Показатели и основы расчета экономической эффективности

Основной задачей при разработке данного раздела является подготовка на базе достижений науки и техники, передового опыта мероприятий по всемерному повышению эффективности производства и улучшению качества продукции.

Разработка мероприятий для составления плана повышения эффективности производства должна осуществляться систематически, в течение одного года, предшествующего планируемому.

План повышения эффективности производства предусматривает мероприятия по повышению уровня механизации и автоматизации производства, модернизации, внедрению новой техники и более совершенной технологии, широкого распространения передовых методов работы, улучшения организации производства и управления, то есть мероприятий, обеспечивающих увеличение выпуска продукции, улучшение ее качества, ускорения срока ремонта поломавшихся машин и т.д., рост производительности труда, снижение себестоимости и рост накоплений.

В план должны включаться мероприятия после всестороннего анализа и оценки их технико-экономической эффективности, в частности следующих показателей:

1. Технических показателей средств производства (производительность, мощность, точность обработки, скорость, КПД, расход топлива, энергии и т.д.);

2. Технических показателей предметов потребления (размер, вес, прочность);

3. Показателей стандартизации и унификации;

4. Показателей технической эстетики;

5. Технологических показателей (применение прогрессивных технологических процессов, использование экономичных и прогрессивных материалов и др.);

6. Показателей срока службы и надежности (технический ресурс до первого капитального ремонта, гарантийный срок, безотказность в работе);

7. Экономических показателей: трудоемкости изготовления, себестоимости и цены изделии, продукции, коэффициентов эффективности и сроков окупаемости капитальных вложений, затрат на обслуживание и т.д.

План повышения эффективности производства состоит из обобщающей таблицы, содержащей сводные результаты внедрения мероприятий по следующим подразделам:

1. внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;

2. модернизация и замена устаревшего оборудования, инструментов;

3. экономия материалов, топлива и энергии (мероприятии целевого назначения);

4. совершенствование системы управления, планирования и организации производства и научная организация труда.

В подраздел по экономии материалов включаются только мероприятия данного целевого назначения. При определении экономии материалов и энергии в целом по предприятию учитывается экономия, получаемая при внедрении мероприятий по другим подразделам.

Расчеты по определению экономии, получаемой предприятием от внедрения мероприятий, годового экономического эффекта, сроков окупаемости, прироста продукции и улучшения использования производственных мощности используются в дальнейшем в расчетах по плану повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции и т.д.

В результате выполнения этих мероприятий, т.е. мероприятий по повышению эффективности производства, должен существенно улучшиться такой важный показатель, как эффективность использования основных производственных фондов и оборотных средств.

Основными показателями экономической эффективности для оценки экономичности внедрения новой техники и организационно-технических мероприятий являются:

1. капитальные вложения, необходимые для осуществления мероприятий;

2. себестоимость продукции;

3. сроки окупаемости капитальных вложений и соответствующие коэффициенты сравнительной эффективности;

4. производительность труда.

Методика анализа интенсификации производства включает систему расчетов, состоящих из показателей эффективности использования разных видов ресурсов, степени влияния экстенсивности и интенсивности их использования на прирост продукции. Наряду с этим для оценки эффективности производства (бизнеса) используются и показатели социально-экономического развития предприятия; условий труда, производительности труда, текучести кадров и др.

Интенсификация производства позволяет преодолеть ограничения, накладываемые на экономический рост со стороны факторов предложения, и получать больший объем продукции при тех же объемах вовлекаемых в хозяйственный оборот производственных ресурсов. В силу невоспроизводимости природных ресурсов особую актуальность приобретает внедрение ресурсосберегающих технологий. В то же время задачи повышения качества экономического роста усиливают общественную значимость внедрения технологий, облегчающих условия труда и способствующих развитию его творческого характера.

Оптимизация процессов на предприятии нужна, прежде всего, для того, чтобы упростить работу менеджерам, чтобы более эффективно использовать ресурсы гостиницы, выявлять недостатки в работе на начальном этапе их возникновения.

Описание процессов, необходимых для их оптимизации.

