Классификация информационных технологии

Ответы по информатике (экзамен)

1. Подходы к определению понятия информации. Определение информации в российском законодательстве.

Первоисточником данного термина является латинское слово informatio (изложение, истолкование, разъяснение), а вошло оно в русский язык, по мнению П.Я. Черных, в эпоху Петра I. Информация – это настолько общее, сложное и глубокое понятие, что не существует однозначного его определения.

Выделим три подхода к определению информации: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный.

Суть антропоцентрического: информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и преобразованы в знания. Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко, например, в российском законодательстве дано следующее определение «Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах независимо от формы их представления» (Федеральный Закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 г.).

Суть техноцентрическогоподходасостоит в том, что информацию отождествляют с данными. Этот подход нашел очень широкое распространение в технических дисциплинах (информация = данные наприм передаваемые по компьютерным сетям).

Недетерминированный подходк понятию информации состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия. С точки зрения данного подхода, информация - это одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы ее познания, не сводимая к другим, более простым понятиям.

Другие авторы рассматривают информацию в следующих аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксический аспект - отражает физические характеристики информации: способ представления, скорость передачи, тип носителя, способ кодирования, используемые каналы, надёжность и безопасность передачи. Информация, рассматриваемая только с точки зрения синтаксиса, обычно называется данными.

Семантический аспектхарактеризует содержательную сторону информации, когда рассматривается состав содержащихся сведений и связь между ними.

Прагматический аспект информации связан с ценностью информации для пользователя при принятии им решения. Информацию, рассматриваемую в этом аспекте, можно назвать знанием.

2. Понятие и виды информационных технологий. Этапы развития ИТ. Классификация ИТ.

Технология при переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Информационная технология (ИТ)- процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель применения ИТ - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия, а также снижение трудоемкости использования информационных ресурсов.

Этапы развития информационных технологий:

Каждый этап определяется уровнем научно-технического прогресса в этой области.

  • Нач.60х г. Характерно решение трудоемких задач, в частности, в области бухгалтерского учета с централизованным коллективным использованием вычислительных средств.
    Централизованная обработка экономических данных
    имеет достоинства: Возможность обращения пользователей к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры. Сравнительная легкость внедрения новых решений благодаря наличию специализированных подразделений предприятия (вычислительных центров).
    Недостатки централизованной обработки: Ограничена ответственность пользователей за результаты решения экономических задач. Ограничены возможности пользователя по получению и использованию информации.
  • сер.70х г.появление ПЭВМ. Происходит смещение технологических процессов с ориентацией на индивидуального пользователя, с внедрением частичной децентрализации и полной децентрализованной обработки данных.
    Достоинства децентрализованной обработки: Повышается ответственность пользователей за качество результатов решения экономических задач. Появляются возможности для проявления инициативы и творческого развития пользователя.
    Недостатками децентрализованной обработки данных: Сложность стандартизации из-за большого числа уникальных достижений. Психологическое неприятие пользователями рекомендуемых стандартов и готовых продуктов. Неравномерность развития уровня информационной технологии на местах и зависимость этого уровня от квалификации пользователя.
  • нач.90х г. использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT и др.). Ориентация технологических процессов вновь смещается в сторону централизованной обработки экономических данных.

«новая информационная технология»(вид ИТ)



  • Использование персональных компьютеров и сетей ПК.
  • Наличие коммуникационных средств.
  • Наличие диалоговой (интерактивной) работы с компьютером.
  • Наличие интеграционного подхода.
  • Гибкость процессов изменения данных и постановок задач.
  • Органическое "встраивание” компьютеров в существующую на предприятиях технологию управления.

Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) от 5 февраля 2010 г. N 58

· мероприятия по защите от несанкционированного доступа и неправомерных действий к информационным данным при их обработке в информационной системе;

- реализация разрешительной системы допуска пользователей (обслуживающего персонала) к информационным ресурсам, информационной системе и связанным с ее использованием работам, документам;

- ограничение доступа пользователей в помещения, где размещены технические средства,

- разграничение доступа пользователей и обслуживающего персонала к информационным ресурсамучет и хранение съемных носителей информации и их обращение, исключающее - хищение, подмену и уничтожение;

- использование средств защиты информации, использование защищенных каналов связи

- организация физической защиты помещений и собственно технических средств, позволяющих осуществлять обработку персональных данных;

- предотвращение внедрения в информационные системы вредоносных программ (программ-вирусов) и программных закладок.

· мероприятия по защите информации от утечки по техническим каналам.

- использование средств защиты информации

- размещение объектов защиты в соответствии с предписанием на эксплуатацию

- обеспечение развязки цепей электропитания технических средств с помощью защитных фильтров, блокирующих (подавляющих) информативный сигнал

- обеспечение электромагнитной развязки между линиями связи и другими цепями вспомогательных технических средств и систем, выходящими за пределы охраняемой территории, и информационными цепями, по которым циркулирует защищаемая информация.

9. Основные положения законодательства о защите информации.

Оформление таблиц.

А) Редактирование таблиц.Под редактированием таблиц подразумевается редактирование их структуры. Редактирование структуры таблиц сводится к следующим операциям:

  • Добавление заданного количества столбцов (Таблица -> Добавить столбцы);
  • Добавление заданного количества строк (курсор в начало абзаца, следующего за таблицей -> Строки выше);
  • Удаление выделенных ячеек, строк и столбцов (Таблица -> Удалить);
  • Слияние (объединение) выделенных ячеек;
  • Разбиение выделенных ячеек

Б) Форматирование таблицы – управление размерами структурных элементов таблицы. ФТ можно выполнять в командном и интерактивном режиме. В Ком. режиме для этого используется окно команды Таблица -> Свойства таблицы. Элементы управления вкладок окна «Свойства таблицы» позволяют:

Вкладка «Таблица» -

  • Задавать расположение таблицы относительно полей – переключатель «Выравнивание»;
  • Задавать расположение таблицы относительно окружающего текста – переключатель «Обтекание»;
  • Определить/переопределить вариант оформления внутренних и внешних рамок таблицы – кнопка «Границы и заливка»;
  • Здавать размеры внутренних полей ячеек и интервалы между ячейками;

Вкладка «Столбец» -устанавливать ширину столбца;

Вкладка «Строка» -устанавливать высоту;

В Интерактивном режиме таблицу форматируют с помощью маркеров, появляющихся при наведении указателя мыши на таблицу или её элементы.

32.Сноски: средства создания и оформления (MSWord).

Пояснительный текст и/или библиографическая ссылка могут размещаться внизу страницы (текста) – обычная сноска, или в конце документа (раздела) – концевая сноска. Сноска связывается с основным текстом ссылочным знаком, вид которого может быть задан. Вставка сноски осуществляется посредством команды «Вставка -> Сноска», в окне которой устанавливаются необходимые параметры:

  • Вид (обычная или концевая)
  • Вид ссылочного знака (число или специальные символы);
  • Положение (в конце документа/раздела или внизу страницы/текста);
  • Формат номера;
  • Начальный номер;
  • Способ нумерации (в пределах всего документа, раздела или постраничный).

После выполнения команды курсор устанавливается в местоположение сноски, куда и следует ввести текст сноски. Для вставки следующих сносок можно использовать кнопку на панели инструментов. Текст сноски – это отдельный абзац, который оформляется теми же средствами, что и абзацы основного текста.

33.Понятия шаблона документа и стиля оформления: их использование (MSWord).

Стили и шаблоны – средства автоматизации создания и оформления документов.

Стили оформления – это именованная совокупность настроек параметров шрифта, абзаца, языка и некоторых элементов оформления абзацев (линий и рамок).

Текстовый редактор Word позволяет создавать два типа стилей: стили символов и стили абзацев.

