Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

Конспект лекций

по учебной дисциплине «Технологии самоорганизации и эффективного взаимодействия ».

Раздел 1 «Самоорганизация и проектирование»

В разделе будут прочитаны три лекции:

1.1 Понятие "самоорганизация" в системе социологического знания.

1.2 Технологии общественная самоорганизация как объект управленческих технологий.

1.3 Психологические основы эффективного взаимодействия.

1.4 Проектирование саморазвития

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1.1. ПОНЯТИЕ "САМООРГАНИЗАЦИЯ" В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ……..

1.1.1. Научные подходы к определению термина «самоорганизация» …

1.1.2. Эволюция идей самоорганизации в классической социологии ……

1.1.3. Идеи самоорганизации в современной социологии ……………

1.1.4. Виды самоорганизации ………………………………………………

1.2. ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ………

1.2.1. Проблемы управления и управляемости в концепции социального взаимодействия …………………………………………………………………..

1.2.2. Технологии самоорганизации населения ……………………

1.2.3. Технологическая модель самоорганизации в системе муниципального управления …………………………

1.2.4. Формы общественной самоорганизации в муниципальных образованиях ………………………………………………………………………

1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ………………

1.3.1. Значимость невербальных коммуникаций в общении …………...

1.3.2. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика) ……………………………………………………………………

1.3.3. Проксемические особенности невербального общения …………...

1.3.4. Визуальный контакт …………………………………………………..

1.3.5. Межнациональные различия невербального общения …………….

1.4 ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОРАЗВИТИЯ

1.4.1 Самоорганизация как основа саморазвития личности ……..

Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?

1.4.1.2. Сущность саморазвития и его основные характеристики

1.4.1.3. Самопознание как важнейший элемент саморазвития

1.4.1.4. Самопознание как процесс и барьеры в самопознании …

1.4.2. Саморазвитие и самоопределение личности

1.4.2.1. Сознание и самосознание. Структура самосознания

1.4.2.2. Самоопределение личности …………………………

1.4.2.3. Формы самоопределения: самоутверждение, самосовершенствование, самореализация, самоактуализация

Технологии саморазвития и самоуправления

1.4.3.1. Персональный проектный менеджмент как основа управления саморазвитием …

1.4.3.2. Средства саморазвития: самовоспитание и самообучения …

1.4.3.3. Способы саморазвития. Функция и методы управления саморазвитием.……

1.4.3.4. Технология структурирования внимания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 69

ВВЕДЕНИЕ

Современное российское общество находится в состоянии системного кризиса, характеризующийся сменой базовых ценностей, ломкой старой административно-командной системы государственного управления и переходом к созданию новой, демократической системы управления государством. Это требует принципиально иного подхода к анализу протекающих в нем социальных процессов, к исследованию возникающих в переходный период социальных противоречий и, наконец, к их оптимальному разрешению в интересах человека, общества и государства в целом. Процесс реформирования системы государственного управления осуществляется сложно и противоречиво. При этом ключевым ядром реформы, ее содержательным стержнем является проблема повышения эффективности государственного управления. Сущность эффективного государственного управления состоит в создании благоприятных экономических, культурных и социальных условий для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В этом смысле своеобразным программным заявлением стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию (2000 г.), в котором подчёркивалось: «Наша важнейшая задача - научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы: свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества ...» . Иными словами, речь идёт в первую очередь о разработке системы широкомасштабных, целенаправленных мер по созданию новых демократических структур и институтов гражданского общества, форм и способов социального взаимодействия, мер по изменению образа, стиля и условий жизни людей в соответствии с новыми социально - политическими реалиями. Одной из таких мер в системе реформирования государственного управления является перераспределение функций хозяйственного регулирования, передача большей части из них с верхнего (федерального) уровня власти на нижний уровень (муниципальный). Это влечёт за собой: пересмотр общих правовых, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления; определение государственных гарантий его осуществления; утверждение в практике управления новых демократических методов освоения социального пространства, предусматривающих широкое внедрение технологичных знаний и различных форм гражданского участия в системе муниципального управления. В связи с этим разработка, внедрение и применение технологий общественной самоорганизации как никогда становится актуальной в системе муниципального управления. Однако их использование является крайне нерациональным и на сегодняшний момент сопряжено с большими трудностями как объективного, так и субъективного характера. Сложилось реальное противоречие между интеллектуальным потенциалом науки, культуры, образования, передовой управленческой практики и уровнем использования данных технологий в системе муниципального управления. Кроме того технологии общественной самоорганизации, помимо процедурных проблем содержат немало проблем обще теоретического и методологического характера. До сих пор нет однозначного толкования сущности, и содержания таких понятий как: «общественная самоорганизация» и «технологии общественной самоорганизации», нет работ комплексно рассматривающих место и роль технологий общественной самоорганизации в формировании местного самоуправления как базового института гражданского общества.

