Направления исследований в области искусственного интеллекта

В исследованиях в области искусственного интеллекта сложилось два главных направления: прагматическое и бионическое.

Прагматическое направление основано на предположении о том, что мыслительная деятельность человека – «черный ящик». Но если результат функционирования искусственной системы в некотором смысле совпадает с результатом деятельности эксперта, то такую систему можно признать интеллектуальной независимо от способов получения этого результата. При таком подходе не ставится вопрос об адекватности используемых в компьютере структур и методов тем структурам и методам, которыми пользуется в аналогичных ситуациях человек, а рассматривается лишь конечный результат решения конкретных задач.

С точки зрения конечного результата в прагматическом направлении можно выделить три целевые области:

  • создание инструментария. Инструментарий – языки для систем искусственного интеллекта; дедуктивные и индуктивные методы автоматического синтеза программ; лингвистические процессоры; системы анализа и синтеза речи; базы знаний; оболочки, прототипы систем; системы когнитивной графики;
  • разработка методов представления и обработки знаний – является одной из основ современного периода развития искусственного интеллекта;
  • интеллектуальное программирование – разбивается на несколько групп. К ним относят игровые программы, естественно-языковые программы (системы машинного перевода, автоматического реферирования, генерации текстов), распознающие программы, программы создания произведений живописи и графики.

Общим для перечисленных программ является широкое использование поисковых процедур и методов решения переборных задач, связанных с поиском и просмотром большого числа вариантов. Эти методы применяются при машинном решении игровых задач, в задачах выбора решений, при планировании целесообразной деятельности в интеллектуальных системах.

Бионическое направление исследований в области искусственного интеллекта основано на предположении о том, что если в искусственной системе воспроизвести структуры и процессы человеческого мозга, то и результаты решения задач такой системой будут подобны результатам, получаемым человеком. В этом направлении исследований выделяются:

  • нейробионический подход. В его основе лежат системы элементов, способные подобно нейронам головного мозга воспроизводить некоторые интеллектуальные функции. Прикладные системы, разработанные на основе этого подхода, называются нейронными сетями;
  • структурно-эвристический подход. В его основе лежат знания о наблюдаемом поведении объекта или группы объектов и соображения о тех структурах, которые могли бы обеспечить реализацию наблюдаемых форм поведения. Примером подобных систем служат мультиагентные системы;
  • гомеостатический подход. В этом случае решаемая задача формулируется в терминах эволюционирующей популяции организмов – совокупности противоборствующих и сотрудничающих подсистем, в результате функционирования которых обеспечивается нужное равновесие (устойчивость) всей системы в условиях постоянно изменяющихся воздействий среды. Такого рода подход реализован в прикладных системах на основе генетических алгоритмов.

Первое - назовем его программно-прагматическим - занималось созданием программ, с помощью которых можно было решать те задачи, решение которых до этого считалось исключительно прерогативой человека (распознающие программы, простейшие игровые программы, программы для решения логических задач, поиска, классификации и т. п.).

Второе, которое можно назвать бионическим, интересовалось проблемами искусственного воспроизведения тех структур и процессов, которые характерны для живого человеческого мозга и которые лежат в основе процесса решения задач человеком. Это направление имеет четко выраженный фундаментальный характер, и его интенсивное развитие невозможно без одновременного глубокого изучения мозга нейрофизиологическими, морфологическими и психологическими методами.

26) Информационный обмен в обществе и его эволюция, вклад каждой исторической фазы обмена в его совершенствование

