Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики

Цель долгосрочной денежно-кредитной и бюджетной политики – создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 6-7% в год в период до 2020 года, темпов экономического роста, обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров, последовательного снижения уровня инфляции.

Целевые ориентиры: рост потребительских цен в 2015 году должен составить не выше 4,5%, в 2020 году – 3%, повышение уровня монетизации (финансовой глубины) экономики до 65-75% ВВП.

В долгосрочной перспективе повышается роль государственного бюджета как инструмента решения важнейшихстратегических экономических и социальных задач, финансового обеспечения инновационного развития экономики при сохранении устойчивости бюджетной системы.

На рубеже 2010-2015 годов одним из ключевых факторов макроэкономической устойчивости становится изменение платежного баланса[10]. Быстрый рост импорта и платежей по обслуживанию корпоративного долга при условии значительного снижения цен на нефть и металлы уже в 2010 году может вывести сальдо по текущим операциям в зону отрицательных значений, а сальдо торгового баланса – к 2012 году. Сохранение высоких цен на нефть отодвинет этот рубеж на несколько лет, однако ножницы между быстрым ростом импорта и медленным увеличением экспорта неизбежно ведут к образованию устойчивого отрицательного торгового сальдо (в 2018-2020 годах оно может возрасти до 1,5‑2% ВВП).

Образование дефицита баланса по текущим операциям создает условия для прекращения укрепления курса рубля. Предполагается стабилизация реального эффективного курса после 2011 года. В 2015-2020 годах укрепление рубля может возобновиться под влиянием относительного сокращения дефицита по текущим операциям и сближения уровней доходов российской экономики и западных стран.

Покрытие возникающего дефицита счета текущих операций будет осуществляться за счет расширения притока иностранного капитала. Объем чистого притока капитала может возрасти в несколько раз и закрепиться на уровне в среднем не ниже 4-4,5% ВВП.

Балансировка отрицательного сальдо по текущим операциям притоком капитала приведет к стабилизации уровня золотовалютных резервов. Это позволит Банку России перейти к свободному режиму плавающего курса национальной валюты и создаст условия для перехода к таргетированию инфляции.

В этих условиях достижение целей макроэкономической политики будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.

Первое - снижение инфляции до уровня 3 процентов в год.

Реализация данного приоритета будет осуществляться за счет поддержания стабильного эффективного обменного курса рубля, проведения консервативной денежно-кредитной политики, сбалансированного бюджета, а также создания условий для опережающего роста предложения по сравнению со спросом и развития конкуренции на внутренних рынках потребительских товаров и услуг.

Ключевую роль в сдерживании роста цен (тарифов) на товары и услуги инфраструктурных отраслей будет играть создание эффективного механизма регулирования ценообразования как в монопольном, так и в конкурентном сегментах параллельно с расширением предложения этих товаров и услуг при последовательной либерализации рынка электроэнергии и услуг железнодорожного транспорта.

Второе – переход к новым денежно–кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Банком России.

Рост экономики и увеличение национальных сбережений создают условия для дальнейшего роста спроса на деньги. В целом уровень монетизации экономики (отношение среднегодового значения денежного показателя М2 к ВВП) может повыситься с 28,3% ВВП в 2006 году до 60-65% в 2015 году и 70-75% в 2020 году, что создаст предпосылки для сближения российской экономики по глубине развития финансовых институтов с развитыми странами Евросоюза. Значительно повысится роль процентных ставок, устанавливаемых Банком России, и его операций на открытом рынке в регулировании денежного рынка и снижении инфляции.

Третье направление – усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции[11].

Реализация указанного приоритетного направления должна производиться через совершенствование налоговой политики, обеспечивающей дополнительные стимулы для:

создания новых производств, развития бизнеса с высокой добавленной стоимостью, развития малого предпринимательства, прежде всего в высокотехнологичных секторах;

обновления и технического перевооружения основных фондов в экономике;

финансирования со стороны работодателей образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения своих сотрудников;

проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, практического внедрения их результатов;

увеличения глубины переработки природных ресурсов;

развития российской финансовой инфраструктуры;

повышения экономической активности населения;

опережающее устранения инфраструктурных ограничений экономического роста;

снижение негативного воздействия производства на окружающую среду и сдерживание выбросов парниковых газов.

Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства, стимулировать перемещение финансовых центров и центров прибыли корпораций из стран с пониженным налогообложением в Россию.