Тема раздела - «Самоорганизация и проектирование»

В разделе будут освещены три вопроса:

1.1. Понятие "самоорганизация" в системе социологического знания

Проектирование саморазвития

1.1 ПОНЯТИЕ "САМООРГАНИЗАЦИЯ" В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Технологий

Технологии самоорганизации

Во многом это достигается применением в управленческой практике технологий, учитывающих условия и состояние источников самоорганизации. В зависимости от состояния, уровня развития этих условий и источников можно выделить несколько типов таких технологий:

Первый тип, это технологии запуска, данный тип технологий применяется в случае отсутствия каких-либо правовых норм регламентирующих процесс самоорганизации и формирования институтов гражданского общества. В основном, данный тип технологий реализуется политической подсистемой и направлен на установление правил взаимодействия между подсистемами посредством изменения нормативно-правового и институционального порядка. Принимая новые законы, меняя правила игры, политическая подсистема стремится к изменению поведения людей в обществе, повышению общественного интереса,активации и расширению гражданского и общественного участия в системе государственного управления.

Второй тип, технологии поддержки– выражаются в сбалансированном сочетании правовых, экономических, социальных и организационных норм, регулирующих деятельность общественных объединений и обеспечивающих эффективное функционирование институтов гражданского общества. Данный тип технологий, также как и технологии запуска, реализуются через нормативно-правовой механизм и направлен на финансовую, имущественную, информационную, консультационную, социальную и другие виды поддержки общественных объединений. Применением технологий поддержки предполагается добиться улучшения интеграционной среды для общественного партнерства (партнерства органов власти, гражданского общества и бизнеса, благотворительности, социального заказа и пр.).

Обоснованным является предположение, что ведущим общественным институтом, который несет главную ответственность за поддержку институтов гражданского общества, является политический институт – государство. Способ функционирования государственного института его приоритеты определяют характер и направленность развития общественного сектора. Так к примеру, усиление политической власти может привести «к разрушению ценностных свойств органов общественной самоорганизации, бюрократизации и формализации общественно-инициативной сферы, что способствует отчуждению населения от общественно-политической жизни»[31]. Подтверждением тому советский опыт. Академик АН СССР В.Н. Кудрявцев, отмечая деформацию сущностных, родовых признаков общественной самоорганизации советского периода характеризует деятельность общественных объединений как "имитацию активных действий"[32]; член-корреспондент АН РФ Б.Н. Топорнин характеризует их в качестве "приложений", "дополнений" государственного аппарата[33], предназначенных для реализации общегосударственных и партийных установок.

С другой стороны, редуцирование политической власти обычно сопровождается усилением власти контрагентов либо экономической власти. И тогда уже не государство, а политическая опозиция, деньги, и капитал определяют направленность деятельности общественного сектора.

Третий тип, технологии развития– реализуются посредством социокультурных процедур (расширение и распространение гуманитарного знания, гражданского образования; развитие общественного участия и общественной деятельности; развитие гражданского общества и общественного партнерства; и других образовательных и просветительских технологий), обеспечивающих эффективное освоение социального пространства, усвоение коллективных ценностей и моделей поведения, формирование гражданственности, развитие мотивации, возможностей и способов общественного участия граждан, а также представителей общественности в принятии властью управленческих решений и становлению общественного контроля со стороны гражданского общества.

По сути, речь идёт о специфических социальных технологиях, в авторской интерпритации получивших название - технологии общественной самоорганизации.

Обобщая выше представленный материал, необходимо отметить, что по своему содержанию вышеупомянутые технологии являются комплексными практико-ориентированными технологиями, которые предполагают:

- создание благоприятных экономических, политических и социокультурных условий для институализации общественной самоорганизации, которая бы своим потенциалом дополняли функциональную недостаточность властных структур;

- разработку и поиск новых, наиболее эффективных приёмов и способов вовлечения в данный процесс всех членов общества, его социальных организаций и институтов;

- перевод этих технологий из состояния дескриптивного (описательного), в состояние реального практического использования.