Стили создаются для того, чтобы иметь возможность быстро форматировать фрагменты текста и абзацы, что позволяет экономить время при работе с объемными документами. Работа со стилями состоит в создании, настройке и использовании стилей.

Создание стилей символов и абзацев.Создание стилей осущ. посредством команды Формат -> Стиль: в окне «Стиль» щелкнуть по кнопке «Создать». В окно «Создание стиля» следует задать в поле «Имя» - имя стиля, в поле-списке – «символ» или «абзац» и нажать Ок. Далее следует щелкнуть по кнопке Применить, чтобы присвоить новый стиль выделенному фрагменту или абзацу и вернуться к документу.

Создание и использование шаблонов.Шаблоны – это совокупность стилевых настроек, хранящихся отдельно от документов. Это своеобразный макет документа, который «хранит» его формат, расположение основного текста на странице и положение сносок, вид и расположение колонтитулов, способ нумерации страниц, стили оформления всех структурных элементов документа. По команде Файл -> Создать открывается диалоговое окно «Создание документа», в котором можно выбрать шаблон.

Для изменения текущего шаблона документа необходимо войти в диалоговое окно Шаблоны и настройки (Сервис -> Шаблоны и настройки) и использовать кнопку «Присоединить». В открывшемся окне «Присоединение шаблона» нужно выбрать нужный шаблон в папке Шаблоны.

Создать новый шаблон на базе шаблона можно следующим образом. По команде Файл -> Создать открывается окно Создание документа, в котором следует установить переключатель «Создать» в положение «Шаблон» и выбрать стандартный шаблон, на базе которого он создается. После настройки всех необходимых параметров следует выполнить команду Сохранить команду как, выбрав в списке «Тип файла» элемент «Шаблон документа (*.dot)

34.Понятие колонтитула: средства создания и оформления (MSWord).

Колонтитул – это абзац, который может содержать следующие элементы: номер страницы, дату печати документа, эмблему организации, название документа, фамилию автора и т.п. Колонтитулы могут располагаться в верхнем или нижнем полях страницы, могут быть различными для четных и нечетных страниц, а также иметь уникальный вид на первой странице документа (в частности, на первой странице колонтитул вообще может отсутствовать).

«Различие» колонтитулов для разных страниц документа устанавливается посредством команды Файл -> Параметры страницы -> Вкладка «Макет» (группа параметров «Различать колонтитулы»). Существует возможность использовать один и тот же колонтитул для всего документа или определить разные колонтитулы для разных частей документа (разделов). Расположение колонтитулов от края листа устанавливается в полях «От края до колонтитула» (вкладка «Поля» команды Файл -> Параметры страницы).

35.Автоматизированное создание оглавления структурированного документа (MSWord).

Использование для оформления текстовых документов шаблонов и, в частности, стилей абзацев позволяет автоматизировать процесс создания оглавления для документов сложной структуры. Для оформления заголовков разных уровней (например, глава, параграф, пункт) следует использовать соответствующие стили: Заголовок 1 для заголовка 1-ого уровня, Заголовок 2 – 2-ого уровня, Заголовок 3 – 3-го уровня и т.д.

Оглавление создается как внутренний объект, который может быть расположен в начале или в конце документа. Каждый элемент оглавления является абзацем, который содержит название и, как правило, номер страницы (пространство между названием и номером может быть заполнено спец. символами, например, отточием). Оглавление имеет многоуровневую структуру, отображающую структуру документа. Элементам оглавления разных уровней ставятся в соответствие следующие стили оформления: Оглавление 1, Оглавление 2, Оглавление 3 и т.д.

Создание оглавления осуществляется посредством команды Вставка -> Оглавление и указатели -> Вкладка «Оглавление». В открывшемся окне команды следует указать:

  • Количество уровней заголовков в оглавлении (Уровни:);
  • Наличие номера страницы (Показать номера страниц);
  • Положение номера страницы (Номера страниц по правому краю);
  • Вид заполнителя (Заполнитель:).

