Категориальный аппарат, механизмы, структуры управления бизнесом и управления производством

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФакультетУправления

Направление подготовки Менеджмент

КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

на тему:

«Управление бизнесом и управление производством»

Автор работы:

Студентка 3 курса, группы М-5-14

Заочной формы обучения

Елисеева Виктория Александровна

Подпись_____________________

Руководитель работы:

к.э.н., доцент Абрамкина С. Р.

Оценка комиссии____________________

Подписи______________________

«»____________2016г.

Челябинск 2016 г.

Содержание

Введение. 3

1. Категориальный аппарат, механизмы, структуры управления бизнесом и управления производством. 5

1.1 Процесс управления в теории менеджмента. 5

1.2 Место управления бизнесом и производством в теории менеджмента. 6

1.3 Современное состояние проблемы управления бизнесом и производством, применяемые технологии. 10

2 Анализ управленческих технологий управления бизнесом и производством 17

2.1 Технология BPM-системы.. 17

2.2 Анализ возможного влияния технологии на повышение эффективности управления организацией. 25

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение

Актуальность темы «Управление бизнесом и управление производством » связана с используемым во многих странах в настоящий момент строем. Почти везде существует бизнес и производство, которые требуют эффективного управления. Без эффективного управления бизнес банкротится и ликвидируется. Так, в России по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве в 2015 г. обанкротилось 14 624 тыс. предприятий. Годом ранее данное число фактически не отличалось – 14 514 тыс. предприятий. Столь внушительная цифра говорит о масштабности проблемы и о необходимости ее постоянного решения за счет эффективного управления бизнесом и управления производством.

Эффективность бизнеса и производства зависит, во многом, от умения менеджеров прогнозировать финансовые потоки в условиях неравновесной среды, планировать материальные, трудовые и финансовые ресурсы для обеспечения платежеспособности с формированием стратегии развития бизнеса и производства. Проблема управления бизнесом и производством актуальна для всех предприятий (организаций) вне зависимости от условий хозяйствования. Усиление актуальности проблемы управления бизнесом и производством происходит в условиях мирового финансового кризиса. Что связано с ростом влияния различных факторов на результаты бизнеса и производства. Как результат требуются инструменты не только для прогнозирования и планирования бизнеса и производства в будущем, но и для управления ими.

Предмет работы – управление как процесс.

Объект работы – технология управления бизнесом и производством.

Цель – выявление технологии управления «» в сфере бизнеса и производства и разработка рекомендаций руководителю по ее эффективному применению.

Для достижения цели поставлены задачи:

1. Изучить процесс управления в теории менеджмента.

2. Рассмотреть место управления бизнесом и производством в теории менеджмента.

3. Оценить современное состояние проблемы управления бизнесом и управления производством, выявить используемые технологии.

4. Анализ технологии управления .

5. Оценка возможного влияния технологии на повышение эффективности управления бизнесом и управления производством.

Теоретическая разработанность проблемы управления бизнесом и управления производством в настоящее время довольно высока. Основы управления производством и управления бизнесом были заложены в трудах Ансоффа И., Друкера П., Каплана Р.С., Маршалла А., Мескона М., Синка Д.С., Тейлора Ф.

Данная тематика активно разрабатывается и современными учеными, в том числе в диссертациях Матющенко С.Е., Лазарева С.А.., Самылина А.И.

Категориальный аппарат, механизмы, структуры управления бизнесом и управления производством

1.1 Процесс управления в теории менеджмента

Так как в курсовой работе рассматривается проблема управления бизнесом и управления производством, то для начала следует рассмотреть, что из себя представляет процесс управления.

Термин процесс произошел от латинского “processus”, т.е. продвижение. Для теории менеджмента процесс означает последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-нибудь; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (производство продукции, подготовка решений)[1].

Таким образом, под процессом управления понимается совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления, направленная на согласование совместной деятельности людей по достижению целей организации.