По мнению автора, именно такая точка зрения в большей степени соответствует современному этапу общественного развития, который характеризуется переходом от административно-командной системы управления к созданию принципиально новой системы регулирования общественных отношений, основанных на широком и комплексном внедрении в социальную практику технологических знаний, опирающихся на достижения фундаментальных и прикладных выводов гуманитарных наук.

Друзья - рядом,

Конкуренты - через стол.

Например, по европейским правилам этикета в ресторане или - кафе даме или уважаемому человеку предлагают место спиной к стене. Это дает наибольший психологический комфорт.

Взаимоотношения людей развертываютсяне только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается чужим и своим временем, является важным социальным знаком. Уважение к другому человеку проявляется в повышенной точности, пунктуальности поведения. Заставить другого ждать - значит вольно или невольно заявить о своем праве распоряжаться ситуацией. Фактор времени очень значим в том обществе, в котором "время - деньги", поэтому важно не тратить время зря. В этом, в частности, и нужно искать исток пунктуальности у бизнесменов.

Существуют правила взаимодействия, и их нужно знать и выполнять в зависимости от того, какое место за столом переговоров занимают участники общения.

Вначале рассмотрим размещение участников переговоров в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом при четырех положениях вашего собеседника":

1) угловое расположение;

2) позиция делового взаимодействия;

3) конкурирующе-оборонительная позиция;

Независимая позиция.

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружескойнепринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и представляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола.

Когда два человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой, они обычно занимают позицию делового взаимодействия. Это одна из самых удачных стратегических позиций для обсуждения и выработки общих решений.

Положение партнеровдруг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Такое расположение собеседников способствует тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения. Стол между ними становится своеобразным барьером. Люди занимают за столом такое положение в том случае, если они находятся в отношении соперничества или когда один из них делает выговор другому. Кроме того, если встреча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует также об отношениях субординации. Следует помнить, что конкурирующе-оборонительная позиция затрудняет понимание точки зрения собеседников и не создаетнепринужденной атмосферы. Большего взаимопонимания можно достигнуть в позиции углового расположения и в позиции делового взаимодействия, чем в конкурирующе-оборонительной позиции. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.

Бывают случаи, когда очень трудно или неуместно занимать позицию углового расположения при предъявлении своего материала. Предположим, вам нужно предложить образец, схему или книгу на рассмотрение человеку, сидящему напротив вас за прямоугольным столом. Сначала положите то, что вы хотите предъявить, на центральную линию стола. Если он наклонится вперед, чтобы лучше рассмотреть ваш материал, но не придвинет его на свою сторону, то это означает, что ему ваш материал малоинтересен. Если же он придвинет материал на свою сторону стола, то это означает, что он проявил к нему интерес. Это дает возможность попросить разрешения пройти на его сторону и занять или угловую позицию, или позицию делового сотрудничества. Однако если он оттолкнет то, что вы ему принесли, значит, сделка не состоится и нужно как можно быстрее заканчивать разговор. Люди, не желающие взаимодействовать за столом друг с другом, занимают независимую позицию.

Чаще всего такое положение занимают посетители библиотек, отдыхающие на скамейке в парке или посетители ресторанов и кафе. Эта позиция свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Ее следует избегать в том случае, когда требуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры.

На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов.

Так, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по положению.

Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются скорее с тем человеком, который сидит за столом рядом с вами, причем человек, который сидит справа от вас, будет более внимателен к вам, чем тот, который сидит слева. Максимальное сопротивление будет оказывать тот человек, который сидит прямо напротив вас.

За прямоугольным столом на встрече людей одинакового социального статуса главенствующим считается то место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери.

Круглый столсоздает атмосферу не официальности и непринужденности и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса. Кроме того, когда приходится вести деловую беседу с двумя собеседниками, один из которых очень разговорчивый, а другой, наоборот, очень молчаливый, желательно расположиться за круглым столом.

Для того чтобы все партнеры принимали в беседе активное участие, следует использовать простой, но очень эффективный прием: когда разговорчивый собеседник задает вопрос, во время ответа посмотрите сначала на него, а потом поверните голову в сторону молчаливого собеседника, затем снова в сторону разговорчивого, а затем опять - в сторону молчаливого. Этот прием позволяет мало разговорчивому собеседнику почувствовать, что он тоже вовлечен в разговор, а вам - завоевать расположение этого человека (это означает, что вы, в случае необходимости, сможете получить поддержку с его стороны).

Таким образом, квадратный (или прямоугольный) стол, который обычно является рабочим столом, используется для деловых бесед, переговоров, брифингов.

Круглый стол чаще всего используется для создания непринужденной, неофициальной атмосферы и хорош в том случае, когда вам нужно достичь соглашения.

