Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на.

Вариант № 7

1. За­да­ние. Какая из пе­ре­чис­лен­ных ниже наук изу­ча­ет стро­е­ние за­ро­ды­ша че­ло­ве­ка?

1) ци­то­ло­гия

2) ге­не­ти­ка

3) фи­зио­ло­гия

4) эм­брио­ло­гия

2. За­да­ние. Сколь­ко хро­мо­сом будет со­дер­жать­ся в лей­ко­ци­тах крови у внука, если у его де­душ­ки в этих клет­ках со­дер­жит­ся 46 хро­мо­сом?

1) 0

2) 23

3) 46

4) 92

3. За­да­ние. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже гри­бов проще вы­ра­щи­вать в ис­кус­ствен­ных усло­ви­ях?

1) ли­сич­ки

2) мас­ля­та

3) белые грибы

4) шам­пи­ньо­ны

4. За­да­ние. Ука­жи­те ри­су­нок, на ко­то­ром изоб­ражён плод ягода. Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

1)

2)

3)

4)

5. За­да­ние. Наи­бо­лее про­стое стро­е­ние среди выс­ших рас­те­ний имеют мхи, так как у них

1) узкие ли­стья

2) об­ра­зу­ет­ся мало спор

3) есть воз­ду­хо­нос­ные клет­ки

4) от­сут­ству­ют корни

6. За­да­ние. Мол­люс­ка­ми на­зы­ва­ют жи­вот­ных, име­ю­щих

1) плот­ный хи­ти­но­вый по­кров

2) по­кров из слизи, вы­де­ля­е­мой кожей и за­твер­де­ва­ю­щей в воде или на воз­ду­хе

3) мяг­кое чле­ни­стое тело

4) мяг­кое тело, не раз­делённое на чле­ни­ки

7. За­да­ние. Зем­но­вод­ные про­изо­шли от

1) со­вре­мен­ных ла­ти­ме­рий

2) вы­мер­ших прес­но­вод­ных ки­степёрых рыб

3) древ­них дво­я­ко­ды­ша­щих рыб

4) древ­них хря­ще­вых рыб

8. За­да­ние. Какая из дви­жу­щих сил эво­лю­ции че­ло­ве­ка имеет био­ло­ги­че­скую при­ро­ду?

1) спо­соб­ность к ору­дий­ной де­я­тель­но­сти

2) аб­стракт­ное мыш­ле­ние

3) на­след­ствен­ность

4) чле­но­раз­дель­ная речь

9. За­да­ние. Ор­га­ны какой си­сте­мы вы­ра­ба­ты­ва­ют гор­мо­ны?

1) ды­ха­тель­ной

2) опоры и дви­же­ния

3) эн­до­крин­ной

4) пи­ще­ва­ри­тель­ной

10. За­да­ние. Какой циф­рой на рент­ге­но­грам­ме от­ме­чен лок­те­вой су­став?

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

11. За­да­ние. Рас­смот­ри­те схему вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са.

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

Что на ней обо­зна­че­но под циф­рой 1?

1) лей­ко­ци­ты

2) нервы

3) бак­те­рии

4) кро­ве­нос­ные со­су­ды

12. За­да­ние. Функ­цию «на­со­са» в кро­ве­нос­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка вы­пол­ня­ют(-ет)

1) вены

2) ар­те­рии

3) серд­це

4) ка­пил­ля­ры лёгких

13. За­да­ние. Какой бук­вой обо­зна­че­на самая твёрдая часть зуба?

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

1) А

2) Б

3) В

4) Г

14. За­да­ние. Рас­смот­ри­те ри­су­нок стро­е­ния кожи. Какой циф­рой на нём обо­зна­чен эпи­дер­мис?

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

15. За­да­ние. Ак­ко­мо­да­ция — это

1) воз­буж­де­ние зри­тель­ных ре­цеп­то­ров

2) вра­ще­ние глаза при бо­ко­вом рас­по­ло­же­нии пред­ме­та

3) спо­соб­ность хру­ста­ли­ка из­ме­нять свою кри­виз­ну при из­ме­не­нии рас­сто­я­ния до пред­ме­та

4) из­ме­не­ние чув­стви­тель­но­сти ре­цеп­то­ров сет­чат­ки

16. За­да­ние. При­ме­ром без­услов­но­го ре­флек­са яв­ля­ет­ся вы­де­ле­ние слюны

1) при виде сто­ло­вых при­бо­ров

2) на слово «пища»

3) во время приёма еды

4) на вид не­зна­ко­мой пищи

17. За­да­ние. С чего сле­ду­ет на­чи­нать ока­за­ние пер­вой по­мо­щи при хи­ми­че­ском ожоге?

