Число и формат колонок на газетной и журнальной полосе

С форматом газеты связано число текстовых колонок на полосе. В советских газетах формата А2 было шесть колонок, в газетах формата А3 — пять. Правда, такое форматное однообразие неизбежно приводило к шаблону в оформлении самых различных изданий, к потере ими индивидуальности. Стремясь найти свой стиль оформления и избавиться от шаблона в верстке, издатели стали устанавливать число текстовых колонок на полосе в соответствии с характером и типом газеты. В настоящее время все явственнее проявляется тенденция к увеличению числа текстовых колонок. В газетах, выходящих форматом А2, почти совсем исчезла шестиколонная верстка полос. Подавляющее большинство крупноформатных газет применяют восьмиколонную верстку с шириной колонки в 45 мм . Некоторые газеты еще более увеличивают число колонок на полосе — например, девять колонок по 40 мм или десять по 36 мм .

Некоторые издания, выпускаемые форматом A3, верстают полосы на четыре колонки по 56,5 мм . Но большинство газет этого формата применяют пятиколонную верстку при ширине колонки 49,5 мм . В последние годы ряд газет перешли к шестиколонной полосе при ширине колонки 40,5 мм. При формате газеты А4 полосы верстаются обычно на три колонки по 54 мм , иногда — на четыре узкие колонки по 40,5 мм и даже на две широкие колонки по 76­77 мм.

Многоколонная верстка открывает большие возможности для динамичного и яркого оформления издания. Чем больше колонок имеется в распоряжении верстальщика, тем больше он может использовать различных вариантов размещения материалов на полосе. Кроме того, при многоколонной верстке используются мелкокегельные текстовые шрифты, что увеличивает полезную площадь номера. Немалая площадь экономится и за счет уменьшения размеров иллюстраций, помещаемых в более узких колонках.

Многоколонная верстка полос широко используется и в зарубежной печати. На семь колонок, например, верстаются полосы чешской «Руде право» и английской «Морнинг стар»; полосы французской «Юманите», польской «Трибуна люду» компонуются из восьми текстовых колонок, а на полосе итальянской «Унита» помещается девять колонок.

Естественный предел увеличению числа текстовых колонок на полосе устанавливает формат газеты. В частности, в газете формата А2 совсем некрасиво смотрится свыше десяти колонок, а при формате A3 — свыше шести колонок. Слишком узкая колонка будет неудобочитаемой, поскольку из­за этого получается рваный набор, появляется большое количество переносов и пр.

Если полоса верстается на определенное — стандартное для данной газеты — число текстовых колонок, это вовсе не означает, что там не могут быть использованы другие форматы набора текста. Так, в газете формата A3 при ширине полосы 257 мм полосу верстают обычно на пять стандартных колонок по 49,5 мм (плюс светлые линейки или пробелы), но при этой ширине полосы можно использовать и несколько нестандартных размеров набора: вполне допустимо уменьшить формат набора до 40, 36 и даже 32 мм . Можно набрать текст и на один из широких форматов: 63, 72, 98, 108, а при необходимости даже на 126 мм (например, для набора подрисуночных подписей или для публикации важных сообщений). В общем, на основе стандартного и нестандартных форматов набора существует более двух десятков вариантов верстки полосы, что представлено на рисунке.

Различные варианты нестандартных форматов набора текста применяют также на полосе газеты формата А2. Варьирование формата набора, ширины текстовой колонки на разных полосах одного номера или на одной и той же полосе помогает преодолеть однообразие в оформлении газеты и выделить главные материалы. Нередко нестандартные формат и число колонок используют при верстке и оформлении тематической полосы или спецвыпуска, что тоже позволяет особо выделить их.

И все же при оформлении газетного номера не рекомендуется без крайней нужды изменять стандартный формат текстовых колонок. Стандартный формат (следовательно, и стандартное число текстовых колонок) обеспечивает четкий привычный графический ритм на газетной полосе. Стремление «сыграть форматами» набора, использовать на одной полосе все возможные варианты изменения размера текстовой колонки может привести к ненужной пестроте, помешать правильному выделению важнейших материалов. Вполне достаточно использовать на одной полосе кроме стандартного формата текстовой колонки всего один­два нестандартных.

Объем газет и журналов

От формата газеты, размеров ее полосы, а также от количества полос номера зависит объем газеты. Чем больше формат, тем, естественно, больше материалов можно поместить в номере. Так, на странице газеты формата А2 при верстке на восемь колонок помещается около 1440 строк (40 320 знаков). В газете, выходящей форматом A3, при верстке на шесть колонок помещается примерно 756 строк (18 900 знаков).