36.Средства создания многоколонного текста (MSWord).

Создание колонок.

В Word есть четыре заранее определенных режима создания колонок:
• Две колонки равной ширины; • Три колонки равной ширины; • Две неравные по ширине колонки, причем более широкая колонка находится слева; • Две неравные по ширине колонки, причем более широкая колонка располагается справа.
Меню «Формат» - «Колонки»; в области «Тип» выберите формат колонки; с помощью поля «Применить» укажите, к какой части документа применить разбиение на колонки; установите флажок «Разделитель» для вывода вертикальной линии между колонками (как в газете); «ОК».

Изменение колонок.

Вы можете изменять уже существующие колонки: их число, ширину и интервал между ними: установите курсор в колонку; «Формат» - «Колонки»; для изменения ширины колонки и промежутка между колонками введите нужные данные в текстовые поля «Ширина» и «Промежуток» (или щелкните на стрелках). «ОК».

Удаление колонок.

Для снятия разбивки на колонки в окне «Колонки» выберите пиктограмму «Одна»; «ОК» или нажмите кнопку «Колонки».

37.Электронные таблицы: назначение, основные функции (MS Excel).

Электронные таблицы – это одно из эффективных средств обработки табличной информации и организации расчетов.

Первая электронная таблица VisiCalc была создана в 1979г. Дж. Брикклином и предназначалась для простейших расчетов. С тех пор разными фирмами было выпущено множество программных продуктов аналогичного типа, но с более развитыми функциями и возможностями. Например, это широко известная программа Lotus-1-2-3, системы SuperCalc, Quattro Pro и другие.

В настоящее время ведущее положение на мировом рынке программных продуктов такого класса занимает электронная таблица Excel, входящая в состав знаменитого пакета Microsoft Office. Возможности электронных таблиц весьма многообразны, их интерфейс удобен, гибок и понятен. Как следует из названия, этот инструмент предназначен для выполнения табличных расчетов, характерных для управления и бизнеса.. Электронную таблицу можно считать алгебраической машиной – она не только с константами, но и переменными. Такими переменными здесь являются ссылки на ячейки таблицы.

Множество сервисных средств облегчают использование программы. В состав Excel входят следующие элементы:

  • Настройка внешнего вида экрана и таблицы под запросы пользователя;
  • Развитый математический аппарат, включая средства статистики;
  • Множество встроенных функций;
  • Средства выразительного оформления данных в таблице;
  • Деловая графика, позволяющая в наглядной форме отобразить полученные результаты в виде диаграмм;
  • Специальные инструменты (Мастера) для реализации большинства технологий;
  • Система создания собственных пользовательских функций, макрокоманд, автоматизирующих ввод или вывод данных с использованием языка Visual Basic;
  • Система динамической связи Excel-документов с другими Windows-приложениями;
  • Возможность импорта данных из внешних баз данных;
  • Использование нескольких языков одновременно с контролем грамматики;
  • Возможность иллюстрировать таблицы за счет рисунков из библиотеки клипов ClipArt;
  • Средства публикации документов в Web и извлечения необходимой информации по запросам из распределенных в Internet баз данных;

38.Понятие книги, листа ячейки электронной таблицы. Абсолютная и относительная ссылка на ячейку (MS Excel).

Книга – это документ, создаваемый программой Excel, самая крупная единица данных. Книга содержит рабочие листы. Она может быть сохранена в виде файла с расширением *.xls.

Рабочий лист – образует рабочее пространство пользователя. Листов в Книге может быть до 255. Лист имеет 256 столбцов, поименованных от A до IV и 65536 строк, на пересечении которых находятся обрабатываемы ячейки.

Ячейка является элементарной единицей данных в таблице. Адрес каждой ячейки таблицы состоит из двух компонентов – буквенного номера столбца и цифрового номера строки. Активная ячейка выделяется жирным контуром.