1) об­ра­бо­тать место по­вре­жде­ния рас­тво­ром йода

2) про­мыть место по­вре­жде­ния про­точ­ной водой

3) вы­звать ско­рую по­мощь

4) на­ло­жить на рану сте­риль­ную по­вяз­ку

18. За­да­ние. Какой из пе­ре­чис­лен­ных фак­то­ров в наи­боль­шей сте­пе­ни огра­ни­чи­ва­ет рост чис­лен­но­сти зай­цев зимой?

1) боль­шое ко­ли­че­ство хищ­ни­ков

2) малое ко­ли­че­ство еды

3) низ­кая тем­пе­ра­ту­ра

4) чи­сто­та воз­ду­ха

19. За­да­ние. Вы­бе­ри­те эво­лю­ци­он­но наи­бо­лее мо­ло­дое из при­ведённых ниже жи­вот­ных.

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

20. За­да­ние. Изу­чи­те гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ли­че­ства про­рос­ших семян опре­делённой массы (3–4 мг) от про­дол­жи­тель­но­сти на­хож­де­ния семян в почве (по оси х от­ло­же­но время (в днях), а по оси у — ко­ли­че­ство про­рос­ших семян от об­ще­го их числа (в %)).

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

Какой про­цент от об­ще­го ко­ли­че­ства семян про­растёт в 11-й день?

1) 11%

2) 15%

3) 20%

4) 25%

21. За­да­ние. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы жи­вот­ных:

Груп­па 1 Груп­па 2
Ко­ро­ва Кро­ко­дил
Со­ба­ка Слон
Овца Лев

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих жи­вот­ных в груп­пы?

1) ха­рак­тер пе­ре­дви­же­ния

2) по­кров тела

3) одо­маш­ни­ва­ние

4) ис­точ­ник пи­та­ния

22. За­да­ние. Верны ли сле­ду­ю­щие утвер­жде­ния об устой­чи­во­сти био­це­но­за?

А. Чем боль­ше в био­це­но­зе пи­ще­вых свя­зей, тем он устой­чи­вей.

Б. Ан­тро­по­ген­ное воз­дей­ствие не вли­я­ет на устой­чи­вость био­це­но­за.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба утвер­жде­ния

4) оба утвер­жде­ния не­вер­ны

23. За­да­ние. Какие из при­ведённых ор­га­низ­мов яв­ля­ют­ся по­тре­би­те­ля­ми го­то­во­го ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в со­об­ще­стве сос­но­во­го леса? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) поч­вен­ные зелёные во­до­рос­ли

2) га­дю­ка обык­но­вен­ная

3) мох сфаг­нум

4) под­рост сосны

5) те­те­рев

6) лес­ная мышь

24. За­да­ние. Какие осо­бен­но­сти стро­е­ния от­ли­ча­ют зем­но­вод­ных от рыб? Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) ор­га­ны ды­ха­ния пред­став­ле­ны лёгкими и кожей

2) име­ет­ся внут­рен­нее ухо и сред­нее ухо

3) го­лов­ной мозг раз­делён на пять от­де­лов

4) име­ет­ся пла­ва­тель­ный пу­зырь

5) серд­це трёхка­мер­ное

6) один круг кро­во­об­ра­ще­ния

25. За­да­ние. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пе­ре­чис­лен­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми жи­вот­ных и жи­вот­ны­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся. Для этого к каж­до­му эле­мен­ту пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ   ЖИ­ВОТ­НОЕ
А) де­сять хо­диль­ных ног Б) тело раз­де­ле­но на го­ло­во­грудь и брюш­ко В) раз­ви­тие с ме­та­мор­фо­зом Г) ды­ха­ние жа­бер­ное Д) ро­то­вой ап­па­рат ли­жу­ще­го типа Е) пи­та­ет­ся фрук­та­ми   1) реч­ной рак 2) муха дро­зо­фи­ла

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д Е
           

26. За­да­ние. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих при ме­та­бо­лиз­ме бел­ков в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка, на­чи­ная с по­па­да­ния пищи в же­лу­док. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1) рас­щеп­ле­ние не­нуж­ных и ис­пор­чен­ных бел­ков и окис­ле­ние их до СО2, NH3 и Н2О

