной подготовке студентов - student2.ru

Рабочая программа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды »

дисциплина преподается для студентов, обучающихся по специальности: 030602 Связи с общественностью

Специализация - Связи с общественностью в сфере дизайна и моды

КАФЕДРА БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ

План учебного процесса

Составляющие учебного процесса Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Объем работы студента, час. Всего  
Аудиторные занятия  
Лекции  
Лабораторные занятия -  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля по семестрам (указывать номер семестра) Экзамен  
Зачет -   -
Контрольная работа -    
Курсовой проект (работа)  

Санкт-Петербург

Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности) подготовки и на основании рабочих учебных
планов № 1/34, № 3/28 (2009 г.)

Составитель кандидат социологических наук Н.Г. Жигалова, кандидат искусствоведения М.А. Морозова
(подпись)

Рабочая программа принята на заседании кафедры «18» марта 2009 г., протокол № 7

Зав. кафедрой бизнес- технологий К.И. Шарафадина __________________
(подпись)

СОГЛАСОВАНИЕ:

_____________

(наименование факультета или института, осуществляющего подготовку выпускников

по соответствующему направлению или специальности)

Директор института проф. Э. М. Глинтерник ______________________________

(подпись)

Учебно-методический отдел _____________________________________________________

(должность сотрудника отдела, ФИО, подпись)

1. Введение к рабочей программе

Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды является интенсивно развивающейся современной дисциплиной. Конкурентоспособность в сфере дизайна и моды немыслима без управления имиджем, социальной ответственностью деятельности и позицией в глобальном пространстве мира моды. Владение PR-технологиями становится одним из основных требований к компетентности специалиста по организации деятельности в сфере дизайна и моды. Для специалиста в сфере дизайна и моды компетентность в коммуникативных процессах, владение соответствующими коммуникативными знаниями, PR-приемами и технологиями является, прежде всего, показателем его профессионализма.

Перед студентами ставится задача овладеть специфической методологией и методикой PR в сфере дизайна и моды и приобрести навыки практического использования различных средств приемов и технологий из арсенала паблик рилейшнз в данной сфере.

Цель курса - научить студентов теоретическому осмыслению и навыкам профессиональной работы в области современных связей с общественностью как науки и отрасли бизнеса.

При этом решаются следующие задачи:

- анализ PR как базовой составляющей и важнейшего элемента интегрированных маркетинговых коммуникаций наряду с рекламой;

- исследование различий, сходства, а также интеграции PR и рекламы в системе менеджмента, маркетинга и коммуникативной деятельности в сфере дизайна и моды;

- рассмотрение особенностей разработки PR-кампании, принципов управления ею в сфере дизайна и моды;

- ознакомление со специфическими аспектами PR-деятельности в сфере дизайна и моды в России и на мировом уровне;

- изучение жанров и механизмов создания различных PR-текстов и проведения специальных событий в сфере дизайна и моды;

Межпредметные связи курса и его место в профессиональной подготовке студентов


Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды представляет собой комплексный многокомпонентный процесс с использованием различных методик и техник коммуникации. Поэтому изучение данной дисциплины не может обойтись без знаний таких наук коммуникативного цикла, как теория знаков (семиотика), деловое общение, теория имиджа (имиджелогия), речевая коммуникация. Знания, полученные студентами в процессе освоения данного учебного курса, важны в профессиональной деятельности, в процессе организации деятельности по связям с общественностью в сфере дизайна и моды и PR-сопровождения данной деятельности. Навыки, приобретенные в процессе изучения дисциплины, пригодятся при создании и поддержании имиджа фирмы, а также в ходе организации и проведения имиджевых PR-кампаний и в процессе организации коммуникативных потоков как внутри фирмы, так и в ходе поддержания ею внешних контактов.

Требования к уровню освоения студентами содержания дисциплины:

Студент должен иметь представление о функциях, задачах применения PR в сфере дизайна и моды, знать принципы организации и специфику работы PR в сфере дизайна и моды. В результате изучения курса студенту нужно приобрести навыки подготовки материалов в сфере дизайна и моды для размещения в соответствующие СМИ, уметь анализировать проводимые в СМИ PR-кампании, ориентироваться на рынке моды.

Учебный курс «Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды» включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов (посещение выставок и экспозиций, презентаций и других специально организованных мероприятий в сфере дизайна и моды, индивидуальное изучение учебной литературы, написание курсового проекта).