К параметрам (характеристикам) процесса управления относят предметы труда; средства труда; продукты труда; исполнителей трудового процесса. Категориальный аппарат, механизмы, структуры управления бизнесом и управления производством - student2.ru Рисунок 1.1 – Представление процесса управления

Так как процесс управления представляет из себя деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей организации, то он включает три стороны:

1) содержание;

2) организацию;

3) процедуры осуществления (технологии управления).

Рассматривая процесс управления со стороны технологии можно выделить наличие связей определённых его стадий и фаз, которые получают своё выражение и закрепляются в их дальнейшем членении на виды работ, операции и действия, а также процедур, алгоритмов и т. д.[2]

Таким образом, под процессом управления понимается совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления, направленная на согласование совместной деятельности людей по достижению целей организации. Существует разделение процесса управления по параметрам (как средства и предметы труда), а также выделяют три стороны процесса (содержание, организацию и технологию). При изучении процесса со стороны технологии выделяется наличие нескольких фаз, в дальнейшем производится деление по видам работ, операций и действий.

1.2 Место управления бизнесом и производством в теории менеджмента

Процесс управления по содержанию делится на несколько видов, в т.ч. управление производством, управление бизнесом, управление государством и др.

Как один из видов процесса управления, управление бизнесом представляет из себя регулирование производства продукта. Где под продуктом понимается завершенная вещь, либо услуга, какую можно обменять на денежные средства. Процесс управления бизнесом состоит из процессов производства, воспроизводства и обращения.

Процессы производства нацелены на обеспечение реализации задач подготовки и освоения выпуска новой продукции, изготовления промышленной продукции и выполнения услуг, технического обслуживания производства[3].

К процессам воспроизводства относятся такие виды работ, как работы по обновлению основных производственных фондов, расширению и техническому перевооружению предприятий, подготовке и переподготовке кадров.

К процессам обращения относятся материально-техническое обслуживание и сбыт готовой продукции.

Особенности управления бизнесом зависят от вида деятельности предприятия. Обобщенная классификация видов деятельности представлена на рис. 1.2.

Категориальный аппарат, механизмы, структуры управления бизнесом и управления производством - student2.ru Рисунок 1.2 - Обобщенная классификация видов деятельности

Под управлением производством понимают обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятия с созданием качественных товаров (услуг)[4]. В теории менеджмента управление производством, как часть процесса управления включает несколько элементов, представленных на рис. 1.3.

Категориальный аппарат, механизмы, структуры управления бизнесом и управления производством - student2.ru

Рисунок 1.3 – Содержание процесса управления производством как части процесса управления в теории менеджмента

Управление производством осуществляют руководители предприятия и его производственных подразделений (цехов, участков, бригад, филиалов и т. п.). Для управления производством на малом предприятии по мере необходимости создаются специализированные службы и подразделения.

Для того чтобы реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и тем самым добиться успеха в бизнесе, необходимо организовать высокоэффективное производство. Ведь именно в производственной системе предприятия закладываются возможности получения продукции (услуг) того или иного качества, возможности совершенствования продукции, освоения новых ее видов. Поэтому задача менеджера заключается в том, чтобы всесторонне проанализировать, оценить принять ряд важных стратегических решений, от которых зависит уровень организации производства.

Современные компании имеют сложную структуру, опре­деляемую широким спектром деятельности, территориальной распределенностью подразделений, многообразием деловых связей с партнерами.

При этом возрастает динамичность управления биз­несом, вызванная изменяющимися потребностями рынка, ориентацией производства товаров и услуг на индиви­дуальные вкусы потребителя, постоянным технологическим совершенствованием, высокой конкуренцией.

На современном этапе в управлении бизнесом произошел переход от управления отдельными ресурсами и функциональными подразделениями к управле­нию бизнес-процессами, которые являются связующим звеном деятель­ности всех структур предприятия. О подобных изменениях высказывались М.Хаммер и Д.Чампи: «Не продукты, а эффективные процессы их создания и развития приносят компаниям долгосрочный и устойчивый успех». Именно Майкл Хаммер ввел в оборот термин бизнес-процесс, который, по его мнению, необходимо использовать, различая управленческие и производственные процессы. Данный ученный обращал внимание на тот факт, что бизнес-процессы ориентированы на участие человека. Вторым названием бизнес процессов является поток работ (workflow)[5].