2) рас­щеп­ле­ние пеп­ти­дов на ами­но­кис­ло­ты в две­на­дца­ти­перст­ной кишке

3) рас­щеп­ле­ние бел­ков на ко­рот­кие пеп­ти­ды в же­луд­ке

4) по­ступ­ле­ние ами­но­кис­лот в ткани и син­тез соб­ствен­ных бел­ков

5) вы­ве­де­ние CO2, NH3 и H2O из ор­га­низ­ма

6) вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот в кровь в тон­ком ки­шеч­ни­ке

27. За­да­ние. Вставь­те в текст «Раз­ви­тие на­се­ко­мых» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

РАЗ­ВИ­ТИЕ НА­СЕ­КО­МЫХ

Раз­ви­тие, при ко­то­ром ли­чин­ки на­се­ко­мых обыч­но по­хо­жи на взрос­лых осо­бей, на­зы­ва­ют ___________ (А). На­се­ко­мые с ___________ (Б) про­хо­дят в своём раз­ви­тии че­ты­ре ста­дии. За счёт на­коп­ле­ния ли­чин­ка­ми пи­та­тель­ных ве­ществ под хи­ти­но­вым по­кро­вом ___________ (В) про­ис­хо­дят слож­ные из­ме­не­ния — пре­вра­ще­ние во взрос­лую особь. Взрос­лые на­се­ко­мые май­ско­го жука живут в на­зем­но-воз­душ­ной среде, а ли­чин­ка – в ___________ (Г).

ПЕ­РЕ­ЧЕНЬ ТЕР­МИ­НОВ:

1) почва 2) вода 3) лес 4) не­пол­ное пре­вра­ще­ние 5) пол­ное пре­вра­ще­ние
6) ку­кол­ка 7) гу­се­ни­ца 8) яйцо 9) ли­чин­ка  
A Б В Г
       

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru 28. За­да­ниеРас­смот­ри­те фо­то­гра­фию листа черёмухи. Вы­бе­ри­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие его стро­е­нию, по сле­ду­ю­ще­му плану: тип листа; жил­ко­ва­ние листа; форма листа; тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части; форма края. При вы­пол­не­нии ра­бо­ты ис­поль­зуй­те ли­ней­ку и ка­ран­даш.

А. Тип листа

1) че­реш­ко­вый 2) си­дя­чий

Б. Жил­ко­ва­ние листа

1) па­рал­лель­ное 2) ду­го­вид­ное
3) паль­ча­тое 4) пе­ри­стое

В. Форма листа Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

Г. Тип листа по со­от­но­ше­нию длины, ши­ри­ны и по рас­по­ло­же­нию наи­бо­лее ши­ро­кой части Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

Д. Край листа (для вы­де­лен­но­го фраг­мен­та) Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

Впи­ши­те в таб­ли­цу цифры вы­бран­ных от­ве­тов под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

A Б В Г Д
         

29. За­да­ние. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Тео­рия Опа­ри­на − Хол­дей­на», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1. Что такое ко­ацер­ват­ные капли?

2. Какие свой­ства жи­во­го были при­су­щи ко­ацер­ват­ным кап­лям?

3. Какая про­бле­ма не была ре­ше­на с по­мо­щью тео­рии Опа­ри­на — Хол­дей­на?

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на.

В 1924 году бу­ду­щий ака­де­мик Опа­рин опуб­ли­ко­вал ста­тью «Про­ис­хож­де­ние жизни». Опа­рин пред­по­ло­жил, что в рас­тво­рах вы­со­ко­мо­ле­ку­ляр­ных со­еди­не­ний могут са­мо­про­из­воль­но об­ра­зо­вы­вать­ся зоны по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции, ко­то­рые от­но­си­тель­но от­де­ле­ны от внеш­ней среды и могут под­дер­жи­вать обмен с ней. Он на­звал их ко­ацер­ват­ные капли, или про­сто ко­ацер­ва­ты. Усло­вия для на­ча­ла про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния бел­ко­вых струк­тур уста­но­ви­лись с мо­мен­та по­яв­ле­ния пер­вич­но­го оке­а­на («бу­льо­на»). В вод­ной среде про­из­вод­ные уг­ле­во­до­ро­дов могли под­вер­гать­ся слож­ным хи­ми­че­ским из­ме­не­ни­ям и пре­вра­ще­ни­ям. В ре­зуль­та­те та­ко­го услож­не­ния мо­ле­кул могли об­ра­зо­вать­ся более слож­ные ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства.