Следует не только правильно выбрать форму стола, но и уметь посадить за него вашего собеседника так, чтобы создать максимальный психологический комфорт. Это особенно важно, когда вы приглашаете его на торжественный обед к себе домой или в ресторан.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваш собеседник сидел спиной к стене.

Психологами доказано, что у человека повышается частота дыхания и сердцебиение, если он сидит спиной к открытому пространству, особенно если за спиной- постоянное хождение.

Кроме того, напряжение увеличивается, когда спина человека повернута к входной двери или к окну, особенно если это - окна первого этажа.

Как мы видим, эти, казалось бы, мелочи, имеют немаловажное значение в деловом общении. Именно поэтому очень важно не только знать, но и уметь применить все, что мы узнали на практике для достижения эффективного результата.

Визуальный контакт

Взгляд, его направление, частота контакта глаз - еще один компонент невербального общения. Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая показывает то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника. Однако если кто-то смотрит нам в глаза слишком долго, то это настораживает.

На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и о его влиянии на поведение человека. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов межличностной коммуникации, потому что они занимают центральное место в лице человека, при этом зрачки ведут себя полностью независимо.

При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от позитивного к негативному и наоборот. Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в 4 раза больше по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться, при этом получаются так называемые "глаза-бусинки" или "змеиные глаза".

Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Если при общении с одними людьми вы чувствуете себя уютно, то с другими - дискомфортно. Это связано, главным образом, с тем, как они смотрят на вас, какова продолжительность их взгляда и как долго они могут выдерживать ваш взгляд. Именно поэтому очень важно во время деловых бесед и переговоров контролировать выражение своих глаз.

Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени-общения, редко пользуется доверием. Во время переговоров и деловых бесед никогда не следует одевать темные очки, потому что у партнера появляется ощущение, что его рассматривают в упор.

Если опытные собеседники могут сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то практически никто не способен контролировать реакцию своих зрачков. Они непроизвольно расширяются и сужаются и тем самым передают информацию о вашей реакции на услышанное.

Так, например, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то зрачки его глаз расширяются.

Часто встречается так называемый взгляд искоса. Он используется для передачи интереса или враждебности.

Если такой взгляд сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, то он означает заинтересованность и часто используется для того, чтобы завлечь собеседника.

Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, то он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

Более всего нас раздражают люди, которые во время разговора опускают веки. Это подсознательный жест, который является попыткой человека "убрать" вас из своего поля зрения, потому что вы ему надоели или стали неинтересны, или он чувствует свое превосходство над вами. При нормальной частоте моргания 6-8 раз в минуту веки этого человека закрываются на секунду или больше, как будто человек моментально стирает вас из своей памяти.

Если человек подчеркиваетсвое превосходство над вами, то его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как "взгляд свысока". Если вы заметили подобный взгляд у своего собеседника, то это означает, что ваше поведение вызывает у него негативную реакцию и нужно что-то изменить, чтобы успешно завершить разговор.

Взгляд является наиболее естественным средством невербального общения.

Как язык телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того, к какой нации принадлежит отдельный субъект.

Так, жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов, а японцы при деловой беседе смотрят скорее в шею, чем в лицо. Именно поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы, необходимо учесть национальную принадлежность.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМОРАЗВИТИЯ

Таблица. Виды событий по Лонгвиновой

наименовние содержание
события среды то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность
события поведения Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп)

Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он являет­ся автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.

Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.

Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.

Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам

Мотивация саморазвития. Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:

Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.

Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.

Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.

Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, - это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.

В содержательном плане можно выделить три направления саморазвития:

Ι Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность? - student2.ru

Первое - формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы.

Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено.

Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.

Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.

Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.

Задание 3. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?

Таблица. Основные направления самопроектирования

Направление Целеваяустановка Необходимые качества (знания, умения, навыки)
Формулирование жизненно важных целей Мобилизация ресурсов и выбор приоритетов Способность к самопознанию
Личная Организованность Умение (привычка) жить по системе Эффективное использование времени Способность концентрации на главном Упорядоченность действий
Самодисциплина Научиться управлять со­бой, держать себя в руках Обязательность, верность слову Пунктуальность, точность исполнения Собранность, аккуратность Наличие чувства ответственности Способность к самоограничению
Техника личной работы Знание правил и приемов организации личной работы Организация рабочего места Умение работать с информацией Умение слушать Знание технологии коммуникаций
Поддержание Здоровья Хорошее самочувствие, высокая работоспособ­ность Умеренные физические нагрузки Рациональное питание Здоровый сон Укрепление нервной системы Отказ от вредных привычек
Эмоционально­ волевой потенциал Воспитание оптимизма и стойкости Целеустремленность, решительность Жизнерадостность Увлеченность работой Психологическая устойчивость Уверенность в собственных силах
Самоконтроль (личной жизни) Объективная оценка про­цесса жизнедеятельности Контроль собственного имиджа Контроль рабочих процессов Контроль внерабочих процессов Оценка достигнутых результатов

