Интуиция, здравый смысл и креативность

Выбор всегда несет на себе отпечаток личности, сделавшей его; организационной политики и задач, с которыми столкнулись люди, принимавшие решение. В ре­альной жизни интуиция, здравый смысл и креативность оказываются столь же важными, как и понимание того, каким образом происходит принятие решения. Ключевым элементом принятия решения в обстановке риска и неопределенно­сти является интуиция. Интуиция— это способность узнать или быстро оценить возможности конкретной ситуации10. Интуиция вносит элементы личности и спонтанности в процесс принятия решения. Как следствие она открывает боль­шие возможности для творчества и нововведений. Интуиция, здравый смысл и креативность - student2.ru

Что лучше? Планировать и осуществлять решения систе­матично и поэтапно? Но сама природа работы менеджера исключает такой способ в реальной жизни. Чаще они склонны собирать информацию и принимать решения относительным, а не систематическим и поэтапным способом12. Менеджеры часто оперируют впечатлениями. Они более склонны к синтезу, а не к анализу данных, поскольку для того, чтобы дать определение проблеме и связать ее с мно­жеством возможных решений, им необходима «общая картина». Менеджеры вы­нуждены работать очень быстро, делать массу самых разных вещей в обстановке, когда их часто прерывают. Они отнюдь не располагают временем, чтобы спокой­но поразмышлять в одиночестве, систематически запланировать свои действия или не спеша принять решение («Эффективный менеджер 1»).

Правы ли менеджеры, предпочитая более интуитивный и менее систематиче­ский подход? Характерная для многих сегодняшних организаций хаотичность об­становки и технологий заставляет делать упор на интуиции. К сожалению, фир­мы больше преуспевают не в преодолении собственных уникальных проблем, а во внедрении решений стандартных проблем, разработанных другими организа­циями. Поскольку менеджеры работают в обстановке хаоса, то это заставляет их, принимая решения, руководствоваться в первую очередь своими интуитивными навыками. Тем не менее, им следует сочетать в своей работе аналитический и ин­туитивный методы, что позволит выдвигать новые и необычные решения слож­ных проблем.

ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТУИЦИИ

Техники релаксации:

• Забудьте на какое-то время о проблеме.

• Посидите немного в тишине.

• Попытайтесь сделать так, чтобы ваша голова стала ясной.
Ментальные упражнения:

• Используйте образное мышление.

• Пусть ваши мысли текут свободно, без какой-то определенной цели.

Эвристика здравого смысла

Здравый смысл, или использование интеллекта, является самым важным аспек­том принятия решения.

Эвристика помогает справиться с неопределенностью и недостатком информации в проблемных си­туациях. Но она также может привести к появлению систематических ошибок, которые повлияют на качество и, возможно, этические последствия любых при­нимаемых решений.

Необходимо понимать, что обычные суждения о наличии, репрезентативности, «якорении» и приспособлении, используемые в процессе принятия решений, имеют эвристический ха­рактер.

Эвристика — это упрощенные стратегии, ис­пользуемые для принятия решений.

Эвристика наличияпредставляет собой оценку текущего события на основа­нии прошлого, воспоминания о котором хранятся в нашей памяти. В качестве примера можно привести специалиста по разработке продукции, основывающего свое решение отказаться от выпуска нового продукта исходя из его недавнего без­успешного опыта с предложением другой новинки. В этом случае наличие про­шлой неудачи оказывает (возможно, абсолютно необоснованно) негативное воз­действие на суждения человека, принимающего решение относительно того, как следует поступить с новым продуктом.

Эвристика наличия основывает решение текущей проблемы на событиях не­давнего прошлого.

Эвристика репрезентативностипредставляет собой оценку вероятности того, что событие произойдет, основанную на стереотипах человека относительно ве­роятности подобных событий. В качестве примера можно привести руководите­ля группы, который принимает нового сотрудника, руководствуясь не личными качествами новичка, а исключительно тем, что тот работал в подразделении, про­демонстрировавшем в прошлом высокую производительность. В данном случае отнюдь не профессиональные навыки, а место работы человека послужило осно­вой для решения о принятии на работу.