Со­глас­но тео­рии Опа­ри­на, даль­ней­шим шагом по пути к воз­ник­но­ве­нию бел­ко­вых тел могло явить­ся об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ват­ных ка­пель. При опре­делённых усло­ви­ях мо­ле­ку­лы, окружённые вод­ной обо­лоч­кой, объ­еди­ня­лись, об­ра­зуя мно­го­мо­ле­ку­ляр­ные ком­плек­сы — ко­ацер­ва­ты. Ко­ацер­ват­ные капли также могли воз­ни­кать при про­стом сме­ши­ва­нии раз­но­об­раз­ных по­ли­ме­ров. При этом про­ис­хо­ди­ла са­мо­сбор­ка по­ли­мер­ных мо­ле­кул в мно­го­мо­ле­ку­ляр­ные об­ра­зо­ва­ния — ви­ди­мые под оп­ти­че­ским мик­ро­ско­пом капли.

Капли были спо­соб­ны по­гло­щать извне ве­ще­ства по типу от­кры­тых си­стем. При вклю­че­нии в ко­ацер­ват­ные капли раз­лич­ных ка­та­ли­за­то­ров (в том числе и фер­мен­тов) в них про­ис­хо­ди­ли раз­лич­ные ре­ак­ции, в част­но­сти по­ли­ме­ри­за­ция по­сту­па­ю­щих из внеш­ней среды мо­но­ме­ров. За счёт этого капли могли уве­ли­чи­вать­ся в объёме и весе, а затем дро­бить­ся на до­чер­ние об­ра­зо­ва­ния. Таким об­ра­зом, ко­ацер­ва­ты могли расти, раз­мно­жать­ся, осу­ществ­лять обмен ве­ществ. Далее ко­ацер­ват­ные капли под­вер­га­лись есте­ствен­но­му от­бо­ру, что обес­пе­чи­ло их эво­лю­цию.

По­доб­ные взгля­ды также вы­ска­зы­вал бри­тан­ский био­лог Джон Хол­дейн. Тео­рия была обос­но­ван­на, но не ре­ша­ла одной про­бле­мы, на ко­то­рую долго за­кры­ва­ли глаза почти все спе­ци­а­ли­сты в об­ла­сти про­ис­хож­де­ния жизни. Если спон­тан­но, путём слу­чай­ных без­мат­рич­ных син­те­зов в ко­ацер­ва­те воз­ни­ка­ли еди­нич­ные удач­ные кон­струк­ции бел­ко­вых мо­ле­кул (на­при­мер, эф­фек­тив­ные ка­та­ли­за­то­ры, обес­пе­чи­ва­ю­щие пре­иму­ще­ство дан­но­му ко­ацер­ва­ту в росте и раз­мно­же­нии), то как они могли ко­пи­ро­вать­ся для рас­про­стра­не­ния внут­ри ко­ацер­ва­та, а тем более для пе­ре­да­чи ко­ацер­ва­там-по­том­кам? Тео­рия ока­за­лась не­спо­соб­ной пред­ло­жить ре­ше­ние про­бле­мы точ­но­го вос­про­из­ве­де­ния — внут­ри ко­ацер­ва­та и в по­ко­ле­ни­ях — еди­нич­ных, слу­чай­но по­явив­ших­ся эф­фек­тив­ных бел­ко­вых струк­тур.

30. За­да­ние. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

Тео­рия Опа­ри­на — Хол­дей­на. - student2.ru

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I груп­па, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов от­ве­та.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным ре­ци­пи­ен­том?

31. За­да­ние. Ни­ко­лай и Ва­си­лий – лю­би­те­ли игры в боль­шой тен­нис. Каж­дое вос­кре­се­нье они со­рев­ну­ют­ся в этом виде спор­та. Ис­поль­зуя дан­ные таб­лиц 1 и 2, пред­ло­жи­те Ва­си­лию оп­ти­маль­ное по ка­ло­рий­но­сти, с мак­си­маль­ным со­дер­жа­ни­ем уг­ле­во­дов меню из пе­реч­ня пред­ло­жен­ных блюд и на­пит­ков, чтобы ком­пен­си­ро­вать его за­тра­ты в игре, ко­то­рая про­дол­жа­лась 2 часа 5 минут. При вы­бо­ре учти­те, что он обя­за­тель­но за­ка­жет двой­ной Мак­маффин и Кока-колу. В от­ве­те ука­жи­те: энер­го­за­тра­ты при игре в тен­нис; за­ка­зан­ные блюда, ко­то­рые не долж­ны по­вто­рять­ся; ко­ли­че­ство

уг­ле­во­дов и ка­ло­рий­ность, ко­то­рая не долж­на пре­вы­шать энер­го­за­тра­ты во время игры.

Наши рекомендации