Технология развития критического мышления.

Лекция 2.

2. Методы, приемы и технологии педагогического взаимодействия с одаренными детьми и талантливой молодежью л пр   ср всего

Целевые ориентиры:

Студенты, успешно освоившие материал, смогут выбирать и использовать не менее 3 методов, приемов и технологий, адекватных ситуационным целям педагогического взаимодействия с одаренными детьми и талантливой молодежью (урок, внеурочная деятельность, занятие в клубе и т.п.)

Содержание лекции.

1. Семиотическая дидактика. Приемы и технологии.

Технология развития критического мышления.

Часть 2. Технология развития критического мышления.

«Критическое мышление». Если Вы думаете, что идет речь о критике, поиске недостатков и отрицании, Вы ошибаетесь. Вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого “kritike” - оценка, разбор, обсуждение; следовательно – «критический» - делающий оценку, разбор и пр. ), мы сможем более адекватно отнестись к этому явлению. «Критическое мышление» (альтернатива – «догматическому») будем понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения, мы будем рассматривать его в качестве активного и интерактивного процесса познания. Согласимся с утверждением, что данный тип мышления

- помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;

- предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;

- повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.

Технология «развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий "вызов - осмысление - рефлексия", которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие студентов (школьгтков) в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес, определяются цели дальнейшей учебной деятельности.

На стадии осмысления / реализации смысла (realization) учащийся вступает в контакт с новой информацией, систематизирует сведения, соотнося их с собственными знаниями. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов педагог помогает студентам самостоятельно отслеживать эффективность образовательного процесса.

Стадия размышления / рефлексии (reflection) характеризуется следующими основными задачами:

-целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов);

- анализ образовательного процесса в целом.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Методический аспект

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель ("вызов - осмысление - рефлексия") задает не только определенную логику построения урока (внеклассного занятия), но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии.

Ключевые слова

Если правильно найти в тексте ключевые слова, то не составит никакого труда восстановить весь текст. Александр Блок говорил об этом примерно так: текст – это покрывало растянутое на нескольких колышках. Ключевые слова – это опорные фрагменты текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания и располагаются в определённом порядке.

В преддверии нового материала учитель предлагает подборку ключевых слов. Учащиеся выдвигают свои идеи, пытаясь «восстановить» текст на основе данных ключевых слов. Записывают свои версии рассказов. Далее, знакомясь с оригинальным текстом, они сопоставляют свои идеи и замысел первоисточника.

Кластер

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действийпроста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Технология развития критического мышления. - student2.ru

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:

а) Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости).

б) Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Двойной дневник

Цитата Комментарий

«Двойной дневник» Дает возможность исследовать текст, письменно выразить свое понимание прочитанного, увязав с личным опытом.

Цель:

  • вызвать интерес к изучаемой теме.
  • развить навыки письменной речи.

Пошаговое описание метода

  • Предлагаем учащимся подготовленный текст для прочтения.
  • Убедившись, что все ознакомились с текстом, просим разделить тетрадный лист вертикальной чертой на две части.
  • Далее предлагаем учащимся слева записать цитаты (идеи, мысли) автора, которые понравились (или не понравились, озадачили).
  • Справа учащийся записывает комментарий к цитате (тезису) автора, т.е. обосновывает свой выбор и понимание прочитанного.
  • По завершении этой части задания предлагаем учащимся (добровольно) зачитать цитаты (по одной) и свои комментарии к ним. По ходу ознакомления можно задавать вопросы либо предлагать свой вариант комментария на ту или иную цитату.
  • Далее учащиеся могут поработать в парах (в тройках, малых группах), обсудить услышанное и отметить то, что понравилось в работах партнеров.

Советы преподавателю

  • Вы можете заранее оговорить количество цитат (2-3), все зависит от характера, объема текста.
  • При этом текст, безусловно, необходимо увязывать с вузовской (школьной) программой.
  • Можно предложить учащимся отразить свои размышления (после обсуждения) в сочинении или аргументированном эссе.

Синквейн

«Синквейн» это название формы стихотворения, причем не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. И, видимо, для того, чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами, как не трудно догадаться, являются строки – в синквейне их действительно ровно пять, и каждая несет определенную функцию и смысловую нагрузку.

Как правило, синквейн используют для резюмирования изучения материала. Для оптимального достижения этих целей допускается вольная трактовка формы синквейна: можно варьировать количество слов, заменять существительные местоимениями, прилагательные – причастиями и наоборот. Опорной схемой, в общем описывающей состав дидактического синквейна, может служить такое описание:

1.В первой строке одним словом обозначается тема синквейна – это может быть любой предмет/объект/явление, названное одним словом. Можно использовать существительное или местоимение, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2.Во второй строке уже в двух словах дается характеристика темы, изложенной в предыдущей строке. Достаточно простого описания фактических свойств предмета, для выражения которых можно использовать прилагательные и/или причастия.