Это предусматривает, в числе прочего:

упрощение формы налоговых деклараций и процедуры их подачи;

совершенствование процедур исчисления и возмещения налога на добавленную стоимость;

предоставление вычета по НДС по выданным авансам;

реформирование единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов в систему обязательного медицинского страхования, предусматривающее поддержание эффективного тарифа;

совершенствование амортизационной политики для целей налогообложения, в части сокращения сроков полезного использования машин и оборудования, а также повышения размера амортизационной премии до 30% по активной части основных фондов;

освобождение от налогообложения прибыли доходов от реализации ценных бумаг;

облегчение условий освобождения от налогообложения дивидендов, полученных от дочерних предприятий;

совершенствование системы налогообложения добычи нефти для стимулирования разработки новых месторождений и полного использования потенциала уже разрабатываемых;

совершенствование системы взимания акцизов и вывозных пошлин на нефтепродукты в целях стимулирования производства продуктов высокого передела;

создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов;

создание эффективной системы налогообложения при трансфертном ценообразовании, налогообложения консолидированной финансовой отчетности;

разработка новых правил налогообложения некоммерческих организаций, предполагающих освобождение их от налога на прибыль при соблюдении условий, касающихся связи осуществляемой ими предпринимательской деятельности с основной деятельностью НКО, введение льготы по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих пожертвования на благотворительную деятельность;

упрощение реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также пеням и штрафам в части увеличения сроков и упрощения процедур.

Следует также последовательно сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов, совершенствовать в стимулирующих целях механизмы налогообложения доходов населения (введение налога на недвижимость, зависящего от рыночной стоимости объектов недвижимости). При этом в долгосрочной перспективе не будет пересматриваться плоская шкала подоходного налога или увеличиваться его ставка. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

Потенциальный уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации к 2020 году будет снижаться, в первую очередь в результате сокращения доли нефтегазовых доходов в общих доходах бюджетной системы и в ВВП, а также сокращения доли налогов и сборов на импорт. С другой стороны, повышение собираемости налогов и выход бизнеса из тени должны способствовать подержанию сбалансированности между расходами и доходами бюджетной системы.

В результате этих тенденций уровень доходов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе, при сохранении действующих ставок основных налогов, снизится с 39,8% ВВП в 2007 году до 33,3–33,9% ВВП в 2020 году и 32-33% ВВП в 2025 году.

Четвертое направление – повышение вклада государственных расходов в устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения.

Ключевую роль в данном направлении играет изменение структуры расходов бюджетной системы, так как сложившаяся в настоящее время система фактических приоритетов расходов не соответствует решению задач инновационного социально-ориентированного развития. Для достижения целевых ориентиров развития необходимо увеличение составляющей бюджета, включающей расходы на образование, здравоохранение, культуру одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики. Расходы бюджетной системы на развитие человеческого потенциала должны увеличиться с 8,6% ВВП в 2007 году до 11,5-11,7% ВВП в 2020 году.

В целом расходы бюджетной системы на социальную политику (включая пенсионные выплаты) возрастут с 8,2% ВВП в 2007 году до 10-10,2% ВВП в 2020 году.

Модернизация российской экономики и снятие инфраструктурных ограничений потребуют поддержания величины государственных инвестиций на уровне не ниже 4% ВВП. Основная доля инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь, в транспортную и энергетическую инфраструктуру, в том числе с использованием механизмов частно-государственного партнерства. Кроме того, для развития отраслей образования и здравоохранения требуется рост инвестиций в социальную инфраструктуру.

Стимулирование обновления научно-технической базы потребует также увеличения государственных расходов на фундаментальные и прикладные научные исследования.

В целом бюджет развития или инновационный бюджет (включающий расходы на образование, здравоохранение, фундаментальную науку и прикладные научные исследования, инвестиции в транспортную и социальную инфраструктуру) к 2015 году составит около 14,0% ВВП, а к 2020 году, несмотря на относительное снижение государственных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, увеличится до 14,5%–15,0%.

Кроме изменения структуры расходов в «горизонтальном» направлении необходима их оптимизация и в «вертикальной» плоскости. Необходимо повышение уровня самостоятельности субъектов бюджетной системы, что связано в т.ч. и с укреплением их доходной базы, умеренным повышением доли субъектов в доходах и расходах бюджетной системы. Изменение распределения доходов и обязательств в бюджетной системе должно идти рука об руку с согласованием стратегических задач, решаемых на всех уровнях системы государственного управления.

Общий уровень расходов бюджетной системы (включая внебюджетные фонды) стабилизируется к 2020 году на уровне 33,7-35,0% ВВП (в 2007 году - 33,7% ВВП). В условиях снижения доходов бюджетной системы это может привести к возникновению в 2020 году дефицита бюджетной системы в 1,1% ВВП, к 2025 году – до 2,5% ВВП.

В условиях последовательного сокращения нефтегазовых доходов в долгосрочном периоде поддержание нефтегазового трансферта на уровне 3,7% ВВП (или более высоком) потребует использования средств Резервного фонда.

Наши рекомендации