Уровень 0 - информационнаяемкость мозга отдельного человека - 10 7 бит; Уровень 1 - устное общениевнутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации » 10 9бит; Уровень 2 - письменнаякультура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека,имеющая 532800 свитков, в которых содержится 10 11 бит информации; Уровень 3 - книжнаякультура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет,журналов, совокупная емкость которыхоценивается в 10 17 бит; Уровень 4 - информационноеобщество с электронной обработкой информации объемом 10 25 бит. Рассмотрим вклад каждойисторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена. 1). Устная фаза. Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Какотмечал Ф.Энгельс,“развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-тосказать друг другу”. Труд сыграл свою роль вразвитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь - отражениемыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитиечеловека. Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20%избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информациисократить на 1/5, однако при этомрезко уменьшается помехоустойчивость информации. Ю.В.Рождественский выделил10 дописьменных знаковых систем: - приметы, включаясимптоматику народной медицины; - гадания; - предзнаменования(знаменья); - язык; -изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность, включаяорнамент; пластика, танец, пантомима; -прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла; - измерительная группа:меры; - пространственныеориентиры; - сигналы в контуреуправления; - обряды. 2). Письменная фаза . Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможностьобеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как перваяпространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного исоциального мира открывает общество, встрогом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможностьоперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта.Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организацииобщества[3]. Письменность служит однимиз важнейших средств сохранения языка в живом виде[4]. Проблема “левшей”, еесоциальное значение . “Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском возрасте уменьшаетвозможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации. Дорожные знаки -идиографическое письмо. 3). Книжная фаза. Станок Гутенберга(1440 -1450) - начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированнаяпечатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - 1563-1564. Появление возможностиобеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходныеданные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией. “Книгопечатание явилосьмогучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотнираз” В.И.Вернадский. Коммуникационные процессы вцелом определяют социальную природу человека. Избыточность текста(проза, поэзия). Информационная способностьстихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может бытьпередано ста стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стихдопускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Этикачества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую приодном и том же количестве символов передать больше информации. АкадемикА.Н.Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина оченьблизко к пределу - информационной способности русского языка вообще,современных же поэтов - существенно ниже. Индустриальнаякоммуникационная система - высшая точка развития книжной культуры, но уже впору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличеннаямассоваякоммуникация, опозиционная информационно-документальная деятельность, а такжераспространение мифа об информационном кризисе. Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуетсяпротиворечие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскимивозможностями, а также складывается ситуация, когда легче открыть новый фактили создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты иливыведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ,замедляющее темп научно-технического прогресса). Таким образом, появиласьнеобходимость более совершенных технических средств для снятия информационногокризиса. Книга в настоящее времяприобретает электронную форму . 4). Компьютерная фаза . Новый безбумажный [1] этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль систематизации, хранения,переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла насебя техника[5].

27) Блок-схема социальной коммуникации

28) Понятие «Информационный ресурс общества»

Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы существовали всегда и всегда использовались в управлении. Однако до некоторого времени они не рассматривались как экономическая категория. В современной экономике информационные ресурсы находятся в одном ряду с такими базовыми ресурсами, как земля, капитал, труд.

Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.

Следует обратить внимание на то, что информационным ресурсом является вся накопленная информация, в том числе:
♦ информация недостоверная («дефектологическая»);
♦ информация, потерявшая свою актуальность;
♦ информация, представленная ложными положениями и неэффективными подходами;
♦ несопоставимые данные, накопленные по нестандартным методикам;
♦ информация, потерявшая конкретность в результате субъективных толкований;
♦ заведомая «дезинформация».

В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на три основных класса:
♦ персонал, который обладает знаниями и квалификацией;
♦ документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;
♦ коллекции объектов неживой и живой природы (промышленные образцы, рецептуры и технологии, стандартные образцы и др.);

В числе особенностей информационных ресурсов можно отметить:
♦ неисчерпаемость — по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут;
♦ нематериальность — что обеспечивает относительную легкость их воспроизведения, передачи, распространения по сравнении с другими видами ресурсов.

29) Классификация информационных ресурсов

Информационные ресурсы по виду информации:

  • правовая информация;
  • научно-техническая информация;
  • политическая информация;
  • финансово-экономическая информация;
  • статистическая информация;
  • информация о стандартах и регламентах, метрологическая информация;
  • социальная информация; политическая информация;
  • информация о здравоохранении;
  • информация о чрезвычайных ситуациях;
  • персональная информация (персональные данные);
  • кадастры (земельный, градостроительный, имущественный, лесной, другие);
  • информация иного вида.

Информационные ресурсы по способу доступа:

  • открытая информация (без ограничения);
  • информация ограниченного доступа:
    • государственная тайна;
    • конфиденциальная информация;
    • коммерческая тайна;
    • профессиональная тайна;
    • служебная тайна;
    • персональные данные, личная (персональная) тайна.

Информационные ресурсы по виду носителя: на бумаге; на машиночитаемых носителях; в виде изображения на экране ЭВМ; в памяти ЭВМ; в канале связи; на других видах носителей.

