Общие сведения о методах центровки валов агрегатов.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

Лабораторная работа № 3

ЦЕНТРОВКА ВАЛОВ

МАШИН И АГРЕГАТОВ

Дзержинск, 2016 г

Содержание отчета

1. Цель работы.

2. Общие сведения о методах центровки валов агрегатов.

3. Схема лабораторной установки.

4. Методика измерений и расчетов.

5. Результаты измерения и расчетов.

6. Выводы.

Цель работы.

Ознакомиться с методами центровки валов машин и агрегатов.

Общие сведения о методах центровки валов агрегатов.

Выверка соосности валов — центровка — весьма ответственная операция. Плохая центровка является причиной быстрого выхода из строя подшипников, узлов уплотнения (сальников), деталей соединительных муфт и самих валов.

Центруемые валы проверяют одновременно на радиальное смещение и перелом осей в месте соединения. Способ центровки зависит от конструкции и размеров валов, а также от деталей, насаженных на их концы. Если на стыкуемые концы валов насажены детали, наружные цилиндрические поверхности которых обработаны концентрично посадочным отверстиям (например, полу муфты, шкивы), достаточная точность центровки достигается c помощью линейки. К поверхности детали на конце одного из валов прикладывают жесткую линейку и измеряют расстояние между ней и поверхностью детали на другом валу и расстояние между торцами этих деталей в плоскости линейки на периферии. Если валы не смещены и соосны, то при совместном их проворачивании эти расстояния должны быть постоянны в любом положении.

Для центровки валов некоторых машин применяют специальные индикаторы, обеспечивающие более высокую точность.

Соосность двух валов, соединяемых муфтами или фланцами, проверяется линейкой и щупом или специальными приспособлениями с измерительными наконечниками.

Во всех случаях о величинах смещений и перекосов судят по изменению зазоров, измеряемых в четырех взаимно перпендикулярных положениях. Обычно для этого поворачивают валы на 90°. Если поворот одного или обоих валов затруднен, применяют приспособления с призмами. Призмы упирают или в торец муфты или в специальное опорное кольцо и поворачивают их вокруг вала, производя замеры в четырех взаимно перпендикулярных направлениях.

На рисунке 1 показано простое приспособление для центровки валов. Приспособление состоит из центровочных скоб, закрепляемых на концах валов с помощью хомутов. Конструкция хомутов позволяет применять одну и ту же скобу для широкого диапазона диаметров валов. Скобы снабжены микрометрическими винтами (или стрелочными индикаторами), с помощью которых при совместном проворачивании валов определяют их радиальное и осевое смещение. Для этого в нескольких положениях измеряют зазоры между микрометрическими винтами и соответствующими опорами на сопряженной скобе. Измерение проводят в четырех положениях валов (через каждые 90°). Данные замеров записывают в таблицу или на круговой диаграмме. Величину параллельного смещения валов в горизонтальной или вертикальной плоскостях определяют как полуразность радиальных зазоров n, измеренных в соответствующих положениях центровочного приспособления: в вертикальном (n1 и n2) и горизонтальном (n3 и n4). Излом (пересечение) осей центрируемых валов подсчитывают для каждой плоскости как частное от деления разности осевых зазоров m, измеренных с помощью центровочного приспособления, на расстояние между точками замеров.

Положение подшипников или всей машины регулируют с помощью подкладок до тех пор, пока величины зазоров не окажутся постоянными во всех положениях проворачиваемых валов.

Рисунок 1 — Центрирование валов по полумуфтам:

а — центровочная скоба; б — схема производства замеров;

n, n1 – n4 — радиальные зазоры, m, m1 – m4 — осевые зазоры

При проведении центровки вначале устраняют или приводят к допуску параллельное смещение осей и затем — излом (пересечение) осей. Монтаж начинается с редуктора, затем – агрегат (насос, компрессор, вентилятор), в последнюю очередь – электродвигатель, применяя клинья, домкраты, отжимные болты и др.

Наши рекомендации