Выбор диагностического и ремонтного оборудования для АТП и СТОА

Выбор и определение необходимого числа диагностического и ремонтного оборудования для АТП различного типа и мощности

Технологическое оборудование, как одна из основных частей материально-технологической базы ТО и TP, существенно влияет на трудоемкость, качество и стоимость работ, эффективность всего процесса поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, а также на произ­водительность работы и эффективность эксплуатации автомобилей.

Неправильный выбор оборудования приводит к: значительному эконо­мическому ущербу; потери энергии, материалов, а иногда к авариям и про­стоям рабочих постов участков. Увеличение числа единиц оборудования и возрастание сложности оборудования при его неправильном выборе приво­дит к неоправданному возрастанию численности обслуживающего персона­ла, увеличению материальных и финансовых затрат. Поэтому выбор оборудования является важнейшим этапом разработки и реализации мероприятий по механизации ТО и TP на каждом АТП.

Перечень и характеристики выбираемого оборудования, число одно­именных образцов определяются требованиями, вытекающими из намечен­ных целей, масштабов и содержания мероприятий по механизации, в боль­шой степени зависят от мощности АТП и имеющегося оборудования.

Как показывает опыт, большая эффективность механизации достигает­ся в случае, если применение нового оборудования разумно сочетается с наиболее эффективными элементами действующей технологии работ и ис­пользованием имеющихся на АТП образцов оборудования.

АТП различных типов и мощностей предъявляют разные требования к номенклатуре и количеству одноименных образцов оборудования.

С увеличением мощности АТП возникают условия для более глубокой дифференциации работ и специализации рабочих постов, появляется необ­ходимость перепланировки технологических звеньев производства для су­щественного повышения пропускной способности зон, участков и произво­дительности труда исполнителей.

В этих условиях оказывается недостаточно правильным решение во­просов механизации только за счет соответствующего числа одноименного оборудования. Требуется применение более совершенных, высокопроизво­дительных образцов оборудования, каждый из которых способен заменить используемые.

Использование высокопроизводительного оборудования не только со­кращает потребность в рабочей силе, но и оказывает влияние па организа­цию и технологию работ на данном рабочем посту, а также нередко и на других смежных или технологически связанных с ним, воздействуя таким образом на потребность в других образцах.

Сказанное свидетельствует о неразрывной связи между организацион­но-технологическими аспектами производства, техническими возможно­стями ЛТП различной мощности и оборудованием различной производи­тельности, а также о необходимости комплексного подхода к определению номенклатуры оборудования и необходимого числа одноименных образцов.

Выбор диагностического и ремонтного оборудования для АТП и СТОА

При выборе оборудования учитываются многочисленные технические, экономические, производственные, эксплуатационные требования, их совокупность может быть удовлетворена на каждом АТП различными комплек­сами оборудования, причем те или иные требования будут выполнятся в различной степени в зависимости от конкретных задач механизации или ав­томатизации работ. При этом возникает многоальтернативная задача выбо­ра и определения такого набора оборудования, который наилучшим обра­зом обеспечивал бы решение указанных задач.

Для обоснованного или комплексного выбора необходимого оборудования требуется учитывать, например, следующее:

1. техническую характеристику, область применения, возможности каждого образца;

2. конструкцию автомобилей и мест их обслуживания с применением данного образца;

3. приспособленность данного образца к имеющимся на АТП типам и моделям автомобилей;

4. суточную или годовую трудоемкость ТО и TP автомобилей на АТП и ее долю, приходящуюся на работы с использованием образца оборудования;

5. количество, конструкцию, расположение и специализацию постов ТО и TP;

6. организацию и технологию ТО и TP на АТП;

7. экономические показатели ТО и TP и оборудования (стоимость ра­бот, образца, эффективность его применения и др.).

Выбор необходимого оборудования, естественно, предполагает сравнение различных вариантов технического обеспечения работ с учетом раз­нообразных критериев и факторов, определение наилучшего сочетания многообразных местных производственных условий и возможностей технологического оборудования.

Данные, характеризующие производственные условия АТП, далее названы факторами АТП, а показатели технической характеристики оборудования - факторами оборудования.

Выбор оборудования и определение необходимого числа одноименных его образцов состоит не только в получении или расчете необходимых данных, но и в сопоставлении, взаимной увязке требований производства и возможностей образца.

Хотя, в разряде отдельных случаев факторы оборудования могут играть первостепенную роль (например, при внедрении принципиально новых высокопроизводительных образцов оборудования существенно изменяется технология, а нередко и организация работы ТО и TP), и их нельзя признать ведущими.

Во-первых, потому, что такие случаи не являются типичными и наблюдаются весьма редко, и, во-вторых, потому, что выбор оборудования всегда должен подчинятся требованиям производства. Поэтому, при выборе оборудования и определении необходимого числа одноименных образцов, перевоосновой должны являться условия и требования производства, а следовательно, факторы АТП.

Факторы АТП.

1. «Мощность АТП» включает в себя данные о списочном количестве
автомобилей на АТП, а следовательно, предопределяет суточную (годовую)
программу ТО и TP и, соответственно, их трудоемкости.