Информационные ресурсы по способу формирования и распространения: стационарные; передвижные.

Информационные ресурсы по способу организации хранения и использования:1) традиционные формы – массив документов; фонд документов; архив; 2)автоматизированные формы – Интернет; банк данных; автоматизированная информационная система (сеть); база знаний.

Информационные ресурсы по форме собственности:

  • общероссийское национальное достояние;
  • государственная собственность;
  • федеральная собственность;
  • собственность субъектов РФ;
  • совместная (федеральная и субъектов Федерации);
  • муниципальная собственность;
  • частная собственность;
  • коллективная собственность.

Информационные продукты и информационные услуги также делятся на виды.

Информационные продукты: документы, данные; подборки документов, данных; справки, аналитические справки; базы данных, банки данных; другие виды информационных продуктов.

Информационные услуги:

· услуги по информационному обслуживанию: поиск информации; обработка информации; выдача данных (документов); хранение информации;

· услуги по пользованию Интернетом, АИС, БД, их сетями: консультационные услуги; услуги по передаче информации; услуги по доступу к Интернету; услуги по пользованию электронной почтой и формированию личных сайтов.

Должны защищаться: информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа; информационные системы и их сети; информационные технологии и средства их обеспечения; машинные носители с информацией, например средствами электронной цифровой подписи или криптографии; базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; программные средства в составе электронных вычислительных машин (ЭВМ), их сетей.

Особое внимание обращается на формирование и использование государственных информационных ресурсов в части, касающейся обеспечения полноты и своевременности их формирования и актуализации. Основная цель – максимально полное и открытое предоставление информации из этих ресурсов пользователям и прежде всего гражданам в порядке реализации основного конституционного права на поиск и получение информации.

30) Основные проблемы российских информационных ресурсов

Много языков, недоступность информации (интернета, библиотек) во многих местах страны, интернет есть далеко не везде, не всеми архивами удобно пользоваться(не все открыты для посещения)

31) Основные направления исследований информационных ресурсов общества. «Утечка умов» из России: общая характеристика проблемы

Маркетинговые

Основными проблемами исследований в области ИР общества являются :

- проблема раскрытия сущности ИР как формы представления знаний, определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов ИР в обществе.

Видимо, будут необходимы такие научные дисциплины как “информология” - совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования ИР и “информдинамика” - наука о закономерностях преобразования одних форм ИР в другие и о процессах их распространения в обществе;

- проблема разработки методологии количественной и качественной оценки имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах;

- проблема создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов ИР по регионам России, а также в глобальном масштабе. Научная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы, может быть названа “информографией”[1].

Проблему "утечки мозгов" в России часто связывают только с процессом уезда за границу учёных и специалистов наивысшей квалификации. Это не совсем правильно. Несомненно, если за границу уедет обычный труженик небольшого завода, то этот ничем не примечательный факт может просто остаться незамеченным. Другое дело - если Россию покидают высококвалифицированные учёные и академики. По некоторым оценкам за период с 1999 по 2004 г. Россию покинули 25,000 учёных, а 30,000 ежегодно работают по системе контрактов за рубежом, что составляет примерно 5-6% от общего научного потенциала страны. Можно выявить несколько причин "утечки мозгов": слабая обеспеченность материально-технической и приборной базы, недостаточное внимание государства и общества в сфере научных исследований, низкий уровень оплаты труда как молодого учёного, так и учёного высшей квалификации, слабая интеграция фундаментальной науки с государственными и частными предприятиями, низкий престиж статуса учёного в России.

Важнейшим условием появления столь значимого явления в российской государственности, а точнее приобретение "утечки мозгов" масштабности, стало не менее важное событие, как фактическое открытие границ, связанное с перестройкой и в дальнейшем с распадом СССР.

В основном, российские учёные едут работать туда, где лучше условия - в Западную Европу и Северную Америку. Такие страны, в первую очередь, преследуют цель наиболее эффективно и с минимальными затратами пополнить качественно свою науку и образование.

Оценки экспертов по всему миру тоже не внушают оптимизма. По данным Комиссии по образованию Совета Европы, потери РФ от эмиграции учёных ежегодно составляют 50-60 млрд. долларов, а по более скромным расчётам, с отъездом одного крупного учёного, Россия в среднем теряет порядка 300,000 долларов.