Чаще всего в формулах используется относительная адресация данных, однако в некоторых случаях применяется абсолютная адресация.

Относительная адресация Если указана относительная ссылка на ячейку, то при копировании её содержание будет изменяться: при копировании по горизонтали изменяется номер строки, по вертикали – номер столбца, при копи. по диагонали – и то и другое.

Абсолютная адресация. Чтобы предотвратить автоматическое изменение адресов, перед «замораживаемой» координатой следует поставить знак $ и превратить её в абсолютную ссылку. Можно вводить знак $ непосредственно, а можно с помощью клавиши F4 для текущей формулы.

39.Ввод и редактирование данных в электронных таблицах (MS Excel).

Любая обработка информации начинается с ее ввода. Каждая ячейка рабочей области листа может быть заполнена данными. Ввод данных может производиться как в строке формул, так и непосредственно в активной ячейке, если предварительно нажать клавишу F2 или дважды щелкнуть мышью. Как только в ячейку будет введен хотя бы один символ, ее содержимое сразу отобразится и в строке формул. Кроме того, в этой строке появятся три кнопки для обработки содержимого ячейки. По окончании ввода данных может быть нажата клавиша Enter. Отменить ввод данных позволяет клавиша Esc. Вообще ввод в ячейку считается незаконченным, пока редактируемая ячейка не покинута любым способом. При этом большинство средств управления Excel остается недоступным.

40.Форматы строки, столбца, ячеек электронной таблицы и их установка. Основные форматы данных (MS Excel).

Форматы данных.

1) Числовые данные – это данные, которые состоят из цифр и, возможно и, возможно, некоторых специальных символов: + - Е е () %. Вводимые числа хранятся с той точностью, с которой они введены. Вычисляемые результаты имеют до 15 разрядов, но могут быть представлены пользователю с любой желаемой точностью в этих пределах.

2) Процентный данные - в этом формате значение ячейки умножается на 100, а результат отображается со знаком процента. Можно задать количество отображаемых знаков после запятой.

3) Дата/Врем – типа даты и времени в Excel не существует. Для представления дат используются обычные числа, но отображенные в формате дат. При этом целая часть числа соответствует дням, месяцам, годам, а дробная – часам, минутам и секундам.

Основная единица времени в Excel – один день. Каждый день имеет порядковый номер, начиная с 1, который соответствует 1 января 1900 года (начало отсчета дат в Excel). Время – это дробная часть при дне-числе. Поскольку в сутках 24 часа, один час соответствует 1/24 = 0, 041666667.

Excel автоматически распознает формат даты и времени, если при вводе элементов даты используются разделители.

Средства оформления доступны через главное (Формат -> Ячейки) или контекстное (пункт Формат ячеек) меню, где можно получить доступ к полному управлению внешним видом таблицы. Здесь имеется несколько вкладок управления шрифтами, обрамлением, заливкой, защитой данных, выравниваем содержимого ячеек. Кроме того, некоторые важнейшие средства оформления присутствуют в панели инструментов

41.Организация вычислений в электронной таблице: ввод и копирование формулы.

Все формулы должны начинать со знака равенства «=» и могут включать константы, знаки операций ,функции ,адреса ячеек.

В Excel существуют следующее группы операций: арифметические ,текстовые, сравнения, логические.

Ввод формулы:

    1. щелкнуть мышью ячейку, в которую необходимо ввести формулу
    2. ввести «=»
    3. ввести формулу
    4. нажать клавишу Enter
    5. после ввода формулы в ячейке появится вычислительный результат, а сама формула отобразится в строке формул.

Ссылки на ячейки могут вводится непосредственно с клавиатуры, но могут более надежно и быстро указываться мышью, которая используется как указка

С помощью пиктограммы Автосуммирование на панели инструментов можно быстро реализовать функцию суммирования, практически не прикасаясь к клавиатуре

Кроме операторов и функции Автосуммирования в Excel имеется множество функций, которые являются важнейшим вычислительным инструментом электронных таблиц.