Управление бизнес-процессами нацелено на выполнение качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии.

Этот термин обозначает, во-первых, информационную технологию, обеспечивающую генерацию исполняемой модели процесса непосредственно из графической модели бизнес-процесса, помогающую организации наладить управление своими бизнес-процессами, во-вторых, управленческую концепцию непрерывного совершенствования бизнес-процессов, предлагающую эволюционный подход к проведению изменений, направленных на повышение эффективности бизнеса.

Таким образом, в теории менеджмента управление производством и управление бизнесом рассматриваются как составные части процесса управления. Процесс управления бизнесом состоит из процессов производства, воспроизводства и обращения. Под управлением производством понимают обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятия с созданием качественных товаров (услуг).

Для более эффективного управления производством используются бизнес-процессы, под которыми понимается управление производством при выполнении качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии.

1.3 Современное состояние проблемы управления бизнесом и производством, применяемые технологии

Стремительный рост конкуренции на рынке производственных предприятий, обусловленный экономической ситуацией и высокими требованиями заказчиков, все чаще заставляет менеджмент пересматривать прежние подходы к управлению бизнесом и производством. Для того чтобы удерживать свои позиции на рынке, производить продукцию высокого качества и при этом стабильно быть в прибыли, любое современное промышленное предприятие должно уделять внимание оптимизации и автоматизации технологического процесса. Это касается как модернизации оборудования, обучения персонала, так и внедрения новых эффективных технологий управления производством[6]. Главный критерий эффективной работы любого предприятия – достижение плановых показателей при минимальных затратах. В данном случае только эффективного производственного процесса явно не достаточно, так как производственная часть тесно связана системой сбыта, снабжения, хранения, конструкторско-технологическими данными.

В последнее время под эффективными технологиями управления производством, прежде всего, подразумевают системы класса MES, связывающие воедино технологический и бизнес уровни управления предприятием в единый информационный комплекс, решая при этом множество важнейших для промышленного предприятия задач. Однако максимальный эффект от использования всех автоматизированных систем, присутствующих на предприятии, можно получить только при создании единого информационного пространства (ЕИП), с помощью которого все перечисленные системы могут оперативно и своевременно обмениваться информацией. Сложно представить эффективную автоматизацию производственного процесса без учета планирования обеспечения материалами и комплектующими, работы склада и многих других бизнес-процессов, которые неразрывно связаны друг с другом[7].

Автоматизированная система управления технологическим процессом (АСУ ТП) - комплекс технических и программных средств, предназначенный для автоматизации управления технологическим оборудованием на промышленных предприятиях. Под АСУ ТП обычно понимается комплексное решение, обеспечивающее автоматизацию основных операций технологического процесса на производстве в целом или каком-то его участке, выпускающем относительно завершённый продукт.

Различия между разными системами автоматизации представлено на рис. 1.3. Для успешной автоматизации в промышленности не достаточно только MES или только SCADA-систем: автоматизация должна быть комплексной и внедрена на всех уровнях. Это возможно благодаря современным ERP-системам.

Категориальный аппарат, механизмы, структуры управления бизнесом и управления производством - student2.ru

Рисунок 1.3 – Различия между системами автоматизациями

Термин ERP, пришедший к нам с Запада, может быть трактован достаточно разнообразно, и зачастую под ERP принимают системы совсем другого класса. ERP - это комплексная система управления бизнес-процессами предприятия. Эта система ориентирована на планирование и управление производством, финансовым блоком, деятельностью склада, и другими ключевыми процессами. Одна из ключевых задач программных продуктов этого класса – это построение единого информационного пространства, которое обеспечивает быстрый и удобный обмен информацией между подразделениями предприятия, что позволяет менеджменту оперативно принимать управленческие решения на основании прозрачных данных, получаемых в режиме реального времени[8].