3.В третьей строке речь идет о тех способностях, которыми обладает объект из первой строки – тех действиях, которые он производит. Используются три слова: глаголы и/или деепричастия, но при необходимости можно использовать и большее количество слов.

4.В четвертой строке автор выражает уже не объективное восприятие темы, а свое субъективное отношение к ней. В идеале его нужно уместить в четыре слова — самая сложная и самая интересная часть любого синквейна.

5.В пятой строке пишется снова всего одно слово, подводящее итог — это некий вывод, который делается из всей информации предыдущих четырех строчек и лаконично выражает суть темы, как бы закрывая ее и зацикливая смысл текста.

1. ____________________

2. ____________________________________

3. __________________________________________________

4._________________________________________________________

5____________________________

«Дерево предсказаний» (Дж.Белланс)
Предположения по поводу развития сюжетной линии. Ствол дерева –тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), «листья» - обоснования этих предположений.

 
  Технология развития критического мышления. - student2.ru


Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

Зигзаг
(изучение, систематизация большого по объему материала)

Текст разбивается на число частей по количеству членов группы.

1.Стадия вызова. Осуществляется при помощи любых известных вам приемов. В данной стратегии может и не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом.

2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

3.Стадия размышления: работа в группе «экспертов».Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

Презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы.


Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме.

Дискуссии: «Совместный поиск»
«Перекрестная дискуссия»

В результате применения учебной дискуссии
- происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;
- расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений;
- формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;
- обогащается эмоциональный опыт, так как группа - это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений.
- ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;
- ребенок может сопоставить свое "Я" с другими (самодиагностика).

Дискуссия (диалог) возможна только тогда, когда соблюдены определенные условия:
- наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;
- готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;
- наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;
- наличие возможности высказаться;
- развернутая, корректная аргументация своей позиции;
- наличие возможности задавать вопросы.

Заключение.

Источник: Критическое мышление: отчёт об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения (Дельфи-доклад) перевод Е. Н. Волкова http://evolkov.net/critic.think/basics/delphi.report.html

В 80-е годы ХХ века было достигнуто определённое взаимопонимание в отношении того, что должно являться сутью образования. Согласие было достигнуто на позициях, обычно отстаиваемых сторонниками либерального образования: суть образования должна заключаться скорее в разборе, усвоении и обдумывании, нежели в накоплении несистематизированных навыков и устаревающих сведений. К концу десятилетия процесс внедрения критического мышления (КМ) в учебные планы учреждений среднего и повышенного среднего образования уже набрал заметную динамику.

Этот успех породил, однако, несколько новых вопросов. В чём конкретно состоят навыки и черты характера, служащие отличительными признаками КМ? Какие существуют эффективные методики обучения КМ?

Технология развития критического мышления. - student2.ru

Лекция 2.

2. Методы, приемы и технологии педагогического взаимодействия с одаренными детьми и талантливой молодежью л пр   ср всего

Целевые ориентиры:

Студенты, успешно освоившие материал, смогут выбирать и использовать не менее 3 методов, приемов и технологий, адекватных ситуационным целям педагогического взаимодействия с одаренными детьми и талантливой молодежью (урок, внеурочная деятельность, занятие в клубе и т.п.)

Содержание лекции.

1. Семиотическая дидактика. Приемы и технологии.

Технология развития критического мышления.

Часть 2. Технология развития критического мышления.

«Критическое мышление». Если Вы думаете, что идет речь о критике, поиске недостатков и отрицании, Вы ошибаетесь. Вспомнив этимологию слова «критика» (от греческого “kritike” - оценка, разбор, обсуждение; следовательно – «критический» - делающий оценку, разбор и пр. ), мы сможем более адекватно отнестись к этому явлению. «Критическое мышление» (альтернатива – «догматическому») будем понимать как творческое, аналитическое и конструктивное мышление. С педагогической точки зрения, мы будем рассматривать его в качестве активного и интерактивного процесса познания. Согласимся с утверждением, что данный тип мышления

- помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни;

- предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор;

- повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.

Технология «развития критического мышления» позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.

Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий "вызов - осмысление - рефлексия", которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией и размышлять о том, что они узнали.

На стадии вызова (evocation) в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Поскольку при этом сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, участие студентов (школьгтков) в образовательном процессе активизируется, формируется познавательный интерес, определяются цели дальнейшей учебной деятельности.

На стадии осмысления / реализации смысла (realization) учащийся вступает в контакт с новой информацией, систематизирует сведения, соотнося их с собственными знаниями. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов педагог помогает студентам самостоятельно отслеживать эффективность образовательного процесса.

Стадия размышления / рефлексии (reflection) характеризуется следующими основными задачами:

-целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов);

- анализ образовательного процесса в целом.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Методический аспект

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель ("вызов - осмысление - рефлексия") задает не только определенную логику построения урока (внеклассного занятия), но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это позволяет говорить об универсальном, надпредметном характере предлагаемой технологии.

Наши рекомендации