2. Содержание дисциплины

2.1. Дисциплина специализации регионального компонента.

2.2. Наименование тем, их содержание и объем

Наименование и содержание тем Объем выделяемого времени, час.
Тема 1.Работа с основными группами общественности в сфере дизайна и моды Внутренний и внешний PR. Цели отношений с общественностью. Формирование и поддержание лояльности общества по отношению к фирме и к руководству. Имидж фирмы, его содержание и назначение. Вклад сотрудников фирмы в создание и поддержание ее имиджа. Основные компоненты имиджа фирмы. Основные требования к имиджу фирмы. Западный опыт и современная российская практика формирования имиджа средствами PR. Управление репутацией. Внутренние коммуникации PR, информирование персонала фирмы. Необходимость специальных событий и промоушн-мероприятий для компании.
Тема 2. PR в коммуникативной системе в сфере дизайна и моды. PR в коммуникационной системе маркетинга. Формирование имиджа фирмы для потребителей и его компоненты. Использование рейтингов и создание новых аналогов товаров. Воздействие на целевые группы потребителей с помощью ПР-акций, другие вложения в престиж фирмы. Обеспечение известности продукта путем создания потока новостей. Менеджмент новостей. Коммуникации с посредниками-дилерами и дистрибьюторами. Информационное обеспечение потребителя сведениями о новых продуктах и услугах. PR-поддержка нового товара (новинки или старого товара на новом рынке): способы повышения интереса публики к новинке, работа с корпоративным и индивидуальным клиентом.
Тема 3. Специфика работы и отношений со СМИ в сфере дизайна и моды Медиатированные PR-средства. Правила и принципы подготовки и рассылки пресс-релизов, бэкграундеров и факт-листов, писем, приглашений и пр. Работа PR-структур со СМИ, интерактивность, двусторонние коммуникации. Источники новостей для прессы. Правила предоставления интервью должностных лиц для СМИ. Распространение слухов. Особенности PR-интервью. Персональные контакты высших менеджеров с прессой. Формирование авторитетного ньюсмейкера фирмы. Подготовка материалов для СМИ: от информационного повода до паблисити. Создание и усиление новостей, различные новостные составляющие одного события. Общественная значимость новости. Новость и комментарии. Жанровые особенности PR-материалов для печатных СМИ.
Тема 4. Специальные PR- мероприятия в сфере дизайна и моды Цели и направленность мероприятий паблик рилейшнз. Уровни и формы мероприятий паблик рилейшнз. Организация брифингов и презентаций. Спецсобытия – мероприятия, проводимые организацией в целях привлечения внимания общественности к самой организации, ее деятельности и продуктам. Постановка целей и задач события. Планирование освещения событий в СМИ. Церемонии открытия, их цель, задачи и методика проведения. Составление программы и сценария. Выбор персоны, открывающей мероприятие. Подготовка пресс-релизов и фоновой информации. Приемы, цели и задачи их проведения, разновидности, общая характеристика. Подготовка и проведение приема. Посещения, туры. Модные показы - подготовка и проведение. Сопровождающие мероприятия. Презентация, цели и задачи, правила подготовки и проведения. Интернет-презентация. Конференция, ее отличие от презентации.
Тема 5. Фандрайзинг в сфере дизайна и моды. Важность PR-работы с инвесторами с учетом возможных рисков. Структура финансового сообщества. Источники информации для инвесторов: Основные инструменты финансовых коммуникаций корпораций: годовой отчет, годовое собрание акционеров, специализированные средства финансовых коммуникаций. Коммуникационный кризис и PR-тактика. Взаимодействие службы PR с профессиональными объединениями журналистов в целях расширения обмена информацией.
Тема 6. Выставки – одно из ведущих комплексных средств PR. Преимущества выставки: сочетание экспозиции, личных контактов, продвижения продаж. Возможность первичного (посетителей) и вторичного (через освещение в СМИ) охватов общественности. Виды выставок в сфере дизайна и моды, масштабы их проведения. Подготовка и организация участия в выставке. Правила поведения стендиста. Оценка экспонирования. Интернет-выставки. Выставки и ярмарки как эффективное место и средство реализации PR-тактик.
Всего