Преимущества ERP-систем представлены на рис. 1.4.

Категориальный аппарат, механизмы, структуры управления бизнесом и управления производством - student2.ru

Рисунок 1.4 - Преимущества ERP-систем

Одной из заслуживающих внимание систем управления предприятием является новейшая система Epicor ERP компании Epicor Software - решение для промышленных предприятий, ориентированных на повышение производительности, которое использует инновационные технологии на всем предприятии и которое может быть представлено в различных регионах и странах[9]. Система Epicor ERP отличается масштабируемостью, состоит из интегрированных модулей и поддерживает богатый набор функциональности.

Соединение ERP-системы с технологиями OLAP, системой сбалансированных показателей (Balanced Score Card) и системой функционально-стоимостного управления привело к появлению и развитию систем управления эффективностью бизнеса, которые позволяют связывать операционные результаты деятельности предприятия с эффективностью реализации миссии компании.

Следует учесть, что сначала появились системы автоматизации внутренних (бэк-офисных) процессов, прежде всего производства (управление запасами и автоматизация управления производственными линиями) и бухгалтерского учета, так называемые системы BPMS (Business Process Management System). Затем пришел черед процессов взаимосвязи с внешней средой (процессы фронт-офиса): поставок, продаж, услуг, маркетинга. В конце XX в. организации перешли к автоматизации перекрестных процессов, затрагивающих работу несколько подразделений, внедряя технологии управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management - CRM) и технологии управления цепочками поставок (Supply Chain Management - SCM). И, наконец, вершина пирамиды, которую стали автоматизировать совсем недавно, - это корпоративное управление. Для решения этой задачи в мире выделяют специальный класс программного обеспечения - Business Performance Management - BPM-системы[10].

Движение вверх по уровням пирамиды отражает постепенный переход от автоматизации оперативных бизнес-процессов к автоматизации стратегии управления бизнесом. Процессы на более высоких уровнях пирамиды контролируют процессы на более низких уровнях. Таким образом, ВРМ-системы предназначены для автоматизации стратегического планирования развития бизнеса и, одновременно, для поддержки тактического (или оперативного) управления бизнес-процессами на разных уровнях. Задача ВРМ-систем - помочь в реализации стратегических целей бизнеса в реальных условиях. Для этого они должны обеспечивать пользователя нужной информацией в нужное время, чтобы повысить эффективность управления оперативной деятельностью[11].

Таким образом, в настоящее время фактическое состояние процессов управления бизнесом и производством привели к тому, что требуется постоянное совершенствование технологий управления указанных процессов. Среди технологий управления производством и бизнесом выделяют различные виды автоматизированных комплексных технологий управления, в том числе АСУ ТП, MES, ERP, BPM.

Выводы по главе:

Под процессом управления понимается совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления, направленная на согласование совместной деятельности людей по достижению целей организации. Существует разделение процесса управления по параметрам (как средства и предметы труда), а также выделяют три стороны процесса (содержание, организацию и технологию). При изучении процесса со стороны технологии выделяется наличие нескольких фаз, в дальнейшем производится деление по видам работ, операций и действий.

В теории менеджмента управление производством и управление бизнесом рассматриваются как составные части процесса управления. Процесс управления бизнесом состоит из процессов производства, воспроизводства и обращения. Под управлением производством понимают обеспечение эффективной деятельности коллектива предприятия с созданием качественных товаров (услуг).

Для более эффективного управления производством используются бизнес-процессы, под которыми понимается управление производством при выполнении качественного обслуживания потребителей (клиентов). При этом в ходе управления бизнес-процессами все материальные, финансовые и информационные потоки рассматриваются во взаимодействии.

В настоящее время фактическое состояние процессов управления бизнесом и производством привели к тому, что требуется постоянное совершенствование технологий управления указанных процессов. Среди технологий управления производством и бизнесом выделяют различные виды автоматизированных комплексных технологий управления, в том числе АСУ ТП, MES, ERP, BPM.

Наши рекомендации