42.Организация вычислений в электронной таблице: основные функции. Мастер функций (MS Excel).

Главным инструментом пользователей при работе и Excel являются функции, которые можно применять при вычислениях. При работе с функциями нужно всегда строго следовать правилам обращения к функции. (синтаксису).

Строка формул предназначена для упрощения работы с функциями. Запуск этой панели происходит в результате выполнения щелчка на кнопке «=» в строке формул. Для выбора функций предназначен в левой части строки формул, открывающийся на кнопке (выглядит как стрелка вниз). Этот список содержит имена 10 недавно использовавшихся функций.

Если нужной функции нет в списке, следует выбрать элемент Другие функции, вследствие чего откроется окно Мастер функций. Это окно можно вызвать также командой главного меню Вставка à Функцииили нажатием кнопки fx стандартной панели инструментов.

Excel содержит массу функций, но прежде всего следует обратить внимание на следующие:

1) Математические

СУММ(число 1; число 2; …) – суммирует числа в списке аргументов. Число 1, 2 … - это от 1 до 30 аргументов, для которых требуется определить итог или сумму.

СУММПРОИЗВ(диапазон 1, диапазон 2 …) – перемножает соответствующие элементы заданных диапазонов и возвращает сумму произведений. Диапазон 1; диапазон 2; … - это от 2 до 30 диапазонов, чьи компоненты нужно перемножить, а затем сложить. Аргументы, которые являются диапазонами должны иметь одинаковые размерности, если это не так, то функция СУММАПРОИЗВвозвращает значение словом ошибки #ЗНАЧ!СУММПРОИЗВтрактует нечисловые элементы диапазонов как нулевые.

2) Статистические

МАКС(число 1; число 2; …) – возвращает наибольшее значение в списке аргументов. Число 1, 2 … - это от 1 до 30 чисел, среди которых ищется максимальное значение

2) Логические

ЕСЛИ(Условие; результат _ если _ условие истинно; результат _ если _ условие ложно) – оценивает логическое условие, и если оно истинно, возвращает первый результат, если ложно –второй.Если условие ровно «лож», а после результат _ если _ условие истинно стоит точка с запятой с последующей закрывающей скобкой, то возвращается значение 0.

43.Создание и редактирование диаграмм и графиков в электронной таблице: этапы построения (MS Excel).

Средства построения диаграммы доступны через главное меню (Вставка à Диаграмма) или пиктограмму Мастер диаграмм панели инструментов, где можно получить доступ к полному управлению построением диаграммы. Здесь имеется несколько вкладок: выбор типа диаграммы, диапазона ячеек, названия заголовков, осей, подписей данных, легенды. Диаграмму можно расположить либо на листе, содержащем табличные данные, либо на отдельном листе книги. Процесс построения диаграммы состоит из 4 шагов:

1) Выбор типа и вида диаграммы

2) Выбор диапазона ячеек данных и подписей

3) Выбор элементов оформления диаграммы

4) Выбор места размещения диаграммы.

При необходимости созданную диаграмму можно отредактировать и отформатировать любой ее элемент. Самый простой способ редактирования элементов диаграммы через контекстное меню форматирование элементов диаграммы осуществляется по средством команды Формат: перечень вкладок и параметров команды зависит от выделенного объекта. По средствам этой команды можно изменять оформление области диаграммы, устанавливая тип линии рамки, цвет и узор заливки.

44.Список в электронной таблице, назначение, структура, средства обработки.

Список - это набор строк таблицы, содержащий связанные данные, например, набор адресов и телефонов клиентов. Список может использоваться, как база данных, в которой строки выступают в качестве записей, а столбцы – полей. Первая строка списка при этом содержит имена столбцов (имена полей). В Excel имеется набор функций списка,облегающих обработку и анализ данных в списке. Чтобы использовать эти функции необходимо придерживаться определенных правил организации данных в список:

1. Стараться использовать только один список на листе, так как некоторые возможности управления списком, например, фильтрация, могут быть использованы только для одного списка.