Трудоемкости групп работ или операций по видам ТО и TP являются базовыми показателями для определения потребности АТП во многих образцах оборудования - моечно-уборочном, подъемно-осмотровом и др.

2. «Специализация АТП» характеризует главным образом специализацию АТП по составу автомобильного парка и его тип (грузовые, легковые автомобили и автобусы). Он имеет большое значение при смешанном пар­ке, при выборе оборудования, специализированного для одного или двух типов автомобилей.

3. «Конструкция автомобилей», входящих в состав парка АТП, предусматривает необходимость более углубленного рассмотрения и детального учета требований, вытекающих из особенностей устройства и действия отдельных агрегатов, узлов автомобилей и выполнения по ним работ. Эти требования учитываются при выборе узкоспециализированного оборудова­ния, например, установки модели К-465М для проверки рулевых управле­ний с гидроусилителем, предназначенного для проверки рулевого управле­ния непосредственно на автомобилях.

4. «Число рабочих, постов, зон и участков» включает в себя соответствующие фактические, перспективные или расчетные (для строительства но­вых объектов АТП) данные. Этот фактор имеет значение при выборе обо­рудования, необходимого для обустройства и оснащения постов или обору­дования индивидуального применения, например, верстаков, комплектов гаечных ключей и др.

5. «Планировка и размеры зон, участков, постов» предполагает характеристику фактических, перспективных или расчетных рабочих данных АТП, влияние которых проявляется, главным образом, при выборе оборудования, предназначенного для использования в различных зонах, на не­скольких участках, постах, (например, тележки для транспортировки и демонтажа колес автомобиля, домкратов гаражных и др.).

6. «Энерго-воздухо-водоснабжение» аккумулирует вопросы, характеризующие возможности АТП по обеспечению технологического оборудования видами его привода, охлаждения и др. Фактор имеет значение при выборе одинакового по значению оборудования, но с различными видами его привода, работы охлаждения, например, солидолонагнетатели и др.

7. «Система организации ТО и TP на АТП» объединяет вопросы и требования к оборудованию, вытекающие из особенностей организационно-управленческих решений, осуществляемых на АТП. Фактор имеет значе­ние, в основном, для больших АТП, где приходится чаще решать задачи комплексной механизации и автоматизации процессов ТО и TP, для оборудования, предназначенного поддерживать постоянные, заданные процессы в каком-либо производственном цикле (моечные работы, фиксация и пере­дача диагностической информации и др.).

8. «Технология и содержание работ ТО и ТР» включает в себя вопросы по оборудованию и требованиям к нему, различным технологическим принципам и характеру выполнения отдельных операций или их комплексов, необходимости более дифференцированного подхода к выбору обору­дования применительно к действующей на АТП или типовой технологии.

9. «Специализация постов ТО и ТР» охватывает вопросы, относящиеся к характеристике оснащения постов и работ, выполняемых на них. Она предусматривает ряд дополнительных требований к оборудованию: пригодность к использованию в заданных условиях специализации постов, техно­логия работ на нем, распределение работ между исполнителями и др.

10. «Базовые устройства поста ТО и ТР» объединяют требования к выбору оборудования, связанные с различной конструкцией подъемно-осмотровых базовых устройств (осмотровая канава, подъемник, эстакада и др.). Базовыми эти устройства названы потому, что они формируют тип поста, его возможности и условия выполнения работ.

11. «Техника безопасности» включает в себя вопросы обеспечения безопасности работы при выполнении операций ТО и ТР. Этот фактор универса­лен, так как в равной степени относится и к человеку, и к оборудованию. Он имеет особое значение при выполнении работы одновременно несколькими исполнителями.

Факторы оборудования.

1. «Основное назначение» содержит сведения о выполняемых образцом функциях и его прямом назначении, которые приводятся в названии оборудования, в его технической документации или инструкции по применению.

2. «Область применения» объединяет данные о возможностях использования оборудования не предприятиях автомобильного транспорта (АТП, СТОА и др.) для тех или иных типов автомобилей и др. Учет этого фактора при выборе оборудования по изделиям, выпускаемым заводами объедине­ния «Росавтоспецооборудование», как правило, не вызывает затруднений, так как четко определен в его технической характеристике. Некоторые затруднения возникают при выборе оборудования общетехнического назначения (сварочное оборудование, металлорежущие станки и др.), которое производится заводами различных отраслей.

3. «Специализация» включает в себя данные, характеризующие возможность использования оборудования для выполнения работ по одному или нескольким агрегатам и узлам автомобиля с учетом перечисленных выше факторов.

Вопрос о целесообразности применения тех или иных средств механизации работ в каждом конкретном случае решается индивидуально.

Выбор и определение необходимого числа оборудования целесообраз­но начинать с базового (подъемники и др.), затем комплектовать оборудо­вание для оснащения постов и, наконец, составлять наборы образцов обо­рудования личного пользования (приборы, инструменты и др.).

Наши рекомендации