· Анализ структуры и порядка проведения процессов

· Анализ информационно-технической инфраструктуры

· Определение узких мест и проблем

· Разработка концепций плановых задач (результаты деятельности)

· Внедрение концепций

· Анализ мероприятий

· Профессиональное обучение сотрудников

Стоимость затрат на внедрение мероприятий определяется специальными расчетами и должна учитывать все виды расходов на разработку и внедрение мероприятий (проектные работы, стоимость оборудования, наладочные работы), остаточную стоимость старого, ранее действовавшего оборудования и недоамортизированную часть стоимости выбывшего оборудования.

Затраты на мероприятия финансируются в соответствии с действующими законоположениями за счет следующих источников:

1. фонд предприятия;

2. ссуды Госбанка;

3. средств капитального ремонта;

4. эксплуатационных расходов;

5. централизованных капиталовложений;

6. других источников.

Расчеты экономической эффективности мероприятий производятся для:

1. определения наиболее эффективных направлений и установления очередности мероприятий;

2. выбора наиболее экономически эффективных вариантов осуществления мероприятий;

3. определения годовой экономии;

4. определения влияния внедряемых мероприятий на показатели плана.

Расчет экономической эффективности начинается с определения круга показателей, на которые в той или иной степени отразиться данное мероприятий, например:

1. снижение трудоемкости изготавливаемых изделий, работ, операций;

2. снижение расхода материалов, топлива, энергии;

3. увеличения качества услуг.

Стоимостными показателями этого эффекта являются снижение затрат на зарплату, накладные расходы материалы и т.д.

Однако есть мероприятия, эффективность которых не поддается прямому счету (совершенствование системы планирования, отчетности, учета, мероприятия по охране труда, технике безопасности, трудовой эстетики и др.). Вместе с тем это не исключает необходимости включения их в соответствующие подразделы «Плана повышения эффективности производства» и отражения в нем затрат, необходимых на их осуществление.

Определение экономической эффективности от внедрения мероприятий в натуральных показателях основывается на сравнении расхода рабочего времени на единицу продукции (работы) или расхода материалов, полуфабрикатов, топлива, энергии и т.д. до внедрения мероприятия и после, рассчитанными по нормам намеченного технологического процесса и способа производства с учетом годового выпуска продукции.

Если нормы расхода материалов для базового варианта отсутствуют или являются завышенными, то расход материалов при этом варианте определяется по фактическим данным за последние шесть месяцев.

Стоимостные показатели рассчитываются в виде условно-годовой экономии и экономии до конца года.

Под условно-годовой экономией понимается экономия, которая может быть получена в течение 12 месяцев с момента внедрения мероприятия.

Экономией до конца года, или плановой экономией, называется сумма экономии, которая может быть получена за период с момента внедрения мероприятия до конца планируемого года. Эта экономия рассчитывается на количество продукции, которое будет выпущено в плановом году и отразится на снижении себестоимости и других показателях.

Для определения экономии в стоимостном выражении подсчитывается изменение себестоимости продукции на основе сравнения калькуляции себестоимости единицы продукции по базовому и внедряемому вариантам. По базовому варианту для сравнения берется плановая себестоимость единицы продукции или фактическая себестоимость, если она ниже плановой.

При определении экономической эффективности новых видов продукции или проектов новых технологических процессов в масштабе целых подразделений необходимо производить их сравнение по полной себестоимости продукции, включающей все ее статьи.

Если мероприятие внедряется на промежуточных производственных мероприятиях или работах, где полную себестоимость продукции определить невозможно, следует рассчитывать затраты на выполнение только этих операций или работ.

Таблица 6 - Смета проведения мероприятий по повышению эффективности использования ресурсов предприятия (руб.)

Основные мероприятия Стоимость
Техническое оборудование (оргтехника, компьютеры, автоматизированные системы)
Покраска стен и помещений (оплата материалов, труда)
Озеленение территории и помещений (оплата материалов и труда)
Курсы повышения квалификации
Оснащение стойки администратора на ресепшене
Итого (затраты)

Расчет экономической эффективности проведения мероприятий

Показатели и основы расчета экономической эффективности - student2.ru

Таблица 7

Показатели Отчетный период Планируемый период Отклонения
Тыс. руб. %
1. Выручка от реализации, тыс. руб. 23 458 30 495,4 7 037,4
2. Себестоимость, тыс. руб. 20 510 25 710 5 200 25,35
3. Прибыль от реализации, тыс. руб. 2 948 4 785,4 1837,4 62,33
4. Рентабельность продаж, % 12,6 15,6 23,8

Эффективность = 7 037400/5200000 = 1,35

Мы считаем, что за счет внедрения плановых мероприятий повысится уровень дохода на 30 %. Расчеты, представленные в таблице 7 свидетельствуют, что данные мероприятия целесообразны с точки зрения экономической эффективности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1) Алексеев В.И. Информационные технологии в туризме и гости-ничном менеджменте: учеб. пособие [для студентов вузов] / В.И. Алек-сеев; Балт. акад. туризма и предпринимательства. – СПб.: Д.А.Р.К., 2008. – 224 с. – (Новое в сфере туризма и предпринимательства).