2. Спроектировать список таким образом, чтобы все строки содержали подобные объекты в одном столбце.

3. Держать список отдельно, т.е. между списком и другими данными листа необходимо оставить, по меньшей мере, одну пустой и один пустой столбец. Это позволяет программе Excel быстрее обнаружить и выделить список при выполнении сортировки, наложении фильтра или вставки вычисляемых автоматически итоговых значений.

4. Располагать важные данные сверху или снизу от списка, т.к. прили снизу от списка, т.е сверху сок при выполнении сортировки, наложенни фильтра или вставки вычисляемых автоматически итоговых размещении важных данных слева или справа от списка данные могут быть скрыты в процессе фильтрации списка

5. Отображение всех строк и столбцов. Перед внесением изменений в список убедитесь в том, что все скрытые строки и столбцы отображены. Если строки и столбцы списка скрыты, данные могут быть непреднамеренно удалены.

6. Использование форматированных имен столбцов. В первой строке списка задаются имена столбцов. Программа Excel использует имена при создании отчетов, поиски и оформление данных. Шрифт, выравнивание, формат, шаблон, границы и формат прописных и строчных букв, присвоенные имена столбцов списка, должны отличаться от формата, присвоенного строкам данных. Перед вводом имен столбцов ячейкам должен быть присвоен текстовой формат.

7. Использование границ ячеек. Для отделения имен от данных следует использовать границы ячеек а не пустые строки или прерывистые линии.

8. Отсутствие пустых строк и столбцов. В самом списке не должно быть пустых строк и столбцов. Это упрощает идентификацию и выделение списка.

9. Отсутствие начальных и конечных пробелов. Дополнительные пробелы влияют на поиск и сортировку. Вместо ввода пробелов рекомендуется использовать сдвиг текста внутри ячейки.

10. Расширенный список форматов и формул. При добавлении новых строк в конец списка программа Excel использует согласованные форматы и формулы, т.е. новые данные в конце списка форматируется также, как и предыдущие ряды, а формулы, повторяющиеся в каждой строке, копируются в новую строку. Чтобы форматы и формула расширялись, они должны появляться, по крайней мере, в 3 из 5 вышестоящих строках списка.

45.Выполнение аналитической обработки данных в списке: сортировка, отбор данных по критерию, подведение итогов (MS Excel).

Фильтрация – это быстрый и легкий способ поиска подмножества данных и работы с ним в списке. В отфильтрованном списке отображаются только строки, отвечающие условиям отбора, заданным для столбца.

автофильтр для простых условий отбора.

При фильтрации порядок записей в списке не изменяется, а временно скрываются строки, которые не требуется отображать. Строки, отобранные при фильтрации можно редактировать, форматировать и выводить на печать, а также создавать на их основе диаграммы, не изменяя порядок строк и не перемещая их.

Автофильтр. После выполнения команды Данный à Фильтр à Автофильтрв нижнем правом углу ячеек – имен столбцов в фильтруемом списке появляются стрелки автофльтра.

Если щелкнуть стрелку автофильтр, отображается список всех уникальных видимых элементов в столбце. Выбрав элемент из списка для конкретного столбца, можно незамедлительно скрыть все строки, не содержащие выбранное значение.

Если фильтруется список чисел, можно быстро просмотреть наибольшее значение в списке, щелкнув пункт «Первые 10» в списке автофильтр. Для того чтобы вернуться к просмотру всего содержимого столбца, щелкните пункт Все.

Пользовательский автофильтр используется для вывода строк, отвечающих нескольким условиям для одного столбца, для этого выберите команду меню Данные à Фильтр, затем команду Автофильтр. Нажмите кнопку со стрелкой в столбце, в котором находятся сравниваемые данные, а затем из раскрывающего списка выберите пункт Условие.