3. ТЕматический план

3.1. Лекции

Номера изучаемых тем Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
1- 6    
             
Всего   - -  

3.2. Практические (семинарские) занятия

№ № изуч. тем Наименование практических занятий Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
1. Работа с основными группами общественности в сфере дизайна и моды    
PR в коммуникативной системе в сфере дизайна и моды.    
Специальные PR- мероприятия в сфере дизайна и моды    
Специфика работы и отношений со СМИ в сфере дизайна и моды        
Фандрайзинг в сфере дизайна и моды.        
Выставки – одно из ведущих комплексных средств PR.        
  Всего        

3.3. Лабораторные занятия предусмотрены по заочной форме обучения

Номера изучаемых тем Наименование лабораторных занятий Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
Подготовка материалов для СМИ и составление плана их размещения - -    
Разработка плана специального PR- мероприятия в сфере дизайна и моды   - -    
Анализ участия в выставке дизайнерской фирмы.   - -    
  Всего - -      

4. Курсовое проектирование

Тематика курсовых проектов:

1. Роль PR в продвижении товаров и услуг в сфере дизайна и моды.

2. Специфика коммуникационных стратегий в современной индустрии моды и дизайна.

3. Разработка PR-кампании в сфере дизайна и моды.

4. Влияние PR-коммуникаций на восприятие модной одежды/продуктов дизайна.

5. Применение пиар-технологий при продвижении мероприятий в сфере моды и дизайна.

6. Модный показ как PR-событие.

7. Конкурсы и фестивали в индустрии моды и дизайна как PR-событие.

8. Организация деятельности PR-службы в сфере дизайна и моды.

9. Особенности построения бренда в сфере моды и дизайна средствами PR (спеллинг и определение).

10. Анализ PR-кампании по укреплению деловой репутации модного дома или компании-производителя продуктов дизайна.

11. Применение средств PR при подготовке и проведении празднования годовщины, юбилеев и круглых дат фирмы в сфере дизайна и моды.

12. Деловые переговоры в fashion-бизнесе.

13. Формирование стиля жизни (lifestyle) методами PR в индустрии моды и дизайна (на примере 2-3 известных брендов).

14. PR-технологии в современных модных домах Европы.

15. Причины возникновения и динамика развития значимых с позиции менеджмента PR-акций в организации бизнеса модных домов (на примерах, начиная с дома Ворта по настоящее время).

16. Сущность профессии модельера/арт-директора фирмы (=главного дизайнера) как основа формирования имиджа в индустрии моды и дизайна (на примере N).

17. Роль модных и дизайнерских СМИ.

18. Ведущие медианосители для индустрии моды и дизайна. Их преимущества и недостатки.

19. Роль фирменного стиля в формировании корпоративной культуры fashion- или дизайн-фирмы (на примере N).

20. Анализ содержания корпоративного веб-сайта фирмы в сфере дизайна и моды.

5. Дополнительные Формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов

Номера тем, по которым проводится контроль Форма контроля знаний Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Колич. Номер семестра Колич. Номер семестра Колич.
               
  Практическая работа - -    
  коллоквиум        

6. Самостоятельная работа студента

Виды самостоятельной работы студента Очное обучение Очно-заочное (вечернее) обучение Заочное обучение
Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час. Номер семестра Объем, час.
Усвоение теоретического материала по дисциплине    
Подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям    
Выполнение домашних заданий      
Подготовка к зачетам и экзаменам    
Выполнение контрольных работ -      
Выполнение учебно- или научно- исследовательских работ -    
Всего:        
Доля самостоятельной работы студента в % от общего объема работы              

7. Учебно-методические материалы по дисциплине

Основная литература

1. Вылежанин Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: учеб. пособие/ Д.А. Вылежанин.-2-еизд, испр. - М.: Флинта МПСИ, 2008.

2. Реклама и связи с общественностью: Учеб. пособие/ отв.ред.А.Д.Кривоносов,М.А.Шишкина.-МПБ.:С-Петерб.гос.ун-т,2004

3. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов/ В.Ф.Кузнецов .-2-еизд., доп. И перераб.- М.: Аспект Пресс,2007.

4. Кочеткова А.Ф., Филиппов В.Н, Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2008.

5. Савельева Ю.Н. Менеджмент и маркетинг в индустрии моды. Феникс, М.: 2004.

6. Синяева И.М. Сфера PR в маркетинге: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности маркетинг.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.

Дополнительная литература

7. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Учебник. М., 2002.