32) Два подхода к изучению социальных условий, предпосылок и последствий информатизации общества

Социальные предпосылки информатизации - это то, что должно быть в обществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатизации. Социальные условия информатизации - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.

Технический аспект социальных условий и предпосылок информатизации.

Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов информатизации. Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу развития. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ).

Сравнительные данные начало 90-х годов:

- в России развернута телефонная сеть на 30 млн. аппаратов, т.е. существенная для информатизации техническая предпосылка - уровень телефонизации - весьма невысок. Количество телефонов на 1000 жителей в ряде стран (по состоянию на 1991г): Швейцария - 1289; США - 650; Великобритания - 521; СССР -111... Турция -55. По состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам экспертов, в России работают около 7-8 млн. ПЭВМ, а их ежегодное пополнение отечественной продукцией не превосходит 1 млн.ед.;

- в США функционирует более 250 млн. телефонных аппаратов и около 40 млн. ПЭВМ.

К 2000 году число пользователей в мире достигнет 1 млрд. и количество купленных ПК превысит число купленных телевизоров.

Таким образом, Россия находится на начальной стадии информатизации, США - в ее срединной фазе.

Экономические условия и предпосылки информатизации.

Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере.

1) степень мотивационной готовности населения к использованию новых технологий информатизации. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же готовность - 57,2%[3].

2) компьютерная грамотность россиян не соответствует необходимости обеспечения высоких темпов информатизации, не говоря уж об информационной культуре.

3) информационный образ жизни еще не является нормой жизни в России, а информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Новое информационное сознание находится в стадии становления (ценность интеллекта человека в лучшем случае на одном уровне с его материальным достатком).

4) достижение высокого культурно-духовного потенциала, составляющими которого являются накопленные обществом знания, овеществленное духовное богатство и люди, носители знаний. К сожалению, конкурентоспособность отечественных научных разработок падает (1980г. - 9,1%, 1985г. - 7,4%, 1987г. - 5%), в России в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем американского коллеги.

33) Технический аспект социальных предпосылок информатизации общества

Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов информатизации. Сейчас в России процесс информатизации вступает в 3-ю фазу развития. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной информации (“Минск-32”, далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались АСУ воздушным и ж/д транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом[1]. 2-я фаза - 1983 год, когда была разработана общегосударственная программа по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (ответ на “вызов” Японии, заявившей о создании машин пятого поколения). В 1989 году уточнялась программа информатизации до 2005 года в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информатики. 1993 год - начало 3 этапа. Необходимость создания после распада СССР концепции информатизации РФ. Техническая база информатизации существенно ослабла из-за принадлежности ныне ряда оборонных предприятий-производителей вычислительной техники Украине и другим странам СНГ.

Рассматривая технический аспект условий информатизации в России отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет решить технический аспект проблемы информатизации. В качестве обнадеживающих тенденций можно отметить: приближение качества так называемых “красной” и “желтой” сборок компьютеров , тот факт, что в 1993 году уже каждый третий проданный в России персональный компьютер был собран на ее территории, а также начало работ по мелкосерийному производству супер-ЭВМ “Эльбрус”.

В обществе создается и динамично наращивает свои возможности развитая коммуникационная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и линиями связи. По состоянию КС можно оценить на каком этапе информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится то или иное общество. Этап наступает при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение которых позволяет раскрыть многоаспектность проблемы информатизации. А.П. Ершовым предложена следующая метрика[2]:

- ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении действующей в нем КС совокупной вычислительной мощности порядка 10 оп/сек/чел. (развертывание достаточно надежной междугородней телефонной сети);

- завершающая фаза информатизации общества соответствует достижению упомянутой КС вычислительной мощности 10 млн. оп/сек/чел. (надежный и оперативный информационный контакт между членами общества

общества по принципу "каждый с каждым").

Средние темпы прироста вычислительной мощности КС в условиях "нормального" развития процесса информатизации - в 10 раз за десятилетие. Весь этап информатизации общества в целом занимает около 7 десятилетий.

Примерный необходимый парк технических средств для обеспечения работы узлов КС общества "полной информатизации" численностью населения порядка 100 млн.чел., таков:

Телефонные аппараты - 200 млн.ед.

Персональные компьютеры - 100 млн.ед.

Мини-компьютеры - 400 тыс.ед.

Средние ЭВМ - 40 тыс.ед.

Супер-ЭВМ - 400 ед.

Сравнительные данные начало 90-х годов:

- в России развернута телефонная сеть на 30 млн. аппаратов, т.е. существенная для информатизации техническая предпосылка - уровень телефонизации - весьма невысок. Количество телефонов на 1000 жителей в ряде стран (по состоянию на 1991г): Швейцария - 1289; США - 650; Великобритания - 521; СССР -111... Турция -55. По состоянию на 1993 год Россия по уровню оснащения телефонами занимает 33 место в мире и 21 в Европе. По оценкам экспертов, в России работают около 7-8 млн. ПЭВМ, а их ежегодное пополнение отечественной продукцией не превосходит 1 млн.ед.;

- в США функционирует более 250 млн. телефонных аппаратов и около 40 млн. ПЭВМ.

К 2000 году число пользователей в мире достигнет 1 млрд. и количество купленных ПК превысит число купленных телевизоров.

Таким образом, Россия находится на начальной стадии информатизации, США - в ее срединной фазе.

34) Предпосылки информатизации в политической и экономической сферах жизнедеятельности общества

Политические условия и предпосылки информатизации

Необходимой предпосылкой информатизации, как уже отмечалось, является демократизация. Лишь демократии нужна совершенная информационная среда.

При анализе политических условий информатизации в России важно отметить, что в России весьма неглубоки корни демократии как нормы политической жизни, явно недостаточные темпы демократизации России связаны с нелегитимным характером современной власти.

Отсутствие политической стабильности продолжает сдерживать приток в Россию иностранных инвестиций, часть из которых могла бы быть направлена на информатизацию.’

Экономические условия и предпосылки информатизации

Основной экономической предпосылкой является демонополизация экономики.

Объемы выделяемых и необходимых для информатизации финансовых средств различаются на три порядка (стоимость супер-компьютера - около 15-20 млн. $). В стране продолжается экономический кризис. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать возможности военной сферы для нужд информатизации. Сегодня реальные финансовые средства для информатизации имеют регионы.

Для производства недостающих России 300 млн. телефонных аппаратов необходима радикальная перестройка целого ряда отраслей промышленности , что потребует громадных капиталовложений. Решение проблемы телефонизации в России осуществляется преимущественно за счет систем космической связи (введение системы “Экспресс”, имеющей в 3-4 раза большую чем у ныне действующей системы “Горизонт” пропускную способность, совместная эксплуатация военных спутников и т.д.).

Объем продаж в США "информационной" электроники в 80-х годах рос с темпом в 10 раз за десятилетие.

35) Предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере жизнедеятельности общества

Условия и предпосылки информатизации в культурно-духовной сфере.

1) степень мотивационной готовности населения к использованию новых технологий информатизации. По данным социологов общая готовность россиян к внедрению новых информационных технологий характерна для 72,7%, практическая же готовность - 57,2%[3].

2) компьютерная грамотность россиян не соответствует необходимости обеспечения высоких темпов информатизации, не говоря уж об информационной культуре.

3) информационный образ жизни еще не является нормой жизни в России, а информация не занимает высоких позиций в системе человеческих ценностей. Новое информационное сознание находится в стадии становления (ценность интеллекта человека в лучшем случае на одном уровне с его материальным достатком).

4) достижение высокого культурно-духовного потенциала, составляющими которого являются накопленные обществом знания, овеществленное духовное богатство и люди, носители знаний. К сожалению, конкурентоспособность отечественных научных разработок падает (1980г. - 9,1%, 1985г. - 7,4%, 1987г. - 5%), в России в 2,5 раза меньше студентов, чем в США, уровень информированности отечественного ученого в 100 раз ниже, чем американского коллеги.

кономические условия и предпосылки информатизации

16) Зарубежные и отечественные учёные, внесшие наибольший вклад в изучение проблем постиндустриального и информационного общества

Начало теории постиндустриального общества в ее нынешнем понимании относится к 60-м годам ХХ века. Одними из первых понятие «постиндустриальное общество» стали использовать в своих трудах и лекциях Р.Арон, Д.Рисман, Д.Белл, У.Ростоу, А.Турен и другие. В 1973 г. вышла книга Д.Белла «Грядущее постиндустриальное общество»[2], вызвавшая большой интерес к соответствующей проблематике.
По Д.Беллу, «..постиндустриальное общество определяется как общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс техническихспециалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени стало зависеть от достижений теоретического знания... Постиндустриальное общество... предполагает возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов»[3].

Концепция «постиндустриального - посткапиталистического» общества впервые появляется у Дарендорфа (1958), в границах которой проявляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникации становятся централизованным процессом (теория«глобальной деревни» Мак-Люена, 1964). В конечном счете, основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973).
Помимо перечисленных ученых в разные годы проблематика постиндустриального общества занимала умы многих исследователей, среди которых такие видные мыслители, как Р.Арон, Д.Белл, Г.Бекер, Ж.Бодрийяр, Ф.Бродель, П.Дракер, Д.Мандел, Г.Маркузе, Д.Норт, У.Ростоу, Г.Стиглер, Дж.Стиглиц, А.Тоффлер, А.Турен, Л.Туроу, Т.Форрестер, Д.Хабермас, С.Хантингтон, Р.Хэйлбронер и многие другие.
Работы этих авторов не только чисто экономического характера, они относящиеся к теории управления, социологии, философии, психологии, а также к пограничной проблематике (например, экономическая социология и социальная психология).
Таким образом, спектр научных исследований чрезвычайно широк. Их анализ и изучение представляет довольно сложную проблему.
Нельзя сказать, что советские и российские специалисты обошли вниманием проблему постиндустриального общества. Различные аспекты интересующей нас проблематики нашли отражение в трудах М.Г.Делягина, В.Л.Иноземцева, Ю.А.Левады и многих других.

Иногда, саму идею информационного общества могут привязывать к концепции «трех волн» АлвинаТоффлера или называю разновидностью теории постиндустриального общества - основу, которой положил Даниэл Белл. Некоторые же видят в ней квинтэссенцию определённых постулатов «открытого» общества Карла Поппера. Однако все эти утверждения, пожалуй, верны только отчасти.

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям:

§ Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

§ Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

§ Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

§ Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

§ Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

При рассмотрении вопроса о формировании информационного общества в России представляют интерес выводы В.А.Ядова, обобщившего многолетнюю дискуссию социологов по теоретико-методологическим основаниям изучения России как трансформирующегося общества. Он формулирует выводы, отражающие специфику развития российского социума. Особый интерес представляет один из них, касающейся информации и ее роли в российском обществе. В.А.Ядов отмечает, что у России есть своя специфика, заключающаяся в низкой социальной значимости информации, выражающаяся в информационной пассивности граждан. Ведомственная закрытость являлась основной чертой советской информационной среды, долгие годы существовал режим секретности, который породил глубоко укоренившийся коммуникационный барьер, нежелание делиться информацией. Становление информационного общества требует изменения такого менталитета, что в свою очередь, сопряжено с продолжительным периодом времени и целенаправленными усилиями по модификации текущего состояния.

19) Общая характеристика теоретических подходов к изучению информационного обмена в обществе. Понятие «тезаурус», его значение для информационного обмена

Предметом исследования частнонаучных теорий социальной коммуникации являются коммуникативные аспекты различных сторон человеческой деятельности. В настоящее время возникло огромное количество специальных коммуникативных дисциплин. Например, только в социологический цикл входят такие специальные дисциплины, как теория массовой коммуникации, теория межличностной коммуникации, теория пропаганды, социального обмена и т. д. Итак, система социально-коммуникационных наук имеет чрезвычайно разветвленный характер.

Все уровни коммуникативного знания связаны между собой. Частнонаучные теории обеспечивают вышестоящий уровень необходимым материалом для обобщений. Предельно абстрактной является общая теория коммуникации, представляющая на рис.1 следующий уровень обобщения. Таким образом, каждый последующий уровень включает в себя предыдущий в виде его теоретического обобщения, а предыдущие уровни раскрывают, конкретизируют и наполняют реальным содержанием положения обобщающих теорий. Общие теории в данной структуре коммуникативного знания выполняют функцию научной методологии для менее общих теорий, позволяя уточнять их предмет и методы.

Теза́урус (от θησαυρός — сокровище) в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами.

Словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративнойкоммуникации (проще говоря — пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией)

В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может исполь<

Наши рекомендации