Видом персонального самопроектирования является профессиональное самопроектирование. Необходимость обращения к профессиональному са- мопроектированию связана с конструированием профессионального поведе­ния будущего менеджера в вузе через интеграцию между решениями, при­нятыми в настоящем времени, выборами, сделанными в прошлом, и воз­можностями, которые предоставляет будущее.

Сегодня оно признается важным средством формирования конкуренто­способности будущего менеджера. Профессиональное самопроектирование позволяет в процессе вузовской подготовки одновременно решать несколько задач: развивать профессиональную позицию, выстраивать профессиональ­ную перспективу, опираться на самоанализ в процессе планирования про­фессиональной карьеры.

Профессиональное самопроектирование в вузе осуществляется по этапам.

Первым этапом является адаптационный, который направлен на актуа­лизацию овладения профессиональными компетенциями, развитие профес­сиональных установок, приобщение к учебно-профессиональной среде, тер­минологическую включенность в познание личности; овладение теорией тайм-менеджмента.

На втором этапе — акмеологическом — выстраиваются приоритеты са­моопределения, самооценки, самоконтроля, умений самопрезентации и др.

Третий этап управления самопроектирования будущих менеджеров — имиджевый — этап активного поиска собственного профессионального имиджа, включение учебно-профессиональных умений в контекст профес­сиональной деятельности.

Четвертый этап — форсайтинговый (от англ. foresight — взгляд в буду­щее) — реализуется на основе ранее сформированных профессиональных целей, направлен на определение путей их достижения, уточнение вариа­тивности профессионально-творческого саморазвития и развития професси­ональной карьеры, формулирование и частичную реализацию проективных целей и перспективы.

Пятый этап — аналитический — направлен на анализ и коррекцию про­фессионального самопроектирования; связан с формированием конкуренто­способности будущих менеджеров.

Создайте схему«Этапы управления саморазвитием».

Для реализации профессионального самопроектирования человек дол­жен иметь различные способности: способность осуществлять рефлексию, самоанализ профессионально значимых качеств, осознавать себя одновре­менно субъектом и объектом профессионального становления и др.

Таким образом, особенности профессионального самопроектирования заключаются в том, что он основывается на понимании данного процесса как индивидуального, личностно ориентированного и творческого; инстру­ментом самопроектирования выступает образ-Я как самопроект; осуществ­ляется в логике профессиональной подготовки будущих менеджеров по эта­пам и служит для преодоления разрыва между содержанием учебной и про­фессиональной деятельности.

1.4.3.2. Средства саморазвития: самовоспитание и самообучение

Качества личности, требуемые в профессиональной деятельности и для самореализации в целом, могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самовоспитания и самообу­чения.

Самовоспитание — сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Согласно данному определению, самовоспитание — это де­ятельность, направленная на выработку человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными; это намеренное изме­нение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совер­шенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования чело­веком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств для вы­полнения своего предназначения.

Таким образом, самовоспитание в качестве важнейшего средства само­развития личности обладает целенаправленностью и осознанностью под влиянием представлений личности о тех результатах, которых она желает достичь.

Как и всякая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами.

Мотивы самовоспитания широки и многообразны и возникают на основе самых разных потребностей:

— саморазвития (самоутверждения, самосовершенствования);

— достижения (может быть связано с неудовлетворенностью собой, сво­им нынешним положением и стремлением приобрести более высокий статус;

— престижа;

— власти;

— самоактуализации.

Однако потребность в самовоспитании и мотивы самовоспитания носят вторичный характер. Даже наличие сильных позитивных мотивов саморазвития — самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализации — не гарантирует возникновения мотивов самовоспитания. Немало людей же­лает самосовершенствоваться, но этот процесс часто носит стихийный ха­рактер, используются случайные обстоятельства и возможности, предостав­ляемые жизнью для продвижения в своем развитии.

Необходимым условием является выделение самовоспитания в самосто­ятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно по­ставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. По­этому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности целеустремленности и са<

Наши рекомендации