Чтобы отобразить строки, удовлетворяющие одному условию отбора, выберете необходимы оператор сравнения в первом поле под надписью «Показать только те строки, значения которых» и значение для сравнения справа от него.

Расширенный фильтр из меню Данные à Фильтр системного меню используется для применения нескольких условий отбора к одному или нескольким столбцам, либо для создания условий отбора в результате выполнения формулы.

Чтобы отфильтровать список с помощью расширенного фильтра, столбцы списка должны иметь заголовки (имена полей). Нужно создать дополнительно к списку два диапазона – условий и результатов отбора, каждый диапазон должен начинаться с имен полей списка. Между диапазонами должно быть не менее одной пустой строки. Условия отбора помещают в одну строку ( если условие И) или разные (если условие ИЛИ ).

На вкладке Данные à Фильтр à Расширенный фильтр, чтобы показать результат фильтрации, устанавливается переключатель «Обработка» в положение «скопировать результаты в другое место».

Итоги под данными – помещает строки итогов и общих итогов под соответствующими данными, в противном случае они будут помешены вверху над данными (активизируем). В результате таблица будет дополнена строками, содержащими итоговые значения. В последнюю из вставленных в таблицу строк включается информация об общем итоге.

46.Защита данных в электронной таблице (MS Excel).

Уровни защиты:

  • Можно ограничить доступ к файлу, например несанкционированное открытие файла и/или сохранение в нем изменений
  • Можно применить защиту к элементам книги, ограничив просмотр отдельных листов и/или изменение данных на листе
  • Можно защитить элементы листа, например ячейки с формулами, запретив доступ к ним или предоставить доступ к определенным диапазонам

Все уровни защиты являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.

Пароли: ими можно ограничить доступ к файлу, внесение изменений в книгу и отдельные листы. В каждом из этих случаев требуется использовать пароль. В качестве пароля можно использовать любой набор символов. При вводе пароля учитывается регистр букв. Пароль не отображается на экране при вводе (изображается точками). В Excel не существует стандартных средств восстановления паролей! Пароль устанавливают при сохранении файла.

Скрытие листов: щелкнуть по ярлыку скрываемого листа правой кнопкой мыши =>в контекстном меню выбрать команду Скрыть. После этого необходимо обязательно защитить структуру книги.

47.Реляционные БД: информационная структура, понятия атрибута, области допустимых значений, записи, поля, типа. Выбор типа поля.

В основе реляционной модели данных (РМД) лежат табличные методы и средства представления данных и манипулирования ими.

Концепцию реляционной модели данных впервые сформулировал американский математик Е.Ф.Кодд в 1970г. Предложения Кодда были настолько эффективны для систем баз данных, что за эту модель он был удостоен престижной премии Тьюринга в области теоретических основ вычислительной техники.

В основе реляционной модели данных лежит понятие отношение (от английского relation – отношение). Отношение удобно представляется в виде двумерное таблицы. Табличная форма понятна и привычна для человека.

Для каждого объекта исследуемой предметной области выбирается определенный ряд признаков, данные о которых будут систематизироваться в виде таблиц и обрабатываться.

Поле –совокупность логически связанных элементарных данных, описывающих один и тот же признак для всех объектов предметной области. В структуре двумерной таблицы его аналогом является столбец.

Запись –это совокупность логически связанных полей, данные из которых описывают все признаки одного объекта предметной области. Например, все данные об одном издании. В структуре двумерной таблицы ее аналог – строка. БД MS Access может содержать множество объектов:

Тип данных –это совокупность способов представления данных и отношений между ними.

48.Системы управления базами данных (СУБД): назначение и функции.

Система управления базами данных (СУБД) – это совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования БД другими пользователями.

Современные СУБД позволяют:

  1. обеспечить пользователей языковыми средствами описания и манипулирования данными;
  2. обеспечит

Наши рекомендации