Объем номера растет и по мере увеличения количества страниц при постоянном формате газеты. Например, в газете, выходящей на двух полосах форматом A3, подавляющее большинство заметок невелико по размерам (иначе в номере трудно осветить разнообразные темы, интересующие читателей) — здесь достаточно поместить одну­две крупные статьи по 150­200 строк. Однако в четырехполосной газете того же формата можно напечатать уже четыре­пять объемных статей. От количества страниц зависит не только общий объем публикаций, но и их размещение в номере. В частности, в четырехстраничной газете основные разделы будут размещаться не так, как в двухстраничной.

Кроме того, количество страниц газеты обусловливает особенности ее иллюстрирования — число иллюстраций, их размеры и характер. Так, в малоформатной и малостраничной газете помещают минимальное число иллюстраций, поскольку основная площадь отводится для текстов, здесь редко применяют сложные виды иллюстраций (это, конечно, не касается рекламных материалов).

Количество страниц и полос в номере газеты во многом зависит от ее типа и формата. Большинство газет, выходящих в форматах А2 и A3, имеет от четырех до восьми полос, а неежедневные газеты обычно издаются на большем количестве полос.

Для любого рекламодателя, решившего разместить рекламу в журнале важно знать и понимать их классификацию, т.к. от того насколько верен будет выбор тот или иной тип издания зачастую зависит эффективность рекламы в журнале и окупаемость затраченных на рекламу средств.

Основные признаки, по которым могут быть классифицированы журналы это: география, способ и тип распространения, тираж издания, тип распространения, объем и формат журнала.

Что касается географии распространения, то локально продаются, как правило, не крупные журналы. Солидные издания имеют широкую сеть распространения.

Формат журналов, как правило, стандартен – это А4, либо форматы близкие к нему. Реже встречается формат А8. Объем журналов обычно кратен четырем и не встречается объем менее 16 страниц.

По тиражу журналы зачастую уступают газетам, хотя и среди них встречаются как многотиражные, так и малотиражные. Как правило, цена журнала обратно пропорциональна тиражу. Чем выше цена, тем меньше тираж, чем ниже цена, тем выше тираж.

В России большинство журналов выходит с периодичностью раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц. Журналы с иной периодичностью встречаются гораздо реже.

В России распространение журналов главным образом происходит комплексно, по подписке, в розницу и бесплатно.

Что касается разделения журналов по тематике, то она достаточно высока. Именно такая высокая сегментация делает рекламу в журнале столь привлекательной и перспективной для рекламодателей.

11 Термины – объем, полоса, формат

Формат — общепринятый термин для определения размера листов печатной бумаги, книг, журналов, газет; а также для определения размера строк, колонок, полос.

Какого формата должен быть газетный лист? Он не может быть произвольным. Прежде всего выбор можно сделать лишь из трех используемых в отечественной газетной практике форматов. А именно:

большой — А2

малый — А3

сверхмалый — А4.

Основная задача при оформлении газет состоит в умелом размещении материала на полосе, выделении главного. Средства воплощения оформительского замысла, делающего материал более заметным:

умелое использование гарнитур

При использовании двух гарнитур следует четко определить, для какого именно текста предназначен данный шрифт.

Полоса

— запечатанная площадь (текстом, иллюстрациями) одной страницы издания.

Спуск полос

— расположение страниц (отдельных элементов) издания на печатном листе (ПЛ) с учетом постпечатной обработки (резка, фальцовка).

Спуск на полосе

— отступ от верхнего края полосы до начала строк текста на начальной странице издания (главы, раздела) под размещение заголовка, книжного украшения.

Спусковая полоса

— полоса издания (главы, раздела) верстаемая со спуском на полосе. Концевая полоса — последняя страница издания тоже может быть с неполным заполнением текстом.

Рядовые полосы

— остальные страницы.

От формата газеты, размеров ее полосы, а также от количества полос номера зависит объем газеты. Чем больше формат, тем, естественно, больше материалов можно поместить в номере. Так, на странице газеты формата А2 при верстке на восемь колонок помещается около 1440 строк (40 320 знаков). В газете, выходящей форматом A3, при верстке на шесть колонок помещается примерно 756 строк (18 900 знаков).

Наши рекомендации