Эвристика репрезентативности основывает решение на сходстве текущей ситуации со стереотипами относительно таких ситуаций.

Эвристика «якорения» и приспособленияпредставляет собой оценку со­бытия, когда изначальные ценности берутся из исторических прецедентов или внешних источников, а затем адаптируются для применения в оценке текущей ситуации. Примером является руководитель, который дает рекомендации о по­вышении зарплаты ведущим работникам, просто увеличивая их основной оклад на некий процент. В этом случае имеющийся основной оклад выступает в каче­стве «якоря», определяющего повышение зарплаты. В отдельных ситуациях такой «якорь» может оказаться непригодным, что происходит, например, в случае индивида, рыночная ценность которого намного превышает основной оклад с прибавкой.

Эвристика «якорения» и приспособления основывает решение на некотором начальном значении, определяемом на основании ис­торических прецедентов и ссылок.

Люди, прини­мающие решения, склонны к общим искажениям. Одним из них является ловушка подкрепления.Она заключается в том, что человек, принимающий решение, ищет подтверждения тому, что он уже считает правильным, и пренебрегает любой ин­формацией, опровергающей его сложившееся мнение. Это искажение представля­ет собой один из видов избирательного восприятия и ведет к тому, что в любой ситуации человек ищет лишь те факты, которые подтверждают его мнение. Вторым видом искажений является ловушка ретроспективного взгляда,когда человек, принимающий решение, переоценивает то, насколько верно он мог предсказать уже случившееся событие. Одна из опасностей ловушки ретроспективного взгляда зак­лючается в том, что в дальнейшем она может породить чувство неадекватности и тревоги в ситуациях, связанных с принятием решений.

Ловушка подкрепления — это тенденция искать подтверждения тому, что уже воспринимается как истина, и не пытаться найти информацию, опровергающую сложившееся мнение.

Ловушка ретроспективного взгляда — это тенденция переоценивать свои возможности предсказать случившееся событие.

Факторы креативности

Креативностьпри принятии решений связана с выработкой уникального и нова­торского подхода к проблеме и существующим возможностям. В динамичной среде, изобилующей необычными проблемами, творчество при выра­ботке решений зачастую определяет то, насколько успешно люди и организации смогут отреагировать на брошенный им вызов15.

Креативность порождает уникальное и новаторское решение проблемы. Креативные решения принимаются одним человеком или группой.

Ранее мы исследовали группу как важный источник повышения креативности при принятии решений. Действительно, использование таких тра­диционных методов, как мозговой штурм, создание номинальных групп и прове­дение экспертной оценки, могут существенно повысить творческий потенциал людей и организаций. А если добавить к ним проведение групповых собраний и принятие решений с помощью новейшей компьютерной техники, то этот потен­циал возрастет еще больше.

Творческое мышление можно разложить на пять последовательных стадий. Первая стадия — это подготовка. На данном этапе люди активно изучают и вос­принимают сложную окружающую обстановку. Вторая стадия — это концент­рация, когда дается четкое определение проблемы и ее границ, что позволяет рассмотреть альтернативные способы ее решения. На третьей стадии — «инкуба­тора» ~ люди рассматривают проблему под разным углом зрения, что позволяет выдвинуть необычные решения и избежать исключительно линейного и система­тического подхода. Четвертая стадия — это озарение; на этой стадии в сознании людей внезапно возникает решение и все фрагменты мозаики складываются в целостную картину. Заключительной пятой стадией является проверка, во время которой логический анализ должен подтвердить то, что предложенное решение проблемы является по-настоящему хорошим17.

На всех этих стадиях творчество нуждается в поддержке и одобрении со сторо­ны организации. Однако существует целый ряд факторов, препятствующих твор­ческому мышлению при решении проблемы. Эвристики здравого смысла, кото­рые мы только что рассмотрели, способны существенно ограничить поиск альтернатив. Креативность ослабевает, если не рассматривать все привлекатель­ные возможности. Творчество тормозят также культурные блоки и блоки окру­жающей среды. Это происходит в тех случаях, когда люди не рассматривают аль­тернативы вследствие того, что те не отвечают культурным стандартам или не согласуются с преобладающими нормами.

Наши рекомендации