8. Баркалов Н.В. Подходы к моделированию поведения потребителей под влиянием моды / Н.В. Баркалов, В.С. Высоцкий, В.М. Петров // Модели и методы исследования социально-экономических процессов. – М. : [Б.и.], 1975. – С.175-187.

9. Барт Р. Система моды // Система моды: Статьи по семиотике культуры / Сост. С.Зенкин. - М: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.

10. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. Уч. пособие. М., 2001.

11. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 2000.

12. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – 2-е изд. – М. : Агентство «Издательский сервис», Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. – 232 с.

13. Гофман А.Б. Мода и социальные группы / А.Б. Гофман // Тр. ВНИИ техн. эстетики. – М., 1988. – Вып. 54. – С. 67-80.

14. Золотова Е. В. Новый Армани / Е. В. Золотова // Time. - 2007. - №10. - с. 29.

15. Ильинский М. М. Джанни Версаче / М. М. Ильинский. - М.: Политбюро, 1998. - 304 с.

16. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды. М.: Гревцов Паблишер, 2009.

17. Касьянов Ю.В. PR-кампания своими силами. Готовые маркетинговые решения. - СПб.: Питер, 2008.

18. Комаров В.Г. Как разграничить PR и рекламу? (К курсу лекций). СПб., 1999.

19. Лаватт-Смит Л. Дом высокой моды. В гостях у ведущих дизайнеров мира / Л. Лаватт-Смит; Ред. О. Вишняков; Пер. с англ. М. Кривенькой. - М.: Тривиум: Эгмонт Россия Лтд., [1998]. - 208 с.

20. Логунов В.Н. Информационные основы потребительского поведения / В.Н. Логунов. – Воронеж : ВГТА, 1999. – 202 с.: ил. – Библиогр. С. 198-201.

21. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М., 2001.

22. Петров Л.В. Мода как общественное явление / Л.В. Петров. – Л. : Знание, 1974. – 32 с.

23. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 2000.

24. Почкай Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио. Уч. пособие. СПб., 2000.

25. Райе Э., Райе Л. Расцвет пиара и упадок рекламы: Как лучше всего представить фирму. - М : Изд-во ACT; Ермак, 2004.

26. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. Уч. пособие. СПб., 2000.

27. Старикова Ю.А. Индустрия моды: Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам. М.: А-Приор, 2009.

28. Тангейт М. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara. М., Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2006.

29. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды : мода и цивилизация : информационные материалы / М.Н. Топалов. – М. : ИСАН, 1991. – 46 с.

30. Третьяк О. А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления / О. А. Третьяк. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1992. - 160 с.

31. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. для вузов / Г.Л. Тульчинский. – СПб. : Лань, 2001. – 384 с.

32. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001.

33. Хайнс Т., Брюс М. Маркетинг в индустрии моды. Комплексное исследование для специалистов отрасли. М.: Гревцов Паблишер, 2009.

34. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000.

35. Чумиков А.Н. Креативные технологии "паблик рилейшнз".- М.: Университетский гуманитарный лицей, 1998.

36. Шеррингтон М. Незримые ценности бренда / М. Шеррингтон; [пер. с англ. Токарев А.]. - М.: Вершина, 2006. - 304 с.

37. Энджел Д. Поведение потребителей / Д. Энджел, Р. Блекуэлл, Пол У. Миниард ; пер. с англ. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 759 с. : ил. – (Теория и практика менеджмента).

Периодические издания

1. PR в России, Деловой Петербург, Петербургский рекламист, Рекламный мир, Рекламный журнал, Советник, Сообщение, PRоба, Теория моды, Индустрия моды, Мода. Имидж. Престиж и др.

    1. перечень демонстрационных материалов и технических средств обеспечения освоения дисциплины

Курс читается в сопровождении иллюстративного ряда на электронном носителе.

8. Протокол согласования рабочей программы

Наименование дисциплин, изучение которых базируется на знаниях студентов по данной дисциплине Наименование кафедр, обеспечивающих учебный процесс по указанным в ст. 1 дисциплинам Предложения и замечания по содержанию рабочей программы   Зав. кафедрой, указанной в ст. 2 (ФИО, подпись, дата)
  1. «Бизнес-риторика» 2. «Речевая коммуникация» 3. «Организационная культура и коммуникация»        

9.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации