Уборка породы при проходке горизонтальных выработок
Скреперная уборка породы
Скрепер как комплекс состоит из: скреперной лебедки; ковша; канатов и блоков.
Скреперные лебедки имеют два и три барабана.
Скреперные установки мощностью до 17 кВт находят широкое применение при проведении нарезных подэтажных выработок.
Более мощные 30 кВт установки применяются в широких забоях.
Скреперные установки 55 и 100 кВт применяют на очистных работах в основном в днищах блоков для скреперования по доставочным выработкам.
Типы скреперных ковшей
Гребковые (жесткие и шарнирно-складывающиеся) | Простота конструкции и ее прочность позволяют применять данный тип скреперов для доставки крупнокусковых, тяжелых абразивных или склонных к слеживанию горных породах. Для уменьшения трения скрепера о почву выработки при холостом ходе и, соответственно, уменьшения износа скрепера, разработали шарнирно-складывающиеся срепера. |
Ящичные | Применяются при мелкокусковой, легкой горной массе в широких забоях, что позволяет увеличить полезный вместимость скрепера и уменьшить его вес |
Гребково-ящичные | |
Скреперная уборка находит наибольшее распространение при проходке выработок небольшого сечения и наклонных выработок. Это объясняется легкостью монтажно-демонтажных работ, которые позволяют применять в любых горно-геологических условиях, малой стоимостью оборудования. В качестве недостатков выделим возможность перемещения лишь достаточно мелкого материала (кондиционный кусок 300-500 мм), малую производительность оборудования, большой расход вспомогательных материалов, энергии (до 75 кВтЧ ч/тЧ км), прямолинейность трассы транспортирования длинной лишь до 30-50 м. |
Схемы скреперования при проходке выработок:
Скреперование из-за угла двумя двухбарабанными лебедками. | Скреперование из-за угла одной трехбарабанной лебедкой. |
Скреперная доставка из-за угла двухбарабанной лебедкой 1 стадия - скреперование от забоя в кучу | 2 - стадия - перецепка канатов на другие блоки и скреперование от кучи в рудоспуск Недостатки: не видно места погрузки у забоя, необходимость перецепки каната |
Скреперование в широком забое трехбарабанной лебедкой |
Скреперные лебедки
30ЛС-2С Двухбарабанная с соосным расположением двигателя (мощность двигателя 30 кВт) | 30ЛС-2П Двухбарабанная с параллельным расположением двигателя (мощность двигателя 30 кВт) |
Погрузка породы скреперными лебедками
Рисунок 3 – Схема работы скреперной лебедки при доставке руды по выработке и разгрузкой в рудоспуск:
1 – концевой блок; 2 – скрепер; 3 – головной канат; 4 – рудоспуск;
5 – скреперная лебедка; 6 - хвостовой канат; 7 – поддерживающий блок
Погрузка породы скреперными установками
Рис. 4 . Скреперная погрузочная установка: а – стационарная, б - передвижная | Рис. 5 . Скреперный комплекс СКУ-1 для наклонных выработок |
Машинная уборка породы
Рис. 2.13. Ленточный перегружатель УПЛ-2
При всех типах ленточных перегружателей маневровые операции в призабойном пространстве производятся по аналогичной схеме (рис. 10). Перед погрузкой породы перегружатель перемещается к забою. Под перегружатель устанавливается состав вагонеток. Вначале породу грузят в последний от забоя вагон. По мере загрузки вагона состав передвигается Передвижка состава осуществляется электровозом, маневровой лебедкой или маневровой тележкой, например, ТМ-1.
Обмен вагонеток в однопутных выработках.При проведении однопутных выработок обмен груженых вагонеток на порожные производится с использованием замкнутой накладной стрелочной разминовки, тупиковых и замкнутых разминовок. горизонтальных и вертикальных перестановщиков и роликовых платформ (рис. 2.15).
Накладная замкнутая разминовка (рис 2.15, в) смонтирована на плите и укладывается на рельсовый путь. По мере подвигания забоя разминовку передвигают электровозом или погрузочной машиной.
Порожние вагонетки размещаются на одном пути, груженые — на втором. Обмен груженых вагонеток на порожние производится электровозом или маневровой лебедкой.
Тупиковые (рис. 215,а) и замкнутые (рис. 2.15,6) разминовки делаются на одну вагонетку или на партию вагонеток Для разминовки производится расширение выработки, в которой укладывается рельсовое ответвление от основного пути.
Расстояние между разминовками принимается от 40-80 до 100—150 м.
В некоторых случаях для замены груженых вагонеток на порожние в однопутных выработках применяют одну или две роликовые платформы, а также горизонтальные перестановщики (рис. 16, е). Время замены одной вагонетки при помощи роликовых платформ и горизонтального перестановщика составляет 2—5 мин.
Рис. 16. е – перекатной платформы или вагоноперестановщика;: ж — промежуточной емкости и перекатном платформы: 1 — погрузочная машина; 2 — порожняя вагонетка; 3 — груженая вагонетка; 4 — маневровая лебедка; 5 — электровоз (маневровая тележка); 6 — промежуточная емкость
В БПК-2 распределение породы по бункер-поезду производится одноцепным изгиающимся конвейером. В БПЭ-1 установлено три конвейера: пластинчатый изгибающийся для равномерного распределения породы по составу, скребковый разгрузочный и скребковый погружатель. Объем бункер-поезда БРК-2 — 25 м , БПЭ — 20 м . Подача при погрузке соответственно 150—120 м3 /ч.
Проходческие бункер-вагоны выпускаются двух типов: ВПК-10 без подъема кузова и ВПК-7 с подъемом кузова объемом соответственно 10 и 7 м3 .
Бункер-вагон ВПК-10 состоит из колесной ходовой части, кузова, скребкового конвейера с приводом ДАР-14 М. Бункер-вагоны ВПК-7, кроме того, оснащены гидродомкратами, которыми поднимается и опускается кузов. При погрузке породы состав бункер-вагонов подается в забой (рис. 13). Породу грузят в крайний от забоя вагон и скребковыми конвейерами она перемещается к головному вагону. После загрузки всех вагонов состав отвозится на разгрузку.
Следует отметить, что при проведении однопутных выработок наиболее эффективной схемой обмена груженых вагонеток на порожние является применение ленточных перегружателей и накладных замкнутых разминовок. Тупиковые и замкнутые разминовки, роликовые платформы и перестановщики характеризуются значительной (от 2 до 10 мин) затратой времени на обмен одной вагонетки, большой трудоемкостью работ и дополнительными затратами средств и времени на их сооружение.