2) Горелкина Е.П. Продажи в сфере HoReCa / Е.П. Горелкина. – М.: Вершина, 2007. – 224 с.: табл.

3) Меррилл П. Поколение инноваций. Как создать инновационный процесс и инновационную культуру / П. Меррилл; пер. с англ. Ю.В. Сыр-бу. – М.: Стандарты и качество, 2009. – 200 с.: ил. – (Практический ме-неджмент).

4) Пфлегер А. Отель. Как выстоить дело с нуля до пяти звезд. Меж-дународные стандарты организации труда персонала на всех уровнях / А. Пфлегер; пер. с нем О.В. Барышевой. – М.: Центрполиграф, 2008. – 239 с.: ил.

5) Рычкова Н. В. Маркетинговые инновации: учеб. пособие [для сту-дентов вузов], обучающихся по специальности «Маркетинг» / Н.В. Рыч-кова. – М.: КНОРУС, 2009. – 226 с.

6) Джозеф А. Мичелли Ritz-Carlton: золотой стандарт гостиничного бизнеса нового тысячелетия. – М.: Эксмо, 2009. – 345 с.

7) Турковский М.С. Маркетинг гостиничных услуг. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 250 с.

8) Жмулина Д.А. Правовое регулирование деятельности по оказа-нию гостиничных услуг. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 176 с.

9) Ушаков Д.С., Малахова Н.Н. Инновации в туризме и сервисе. – М.: Феникс, 2010. – 171 с.

1. Группа компаний COSMI. – Режим доступа: http://www.cosmipro.ru (дата обращения: 31.08.2011);

2. Каталог уборочного оборудования. – Режим доступа: http://www.moyker.ru (дата обращения: 02.09.2011);

3. Комплексное обеспечение гостиниц ООО «АЛТ». – Режим доступа: htt://www.althotel.ru (дата обращения: 27.08.2011);

4. Немецкая компания STAHL. Каталог продукции. – Режим доступа: http://stahl.ru ( дата обращения: 12.08.2011);

5. Папулова Т.П.Инженерно-технические службы в гостинице. – Режим доступа: http://revolution.allbest.ru (дата обращения: 05.06.2011);

6. Русклимат Комфорт. Системы бытового кондиционирования вентиляции и обогрева. – Режим доступа: http://www.rusklimat.ru (дата обращения: 02.09.2011);

7. Техническое оснащение гостиничных номеров. – Режим доступа: htt:// ps-hotel.ru (дата обращения: 02.09.2011).


1. Балашова Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. - М.: Вершина, 2005. – 176 с.
2. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса: учебное пособие.- изд. 2-е.- Ростов н/д: Феникс, 2005. – 380 с.
3. Ефимова О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное
пособие.- М.: Новое знание, 2004. - 392 с.
4. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 200 с.
5. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. для вузов. - М.: Академия, 2003.- 224 с.
6. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. и др. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.
7. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприиимство, ту-ризм: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2002.- 1063 с.
8. Медлик С., Инграм Х. Гостиничный бизнес: учеб. для вузов: пер. с анг.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 239 с.
9. Сенин В.С., Денисенко А.В. Гостиничный бизнес: классификация гости-ниц и других средств размещения: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. – 144 с.
10. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: учебно-практ. пособие. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2003. – 224 с.
11. Труханович Л.В., Щур Д.Л. Кадры в сфере гостиничного обслуживания: сборник должностных и производственных инструкций. - М.: Дело и Сервис, 2003. – 160 с.
12. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: учеб. пособие. - М.: РДЛ, 2006. – 224 с.
13. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л.Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт. под ред. В.С. Янкевича. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.
14. http://hotels.avelonbeta.ru - Гостиница Украина
15. http://www.aertecnica.ru/- Системы центрального пылеудаления

Наши рекомендации